ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских.

Кирилловская церковь


Киев. Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских
Церковь. Действует.  
Престолы:Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Троицы Живоначальной
Год постройки:приблизительно 1150 - 1170.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, Киев, ул. Кирилловская, 103

Координаты: 50.483451, 30.471894
Проезд:от м. «Дорогожичи», «Петровка» — трол. 27к, 27 и авт. 103 до ост. «Кирилловская церковь»; от м. «Лукьяновская" — трол. 6, 18 до ост. «Стадион "Спартак"»; от м. «Контрактовая площадь» — трам. 11, 12, 19 до ост. «Стадион "Спартак"».





Сортировка:

Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Алексей Кротов
5 января 2013
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Алексей Кротов
5 января 2013
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Алексей Кротов
5 января 2013
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Андрей из Киева
1 февраля 2010
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилла александрийского церковь.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Кирилла александрийского церковь.
Александр Момент
5 января 1975
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Вход с южного фасада.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Вход с южного фасада.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Andrey Lazurenko
1 июня 2010
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Купола Кирилловской церкви
<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Купола Кирилловской церкви
Елена Васильева
15 июня 2008
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Татьяна
19 августа 2005
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилловская церковь.Фрагмент фасада(фото из архива автора).<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Кирилловская церковь.Фрагмент фасада(фото из архива автора).
Александр Момент
5 января 1975
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилловская церковь.Общий вид (фото из архива автора)<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Кирилловская церковь.Общий вид (фото из архива автора)
Александр Момент
5 января 1975
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
varandej
27 сентября 2013
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Т.
9 сентября 2013
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Иконостас<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Иконостас
zavar-vera
9 мая 2012
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Пророк Моисей. М.Врубель<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Пророк Моисей. М.Врубель
zavar-vera
9 мая 2012
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Царь Космос. Фрагмент композиции "Сошествие Святого духа на апостолов". М.Врубель<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Царь Космос. Фрагмент композиции "Сошествие Святого духа на апостолов". М.Врубель
zavar-vera
9 мая 2012
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, "Сошествие Св.Духа" - фреска М.Врубеля<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
"Сошествие Св.Духа" - фреска М.Врубеля
Сергей Самусенко
1 августа 2005
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Сергей Самусенко
1 августа 2005
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Сергей Самусенко
1 августа 2005
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилловская церковь.Фрагмент фрески М Врубеля Сошествие Святого Духа (фото из архива автора)<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Кирилловская церковь.Фрагмент фрески М Врубеля Сошествие Святого Духа (фото из архива автора)
Александр Момент
5 января 1975
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилловская церковь.Левая часть иконостаса работы М.Врубеля(фото из архива автора)<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Кирилловская церковь.Левая часть иконостаса работы М.Врубеля(фото из архива автора)
Александр Момент
5 января 1975
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилловская церковь.Правая часть иконостаса работы М.Врубеля (фото из архива автора)<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Кирилловская церковь.Правая часть иконостаса работы М.Врубеля (фото из архива автора)
Александр Момент
5 января 1975
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Завершения. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Завершения. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Колокольня. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Колокольня. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Щипец. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Щипец. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Апсиды. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Апсиды. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Колокольня, первый ярус. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Колокольня, первый ярус. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Своды первого яруса колокольни. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Своды первого яруса колокольни. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Своды первого яруса колокольни. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Своды первого яруса колокольни. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских,  Рисунок М. Сажина, 1840-х г.г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Рисунок М. Сажина, 1840-х г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1840
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилловская церковь, общий вид с северо-запада. Источник: «Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках»<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Кирилловская церковь, общий вид с северо-запада. Источник: «Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках»
Елена Григорьева
??
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилловская церковь, аркады на хорах. Источник: «Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках»<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Кирилловская церковь, аркады на хорах. Источник: «Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках»
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 февраля 2005
Кирилловская церковь построена в XII в., перестроена в 1760 г. Музей. Иногда проводятся службы. В интерьере - иконостас и фрагменты росписи работы М.Врубеля.

Елена Григорьева
 

Церковь в честь святых Кирилла и Афанасия Александрийских строилась после восхождения на Киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича – в крещении Кирилла. Храм возвели в северо-западной окрестности города, в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог (отсюда и название местности). В то время Дорогожичи были стратегическим военным плацдармом на подступах к столице и неоднократно становились местом кровавых сражений.

Кирилловская церковь строилась как семейная усыпальница рода князей Ольговичей. Первой здесь была похоронена вдова Всеволода Мария – дочь святого князя Мстислава Великого и внучка Владимира Мономаха. Именно она воплотила в жизнь замысел рано умершего мужа о возведении Кирилловского храма и монастыря. Из Ипатьевской летописи известно, что в 1171 г. обитель уже существовала. Сама княгиня приняла в монастыре схиму. Здесь же был пострижен перед смертью и затем похоронен ее сын, князь Святослав Всеволодович – один из главных героев «Слова о полку Игореве». В 1240 г., когда Киев захватили монголо-татары, монастырь уцелел, но был разграблен. Серьезные повреждения получили притвор и купол Кирилловского храма, была сорвана свинцовая крыша. На долгие годы церковь осталась без кровли. Уникальные фрески и сами стены храма подверглись разрушительному воздействию осадков и ветров. Более чем триста лет Кирилловский монастырь не упоминался в летописях. Первое упоминание о нём в послемонгольское время датируется 1530 годом.

В начале XVII века благодаря ревностному защитнику Православия князю Константину Острожскому началось возрождение обители. В 1605 г. он вызвал из монастыря Святого Креста в его имении игумена Василия Красовского и поручил ему восстановить Кирилловскую обитель. Отец Василий приложил все силы для того, чтобы вернуть монастырю былую славу. При нём были восстановлены разрушенные части церкви, сооружена новая кровля, частично обновлены потускневшие фрески. В этот период выросло число монашеской братии и для нее выстроили деревянные кельи. Чтобы увеличить доходы обители, неподалеку от нее, под горой, построили дома, которые сдавали внаем вольным людям. Король Сигизмунд III вручил игумену грамоты на владение всеми землями, когда-либо принадлежавшими монастырю. После отца Василия важную роль в деле возвышения Кирилловского монастыря сыграли игумены Софроний Жеребило-Лобужский, Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович. В 1651 г., во время освободительной войны против Речи Посполитой, обитель разорили войска литовского гетмана Януша Радзивилла. В 1658-1677 г.г. монастырем управлял Мелетий Дзык – бывший ректор Киево-Могилянской коллегии. Игумен Мелетий пригласил в обитель 17-летного воспитанника коллегии Даниила Туптало, который впоследствии стал известен как святитель Димитрий Ростовский. Несмотря на молодость Даниила, игумен постриг его в монашество с именем Димитрий. Ещё через год молодой монах был посвящён в иеродиаконы. После смерти Мелетия братия хотела избрать на его место 29-летнего Димитрия – тогда уже иеромонаха, – но тот отказался. С 1681 по 1697 годы во главе обители стоял игумен Иннокентий Монастырский. В этот период были полностью ликвидированы последствия нападения Радзивилла, значительно увеличились земельные владения монастыря. В его подчинении оказался Ржищевский Преображенский монастырь со всеми его землями. Это было время наивысшего расцвета Кирилловской обители, которая уступала только Киево-Печерской Лавре. После смерти игумена Иннокентия братия все же убедила будущего святителя Димитрия принять управление монастырем, но он возглавлял обитель недолго - всего пять месяцев. Родители же святого Димитрия и его родственники всю свою жизнь были благотворителями монастыря. Отец его, Савва Григорьевич, был ктитором. Сестры святителя основали неподалеку Иорданскую обитель, которая была тесно связана с Кирилловским монастырем. Родителей святого Димитрия и его старшую сестру инокиню Александру похоронили в Кирилловском храме.

В 1734 году в монастыре произошел большой пожар. Огонь уничтожил все деревянные постройки и сильно повредил церковь. Восстановление началось в 1748 г. и продолжалось более десятилетия. Руководил работами известный зодчий Иван Григорович-Барский. Кирилловскую церковь подвергли небольшой перестройке, вследствие которой она приобрела свой нынешний вид. В 1748 г. был построен храм-трапезная во имя святителя Василия Великого. Он сохранился до наших дней. Построили также каменные кельи и корпус архимандрита. Вокруг всего монастыря соорудили каменную ограду с четырьмя угловыми башнями в стиле барокко. В систему укреплений вошла и каменная колокольня с небольшой надвратной церковью, освященной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1770 г. в Киеве вспыхнула эпидемия азиатской чумы, и в монастыре разместили госпиталь. Настоятель обители архимандрит Кирилл всячески противился такому решению, но Священный Синод постановил, что удачное загородное расположение делает Кирилловский монастырь наиболее подходящим местом для чумного госпиталя. Дальнейшую судьбу монастыря определила секуляризационная реформа императрицы Екатерины ІІ, которая предусматривала изъятие церковных владений и закрытие ряда монастырей. В 1784 г. Екатерина лично посетила Кирилловскую церковь. Ей очень не понравились казацкие портреты на стенах со стихами во славу Войска Запорожского. Она приказала забелить живопись. А в 1786 г. царскими указами Кирилловский монастырь был упразднен. Все постройки на его территории передавались в собственность Киевского Общественного Призрения для размещения в них благотворительных заведений. В том же году здесь был открыт Инвалидный дом, в котором находились люди преклонного возраста и инвалиды – как правило, бывшие военные. Кирилловская церковь продолжала действовать как приходская и больничная.

В 1803-1805 г.г. на территории монастыря были сооружены каменные постройки для размещения богаделен. Туда, в частности, переселили с Подола дом для умалишенных. В советское время он был переименован в психоневрологическую больницу им. И. Павлова. Больница до сих пор находится по соседству с монастырем. После окончания войны 1812 года при Кирилловских богоугодных заведениях открылся Воспитательный дом для детей-сирот, который функционировал до 1917 г. В 1842-1907 г.г. на территории монастыря действовала фельдшерская школа. В годы Первой мировой войны здесь размещался военный госпиталь. В 1860 г. в Кирилловской церкви под слоем штукатурки были обнаружены драгоценные фрески XII века. Их решили расчистить, но при этом многие изображения сильно повредили. Через 20 лет реставрационные работы возобновились под руководством профессора Адриана Прахова. Настенная живопись церкви была очищена от следов штукатурки. Оказалось, что фрески покрывают стены не полностью. Чистые места решили заполнить новыми изображениями. Работы выполняли преподаватели и учащиеся Рисовальной школы Николая Мурашко: Иван Ижакевич, Иван Селезнев, Харитон Платонов, Николай Пимоненко. Целый ряд новых картин создал для церкви знаменитый мастер Михаил Врубель. Среди наиболее впечатляющих произведений художника – фрески «Сошествие Святого Духа», «Архангел Гавриил», «Космос», «Моисей», «Надгробный плач». Для мраморного иконостаса, сооруженного по эскизам Прахова, Врубель написал иконы Иисуса Христа, Богоматери, Кирилла и Афанасия Александрийских, которые до сих пор являются украшением Кирилловской церкви.

В 1929 г. Совет народных комиссаров УССР объявил территорию Кирилловского монастыря государственным заповедником. С тех пор богослужения в церкви прекратились.

Все сооружения на территории монастыря планировали сделать музеями, но эти намерения остались неосуществленными. В 1937 г. монастырская ограда была разобрана на камни для строительных нужд, остался лишь небольшой участок стены с одной башней. В 1941-1942 г.г. богослужения в Кирилловском храме возобновились, как и во многих других церквях. После войны в храме разместили склад оптического стекла. В 1950-х г.г. при проведении земляных работ под храмом обнаружили подземный ход, ведущий к многочисленным пещерным захоронениям. Но спустя 10 лет, когда одна из стен церкви дала сквозную трещину, вход в пещеры завалили камнями и залили бетоном. В 1962 г. указом Совета Министров УССР Кирилловская церковь, а также башня и часть сохранившейся монастырской стены XVIII века были объявлены памятниками архитектуры государственного значения. Их включили в число объектов архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» (ныне музей «Кирилловская церковь» – часть Национального заповедника «София Киевская»). Богослужения в Кирилловской церкви были возобновлены в 1993 г. – после нескольких лет обивания порогов высоких кабинетов, вплоть до правительственных. Православной общине разрешили использовать храм совместно с музеем.

22 июня 1998 г. Кирилловский храм был освящен архиерейским чином. В 1999 г. построили, а в следующем – освятили новую колокольню. У Дорогожицкого леса была устроена «пустынька» с двухэтажным корпусом, огородами, садом и пасекой.

Настоятель монастыря архимандрит Варлаам (Озимок), http://religions.unian.net/orthodoxy/1388975-kirillovskiy-hram-i-monastyir-namestnik-obiteli-ob-istorii-svyatyini-i-ee-nebesnom-pokrovitele.html


Елена Григорьева
 

Самым известным памятником киевской архитектуры XII в. является собор Кирилловского монастыря. Он очень удачно поставлен на холме, возвышающемся над северной окраиной Киева. Кирилловский монастырь был рядовым «вотчим» монастырем черниговских князей Ольговичей, а собор служил их усыпальницей. По своему типу это также шестистолпный крестовокупольный храм, увенчанный одной главой, несколько больший, чем церковь Богородицы Пирогощи. Как и там, плоскости стен расчленены пилястрами с мощными полуколоннами. Гладь стены украшали лишь вверху аркатурный пояс из лекального кирпича да мелкий орнамент поребрика. Тоненькие полуколонки членили мощные полуцилиндры апсид. Входы в церковь обрамляли двуступенчатые порталы. В нартексе расположены аркосолии для княжеских погребений, а в южной части нартекса была устроена небольшая крещальня. Из нартекса узкая лестница в толще северной стены ведет на хоры. Над нартексом расположены широкие и светлые хоры, простирающиеся над боковыми нефами до западных подкупольных столбов. В южной части хор - небольшая каплица. Столбы, отделяющие хоры от внутреннего пространства храма, украшены тонкими полуколоннами.

Замечательная фресковая роспись собора представляет исключительный интерес, как наиболее полный комплекс древнерусской храмовой росписи XII в. Тематика росписей собора Кирилловского монастыря соответствует установленному церковью канону. Тона — светлые и яркие, орнаменты - красочны. Русские одежды воинов и святых, а также русские надписи свидетельствуют о работе местных мастеров. Большой интерес в росписи собора представляют огромные изображения воинов в полном вооружении. С большим мастерством выполнены композиции в нартексе и в южной апсиде, изображающие сцены из жизни Кирилла Александрийского. Очень украшали храм внутри красочные полы из керамических поливных плиток и шиферных плит с мозаичной инкрустацией.

«Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках», http://tehne.com/event/arhivsyachina/arhitektura-yuzhnoy-i-zapadnoy-rusi-v-xii-xiii-vekah


Елена Григорьева
 

Кирилловская церковь - храм Святителей Кирилла и Афанасия Александрийских в Киеве. Построена предположительно в 1150-1160-х г.г., после смерти киевского князя Всеволода Ольговича (в крещении Кирилла), его вдовой Марией Мстиславовной. Расположена на холме, возвышающемся над северным предместьем Старого Киева - Куренёвкой, в урочище Дорогожичи; под Кирилловской церковью - Кирилловские пещеры (вырыты в XI-XIII веках). Входила в ансамбль Кирилловского монастыря (впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1171 годом); в XII-XIII в.в. княжеская усыпальница Ольговичей (в 1194 году здесь похоронен князь Святослав Всеволодович).

После нашествия Батыя монастырь упразднён в 1786 году; в помещениях разместились Кирилловские богоугодные заведения (Инвалидный и Воспитательный дома; дом для умалишённых, ныне городская психиатрическая больница). В 1929 году территория монастыря объявлена заповедником, храм закрыт. В 1937 году разобраны колокольня (1760 год, архитектор И. Г. Григорович-Барский) и монастырские стены. В 1941 году богослужение ненадолго возобновилось. С 1963 года храм стал филиалом музея-заповедника «София Киевская». Богослужение в церкви возобновлено в 1993 году. В 1999-2000 г.г. построена колокольня.

Кирилловская церковь - 6-столпный 3-нефный 3-апсидный 5-главый (боковые главы возведены в конце XVII - начале XVIII века) храм с хорами и крещальней в южной части нартекса. Стены сложены из плинфы в технике равнослойной кладки. Первоначально фасады были оформлены лопатками с полуколоннами и аркатурным поясом с поребриковым орнаментом. Порталы имеют 3-уступчатый профиль. В XVII веке переложены своды ветвей креста и угловых членений, верхняя часть барабана и купол, изменены позакомарные покрытия. Западный фасад с фронтоном и лепным орнаментом в стиле украинского барокко сформировался в середине XVIII века при участии архитектора И. Г. Григоровича-Барского.

В интерьере - росписи 3-й четверти XII века, конца XVII века, 1880-х годов (реставрировались в 1927, 1935, 1949-1954, 1965-1980 г.г.). Из фресок XII века, написанных в смелой манере с размашистыми пробелами, лучше сохранились: «Страшный суд» (один из первых в древнерусской живописи) в нартексе, сцены из «Жития святого Кирилла Александрийского» в южной апсиде, фрески капеллы игумена в южной части хоров («Архангел Михаил, ведущий юного Иоанна Крестителя в пустыню»), изображения святых на подкупольных столбах.

Фрески созданы киевскими мастерами, воспринимавшими влияния македонских (Бачково) и западных романских росписей. На пилястре южной стены - портрет маслом игумена Иннокентия Монастырского (конец XVII века). В 1881-1889 годах фрески расчищены и прописаны масляной краской преподавателями и учащимися Рисовальной школы Н. И. Мурашко под руководством А. В. Прахова, ближайшим сотрудником которого был М. А. Врубель, исполнивший «Сошествие Святого Духа на апостолов», полуфигуру Христа, головы пророков Моисея и Соломона и композицию «Ангелы с лабарами» на хорах, «Положение во гроб» в аркасолии нартекса (все - 1884 год) и 4 иконы (написаны в 1884-1885 годах в Венеции; «Святой Афанасий», «Богоматерь с Младенцем», «Христос», «Святой Кирилл») для мраморного иконостаса (выполнен по эскизам Прахова). Рядом с Кирилловской церковью сохранились: здание трапезной с церковью Василия Великого (1748 год, сильно перестроено в XX веке), остатки стены с угловой башней в стиле барокко (1750-е г.г.).

Дорофиенко И. П., Редько П.Я. Раскрытие фресок XII в. в Кирилловской церкви Киева. Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI– XVII вв. М., 1980; Архитектурнi пам’ятники. Київ, 1950; Антонов В. Г. Киево-Кирилловская Троицкая церковь. Труды III археологического съезда в Киеве. К., 1878. Т. 2


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 октября 2022

Прекрасно сохранившаяся церковь построена в 1140 г. Сведения о перестройке её относятся к 1614 г.; в 1889 г. был произведен ремонт.

Церковь каменная, одноэтажная, снаружи оштукатурена. Световой древний барабан главного купола в разрезе овальный; позднейшие боковые главы имеют восьмигранные световые барабаны; с востока храм завершается тремя полукруглыми апсидами.

Во второй половине XIX века в храме были открыты древние фрески 1140 года, изображающие сцены из жизни святого Кирилла, епископа Александрийского. Типы ликов отличаются уже угрюмой выразительностью поздней византийской живописи, но древний стиль сильно изменен реставрацией. Надписи на русском языке.

Главный иконостас, одноярусный, мраморный, сооружен в 1889 г.; колокольня каменная, трехярусная, построена в 1748 г. В 1851 г. она сгорела, но была восстановлена в 1864 г.; тогда же был достроен и третий ярус. Колоколов пять, из них один 1707 года. Ограда каменная, 1748 года, но почти уничтожена. Интересны ворота эпохи Григоровича Барского.

Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 декабря 2023

Княжение Владимира Мономаха можно назвать последней попыткой сохранения власти Киева над другими городами. После его смерти междоусобицы вспыхнули с новой силой и не прекращались до того времени, когда Киевская Русь перестала существовать как единое государство. Задолго до прихода татаромонгольских орд страна представляла собой недружественный союз уделов, управляемых бездарными, вечно воюющими правителями. В 1125 году родительское место занял Мстислав Владимирович, сумевший приобрести славу и прозвище Великий «храбростью, великодушием, правосудием, благочестием». Единственными из сохранившихся памятников периода его царствования являются каменная церковь Святого Фёдора Тирона и монастырь, просуществовавший до прихода Батыя. Ныне фундамент храма можно заметить, совершив прогулку от Михайловского монастыря к Десятинной церкви.

Прежде чем Киев утратил высокий статус и опустился до уровня рядового города, за него велась упорная борьба между претендентами на великокняжеский престол. В междоусобных войнах решающую роль играли пригороды, расположенные на подступах к крепости. Самый удобный путь к Киеву проходил через урочище Дорогожичи, куда стягивались дороги на Чернигов, Смоленск, Новгород, Полоцк. Владелец этой местности получал возможность контролировать как торговые, так и политические связи столицы.

Упорнее всех за Киев сражались князья Ольговичи – потомки великого князя Олега, отрешенные от престола наследниками Всеволода. Они основали родовой монастырь в Дорогожичах и примерно в 1146 году соорудили на его территории каменную церковь в честь святого Кирилла. Этот храм долго служил усыпальницей черниговских князей, которыми, собственно, и являлись Ольговичи.

В 1194 году здесь обрел вечный покой киевский князь Святослав Всеволодович, увековеченный автором Слова о полку Игореве. Создатели избрали для монастыря выгодное место на высоком холме, возвышавшемся над плоской долиной реки Почайны. Возведенная в центре участка Кирилловская церковь представляет собой шестистолпный трехапсидный крестово-купольный храм, тип которого был широко распространен на Руси в средневековый период. Первоначально здание имело единственный купол, но в XVII веке дополнилось еще тремя.

Надписи на старославянском языке свидетельствуют о том, что фрески были написаны русскими художниками. Монументальность и неподвижность архитектурных масс храма дают основания предполагать, что в его сооружении участвовали черниговские мастера. Однако особенностью постройки является то, что его подкупольное пространство, придел, части центрального нефа и алтаря прямоугольные, а не квадратные, как было заведено в киевском зодчестве, и длинной стороной ориентированы перпендикулярно к продольной оси здания, благодаря чему внутреннее пространство Кирилловской церкви словно сжато в направлении центрального купола, а придел и алтарь, напротив, приближены к нему. Похожего построения не обнаружено в черниговских памятниках, поэтому участие тамошних мастеров вызывает сомнения.

Торжественный вид церкви во многом достигнут тем, что все закомары расположены на одном уровне. Тяжеловесность форм подчеркнута размером купола: огромный, помещенный на круглом барабане, он опирается на консоли, перекрывая прямые стенки подкупольного пространства. Фасады здания украшены плоскими лопатками с полуколоннами, которые по виду согласуются с опорными столбами, разделяющими внутреннее помещение на три нефа; углы обработаны массивными пилястрами. Изначально фасады на уровне основания закомар были оформлены арками и поребриком. Апсиды с узкими пилястрами не отличались от большинства древнерусских памятников.

Интерьер Кирилловской церкви также не лишен своеобразия. Темное помещение под хорами кажется еще мрачнее рядом с ярко освещенным подкупольным пространством. В толще стен притвора устроены большие ниши, где некогда стояли гробницы Ольговичей. Сами хоры имеют П-образную форму и немногим отличаются от сооружений подобного рода. Во втором ярусе южной их части находится миниатюрная капелла игумена с апсидой в толще стены. Внизу располагается похожая по форме и размеру крещальня. Хоры и центральный неф разделяет двухпролетная арка. Столб между арками оформлен полуколоннами из фигурного кирпича – прием, известный по архитектуре Чернигова.

Древние фрески Кирилловской церкви долго скрывались под слоем поздней живописи. После реставрации 1861–1864 годов обнаружилось, что при типичной иконографии они заключают в себе шесть индивидуальных стилей. Созданные разными мастерами росписи уникальны по цвету и монументальности форм. Кисти одного из художников принадлежит часть изображений святых в главном алтаре. Он явно предпочитал монументальные формы, если согласовывал изображения с анатомически правильной фигурой человека.

В куполе изначально находилось «Вознесение Христа», в простенках барабана – фигуры апостолов, а на подпружных арках – 40 севастийских мучеников. Роспись алтарной части храма начиналась с образов Петра и Павла. Выше них располагалась композиция «Сретение», а триумфальная арка была украшена сценой «Благовещение». Строгая последовательность показа соблюдена в росписи полукупола центральной апсиды, где сверху вниз написаны «Богоматерь Оранта», «Евхаристия», «Поклонение жертве». Ниже в круглых медальонах помещены изображения наиболее почитаемых святых. По отдельным признакам можно утверждать, что в Кирилловской церкви изначально имелись монументальное панно «Успение Богоматери», небольшая картина «Рождество Христово», изображения святых воинов, четы византийских императоров Константина и Елены. В притворе когда-то располагалась композиция «Страшный суд», которая считается первым в русской живописи воссозданием этого библейского сюжета.

Хорошо сохранившиеся росписи на стенах южной апсиды иллюстрируют главные эпизоды из жизни святого Кирилла, в честь которого была возведена церковь. Особенно эффектно исполнена фреска «Святой Кирилл проповедует веру». Художник расположил вокруг главного героя второстепенных персонажей в светлых одеждах. Тяжелые и угловатые складки их одежды написаны так, чтобы фигуры выглядели более торжественными.

Очень крупные фигуры на фресках прекрасно согласуются с монументальными формами архитектуры. Если в Софийском соборе от пола до арок расположены четыре уровня изображений, то в Кирилловской церкви их всего три. Своеобразное размещение дает основание предположить, что здесь были написаны самые крупные в древнерусской живописи фигуры. Увеличенные до высоты 3 м, они четко выделяются светлыми силуэтами на синем фоне.

Другой мастер решил образы архидиаконов весьма оригинальным образом: белые, со складками одежды священников выделены красными, черными и коричневыми линиями. Возможно, именно его кистью создана фреска «Поклонение жертве» в главном алтаре. Согласно летописной записи, в храме существовал придел святых Бориса и Глеба. Художник, написавший Бориса в южной части подкупольного столба, несомненно, обучался у византийских живописцев. Невинно убиенный князь смотрит прямо на зрителя, удивляя неповторимым рисунком глаз, знакомым по росписям Десятинной церкви и Софийского собора.

Четвертый художник работал в экспрессивной манере, резкими взмахами кисти, четко намечая угловатые, широкие пробелы. Пятому мастеру принадлежит часть росписи притвора, в частности композиция «Страшный суд» с образом ангела, свертывающего небо. Создатель сцены «Архангел Михаил, ведущий юного Иоанна Крестителя в пустыню» продолжил линию реалистичной иконописи, начало которой связано с именем художника Алимпия. Освоив утонченную манеру письма, он сумел передать легкие, грациозные, воистину неземные движения героя. В его трактовке архангел, написанный на южной стене капеллы игумена, словно плывет по воздуху. Ритм складок белого гиматия, небрежно переброшенного через плечо, выполнен в технике линейной каллиграфии, использованной в мозаиках Михайловского собора.

В «Евхаристии» изящной линией очерчен силуэт Христа, одетого в яркие одежды: синий хитон и красный гиматий. С потрясающим мастерством написан апостол Павел. Прислуживающие Христу ангелы по цвету одеяний напоминают персонажи одноименной софийской фрески: розово-белые тона в одежде левого ангела согласуются с мерцающим серо-розовым колоритом наряда правого. Тем не менее эстетические идеалы кирилловских художников формировались под влиянием народной культуры. Местное влияние отразилось в особом понимании красоты и заинтересованности апокрифическим содержанием, то есть сюжетами, заимствованными из тайных книг. В композициях «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» присутствуют непозволительные бытовые детали. Создавая красочные орнаменты, художник словно любуется сам и заставляет зрителя восхищаться своим творением.

Несмотря на русское авторство, фрески Кирилловской церкви выражают чужеземную манеру письма, причем не только византийскую. По обилию в композициях болгарских и солунских святых, по наличию медальонов с характерными обрамлениями можно сделать вывод о воздействии на киевское искусство культуры Македонии. Романские традиции наблюдаются в форме живописных зданий и, особенно, в человеческих фигурах – плоских, угловатых, лишенных динамики, отличающей работы киевских живописцев.

К сожалению, остальная часть живописи Кирилловской церкви не сохранилась. Многократное переписывание и уничтожение фресок во время реставраций сопровождалось изменением самого здания. В конце XVII века храм обрел четыре боковые главы с восьмигранными барабанами, украшенными арками и лепными деталями в виде розеток. Большие восстановительные работы состоялись после пожара 1734 года. Увлеченный барочной модой, архитектор Григорович-Барский устроил огромный фронтон волнообразной формы, с пышной лепниной. Столь же роскошный узор дополнил полуколонны и пилястры, над окнами появились наличники и лепные узоры. Придав куполам традиционную для украинской архитектуры грушевидную форму, зодчий смог полюбоваться зданием, которое уже ничем не напоминало древнерусский храм.

С той поры массивный силуэт Кирилловской церкви стал господствовать над равниной и холмами Дорогожичи. Покрытая кружевом лепных узоров, величественная и торжественная, она сверкала белизной стен, ярко выделяясь на фоне густой зелени. Последующие века оставили свой след и в интерьере. При восстановлении в XVII столетии были подмалеваны, а иногда и заново написаны фрески, к лучшим образцам которых можно отнести картину, известную как «Портрет игумена Красовского». По церковным книгам он скончался в 1612 году, а изображение в качестве нерукотворного образа возникло над местом его захоронения. Вполне реалистично написанное смуглое лицо отражает прозвище священника – Чернобровец. Особенно выразительны черные глаза, выдающие образованность, незаурядный ум и жизненную энергию героя. В действительности на картине представлен образ Иннокентия Монастырского в черном клобуке, тоже настоятеля монастыря в Дорогожичах, но умершего на столетие позже.

До 1860 года на коробовом своде хоров не имелось росписей. Они возникли благодаря М.А. Врубелю, тогда еще молодому безвестному художнику, написавшему для Кирилловской церкви композицию «Сошествие Святого Духа», иконы «Богоматерь», «Святой Кирилл» и «Христос». Позже его прекрасные работы были перенесены в иконостас.

Качественно новое искусство вместе с иной культурой возникло не на пустом месте. Известно, что языческая Русь славилась своими искусными мастерами. В стране, где дерево было основным строительным материалом, не могло не процветать плотницкое ремесло. В больших городах работали резчики по камню, кости и даже ювелиры, обогащавшие свою технику византийскими приемами, в частности перегородчатой эмалью. Тогда местные умельцы прекрасно справлялись с изготовлением утвари и строительством деревянных церквей, но живопись и фрески им пришлось осваивать заново. В некоторых странах переходный период, то есть время усвоения системы художественных и технических навыков, занимал целые эпохи. На Руси ученичество продолжалось не больше столетия, что доказывает факт особой даровитости русского общества и внутренней готовности его к переменам.

Киевское искусство расцветало вопреки сложной политической обстановке, сложившейся в государстве после смерти очередного наследника Владимира Мономаха, великого князя Ярополка II. Остальные братья правили Киевом недолго и без особых стараний, не прилагая усилий к подчинению столице удельных княжеств. Недоброжелательность киевлян к Ольговичам, частые перемены в союзах, постоянные заговоры привели к тому, что горожане в определенный момент отказались присягать законному правителю. В 1145 году, не стерпев беспорядков и озлобленности народа, в Константинополь сбежал митрополит Михаил. По некоторым данным, главный священник страны получал ежегодную премию за лечение дочери половецкого князя. По отбытии непатриотичного батюшки в Подоле случился пожар, уничтоживший почти половину киевского пригорода.

В 1150 году к столице приблизился сын Мономаха суздальский князь Георгий Владимирович, оставшийся в истории под именем Юрий Долгорукий (?–1157). Берлинский отзывался о нем как о «государе, более занятом увеселениями, нежели правлением, что было бы для киевлян весьма несносным. Однако они пользовались его слабостью, всячески занимали забавами, дабы скрыть намерение посадить в Киев другого князя». В 1154 году трижды изгоняемый с престола Георгий Владимирович утвердился на нем окончательно, правда на очень короткий срок. Его княжение «не только довело до крайнего ослабления южные страны России, но и самоличное пребывание бездарного потомка Мономаха в Киеве было негодуемо. Сие негодование обнаружилось после скорой и нечаянной его смерти, когда все любимые наперсники и прочие суздальские пришельцы были с бесчестьем ограблены и прогоняемы из города. Два его загородных увеселительных дома, яко места неумеренного расточительства, были разметаны обуявшим народом». На киевский престол вернулся однажды изгнанный черниговский князь Изяслав, а несчастный Георгий Владимирович нашел покой в церкви Спаса на Берестове, хотя ненадолго: менее чем через столетие его прах осквернили воины хана Батыя.

С середины XII века независимое существование княжеств привело к изменениям не только в политической, но и в художественной жизни русского общества. Выделение стилей с дальнейшим их самостоятельным развитием в единой мере затронуло живопись и архитектуру. Несмотря на единую основу – византийское искусство, местные варианты отличались большим разнообразием. Подобно тому как трудно не заметить различий в облике храмов Пскова, Суздаля и Киева, так невозможно перепутать иконы, написанные мастерами этих городов.

Всеобщее принятие христианства повлияло на развитие отечественной литературы. Хотя славянская письменность была известна на Руси через посредство Болгарии еще в языческие времена, она не имела широкого распространения и употреблялась исключительно в деловых целях. Положение изменилось с принятием новой веры. Русской церкви нужны были проповедники на родном языке, и таковых начали готовить в киевских школах. Уже в XI веке русская культура обогатилась не только переводами с латыни и греческого языка, но и подлинниками. В монастырских стенах безвестные сочинители создавали летописи, поучительные труды и жития – идеализированные биографии реальных и легендарных героев.

В 1037 году будущий киевский митрополит Илларион произнес свое знаменитое Слово о законе и благодати, высказав похвалу князю Владимиру и всей Русской земле. Сегодня эта знаменательная речь относится к первым произведениям древнерусской литературы. Самым значительным памятником в этой области стало Слово о полку Игореве, где воспроизведен частный эпизод русско-половецких войн. Рукой Владимира Мономаха написано «Поучение к детям». Созданный князем труд является одновременно историческим и литературным произведением, причем имеет огромную ценность в каждой ипостаси. Однако самое крупное событие в русской культуре произошло в начале XII века, когда монах Киево-Печерской лавры Нестор завершил свою знаменитую Повесть временных лет, которая сегодня считается энциклопедией древнерусской жизни.

По материалам книги Елены Грицак «Памятники древнего Киева». -М.: «Вече», 2004 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.