ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нижнее Мошево. Церковь Николая Чудотворца.


Нижнее Мошево. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Не действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:между приблизительно 1840 и 1843.
Адрес:
Пермский край, Соликамский район, д. Нижнее Мошево

Координаты: 59.795275, 56.604556



Церковь Николая Чудотворца, , Нижнее Мошево, Соликамский район и г. Соликамск, Пермский край
Klyaksina
5 сентября 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Нижнее Мошево, Соликамский район и г. Соликамск, Пермский край
Klyaksina
5 сентября 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Нижнее Мошево, Соликамский район и г. Соликамск, Пермский край
Klyaksina
5 сентября 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Нижнее Мошево, Соликамский район и г. Соликамск, Пермский край
Klyaksina
5 сентября 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Нижнее Мошево, Соликамский район и г. Соликамск, Пермский край
Klyaksina
5 сентября 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  31 октября 2020

Первая церковь – деревянная – уже существовала в 1647 г. В 1804 г. известна Свято-Николаевская дер. (в 1873 г. была ветхой). В 1843 г. построена каменная. Освящена 15.05.1843 г. Сооружена на средства прихожан и пожертвования. Не действовала с 1934 г. Использовалась под зерносклад. Закрыта 17.02.1936 г. Здание не сохранилось.

Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. 71 с., С. 51.

Расположена в селе Нижнее Мошево Соликамского района Пермского края. Строительство каменной церкви в селе началось в 1840 г. взамен деревянной обветшавшей, пострадавшей от бури. Возведение храма осуществлялось на средства прихожан и пожертвования посторонних благотворителей. Кирпич для строительства изготавливался в местном кирпичном сарае, процессом руководил нанятый подрядчик чердынский мещанин Николай Парашин. Возводил храм мастер каменной работы крестьянин Петр Степанович Белоусов с товарищами. Общее руководство и контроль за работой осуществлял мастер крестьянин Леонтий Агафонов.

К апрелю 1842 г. было завершено сооружение купола и шатра церкви мастером крестьянином Моисеем Филипьевым. Освещен храм был 15 мая 1843 г. Чердынским благочинным, иереем Стефаном Тяжеловым во имя Святителя Христова Николая Чудотворца. Церковь каменная, однопрестольная, с колокольней в одном корпусе. Первоначально крыша и кресты на ней были деревянные крашеные, но в 1857 г. крышу покрыли листовым железом и покрасили медянкой.

На колокольню были перенесены пять колоколов из ветхой деревянной церкви, различного веса: 20,10, 4, 3 и 1 пуд. 23 октября 1844 г. был приобретен еще один колокол весом 52 п. 20 ф. В описи церковного имущества от 20 декабря 1920 г. указывается семь колоколов, весом 113 п. 17 ф., 25 п. 20 ф., 20 п., 10 п., 4 п., 3 п., 1 п.

Внутри церковь были оштукатурена, выкрашена светло-голубой краской, с живописью на стенах. В июне 1862 г. стены храма расписывал чердынский мещанин Алексей Ефимович Головин. Иконостас был деревянный, в два става, с резьбой и позолотой, столярной работы приказчика графа Строганова Ермакова. В феврале 1892 г. производился ремонт иконостаса крестьянином Покчинской волости Чердынского уезда Аникием Васильевичем Федосеевым. Ему же были заказаны две новые иконы.

В церкви были иконы древние, перенесенные из ветхой церкви. В начале ХХ века исследователь Кривощеков особо отметил в числе церковного имущества: «Евангелие напрестольное московской печати 1663 года, серебряный ковшечек или корец, штампованный изображениями в медальонах. В первом изображение льва с зеркалом, во втором слона с человеком, вливающего жидкость в сосуд и в третьем медальоне изображение оленя, преследуемого охотником и собаками. На дне сосуда выгравирована дата 1742 г.». Кривощеков предположил ее появление более поздним временем. Так же он отметил два оловянных блюда, «имеющих на нижней стороне немецкую марку с дворянскою короной и дату 1652 г. В середине литеры Е. В.» Все эти вещи находились еще в старой деревянной церкви.

Храм отапливался печами, сначала двумя, выложенными в 1842 г. крестьянином Пантелеем Макеевым, а в 1856 г. соликамский мещанин Андрей Федосеевич Верховских кладет еще одну на северной стороне. В 1878 г. церковь полностью переостеклена соликамским мещанином Николаем Ширевым, в рамы было вставлено 280 стекол.

Первоначально Никольская церковь не имела ограды, но в 1850 г. был разработан проект строительства каменной ограды на бутовом фундаменте, с деревянными решетками. Построена она была летом 1851 г. подрядчиком крестьянином Нижегородской губернии Василием Стефановичем Громовым. Кирпич для ограды был изготовлен чердынским мещанином Николаем Парашиным. Эта ограда, периодически ремонтируемая, простояла до 1912 г. К ноябрю 1911 г. была готова смета в 2 тыс. руб. на постройку новой ограды с железными решетками. В этом же году для изготовления кирпича был нанят подрядчик – крестьянин Вятской губернии Коновалов с товарищами. В 1912 г. были закуплены на ограду железные решетки у соликамского мещанина Андрея Михайловича Федулова. Класть фундамент и саму ограду было поручено мещанину Вятской губернии Семену Матвеевичу Кускову, по 7 руб. за каждую тысячу кирпича, а фундамент – по 11 руб. 50 к. Старую ограду разбирал тоже он, по возможности вычищая и используя старый кирпич.

14 сентября 1913 г. церковно-приходским попечительством было решено заказать чугунные кресты на церковную ограду в Палазне на заводе. Останки именно этой ограды существуют в настоящее время. Рядом с храмом находится одноэтажный каменный дом, до революции принадлежавший церкви и выстроенный на средства церковно-приходского попечительства в 1910 г. В этом здании располагалась квартира псаломщика. Помимо каменного дома церкви принадлежал еще двухэтажный деревянный дом священника, построенный 1894 г., и земли: усадебной вместе с погостом церковным 670 кв. саженей, пахотной 45 десятин, сенокосной 21 десятина. Луговой, сенокосной землей пользовался причт, а пахотная сдавалась в аренду крестьянам деревень Еськина и Левино за 40 р. в год.

К Никольской церкви были приписаны три часовни, находящиеся в д. Левина, д. Жуланова и в д. Верх-Мошево. В д. Левина деревянная часовня была построена в 1886г. по желанию местного крестьянина Матвея Варфоломеевича Гилева и на его средства. Построена по проекту, утвержденному строительным отделом Пермского Губернского Правления, в память о мученической кончине государя императора Александра II. В этой часовне были разные иконы, церковная утварь и колокола весом 1 п. 19 ф., 24 7/8 ф., 14 3/4ф.

В д. Жуланова часовня деревянная с такой же оградой. Имелся трехъярусный иконостас и 45 икон на 20 декабря 1920 года. Также в часовне было 5 колоколов, весом 20 п.23 ф., 6 п., 2 п. 37 ф., 19 ф., 18 ф. В д. В-Мошево часовня деревянная с такой же оградой. Имелся иконостас столярной работы. Всего в этой часовне на 20 декабря 1920 г. находилось 67 икон, 6 колоколов, весом 10 п. 3 ф., 3 п., 2 п., 30 ф., 21,5 ф., 11 ¾ ф.

При В-Мошевской часовне имелась еще одна часовня, деревянная ветхая. В ней 5 икон и крест деревянный.

На начало ХХ в. в приход Никольской церкви входили: село Н-Мошево, деревни Пузикова, Ескина, Левина, Верх-Мошева, Федюнькина, Гаревая, Жуланова, Клепикова. Всего более 300 дворов и 1791 душа обоего пола на 1913 г.

После Октябрьской революции были национализированы земли, принадлежащие церкви. Собранием граждан Мошевского церковно-приходского схода от 18 марта 1918 г. было решено: пахотную церковную землю, в числе 45 десятин, отобрать, а луговую оставить священнику – 5 десятин, дьякону – 3 десятины. Остальную, в количестве 13 десятин, тоже отобрать. По распоряжению властей все церковные ценности были отчуждены и оставлены по актам обществам верующих. В 1920 г. Мошевским волисполкомом были изъяты метрические книги Никольской церкви с 1812 по 1918 гг.

20 декабря 1920 г. была составлена вторичная опись всего церковного имущества, в том числе находящегося в часовнях, приписанных к Никольской церкви и переданного на хранение прихожанам. 1 апреля 1922 г. Чердынский исполком запрашивает «в 3-х дневный срок описи церковного имущества для предоставления в уездную комиссию помощи голодающим, на предмет изъятия церковных ценностей в пользу голодающих».

Храм не действовал с 1934 г. и был закрыт, по ходатайству граждан Верх-Мошевского с/с, в начале 1936 г. Распоряжением Ворошиловского окружного исполкома все колокола, весом более 16 кг, предписывалось сдавать Заготобьединению Потребсоюза или Сельпо, менее 16 кг разрешалось использовать пожарным службам. Небольшая часть церковных предметов была сдана инспектором РайФО в Соликамский городской музей 23 марта 1936 г.

При мошевской церкви по штату издавно было положено 1 священник и два причетника: дьячок и пономарь. По указу Пермской Духовной Консистории от 28 октября 1869 г. предписывалось «именовать дьячков – первыми псаломщиками, а пономарей — вторыми псаломщиками, а где два дьячка, одного писать первым старшим псаломщиком, а другого вторым старшим псаломщиком, а двух пономарей одного писать первым младшим, а другого вторым младшим». По вновь проектируемым штатам с 1869 г. оставлено 1 священник и 1 псаломщик. По штатному расписанию, утвержденному в 1873 г., Мошевской церкви было положено священник и псаломщик. По указу Святейшего Синода от 4 марта 1885 г. за №3 по штату Мошевской церкви положено так же один священник и один псаломщик.

http://skm.solkam.ru/o-muzee/публикации/solikamsk-pravoslavnyiy/nikolskaya-czerkov-istoricheskaya-spravka/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.