Церковь в Воскресенском Белогорском монастыре – деревянная, обложенная кирпичом, внутри и снаружи оштукатурена, построена в 1866 г. на пещерной горе, среди монастыря. В каменном нижнем этаже под церковью помещается просфорня и несколько келий.
Иконостас писан в Москве, но не отличается художественностью кисти, одноярусный; местные иконы: Воскресения Христова, св. Митрофана, по левую сторону царских врат – Божией Матери и св. Тихона, на южных дверях – архангела Михаила, на северных – архидиакона Стефана. Церковь эта маловместительна, богослужение совершается в ней только летом. Эта церковь, по отстройке нового храма в честь Воскресения Христова, будет уничтожена. Для монастырского соборного храма составлен уже план: церковь будет о 5-ти главах, величественной архитектуры и будет на середине монастыря, на верху пещерной горы.
Начало Белогорским пещерам было положено в 1796 г. Первая церковь в Белогорском монастыре была устроена в 1820 г. в честь св. Александра Невского. Сначала в пещерной церкви служил причт Троицкой церкви слободки Белогорья, а затем в 1820 г. по просьбе пещерокопательницы Марии Кон. Шерстюковой к пещерной церкви был определен особый причт. Из священников этого времени были известны: Диом. Андреевский, Илья Мишин, Руднев и др.
Еще при жизни Марии близ Белогорских пещер поселились 6 девиц казачек из Казанской станицы земли войска Донского, но так как не предполагалось при пещерах устройства общины или монастыря, они были возвращены в дома своих родных, и они были единственные женщины, выражавшие желание навсегда поселиться при пещерах, но высказанная ими мысль об общежитии в Белогорских пещерах нашла себе сочувствие в жителях слободы Белогорья и г. Павловска, тем более, что находились самоотверженные подвижники, обрекавшие себя на продолжение Белогорских пещер. Из них особенно замечательны: благочестивый старец Иван Алексеевич Тищенко из слободы Расковой; он пришел в пещеры еще при жизни Марии и начал копать свои особые пещеры, но с мыслью соединить их с прежде бывшими, он скончался и погребен в усыпальнице близ гроба Марии и наравне с нею свято чтится поклонниками белогорских пещер; Андрей Николаевич Васильченко, более известный под именем Антония, он, кроме трудов в пещерокопании, до смерти проходил в должности старосты пещерного храма, в усыпальнице имеется его портрет, равно как и его брата И. Н. Васильченко, проходившего также в должности церковного старосты…
Белогорские пещеры находились в заведовании благочинных. До прибытия на Воронежскую кафедру преосвящ. Серафима в 1865 г. не угасала мысль об учреждении в пещерах монастыря. В 1866 г. составлена была комиссия об устроении при пещерах обители и изыскании средств на содержание ее. Белогорские жители пожертвовали 18 дес. земли и рыбную ловлю на реке Дон. В том же году к Белогорским пещерам был приставлен для изыскания средств устроить обитель иеродиакон Митроф. монастыря Иероним. Помещик Подольский, по внушению о. Иеронима, пожертвовал будущему монастырю 120 дес., помещица Морозова – 93 дес.
С прибытием монашествующей братии увеличились денежные средства, так что о. Иероним имел средства устроить трапезную Воскресенскую церковь, двухэтажную гостиницу, его преемник о. Авраамий построил другую, довольно поместительную церковь в честь Вознесения Господня, но сначала была поставлена в 1869 г. часовня, а затем в 1874 г. построена и освящена Вознесенская церковь.
Вследствие несчастного события, имевшего место в Белогорских пещерах, о. Авраамий был устранен от заведования вновь устроенною обителью и на его место с 1879 г. был переведен духовник ставленников и крестов. иеромонах Митрофановского монастыря о. Петр. При нем, по указу св. Синода в декабре 1882 г., Высочайше повелено при Белогорских пещерах устроить мужской общежительный монастырь с наименованием его Воскресенским Белогорским.
В Белогорских пещерах особенно свято чтится икона Божией Матери, именуемая «Мария благую часть избра». Она находится за правым клиросом Вознесенской теплой церкви. Перенесена икона из пещерного храма, где, находясь около 20 лет, не потускнела и сохранила свой прежний вид. По преданию, она перенесена лет 40 тому назад странницею из Киева... Эта икона свято чтится богомольцами и считается чудотворною. На иконе серебряная позлащенная риза.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.