ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Собор Владимира равноапостольного.

Владимирский собор


Киев. Собор Владимира равноапостольного
Собор. Действует.  
Престолы:Владимира равноапостольного, Бориса и Глеба, Ольги равноапостольной
Архитектурные стили:Эклектика, Неовизантийский стиль
Год постройки:Между 1862 и 1882.
Архитектор:П.И Спарро (изначальный проект), А.В. Беретти (доработка проекта)
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, Киев, бул. Шевченко, 20

Координаты: 50.444709, 30.508611
Проезд:автобусом №5ТР, 5ДТР, 7ТР, 8ТР, 17ТР, 24, 114, 118, троллейбусом №5, 5Д, 7, 8, 17 и маршрутным такси №575 до остановки "улица Ивана Франко"



Сортировка:

Собор Владимира равноапостольного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Михаил Владимиров
26 августа 2005
Собор Владимира равноапостольного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
8 октября 2004
Собор Владимира равноапостольного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 сентября 2004
Собор Владимира равноапостольного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 сентября 2004
Собор Владимира равноапостольного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 сентября 2004
Собор Владимира равноапостольного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 сентября 2004
Собор Владимира равноапостольного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 сентября 2004
Собор Владимира равноапостольного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 сентября 2004
Собор Владимира равноапостольного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 сентября 2004
Собор Владимира равноапостольного, Князь Владимир. Мозаика над входом.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Князь Владимир. Мозаика над входом.
zavar-vera
9 мая 2012
Собор Владимира равноапостольного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Данко
1 мая 2008
Собор Владимира равноапостольного, Крещение Святого Владимира<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Крещение Святого Владимира
zavar-vera
9 мая 2012
Собор Владимира равноапостольного, Страшный суд<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Страшный суд
zavar-vera
9 мая 2012
Собор Владимира равноапостольного, Бог-Отец<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Бог-Отец
zavar-vera
9 мая 2012
Собор Владимира равноапостольного, интерьер собора<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
интерьер собора
zavar-vera
9 мая 2012
Собор Владимира равноапостольного, Агнец Божий<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Агнец Божий
zavar-vera
9 мая 2012
Собор Владимира равноапостольного, купол<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
купол
zavar-vera
9 мая 2012
Собор Владимира равноапостольного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Андрей из Киева
20 марта 2010
Собор Владимира равноапостольного, Фрагмент портика. Фото 1943 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фрагмент портика. Фото 1943 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
10 июня 1943
Собор Владимира равноапостольного, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 октября 1941
Собор Владимира равноапостольного, Редкий ракурс со стороны абсиды. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Редкий ракурс со стороны абсиды. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
8 сентября 1941
Собор Владимира равноапостольного, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
4 сентября 1941
Собор Владимира равноапостольного, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 сентября 1941
Собор Владимира равноапостольного, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 августа 1941
Собор Владимира равноапостольного, Антирелигиозный музей во Владимирском соборе во время атеистических гонений<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Антирелигиозный музей во Владимирском соборе во время атеистических гонений
Евгений Карпухин
1 января 1930
Собор Владимира равноапостольного, Фотография с видом Владимирского собора, выпущенная в 1910-х гг. Надпись на фотографии: Фотографы Гудшон и Губчевский.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фотография с видом Владимирского собора, выпущенная в 1910-х гг. Надпись на фотографии: Фотографы Гудшон и Губчевский.
Алексей Кротов
1 апреля 1913
Собор Владимира равноапостольного, Тиражная почтовая открытка 1900-х годов<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Тиражная почтовая открытка 1900-х годов
Михаил Мещанинов
4 июля 1904
Собор Владимира равноапостольного, Из книги "Собор Св. Равноапостольного кн. Владимира в Киеве", издание С.В. Кульженко, Киев, 1898г, стр. 11<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Из книги "Собор Св. Равноапостольного кн. Владимира в Киеве", издание С.В. Кульженко, Киев, 1898г, стр. 11
Arhiv 87
1 января 1898
Собор Владимира равноапостольного, 1896 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
1896 г.
Елена Григорьева
1 июня 1896
Собор Владимира равноапостольного, Рис. из журнала "Живописное обозрение".<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Рис. из журнала "Живописное обозрение".
Андрей Агафонов
1 января 1896
Собор Владимира равноапостольного, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1896
Собор Владимира равноапостольного, Фото нач.ХХ века. Альбом «Киевский Владимирский Собор» http://andcvet.narod.ru/arxan/09/sam.html<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото нач.ХХ века. Альбом «Киевский Владимирский Собор» http://andcvet.narod.ru/arxan/09/sam.html
Т.
??
Собор Владимира равноапостольного, фото из журнала "Русский паломник"<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Собор Владимира равноапостольного, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Собор Владимира равноапостольного, Рис. из журнала "Строитель"<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Рис. из журнала "Строитель"
Андрей Агафонов
1 января 1896
Собор Владимира равноапостольного, Собор Владимира Равноапостольного.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Собор Владимира Равноапостольного.
Александр Момент
6 января 1975
Собор Владимира равноапостольного, Собор Владимира Равноапостольного.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Собор Владимира Равноапостольного.
Александр Момент
6 января 1975



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  16 декабря 2004

В 988 году киевский князь Владимир ввел христианство как официальную религию. Со временем это содействовало присоединению Руси к культуре христианского мира, подняло ее международный престиж. Киев стал центром Русской православной митрополии и сохранил роль "стольного града".

Построен в 1862-82 годах. Первый проект разработали архитекторы Штром и Спарро, позже его переделал архитектор Беретти. В строительстве собора участвовали архитекторы Бернгардт, Маевский, Николаев. Владимирский собор был построен в так называемом русско-византийском псевдостиле. Собор в плане - традиционный древнерусский шестистолбный триапсидный храм, но увенчаный 7 куполами. Значительную художественную ценность имеют внутренние настенные росписи, которые были выполнены в 1885-96 годах русскими художниками Васнецовым, Нестеровым, Врубелем, украинские - Замирайло, Костенко, Пимоненко, польские - Сведомский, Котарбинский, под общим руководством профессора Прахова. Васнецову принадлежит роспись главной навы собора, в которой, кроме религиозных сюжетов, большое место занимали исторические композиции - "Крещение киевлян" и "Крещение Владимира", портреты канонизированных "святых": Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, княгини Ольги и др. Нестеров выполнил иконостас в боковых навах, 2 композиции - "Рождество" и "Воскрешенье" - на стенах хорив и "Богоявление" в крещальной. Сведомскому принадлежат композиции "Тайная вечеря", "Вьезд в Иерусалим", "Суд Пилата", Кортабинскому - "Вознесение" и др. Орнамент, что покрывает свободное пространство, выполнили украинские мастера, кроме правой навы, которую расписал Врубель. Владимирский собор расположен на бульваре Тараса Шевченко №20.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 августа 2011

ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР, 1862—1886 гг. (бульв. Тараса Шевченко, 20)

     Первоначальные проекты собора принадлежат академику архитектуры И. В. Штрому (1859 г.) и архит. П. И. Спарро (1861 г.). В 1862 г. проект П. И. Спарро был существенно переделан академиком архитектуры А. В. Беретти. Заложен 15 июля 1862 г.

    Собор трехнефный шестистолпный крестово-купольный с пятью верхами, выдержан в формах византийской архитектуры.

    Внутренним оформлением собора и подбором художников руководил профессор А. В. Прахов. Ему принадлежит также проект ряда архитектурных деталей интерьера, в том числе бронзовых дверей (модель фигуры княгини Ольги выполнена скульптором Р. Р. Бахом, а князя Владимира — скульптором Г. Р. Залеманом). Мозаичные изображения на фасадах выполнены под руководством художника А. А. Фролова, а художественная мозаика интерьера — венецианскими мастерами.

     Над росписью собора (1885—1896 гг.) работали В. М. Васнецов, М. В. Нестеров.

    Основной достопримечательностью здания является настенная живопись, отражающая стремление возродить монументальное искусство, основываясь на отечественной тематике и художественных традициях.

    Большие живописные работы были поручены художникам В. А. Котарбинскому и А. А. и П. А. Сведомским.

    Орнамент по эскизам В. М. Васнецова выполняли художники С. П. Костенко, Н. К. Пимонен-ко, С. П. Яремич, В. Д. Замирайло и др., правый неф частично расписал М. А. Врубель.

    В росписях центрального нефа изображены княгиня Ольга, князья Владимир, Борис и Глеб, Андрей Боголюбский, Нестор-летописец и др.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 22, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 декабря 2023

Первый камень собора, проект которого разработал И. Штром, а упростил П. Спарро был заложен 15 (27) июля 1862 г., в день празднования памяти князя Владимира.

Уже в 1866 г. собор был выстроен до куполов. Однако, неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили. В июне 1876 г. работы были возобновлены под руководством В.Н. Николаева. В 1882 г. строительство завершилось. Для росписей собора Адриан Прахов пригласил в 1885 г. Виктора Васнецова, а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников. Первым, кто предложил свои эскизы для оформления Владимирского собора в Киеве стал М.А. Врубель. К сожалению, его видение внутреннего декора храма было отвергнуто, но художнику всё-таки удалось оставить свой след, он работал над отдельными орнаментами, а также расписал правый неф собора. Главная роль в декоре храма принадлежит В.М. Васнецову.

1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи митрополит Иоанникий освятил собор.

Майко В.В. «Православные церкви Киева, 1037-1917 г.г.». Энциклопедический справочник. Майко В.В., 2020. Институт археологии Крыма, 2020 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  3 января 2024

Кризис Российской империи во второй половине XIX века отразился на развитии архитектуры. Одновременно со сменой идеалов красоты поменялись нормы строительной эстетики. Вместо ордера как единого мерила красоты в классицизме начали применяться свободно трактованные формы всех исторических эпох и национальных стилей. Медленно уходил в прошлое классицизм, уступая место откровенной декоративности. Ранее импозантная, цельная архитектура все чаще отказывалась от правил, призревая единственный идеал прекрасного – античные формы. Зато мастера вспомнили и оценили искусство Византии и Древней Руси. Заказчики проявляли больший интерес к проектам в готическом, английском, итальянском вкусе. Зодчество того времени подчинялось требованиям удобства и возможностям будущих домовладельцев, вместе с тем воплощая идеалы романтизма – стиля без жестких канонов и однажды найденных форм.

Строительная экспансия киевских властей не ограничивалась реставрационными работами. Весной 1862 года в начале новой улицы был заложен первый камень уникального храма, посвященного памяти князя Владимира Святославича. Создание культового сооружения в неовизантийском стиле является заслугой киевских архитекторов, которые пользовались проектом Беретти. Фасады собора, его купола и окна увенчались изящными арками. Живописность архитектурных масс определялась сильно выступающими из плоскости стен контрфорсами.

Несмотря на красоту и гармоничность внешних форм, здание снискало славу благодаря интерьеру, точнее, росписям, исполненным самыми знаменитыми художниками России. Живописные работы велись под руководством профессора искусств Киевского университета А.В. Прахова. Разработкой эскизов занимались М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, П.А. Сведомский, В.А. Котарбинский. В группе декораторов вначале состоял молодой Михаил Врубель, творчество которого высоко оценил Прахов и, к сожалению, отвергли заказчики – представители высшего киевского духовенства. Его рисунки, удивительные по изяществу палитры и глубине проникновения в образ, не нашли применения в отделке Владимирского собора. Впоследствии некоторые из них вошли в фонды Музея русского искусства в Киеве.

Над росписями храма в течение 10 лет работал выпускник петербургской Академии художеств Виктор Васнецов. Масштабы и техническая сложность предприятия потребовали колоссальных усилий, но результат оправдал трудности, тем более что использованная мастером стилизация в народном духе совпала со вкусами Святых Отцов. В настоящее время заметно, что художник не смог достичь широты врубелевского замысла, хотя тогда, на фоне общего упадка религиозной культуры, его работы воспринимались как незаурядное произведение искусства.

Под кистью талантливого живописца иконы приобретают особый смысл и являются не только выражением религиозных догм. Васнецов представил их памятниками Киевской Руси, воплотив свое решение с помощью приемов древнего монументального искусства. Значительное место в композициях отведено образам деятелей прошлого: великих князей Игоря, Владимира Святославича, Андрея Боголюбского, летописца Нестора и художника Алимпия. За неимением достоверных изображений мастеру позировали знакомые и родственники, одетые в старинные костюмы и окруженные соответствующим антуражем. Невозможно не отметить точность передачи древней архитектуры, разнообразие характеров и одухотворенность письма. Росписи Васнецова погружали зрителя в поэтичную атмосферу прошлого. Сходство с древними иконами достигнуто стилизацией. Для создания монументальных образов автор увеличил фигуры, немного опустил линию горизонта и не стал увлекаться перспективой. Каждое изображение дополнила надпись в виде старославянской вязи.

Стены Владимирского собора покрыты орнаментом, похожим на узоры древних киевских храмов. В причудливом переплетении цветов, веток, фантастических животных выразились декораторские способности Васнецова, его глубокие знания в области орнаментального искусства. Первые акварельные наброски всех композиций были сделаны в Москве. В Киеве выполнялись картоны или эскизы на холсте, доведенные до нужной величины.

Кисти Васнецова принадлежит центральная композиция в алтаре, где помещено 10-метровое изображение Богоматери с младенцем. Канонический образ решен свободно и оригинально. Художник вышел за рамки религиозного сюжета, представив героиню в облике безупречно красивой, но все же земной женщины. Залитая сияющим золотым светом Мария идет навстречу судьбе. Ее прекрасное лицо с огромными византийскими глазами озарено внутренним светом. Ласковый и печальный взгляд выражает любовь к ребенку и ко всему человечеству, благодаря чему зритель воспринимает полотно как поэму о любви, не имеющей границ ни во времени, ни в пространстве.

В первые годы работа по оформлению собора увлекала мастера, но в дальнейшем начала сказываться усталость. Заказчики требовали сокращения сроков, предъявляли необоснованные требования, сетовали на слишком свободную трактовку образов и нарушение канонов.

Отвергнув эскизы Врубеля, они разочаровались и в таланте Васнецова. Увидев первые законченные работы, митрополит изъявил желание, чтобы художник опирался на академические правила, а не на традиции древнерусского искусства. Впрочем, отдельные его черты использовать разрешили. Философское представление героев едва не вызвало конфликта, который, к счастью, не состоялся, хотя в отдельных моментах Васнецову пришлось уступить. Созданные вдохновенной кистью фигуры Богоматери и князей выглядят живыми, а подсказанные духовниками персонажи сцен «Страшный суд» и «Блаженство рая» нарочито условны.

В 1891 году основные художественные работы в соборе были закончены. Забылись неприятности, ссоры, и неимоверно уставший, но довольный исполнитель отбыл в Москву, вскоре получив всемирную известность.

По плану Владимирский собор являлся центром ансамбля одноименной улицы. Еще в начале XIX века вторую по значимости магистраль Киева украсили помпезные здания театра, музея и дома Земства. Возведенные в классическом стиле, они были красивы сами по себе и значительно обогащали застройку улицы. Сохранившиеся до наших дней постройки относятся к разным эпохам. Согласованные по высоте, ритму и цвету, они составляют единую композицию, хотя исполнены в различных манерах: неоренессанс, модерн, «под кирпич».

Здание педагогического музея было построено в 1911 году и позднее расширено согласно проекту архитектора П.Ф. Алёшина. Облицованный белым инкерманским камнем дом выгодно отличается от близлежащих зданий. Главным акцентом на его фасаде является ритм плотно размещенных окон, обработанных наличниками в виде двухколонных портиков. Венчающий карниз декорирован скульптурным фризом на тему развития научных знаний на протяжении всей истории человечества.

Изящные формы дома Земства заимствованы из архитектуры итальянского Ренессанса. Завершив здание в 1913 году, зодчий В.А. Щуко спроектировал его в виде двух прямоугольных в плане пристроек средней башни. Первоначальный замысел остался на бумаге, а в натуре сооружение походило на ризалит с единственным входом. Цокольный этаж был обработан грубым рустом, окна второго уровня украшали наличники и сандрики треугольной формы. Сооружение завершили аттический этаж и кровля с заломом. Даже при беглом взгляде на творение Щуко невозможно не отметить высокую культуру исполнения деталей. Автору удалось найти верные пропорции и превосходно согласовать между собой мелкие и крупные элементы. Темно-серый цвет как нельзя лучше соответствует характеру здания, которое отличается монументальностью, подобно всем постройкам Владимирской улицы.

По материалам книги Елены Грицак «Памятники древнего Киева». -М.: «Вече», 2004 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.