Комплекс городского собора расположен в историческом месте возле края высокой горы на кромке берега реки Сулы. С юго-западной стороны к собору прилегает Базарная площадь, которая существует на этом месте с 17 в. Комплекс собора Святого Духа состоит из трех сооружений: Святодуховского собора, Васильевской теплой церкви с колокольней и дома священника. Собор Святого Духа расположен на самой высокой точке города, и его "грушеподобные" купола видны с отдаленных видовых точек в радиусе до 5 км., особенно с прилегающих сел и равнинного левого берега р. Сулы. Собор строился с 1742-1746гг., на месте деревянного храма, построенного еще в 1689г. В его композиции органично слились типичный для русских храмов кубический объем и характерные черты украинских трехчастных церквей. Северный и южный фасады куба расчленены пилястрами на две равные части, каждая из которых оканчивается вверху фигурным фронтоном. Окна собора расположены в два яруса. Они обрамлены тонкими колонками и стрельчатыми сандриками. Собор удачно вписан в окружающий ланшафт. Кажется , что массиввный куб вырастает из обрыва и является естественным продолжением крутого склона. Фронтоны, расчленяющие массивный объем, облегчают сооружение, придают ему характер движения вверх. Здание было отреставрировано в 1970-1971гг. В соборе имелась картина с изображением мадонны, одетой в украинскую национальную одежду. Висела она над местом захоронения Марии Маркович-дочери известного украинского мемуариста Якова Марковича. Есть версия, что это был ее портрет и написал его талантливый украинский художник 18 века - Г. Стеценко. Сейчас картина экспонируется в Роменском краеведческом музее. Васильевская церковь с колокольней. Построенная в 1751-1780гг. на средства "бунчуковых товарищей" Лубненского полка А.П.Полетики, его сына А.А.Полетики и Лубненского полкового писаря П.Лукъянова. Это были представители одного из самых выдающихся казацко-старшинских родов Левобережья времен Гетманщины. В 1866-1867гг. церковь была перестроена (архитектор В.Червинский). Церковь стоит рядом со Святодуховским собором и является также его колокольней. После перестройки она стала удлиненной, с двускатной кровлей, заканчивающейся граненой алтарной апсидой, над которой возвышается небольшая декоративная главка. Над крышей западного притвора вырастает невысокий четверик, из которого стремительно взлетает колокольня, состоящая из высокого изящного восьмерика со сквозными арочными проемами. Над ним возвышается второй восьмерик, меньших размеров, без проемов, со стрельчатыми арочками. Колокольню завершает изящная главка на высоком цилиндрическом барабане. В декоре церкви применены самые разнообразные детали русско-византийского стиля - килевидные завершения арок, ажурные пояса карнизов, колонки с овальными вставками. В целом колокольня в кружевном уборе рядом с мощным кубическим объемом Святодуховского собора выглядит очень стройной и трогательно хрупкой. Дом священника прилегает к соборному ограждению с юго-западной стороны от собора. Своей миниатюрностью он подчеркивает значительный масштаб собора. Построен в 1876г. как лавка для продажи церковных свеч. Дом прямоугольный, одноэтажный, с пристроенным закрытым крыльцом. Декор на фасадах отсутствует. Отопление печное. Крыша вальмовая, по деревянным стропилам, покрыта кровельным железом.
Из книги: Вечерский В.В. Православные святыни Сумщины. Изд-во: "Техника", г. Киев-2009г.