Приход этой церкви занимает положение на северо-западной окраине города Белёва. Кроме городской части в состав его входит Стрелецкая Слобода. Общее число прихожан состоит из 271 души мужского пола и 365 женского пола. Городские жители состоят из людей разных сословий; население Стрелецкой Слободы составляют крестьяне. Такой состав прихода определился только в 1880 году; до этого времени прихожане его были рассеяны по разным частям города. Из ранней истории Троицкого прихода почти никаких сведений не сохранилось. Одновременно ли возник этот приход с церковью, или Троицкая церковь, как есть основание думать, была на первых порах бесприходную, сказать нет возможности. Но как бы то ни было, приход это принадлежит к числу очень древних в Белёве, если даже допустить, что Троицкая церковь на первых порах была бесприходную.
Из писцовых книг XVII века (1630 г.) видно, что церковь эта существовала уже в 1543 году и наделена была землёю белёвским князем Василием Васильевичем, что в 1630 году она была ружною и стояла на посаде близ Спасопреображенского монастыря, где и теперь указываются остатки могильных насыпей, находящихся под постройками обывателей. До 1782 года церковь была деревянная с приделом преподобного Сергия Радонежского, как это видно из межевых книг 1685 года. Более подробных сведений из истории этой церкви не имеется. В 1782 году вместо деревянной церкви начата постройкою каменная церковь в тоже наименование с тёплым приделом во имя Рождества Христова каковой и был освящён 22 декабря того же года. Настоящая же церковь устроена была окончательно и освящена в 1785 году 10 июня. Новая церковь построена была не на месте прежней, не на посаде, а на кладбище.
Церковь выстроена усердием городового магистрата бургомистром Яковом Орловым. Впоследствии в этой церкви устроен придел во имя иконы Казанской Божией Матери; о нём упоминается в деле Тульской консистории за №22 1801 года. Когда и кем он построен, а равно когда был уничтожен. сведений не сохранилось. Можно догадываться, что этот придел был уничтожен вследствии крайней его сырости. Догадка эта основывается на донесении присутствующего духовного белёвского правления Тульской Консистории, священника Ивана Григорьева о состоянии церквей города Белёва за первую половину 1800 года. В этом донесении сказано, что "в приделе Казанской Божией Матери антиминс от сырости заплесневел и полинял". Дальнейшая история храма состояла в различных поновлениях его внутри и снаружи. Наиболее крупная переделка в храме произведена в 1860 году: трапезная церковь, как мало поместительная, была заменена новою просторною, причём вновь устроен был в ней придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вся эта постройка произведена по завещанию купца Ивана Алексеевича Макарова его женою Анастасиею Михайловной Макаровой.
В 1873 году холодный храм, а в 1881 году и тёплый украшены стенной живописью. Особенно чтимая икона в храме - образ Божией Матери "Не рыдай Мене Мати". Заслуживает также внимания небольшой шестиконечный крест в семь вершков (30 см). Под распятием этого креста следующая надпись: "Сей крест во граде Ростове в Аврамиевом монастыре св. Иоанном Богословом дан пр. Авраамию победити идола Велеса, при князе Владимире преставися Авраамий в лето (1010г.). Зри о сём в прологе октября 29 дня". Надо полагать, что крест этот представляет копию с того креста, который сделан из трости, данной Иоанном Богословом преподобному Авраамию для сокрушения идола Велеса, и хранится в Авраамиевом Ростовском монастыре. На этом же кресте воспроизведена без всякой оговорки надпись настоящего креста, способная подать повод к большим недоразумениям в области археологии. В приходе имеются два училища ведомства министерства народного просвещения: мужское и женское.
Источник: Лепёхин А.Н. "Белёв. Материалы к истории". 2014г.