За первые двести лет истории Кронштадта в городе появилось множество храмов, но храм-памятник русскому флоту здесь возвели лишь в начале ХХ века. При этом мысль о его строительстве возникла гораздо раньше. Уже в деревянной церкви, построенной в 1728 году в Кронштадте и освящённой в честь Богоявления, регулярно совершались торжественные богослужения в честь побед русского флота и памятных дат из его истории. В храме были собраны иконы, напрямую связанные с морем и флотом, и многие моряки именно сюда приходили за благословением перед многомесячным плаванием.
Спустя сто лет деревянная Богоявленская церковь обветшала, и обер-священник армии и флота протоирей Григорий Мансветов обратился к начальству Главного морского штаба А. С. Меншикову с ходатайством о строительстве нового морского храма. При этом отец Григорий указывал, что в существующей церкви "отправляются празднества двух великих происшествий, покрывших незабвенно славою наше отечество и особенно российский флот, именно: 1) по случаю истребления турецкого флота при Чесме, в царствование Екатерины II 1770 г. июня 24 дня в день Рождества Крестителя Господня Иоанна, и 2) по случаю истребления турецко-египетского флота при Наварине, при государе-императоре Николае I". Однако средств на новый храм тогда не нашлось, и деревянный Богоявленский собор простоял ещё больше десяти лет, до 1841 года. Между тем, вскоре специальная комиссия утвердила проект его каменного преемника, но к строительным работам так и не приступали. Кончилась эта история почти анекдотически: в 1862 году построили новый деревянный храм, который изначально считался временным и простоял... до 1932 года.
Впрочем, от идеи строительства храма-памятника никто не отказывался, этот вопрос не раз поднимался руководителями флота и города - увы, окончательное решение всякий раз откладывалось. Лишь в 1897 году очередное прошение, поданное главным командиром Кронштадтского порта вице-адмиралом Н. И. Казнаковым, было услышано молодым царём - Николай II в ответ на него разрешил открыть подписку пожертвований на постройку нового храма. Казнаков предложил строить собор на просторной Якорной площади в центре города, неподалёку от собственно порта: "Моя мысль состоит в том, - объяснял он, чтобы этот храм-памятник, в коем будет ежедневно приноситься искупительная бескровная жертва, служил бы вместе с тем связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем трудов, знаний, подвигов, послуживших к славе родины". Кронштадт к тому времени славился на всю Россию не только как главный военный порт, но и как место жительства и служения всенародно любимого молитвенника и проповедника отца Иоанна Кронштадтского, позже канонизированного Русской Церковью. Батюшка Иоанн стал первым жертвователем нового собора, призвав последовать его примеру всех верующих: "Возлюбленные братья-моряки и все православные соотечественники! Живя в Кронштадте сорок два года и во все это время видя малость, скудость и ветхость морского храма, я снедался ревностию о нем и желанием просторного, прочного, благолепного храма и ныне внес свою лепту на сооружение такового храма 700 рублей. Благоволите и Вы оказать свое посильное усердие к сооружению его". Комитет по сбору пожертвований возглавил всё тот же Казнаков.
Первый проект морского храма был подготовлен ещё в 1896 году инженером В. Шаверновским. Дальше идеи этот проект не пошёл, и деталей его не сохранилось. Настоящая подготовка началась годом позже, объявили сразу два конкурса на проект собора - один исходил от Морского технического комитета, другой - от Комитета по сбору и хранению пожертвований. К тому времени уже провели геологическое и гидрологическое исследование грунта под Якорной площадью, показавшие, что это место вполне подходит для возведения гигантской постройки. Ажиотажа среди архитекторов конкурсы не вызвали - задание оказалось столь сложным, что оба конкурса собрали в общей сложности всего четыре заявки, ни одна из которых не была принята. Правда, проект академика архитектуры В. Суслова отметили премией, однако это не значило, что он был принят в качестве рабочего. Суслов предполагал строить храм в неорусском стиле, чем-то напоминающий петербургский Храм-на-Крови. Увидев, что конкурсы не принесли желаемого результата, Н. И. Казнаков с позволения великого князя Алексея Александровича поручил работу над проектом собора академику архитектуры А. Томишко. Тот предложил храм тоже в неорусском стле - с массивным центральным куполом и четырьмя малыми куполами, ориентированными по сторонам света. Проект этот понравился царю и всё-таки был отклонён - по причине несоответствия заявленным условиям. Наконец, уже в 1900 году, Комитет выбрал нового исполнителя проекта - им оказался будущий директор Института гражданских инженеров В. Косяков. Василий Антонович, предпочитавший строить храмы в русско-византийском стиле, решил не гнаться за оригинальностью, а взять за основу константинопольский Софийский собор, бывший в то время мечетью в столице Османской империи. Архитектор съездил в Стамбул, чтобы в подробностях рассмотреть знаменитый шедевр, а заодно и многие образцы местной архитектуры, которая тоже вся "вышла" из старого Софийского храма. Косяковский проект для Кронштадта получился очень "классическим", его можно назвать лучшей иллюстрацией русско-византийского стиля. Вместе с тем, храм далеко не является простой копией, а за прошедшее с его постройки столетие и вовсе превратился в один из символов отечественного зодчества, что лишний раз свидетельствует о его оригинальности. Особенную необычность Никольскому собору придали скрывающиеся в абрисе, но заметные при приближении многочисленные морские элементы в оформлении - конечно, начисто отсутствовавшие в константинопольском образце. Архитектор подготовил два эскиза, немного различавшихся между собой. На заседании Комитета по сбору пожертвований 16 апреля 1901 года единогласно утвердили один из них. Осенью того же года на Якорной площади отслужили торжественный молебен по случаю начала строительства собора.
В 1902 году уже шло рытьё котлована, закладывался фундамент, зимой добрались до устройства цоколя из финского гранита. Однако официальная закладка храма состоялась годом позже, 8 мая 1903 года, в присутствии императора Николая II. Государь лично посадил на газоне близ будущего храма дуб. Строители планировали, что освящение готового храма состоится в 1905 году. На этом торжестве мог бы присутствовать и отец Иоанн Кронштадтский, но, к сожалению, строительство затянулось, и великий молитвенник при жизни не дождался его окончания, завершив свой земной путь в 1908 году. Причины тому понятны - 1904 и 1905 годы выдались тяжёлыми и для всей страны, и для военно-морского флота, и тяжелейшее поражение в Цусимском сражении с потерей значительной части флота произвели тягчайшее впечатление на русское общество. Впервые в Новое время европейская монархия проиграла войну азиатской державе. На фоне военного поражения грянула первая русская революция, ставшая крупнейшим общественным потрясением десятилетия. Лишь в 1906 году работы ускорились, и уже осенью главный купол испытывали на прочность. Годом позже собор был практически готов, однако предстояла ещё его внутренняя отделка. Детальные интерьерные чертежи получили одобрение (с некоторыми замечаниями) императора 19 августа 1908 года, а следующим летом Николай II лично приехал инспектировать ход отделочных работ. В отделке собора решили использовать полудрагоценные камни - яшму, орлец, ляпис-лазурь, - их обработка затянулась. Завершить внутреннее оформление, а также установить мраморный иконостас и напрестольную сень удалось лишь в 1912 году. Освятили Морской Никольский собор в Кронштадте 10 июня 1913 года - за год до вступления России в роковую войну.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №143, 2015 г.