Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве
Местность на
берегу реки Сетуни, где некогда находилось село Голенищево, с середины XIV до
начала XVIII века принадлежала русским митрополитам и патриархам. При святителе
Алексие, бывшим с 1354 до 1378 года митрополитом московским и всея Руси, здесь
были устроены митрополичьи или «райские» сады. В начале XV столетия село стало
любимой летней резиденцией митрополита Киприана (1390-1406 годы) [1]. Он
построил в Голенищеве деревянную «опричную» церковь во имя трех святителей:
Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковь эта была деревянной
и находилась на Трехсвятской горке. Особенно в Голенищеве любил бывать
митрополит Иона (1448-1461 годы), много сделавший для его благоустройства. В 1474 году митрополит Геронтий (1473-1489 годы) повелел поставить
здесь деревянный храм во имя святого апостола Иоанна Богослова: «…в лето 6782 преосвященный
Геронтий митрополит всея Руси вниз по реке Сетуни в той же Голенищевской земле,
у Алексеева Чюдотворцева сада церковь поставил Иоанна Богослова и двор сряди и
с теремы и с погребы и с ледники и с всем устроил» [2].
Дата сооружения
первого Троицкого храма на месте церкви Иоанна Богослова в настоящее время не
установлена. Впервые деревянный храм во имя Святой Троицы упоминается в 1627
году. К этому времени село уже называлось Троицкое-Голенищево: «…великого
государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии вотчина
Троице-Голенищево, а в селе церковь Живоначальной Троицы, да в придел Леонтия
Ростовского, деревяныя клецки, а в церкви образы, и свечи, и книги, и на
колокольне колокола, и всякое церковное строение государево патриаршее…» [3].
Менее чем через
двадцать лет деревянную церковь перевели в село Троицы Сельцы, а на ее месте
началось возведение великолепного каменного храма. Для того, чтобы строительство
велось без задержек, митрополит Филарет Никитич повелел устроить у Воробьевых
гор неподалеку три печи для обжига кирпича из местной глины. По его
указу этот кирпич поставлял к месту строительства «патриаршие Саввинские
слободы крестьянин Леонтий Кострикин» [2].
Работы велись с
1644 по 1646 год по проекту московского зодчего Антипы Константинова, учителем
которого был отчим - подмастерье каменных дел - Лаврентий Семёнович Возоулин.
Непосредственно строительными работами руководил подмастерье каменных дел
Ларион Михайлович Ушаков. 16 марта 1644 года с ним по обычаю того времени была
заключена «уговорная запись» о том, что «ему делать в патриаршем селе Троицком
каменную церковь с приделами кроме кровли, а делать ту церковь по указу и
чертежу подмастерья Антона (?) Константинова, каков он свой чертеж дал к тоему
церковному строению. За работу ему было уплачено 500 рублей, да ему ж за
церковное каменное дело, что он сверх уговору делал колокольню – 20 рублей»
[2]. Из этой записи видно, что храм строился сразу по единому замыслу, вопреки
распространенному мнению о более позднем возведении приделов, и о датировке
колокольни 1660 годом [4]. Отделочные работы продолжались до 1649 года, когда
23 октября произошло торжественное освящение церкви, на котором присутствовал
государь Алексей Михайлович со своим двором. Через год усадьба ненадолго
перешла в собственность нижегородского наместника, царского оружничего Григория
Гавриловича Пушкина «за посольскую службу» [6].
За последующие
полвека в облике Троицкого храма не произошло никаких изменений, и опись 1701
года дает нам достаточно точное представление о его облике: «Троицкая церковь
каменная шатровая с двумя приделами с двух сторон – Ионы митрополита, да
мученика Агапия… над папертью (на трапезной) церкви каменная шатровая
колокольня, а на ней пять колоколов, а в большем весу 25 пуд, а в четырех
колоколах весу не написано…» [2].
Храм
Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве – один из красивейших (и немногих
сохранившихся) примеров многошатровых храмов, расцвет строительства которых
приходится на первую половину XVII столетия. Наиболее известные примеры таких
храмов датируются более поздним временем – это церкви Воскресения в Гончарах (1649
год), Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1649-1652 годы), иконы Божией Матери Одигитрии в Вязьме (1650-е годы) и т.п. [5]. Важной
особенностью их архитектуры можно назвать декоративное использование шатров:
все три шатра нарядным декоративным навершием венчают основной куб храма. Исключением
является церковь Успения Пресвятой Богородицы в Алексеевском монастыре Углича,
более известная как «Дивная» (1628 год), в конструкции которой каждый из шатров
еще имеет конструктивное значение – он установлен на основание в виде
небольшого восьмерика. Можно предположить, что она и стала одним из прообразов Троицкого храма.
Антипа Константинов использовал этот мотив во время строительства трехшатровых храмов Ризоположения(возведенной им в 1641 году над Золотыми вратами во Владимире) и Спаса Преображения в Алексеевском монастыре в Москве (1634 год), где он работал вместе с Трефилом Шарутиным. Судить об этом храме мы можем только по рисунку середины XIX века, где третий шатер невидим [6]. Следует отметить, что Трефил Шарутин происходил из семьи талатливых зодчих города Кашина. Вряд ли случайно, что еще один ее представитель - Иван Шарутин (сын Марка Шарутина) -в 1652-1654 годы возвел звонницу, увенчанную тремя шатрами (уже более декоративного вида) в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом.
Шатровая форма в разных вариантах была особенно любима Антипой Константиновым сыном Возоулиным. Он использовал ее уже в первой своей работе – соборе
Архангела Михаила в Нижнем Новгороде (1628-1631 годы). Его строительство молодой мастер завершал самостоятельно после смерти отчима. В 1644 году он «был на Пушечном дворе у амбарного каменного дела и иных каменных дел»
(здесь имеются в виду литейные амбары). Согласно чертежу XVII века, их венчали
два четырехгранных шатра со слухами для выхода отработанного газа. В 1645 и
1648 годы зодчий закончил свою деятельность строительством двух шатровых надвратных церквей (св. Евфимия и Успения) в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего
Новгорода [6].
Восьмигранные шатры храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, как и у «Дивной» церкви,
и у Спасо-Преображенского собора Алексеевского монастыря, являются не
декоративным приемом, а конструктивным завершением каждого из трех объемов:
самого храма и двух его приделов, примыкающих к углам основного объема с
востока, по сторонам от апсиды. Дополняет и усложняет композицию четвертый
шатер – высокая колокольня, первоначально находившаяся у северо-западного угла
церкви. С юга, востока и запада храм охватывает невысокая галерея. Примеры похожего
расположения двух симметричных приделов шатрового храма впервые появляются в
русской архитектуре в конце XVI века. Среди них можно назвать храмы Рождества
Христова в Беседах (1590-е годы), Богоявления в селе Красном (1592 год),
Смоленской Богоматери в Кушалино (1592 год), Спаса Преображения в селе Остров
(1590-е годы) и другие [5]. Однако, во всех случаях, приделы сильно уступают по
высоте основному храму и имеют завершение в виде главки. Равноценная роль всех
трех самостоятельных объемов и шатров в композиции храма в русском зодчестве впервые
была использована Антипой Константиновым.
Храм и приделы
имеют конструкцию «восьмерик на четверике». Четверик несколько вытянут по оси
север-юг и значительно выше восьмерика. Детали декоративного решения самого
храма и приделов довольно ощутимо различаются. Центральный шатер открывается
внутрь, что создает эффект особого величия храмового пространства. По своему облику
он очень близок шатру собора Архангела Михаила в Нижнем Новгороде. Характерные
для зодчего многопрофильные кокошники, украшающие четверик нижегородского
собора (а позже ставшие отличительной чертой архитектуры Нижнего Новгорода), в
Троицком-Голенищеве выполнены не полукруглыми, а килевидными и напоминают кокошники
углической Успенской церкви. Стены четверика имеют трехчастное решение и
украшены выделенными лопатками. Каждая грань восьмерика декорирована
профилированными филенками. От шатра восьмерик отделен широким карнизом в виде
крупных зубцов [4], сходный с карнизом восьмерика Архангельского нижегородского
собора. В целом, декор самого храма производит впечатление сдержанного благородства
за счет уравновешенности пластических форм.
Декоративное
убранство приделов решено несколько иначе. По мнению исследователей, их строительством
занимался только Ларион Ушаков [6]. Стены четвериков он завершил фронтонами, а
каждую грань восьмериков украсил парой небольших кокошников, под которыми
проходит карниз такого же рисунка, что и на самом храме. Особенную нарядность и
пластичность шатрам приделов придают высокие окна-люкарны [13]. Такие же окна и
завершения-фронтоны мастер уже использовал и ранее, например, при строительстве
Теремного дворца в Московском Кремле, в котором он участвовал в 1635-1636 годах
вместе с Антипой Константиновым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным (кроме того, схожий мотив украшает небольшой шатровый храм Троицы Живоначальной, возведенный в 1650 году Иваном Марковичем Шарутиным над входом во внутренний двор Саввино-Сторожевского монастыря). Однако
декор приделов все же производит впечатление некоторой дробности по сравнению с
пластикой центрального объема храма.
Каким изначально
был облик древней колокольни, сейчас уже не представляется возможным выяснить,
т.к. она и западный притвор были перестроены в XIX веке [7]. Об этом
свидетельствует метрика храма, составленная в 1887 году: «В 1860 году
переделана задняя часть западного притвора распространением ее на такое
пространство, которое занимала старая колокольня. В том же году входное крыльцо
западного притвора Троицкой церкви отломано, и на месте его выстроен длинный
коридор, соединяющий западный притвор с новой колокольней» [8]. Новая
колокольня поставили к западу от храма. В то же время выстроили трапезную
возле северного придела мученика Агапия [9]. М.В. Красовский ставил
первоначальную колокольню Троицкого храма в один ряд с колокольнями московских
храмов Феодора Студита у Никитских ворот, Флора и Лавра на Мясницкой и
Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках [11]. Отдавал должное нарядности ее
архитектуры и А.А. Мартынов [12].
На колокольне
1860 года находился подбор из семи колоколов. Пространная надпись на благовестнике гласила: «Вылит сей колокол ко храму Живоначальной Троицы в селе
Троицком, Голенищеве тож, что близ Москвы в царствование императора Александра
II, во святительство высокопреосвященнейшего Иннокентия митрополита Московского
и Коломенского, по благословению преосвященнейшего Леонида, епископа
Дмитровского, викария Московского, при священнике Павле Георгиевиче Орловском,
усердием и иждивением прихожан и церковного старосты потомственного почетного
гражданина Александра Ефимовича г. Байдакова и добрых даятелей. 1876 года марта
15 дня. Лит на заводе Н.Д. Финляндского в Москве. Весу 208 пуд 10 фунтов».
На полиелнйном,
втором по весу колоколе тоже существовала интересная надпись: «Сей колокол вылит 1785
года марта 31 дня церкви Живоначальной Троицы в селе Троицком, Голенищеве тож,
тщанием священника Тимофея Иванова вкупе с приходскими людьми, весу 101 пуд и 8
фунтов. Лит в Москве на заводе Никифора Кабанина (прав. – Калинина)». На
третьем – будничном колоколе удалось прочесть такой текст: «Лета ЗРПЕ (7185, т.е. 1677) по указу
великого господина Иоакима, патриарха Московского и всея Руси выменен сей
колокол на старый разбитый колокол в Московский уезд в домовое село Троицкое Голенищево
к церкви Живоначальной Троицы. Весу КЕ (25) пуд». Четвертый колокол весил 13,
пятый – 8 пуд, шестой и седьмой по одному пуду [8]. Судьба этих колоколов
неизвестна. Сейчас на колокольне размещен подбор из новых колоколов, поднятых
на нее в 1993 году.
Значительные
изменения в положении храма произошли после смерти патриарха Андриана в
1700 году. Село Троицкое-Голенищево с церковью и небольшим летним патриаршим дворцом
поступило в общегосударственное управление, а затем его «определили» в заведование
синодального управления. В 1729-1730 годы оно принадлежало любимцу императора
Петра II – Ивану Алексеевичу Долгорукову, затем перешло в ведение
коллегии экономии. Очень сильно храм пострадал в 1812 году. Солдаты армии
Наполеона устроили в нем конюшню, затем во время пожара погибла вся старинная
роспись и иконостас, сохранилось только несколько икон, отданных перед этим
мастеру «на поновление». Сильные повреждения имели шатры, кресты и колокольня
[2]. В 1815 году саму церковь и придел святителя Ионы восстановили и заново
освятили, но храм стоял не расписанным еще и в конце XIX столетия [8]. Только в
1898-1902 годах начались работы по воссозданию его убранства [10].
В ХХ веке Троицкая
церковь разделила судьбу многих русских храмов. В 1939 году ее закрыли, два антиминса
при этом перенесли в Троицкую церковь на Воробьевых горах. Иконостас, сохранявшийся в церкви, в 1941 году вывез С.М. Эйзенштейн для съемок фильма
«Иван Грозный». Дальнейшая судьба его неизвестна. В 1966 году в храме находился
склад сырья и готовой продукции третьей картонажной фабрики Управления
специальных предприятий. В это время церковь пребыла в очень плачевном
состоянии. В 1970-е годы, после вывоза склада, она стояла пустой, пока ее не
отдали опять под склад, но уже для Гостелерадио. В 1987 году здесь же
разместилась нотная библиотека, обладавшая ценной коллекцией рукописей [10]. Православной
Церкви Троицкий храм вернули только в 1991 году – 8 января возле него отслужили
первый молебен. Немного позже начались богослужения – в нижнем ярусе колокольни. Восстановительные работы продолжались на протяжении пяти лет. Сейчас
в северном приделе мученика Агапия освящен престол свт. Тихона, патриарха
Московского и всея Руси и священномучеников, мучеников и исповедников
Российских.
Библиография:
[1] Захаров М.П.
Путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1867
[2]. Иоанн
Кузнецов, иерей. Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве // Труды
комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины в Москве и
Московской епарихии. М., 1904. Т.I. С.: 1-14
[3] Холмогоровы
В. И Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVII столетия. М., 1886.
Вып. III. Загородская десятина Московского уезда. С.: 301
[4] Памятники
усадебного искусства. М., 1928. С.:89
[5] Баталов А.Л.
Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 133-135, 311
[6] Филатов Н.Ф.
Нижегородские зодчие XVII начала ХХ века. Горький, 1980. С.: 21, 22, 25-26, 29,
30
[7] Ильин М.А.,
Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С.: 463
[8] Метрика
московской церкви Живоначальной Троицы, что в Голенищеве. 1887 год. Из
материалов Археологической комиссии // Исторический архив. 2009. № 5. С.:
143-161. Метрика подготовлена к печати А.Ф. Бондаренко на основе материалов
архива ИИМК (Ф.1, оп. 2, 1911, д. 257).
[10] Сорок
сороков. М., 2003. Т.4. С.: 202-205
[11] Красовский
М.В. Очерк по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911.
С.: 237
[12] Мартынов
А.А. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М.,
1848. Т.2.
[13] Грабарь
И.Э. История русского искусства. Т.2. М., 1911. С.: 84
[14] Москва и ее
окрестности. М., 1885. С.: 425