Лучше всего из Луцка ехать во Владимир-Волынский, но по дороге следует свернуть в село Белосток – очень древнее, возможно, еще домонгольских времен. Там среди огромных валов и рвов, кое-где хорошо сохранившихся (они окружали известный здесь в XVI–XVIII в.в. православный монастырь), есть один из важнейших памятников украинской архитектуры - Михайловская церковь, построенная в 1636 г. Она интересна тем, что здесь впервые оригинально перетолкована схема трехнефного шестистовпового древнерусского храма. В ней бани поставлены по продольной оси, над перекрестком нефа и трансепта и на апсиде. Над западной частью бани нет, зато над бабинцем хоры, а по бокам – две оборонительные башни. Кроме того, боковые нефы ниже среднего, а трансепт выступает на Южном и западном фасадах небольшими ризалитами.
Уже на середину XVI в. византийская стилистическая система в архитектуре исчерпала свои возможности развития, и перед строительными вырисовывалась перспектива без конца вращаться в замкнутом круге образцов, не идти дальше скучного повторения старых форм и типов. Возникает потребность в поиске другого стиля. В условиях острой борьбы против полонизации рискованно было полностью отказаться от древних традиций – это могло привести к потере национального лица, своей самобытности в культуре. Поэтому художники XVI-XVII в.в. стали на путь творческого истолкования древних типов храмов и использования исконных народных приемов деревянного строительства. Так сохранялась живая связь с национальными традициями и одновременно искусство шло в ногу с жизнью. Это было прогрессивное и плодотворное течение в искусстве, ибо в нем были заложены возможности развития и совершенствования.
Волынский мастер, построивший церковь в с. Белостоке, начал линию в строительстве храмов, что на Приднепровье и на Черниговщине привела к созданию настоящих шедевров, в частности таких, как Троицкий собор в Чернигове, Богоявленский и Николаевский в Киеве, Мгарский, Полтавский Воздвиженский, гамалеевский и Троицкий Глуховский. В образовании этого мастера, как в прототипе еще не все архитектурно-художественные проблемы решены – робко поставлены бани, ибо их только две, не развит средний неф, не найдено определенных пропорциональных отношений с боковыми нефами, по-волынски приземистыми. И всё же в формировании украинского искусства XVII–XVIII в.в. роль волынских художников трудно переоценить.
Следует указать, что и при сооружении такого скромного храма мастер уделяет большое внимание не только композиции масс, интерьеру, но и градостроительным проблемам. Он ставит церковь не в центре двора, а ближе к краю холма, куда подходят дороги так, чтобы сооружение было видно издалека, чтобы оно возвышалось среди низенькой застройки и неширокой долины. Церковь является частью природного окружения и, главное, не противостоит ему. Белостоц-Кий монастырь известен еще и тем, что оттуда происходит выдающийся украинский художник конца XVII – первой трети XVIII в. Иов Кондзелевич – создатель знаменитого Богородчанского, Загоровского и других иконостасов. Возможно, что лучшие годы его творчества связаны с Белостоком.
Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.