Особенное обаяние памятнику придаёт его возвышенное положение над речкой с поэтическим названием Княгиня. В хорошую погоду его белый объем виден с шоссе за много километров.
Граничное положение села между Ярославлем и Костромой ярко отразилось на облике храма. Когда-то село Левашово лежало на границе двух уездов: Ярославского и Костромского. И каждого путника, пересекавшего границу двух областей, встречал величественный храм во имя Воскресения Христова. В архитектуре храма прослеживается влияние географического положения села: внешне он очень напоминает ярославские храмы, однако конструктивно здание принадлежит к типу двухстолпных храмов, характерных для русского Севера XVI столетия, распространившемуся в костромском крае в XVII веке.
Огромный, соборного типа четверик, выдержан в традициях ярославского зодчества XVII века. Стены его украшены тонкой работы наличниками, поребриками и стройными рядами полуколонок. Памятник венчают характерные для ярославских церквей пучинистые купола. Может показаться, что перед нами не постройка конца восемнадцатого столетия, а гораздо более древнее сооружение. Но, документы однозначно свидетельствуют, что храм возведен в 1779 году - на столетие позже своих ярославских прообразов. Изящная же барочная колокольня является творением талантливого костромского зодчего Степана Андреевича Воротилова (1741-1792). Сразу заметно, что высокая «свеча» выполнена в совершенно ином архитектурном стиле екатерининского барокко. Тем не менее, она прекрасно сочетается с храмом, составляя с ним гармоничный ансамбль. Полукруглые арки колокольни слаженно вторят мерному ритму закомар.
Приход здесь был весьма многочисленный. Жители из 33-х окрестных деревень, удалённые от храма на расстоянии до 8 вёрст, приходили сюда, в церковь села Левашово на Божественную Литургию и на праздничные богослужения (из деревень Протасьево, Кокарево, Лихообразово, Шутромино, Сумароково, деревень Погост, Малинки, Орловки, Поповки, Хмельницы, Кудрино, Шеино, Мышкино, Гумённое, Шилово, Еремеево, Гребёнкино, Долматово и других поселений). Ближайшие приходские церкви находились в посаде Большие Соли и в селе Медведки.
Святые лики встречали богомольцев, шедших из Ярославля в Кострому и обратно, уже на фасадах Воскресенской церкви. И сегодня, расположенный на перепутье дорог, храм Воскресения Христова в Левашово всё так же ждет каждого, ищущего путь ко Господу. Левашово многое пережило на своём веку: Смутное время, годы неурожаев и военных лихолетий. Но даже в самые трудные времена его жители сумели сберечь церковные колокола. Чтобы сохранить для потомков их звучные голоса, порой приходилось проявлять немалую самоотверженность. Так, в 1930-х годах в Левашово прибыли советские уполномоченные с приказом изъять колокола для выполнения разнарядки по сдаче медного лома. Но пока они предъявляли свой властный мандат в сельсовете, весть о нагрянувшей беде успела облететь село. На улицы высыпали толпы селян с непреклонным намерением защитить святыню. Никаких призывов к бунту среди собравшихся не раздавалось – они просто молча встали плотным кольцом вокруг колокольни. И с какого бы боку незваные гости ни пытались протиснуться к вожделенному «цветмету», путь им повсюду преграждали здоровенные мужики с пудовыми кулаками, стоящие с видом сумрачным и решительным. Перепуганные таким оборотом дела заготовители предпочли спешно ретироваться из Левашова … Столь массовое проявление народного единства привело к последствиям несколько неожиданным. В отсутствие формальных поводов для репрессий (никаких столкновений ведь не было) районные власти в 1938 году разрешили местной православной общине проводить службы в теплом приделе храма! При этом на колокола больше никто не посягал - видимо, чтобы лишний раз «не дразнить гусей». В 1938-м излишне ретивых начальников уже могли обвинить «в перегибах на местах», со всеми вытекающими последствиями.
Не менее удивительным является и тот факт, что колокола уцелели в лихие 90-е годы. Все они, от малого до великого, сегодня висят на ярусе звона. Самый древний (меньший по размеру) отлит в 1785 году мастером Дмитрием Мартыновым. Вес его составляет 104 пуда 13 фунтов (1669 кг): Средний весом 300 пудов (4800 кг) отлит в 1805 г. мастером Христофором Крепышевым, и наконец, «Большой Благовестник», весом 505 пудов (8080 кг), отлит в середине 19 века на ярославском заводе Оловянишникова. Это один из самых крупных колоколов среди сельских приходских храмов России. Храм фактически был закрыт в 1937 году, колокольный звон был тогда под запретом. Редкие службы, правда, изредко проводились в тёплой трапезной, но, спустя время и они сошли на нет...
По сведениям на 1938 год, летний храмы использовались для нужд местного колхоза. По воспоминаниям сельчан, в советские годы в Воскресенском храме располагались самые разные учреждения: колхозный склад, сельский совет, паспортный стол, дворец бракосочетаний, судный дом, медицинский пункт и даже похоронное бюро. При храме раньше находилось кладбище, на месте которого в послевоенное время провели магистраль, без перезахоронений. Так, практически все надгробные памятники были безвозвратно утеряны. Огромный храм, без должного ремонта, постепенно разрушался... К тому же, ураганом, который промчался по Ярославской области 24 августа 1953 г., была повреждена 1 глава, а 3 главы уничтожены из пяти на основном объеме. Ещё недавно здешняя церковь Воскресения Христова являла собой зрелище унылое и безотрадное. Год от года она ветшала, постепенно превращаясь в руины.
В 1986 году Воскресенский храм был внесён в реестр памятников истории и культуры регионального значения, расположенных на территории Ярославской области. Уже в 1988 году он был передан Русской Православной Церкви. Храм неоднократно грабили: в 1997-м году и дважды в 1998-м. За эти два года храм лишился двадцати восьми икон. Среди них - Богоматерь Толгская и образ Владимирской Богоматери. В последние годы храм чудесно преобразился: снаружи полностью восстановлен, но внутри пока идут реставрационные работы. Но недалёк тот час, когда фрески в интерьере церкви Воскресения Христова будут отреставрированы.
Стоит заметить, что в интерьере храма частично сохранились росписи, выполненные в 1820-х годах художниками из села Большие Соли Семёном и Егором Казаковым с Петром Васильевым, учениками знаменитой артели братьев Медведевых. Стенопись выполнена в итальянском академическом стиле и, во многом, напоминает фресковое искусство Помпей: изображение перспективы, античных архитектурных конструкций (колонны, портики), использование лепнины. В росписях также встречается техника гризайль. Помимо стенописи летнего храма, фрески сохранились в четырёхстолпной трапезной начала XIX века, которые были выполнены вскоре после её строительства. Они представляют собой библейские сюжеты: Благовещение, Моисей в пустыне, Господь передаёт Моисею скрижали Завета, Путь на Голгофу и др.
Оригинальный иконостас летнего храма не сохранился, сейчас в храме установлен новый. Примечательно, что в одном из приделов храма сохранился старый каркас иконостаса. Из древних икон в Воскресенском храме сохранился образ Богоматери Одигитрия, относящейся к XVI веку, которая в настоящее время находится в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике. Её реставрация была проведена в 2001—2002 годах мастером Л. Д. Рыбцевой. На сегодняшний день все купола восстановлены и покрасшены в приятный зеленоватый колер, фасады побелены, устроена гидроизоляция, благоустроена территория. Каждое воскресенье и в православные праздники здесь проводятся церковные службы.
Использована литература: Борисов Н. С. Окрестности Ярославля / Н. С. Борисов. — Москва: Искусство, 1984. — С. 67. и Монастыри и храмы земли Ярославской: Краткая иллюстрированная энциклопедия: В 3-х т. Т. 2: Переяславль-Залесский, Любим, Мышкин, Некоуз, Некрасовское, Пошехонье, Пречистое, Романово-Борисоглебск / Авт.-сост.: М. Шиманская, С. Метелица; Ред. Л. Шаматонова. Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2000. С. 258., а также сайт: О храме | Церковь Воскресения Христова в селе Левашово (cerkov.ru)