ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ерлыково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Ерлыково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:не позже 1828.
Год утраты:1987 (взорвана)
Адрес:
Республика Башкирия, Миякинский район, с. Ерлыково

Координаты: 53.613804, 54.838085 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Единственное сохранившееся фото храма, сделанное в 1942 г. <br>, Ерлыково, Миякинский район, Республика Башкортостан
Единственное сохранившееся фото храма, сделанное в 1942 г.
Михаил Мещанинов
10 апреля 1942



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Мещанинов  12 октября 2023

В 2-х км от Киргиз-Мияки находится неприметное село Ерлыково. Много ли людей живущих в Киргиз-Мияках догадываются о том, что некогда это село было одним из красивейших дореволюционных имений в Уфимской губернии с красивым прудом и величественным православным храмом? Думаю, таких сейчас найдется не много.

Покровский храм был уникальным памятником архитектуры не только для Белебеевского уезда, но и для всей Уфимской губернии. Его классическая архитектура, столь необычная для сельской церкви, вызывала восхищение современников. Следует отметить, что из более 700 храмов епархии, похожего стиля о двух колокольнях, была лишь Иоанно-Предтеченская церковь в Катав-Ивановском заводе. Архитектурным прообразом храму послужил собор С.-Петербургской Александро-Невской лавры. Огромный кирпичный двухколокольный храм во имя Покрова Божией Матери был возведен в с. Ерлыкове в 1820-е гг. Создавался по заказу помещицы Елизаветы Степановной Ерлыковой, владевшей селом. К 1828 г. храм был закончен постройкою и освящен.При строительстве церкви был заложен крепкий трёхметровой глубины фундамент, выше – цоколь из плотно подогнанных блоков тёсаного камня. Церковь имела две 4-угольные башни-колокольни: северную и южную, двухъярусные башни закрывались плоскими куполами с позолоченными крестами на шпилях. Внутри башен было тихо и просторно. Слева в южной поднималась многоступенчатая каменная лестница на колокольню. Звон колокола усиливался за счёт акустики на верхней части башни и был слышен не только жителям села, но и близлежащей округи. Справа в южной башне была устроена узкая келия с каменной лежанкой и малым окном в толстой стене, в противоположной стене была невысокая, но широкая дверь – вход в церковь. Северная башня внутри помещения самой церкви являлась продолжением церковного помещения, но более возвышенным и в глубине отгороженным. Само здание церкви с большим куполом казалось лишь встроенным в единый ансамбль башен и выступало от них на восток с парадными входами с обеих сторон. Парадные двери главного входа были защищены сверху выступающим высоким портиком с двускатной крышей, четыре круглого сечения колонны из тёсаного кирпича опирались на широкие базы у ступенчатых площадок каменного крыльца. Остальные двери храма были так же высокими, двухстворчатыми.

Узкие высокие окна были устроены из квадратных мелких рамок с цветными стеклами. Весь храм был обит толстыми листами железа, закрепленными кованными кузнечными гвоздями и покрашенными в зелёный цвет. Храм-великан был воздвигнут на центральной улице села на небольшом возвышении на правом высоком берегу родниковой речки Сарафанки. Вокруг церкви была поставлена прочная ограда из кирпичных тумб с фигурным штакетником. В ограде росли вековые вязы. Внутреннее убранство церкви было не менее захватывающим. Все полы застланы были большими плитами шлифованного камня, подогнанными друг ко другу с филигранной точностью. Высокий свод разрисован разноцветными фресками с библейскими картинами. Простенки между окнами увешаны иконами с ликами святых в позолоченных киотах. Удивительный резной иконостас был исполнен столичными мастерами. В церкви была бесценная библиотека старинных книг, исполненных красивыми каллиграфическими почерками на тонко выделанной коже с медными и железными обложенками и медно-бронзовыми инкрустациями. При церкви была открыта церковно-приходская школа и действовал церковный хор, местные жители могли получать 4-хклассное образование и изучать нотную грамоту. Среди деревенских соломенных и плетнёвых лачужек церковь представляла собой неповторимое чудо, вызывала восхищение и духовное величие Божьего творения.

Закрыта церковь была в последнюю волну – около 1936-1937 годов. Безценные иконы, утварь и архивы пропали. Храм остался бесхозным, имущество начали растаскивать, листы железа срывать. С крыши сняли железо, и кирпичный свод купола залило дождями, он промок, а когда ударили морозы, лопнул пополам. Сохранилась единственная фотография церкви ~1942 г. исполнения, т.е. перед приспособлением её под сушильный картофельный завод для нужд фронта: Миякинский райсовет принял решение создать в здании церкви сушильный завод. В начале 1942 г. начали разбирать башни церкви и кирпичные столбы ограды, чтобы использовать кирпич для постройки печей и складов. Но затея оказалась безрезультатной. Кирпич был уложен так крепко, что взять его можно было только раздробив на щебень. Башни сбили до уровня общей высоты церкви, крышу над зданием сломали, окна расширили, шлифованные каменные полы взломали, внутри вырыли котлован, устроили печи. Сделали один земляной подвал, и завод «пустили». Но толком работать завод не смог. Чтобы выполнить план, давали задание сушить картофель местному населению и в конце концов через полгода отказались от этой безумной затеи. К концу зимы 1943 г. завод закрыли, забросили.

С тех пор величественный храм продолжал разрушаться под воздействием дождя, снега, восстановить его никто не стремился, да и местное население проявляло явное безразличие. Он простоял до июня 1987 г. и был взорван уфимскими варварами по инициативе местных властей. Часть глыб отволокли на некоторое расстояние к оврагу. Территория церкви превратилась в место сбора скота перед выгоном на пастбище, заросло сорняком и придавала захолустный вид селу, территорию эту предлагалось застроить жилыми домами. Фундамент храма полностью сохранился. Чтобы спасти святое место, Вера Ивановна Перепелица добилась у местной администрации разбить здесь парк, а на части фундамента взорванного храма построить часовню, что и было сделано в 2001 г. с тем расчётом, что когда найдутся богатые благотворители, то можно будет восстановить храм в первозданном виде. Сквозь траву проглядывают кирпичные срезанные своды фундамента.

В 2002 г. к часовне было пристроено помещение для алтаря, и получилась малая церковь. Строительство велось за счёт благотворительных средств физических и юридических лиц. Большой вклад внесли в это благородное дело разные люди, не взирая на национальность и вероисповедание. В это же время начал медленно возрождаться и Покровский приход.

Источник: https://rus-luck.livejournal.com/8881.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.