ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Большой Двор. Храмовый комплекс Волокославского погоста.

Волокославский погост


Большой Двор. Храмовый комплекс Волокославского погоста
Храмовый комплекс.  Утрачен.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
187683, Ленинградская область, Бокситогорский район, Анисимовская волость, д. Большой Двор

Координаты: 59.303687, 34.230076





Храмовый комплекс Волокославского погоста, Владимирская и Введенская церкви Волокославского погоста. Фото 1971 г. из фондов Пикалевского краеведческого музея. (ГК №23303722)<br>, Большой Двор, Бокситогорский район, Ленинградская область
Владимирская и Введенская церкви Волокославского погоста. Фото 1971 г. из фондов Пикалевского краеведческого музея. (ГК №23303722)
Дмитрий Волохов
1 июня 1971



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  2 августа 2020

На место нахождения древнего Волокославского погоста указывает заросшее деревьями и кустарниками древнее кладбище с каменной оградой и остатками полуразрушенной каменной церкви, хорошо видимые от деревни Большой Двор. Для его осмотра вначале необходимо, перейдя мост через реку Чагоду, подняться в горку, повернуть влево, остановиться и медленно окинуть взглядом окружающую панораму.

Академик-археолог, тихвинец В.И. Равдоникас в изданной в 1924 году книге «Доисторическое прошлое Тихвинского уезда», отметил, что Волокославский погост находится «…как раз на том месте, где Воложба и Чагода (приток Чагодощи) всего более сближаются между собой; здесь, несомненно, был древний волок и есть все основания думать, что этим волоком пользовались и норманны». Было это по утверждению автора в IX – X веках, т.е. более чем тысячу лет тому назад.

Данный древний волок находился на пути известном как «путь из варяг в арабы (булгары)», который использовали норманны (варяги) для походов в Волжскую Булгарию (район Казани). Этот путь не нужно путать с «путем из варяг в греки», который шел с Балтики по реке Волхову в Новгород и далее до Константинополя. Известно, что варяги сами ничего не производили, а занимались грабежом. По пути на Волгу они захватывали у местных угро-финских племен (весь, меря) рабов и пушнину, и награбленное с успехом обменивали в Булгарии на арабские дирхемы (монеты), клады которых неоднократно находили спустя века на пути с Волги на Балтику.

На территорию нашего края славянские племена пришли с юга. Они взяли под контроль местный волок. Свидетельством первоначального обитания славянского населения на Волоку является сопка на западном берегу озера Боровое (Фомкинское), расположенная в 2 км к югу от погоста. Сопка представляет собой крутобокую насыпь (курган) диаметром 26 м и высотой 5 м. Вершина сопки повреждена кладоискателями, которые естественно ничего не нашли, так как славяне в это время хоронили мертвых по обряду трупосожжения. Дата сооружения сопки – IX – X вв. С конца X века использование волока варягами прекратилось. Древняя Русь вошла в силу. С данного времени до наших дней нет никаких исторических сведений об использовании волока как торгового или транспортного пути. Измышлений о торговых путях через Волок различных краеведов более чем предостаточно, но все они не имеют никаких доказательств. Торговые пути в нашем крае возобновились лишь с XVI века, и пошли по сухопутью с Тихвина на Сомино и далее на Волгу минуя Волок. В конце XVIII века Тихвинско-Соминский путь назывался Великой Переволокой.

Первым письменным документом, в котором описывается Волок, является писцовая книга Юрия Сабурова 1496 года. В ней древний погост в верховьях Чагоды был записан как погост Волок Готслав. В писцовой книге 1583 года он именовался как Волок Хотьславль. В 1774 году, в связи с передачей местных земель в состав Тихвинского уезда, погост был упомянут как Волокохотославский. В XIX веке он стал носить имя как погост Волокославский.

В 1845 году архитектурный ансамбль Волокославского погоста пополнился третьей церковью. На средства местного помещика Александра Унковского была построена по типовому проекту архитектора К.А. Тона каменная церковь во имя иконы Владимирской Божьей Матери. Из-за недостатка места её возвели за каменной оградой погоста к югу от Введенской церкви. Новая церковь имела куполообразное завершение и одноярусную колокольню, возведенную на притворе. Длина церковного здания вместе с колокольней составляла 9 сажень (19,3 м), ширина – до 6,3 сажени (13,6 м). Церковь внутри и снаружи была оштукатурена и обелена известью. Купол церкви был покрыт железом и окрашен масляной зеленой краской, подобно покрытиям рядом стоящих церквей. Купол завершался цилиндрическим барабаном с главкой, на которой был водружен металлический крест.

На протяжении нескольких столетий церковный причт содержался за счет пожертвований прихожан и обработки церковной земли, которой, по данным новгородской консистории, в Волокославском приходе было чуть более 51 десятины по состоянию на 1858 год. Позднее было введено жалование причту, но штаты были урезаны. С 1876 года по штатному расписанию церковного ведомства в Волокославском приходе имелось: настоятель – 1, псаломщик – 1.

В 1910 году в Волокославском погосте, кроме церквей, имелось шесть жилых строений, в которых проживало 33 человека, из них 14 мужского и 19 женского пола. На погосте находилось волостное правление, церковно-приходская и земская школы, мелочная лавка. Здесь же в годы Первой мировой войны действовало церковное попечительство о семьях, в которых имелись призванные на фронт мужчины, и неофициальное общество трезвости. Ежегодно 21 ноября (по старому стилю) проводилась местная ярмарка-торжок.

Ныне невозможно определить, где на месте погоста размещались его жилые и вспомогательные строения. Известно, что дом священника находился к северу от Николаевской церкви (со стороны Большего Двора) на расстоянии 60 сажен (129,6 м), а земская школа к югу от Владимирской церкви на расстоянии 20 сажен (43,2 м). Ныне по месту нахождения школы проходит асфальтированное шоссе. О месте нахождения других строений пока ничего не известно.

Исчезла куда-то религиозность местных жителей, предки которых почти тысячу лет считали себя православными. Ныне на Волоку, спустя двадцать лет после прихода новой демократической власти, оберегается местными жителями лишь Ильинская часовня в деревне Черкасова Горка и не делается ничего для восстановления местного православного прихода. Наверное, можно было бы давно построить деревянную часовню на разрастающемся кладбище напротив Волокославского погоста. Время собирать камни уже пришло.

Л.А. Старовойтов, краевед. https://pikalevo.47lib.ru/kraev/mestailyudi/volokoslavsk



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.