ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Степановское. Церковь Исаакия Далматского.


Степановское. Церковь Исаакия Далматского
Церковь. Действует.  
Престолы:Исаакия Далматского
Архитектурные стили:Барокко, Петровское барокко
Год постройки:Между 1717 и 1732.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
МО, Раменский р-н, с. Степановское

Координаты: 55.298907, 38.423705
Проезд:Проезд из Москвы: от ст. метро «Выхино: авт. 324 города Бронницы, далее рейсовым автобусом до с. Степановское.





Сортировка:

Церковь Исаакия Далматского, Исаакиевская церковь, вид с юго-востока<br>, Степановское, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Исаакиевская церковь, вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2011
Церковь Исаакия Далматского, , Степановское, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Алексей Кротов
29 января 2011
Церковь Исаакия Далматского, 		      <br>, Степановское, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область

Luca
1 февраля 2004
Церковь Исаакия Далматского, Барабан главы<br>, Степановское, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Барабан главы
oldboy
23 февраля 2019
Церковь Исаакия Далматского, , Степановское, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
23 февраля 2019
Церковь Исаакия Далматского, Надглавный крест<br>, Степановское, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Надглавный крест
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
23 февраля 2019
Церковь Исаакия Далматского, Надглавный крест<br>, Степановское, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Надглавный крест
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
23 февраля 2019
Церковь Исаакия Далматского, , Степановское, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
14 марта 2015
Церковь Исаакия Далматского, , Степановское, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
14 марта 2015
Церковь Исаакия Далматского, крест Исаакиевской церкви<br>, Степановское, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
крест Исаакиевской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2011
Церковь Исаакия Далматского, интерьер храма<br>, Степановское, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
интерьер храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Dr-ozzy
9 октября 2016
Церковь Исаакия Далматского, 		      <br>, Степановское, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область

Luca
1 февраля 2004



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   26 августа 2018

Рядом с Благовещенской церковью в с . Степановское стоит высокая церковь-колокольня святого Исаакия Далматского, составляющая с ней единый уникальный комплекс. Ранее он был обнесён невысокой кирпичной оградой со святыми воротами, которые не сохранились.

Храм был заложен в 1702-1703 годах по повелению графа А. И. Остермана. Преподобный Исаакий Далматский является небесным покровителем Петра I, родившегося в день поминовения святого 30 мая (ст. ст.). Именно Петру граф Андрей Иванович Остерман обязан своим возвышением, именно от него получено было Степановское во владение. Интересен факт, что это строительство началось за несколько лет до освящения первой Исаакиевской церкви в Петербурге в 1707 году.

Возведение церкви по каким-то причинам затянулось на три десятилетия, и освящена она была лишь во времена царствования Анны Иоанновны, через несколько лет после смерти первого российского императора – в 1732 году. Однако Пётр вполне мог быть в курсе подмосковного строительства – в Благовещенской церкви долгое время хранилась небольшая икона св. Иоанна Богослова из слоновой кости, по преданию, выточенная царём собственноручно в 1715 году.

Высокое здание храма необычно уже тем, что построено при более старом храме Благовещения вместо простой колокольни. В продолжение традиций храмов «под звоном» оно построено в несколько ярусов. Церковь поражает своими архитектурными формами, очень редкими для России. По мнению современного исследователя архитектуры Владимира Седова, «архитектура этого храма имеет особенный, экспериментальный характер». Центричный ярусный объём церкви состоит из трехэтажного квадратного четверика, над которым возвышается меньший по основанию невысокий четверик. Наверху каждого из четвериков ранее были открытые террасы, обнесённые балюстрадами, ныне разрушившимися. Венчает храм верхний ярус – стройный восьмерик, в котором размещена колокольня. Колокольня имела пять колоколов. Большой колокол весом 151 пуд 15 фунтов в 1852 году был отлит усердием прихожан на заводе Дмитрия Николаевича Самгина (1797-1872).

На вытянутый вверх купол восьмерика поставлен высокий барабан. Его венчает вытянутая вверх главка не совсем обычной формы, скорее близкой к южнорусским образцам – крест стоит не на собственно главке, а на стоящей на луковице второй, маленькой главке. Эта башенная структура скрывает подлинное построение храма. На прорезанном по сторонам света арками основании поставлен небольшой, но очень высокий храм, перекрытый глухим восьмилотковым сводом.

Две винтовые белокаменные лестницы поднимаются от основания до верха храма. Входы на лестницы расположены на западном фасаде. По лестницам можно подняться на колокольню, выйти на галереи. Галереи открываются и на фасады, и в храмовое пространство арочными проёмами. Такая композиция напоминает, прежде всего, реформатские храмы Германии XVI в. с их предназначенными для владетельных князей галереями.

Фасадная декорация храма не менее своеобразна: её основу составляют крупные тосканские пилястры, расположенные между арочными проёмами. Четверики и ярус звона прорезаны высокими, почти в свой рост, арочными проёмами, за счёт высоты кажущимися довольно узкими и придающими стройности массивному основному объёму. Профилированные архивольты и карнизы, а также балюстрады выполнены очень тщательно и дают великолепный пример прямого следования архитектуре протестантского, «северного» барокко Голландии и Северной Германии первой половины XVIII в.

Вопрос о том, к какому стилю восходит архитектура этого необычного храма, остаётся открытым. Некоторые авторы статей о нём считают, что зодчие опирались на трактат Виньолы «Правило пяти ордеров». Поручение перевести этот универсальный труд на русский язык поступило М. П. Гагарину от самого Петра I, и он подыскал для этого дела специалиста – работавшего в России с 1703 года итальянского зодчего Джиованни Марио Фонтана. По мнению ряда исследователей, храм-колокольня в Степановском явился результатом почти буквального перевода в натуру образцовых чертежей из переводного архитектурного трактата. Вместе с тем, сочетание в одной постройке и храма, и колокольни вызывает в памяти усадебные храмы Подмосковья в «нарышкинском стиле» (например, церкви в Уборах или в Филях).

Таким образом, храм святого Исаакия в Степановском является уникальным примером перенесения на русскую почву позднеренессансной композиции и одновременного осложнения её «нарышкинскими» приёмами. Сочетание разных стилей в этом необычном храме превратило его в уникальный образец храмовой архитектуры, незаслуженно забытый только потому, что стоит он в стороне от оживлённых дорог.

https://architectstyle.livejournal.com/81862.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  18 марта 2024

Знаменитый Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге строился как главный храм империи, но получил посвящение в честь редкого и не самого известного в России святого – преподобного Исаакия Далматского. Связано это с совпадением дня памяти святого Исаакия и дня рождения царя Петра I. В подмосковном селе Степановском нынешнего Раменского района в 1732 году был возведен свой храм святого Исаакия с тем же символическим посвящением дню рождения Петра. Автором задумки был, по-видимому, государственный деятель петровской эпохи и владелец Степановского князь Матвей Петрович Гагарин, а осуществил постройку храма барон Андрей Иванович Остерман. Оба сановника известны трагической судьбой: один закончил жизнь на виселице, другой – в изгнании.

Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев так писал об Исаакиевском храме в Степановском: «Едва ли, думаю, найдется где в другом месте такое архитектурное расположение». Этот необычный подколоколенный храм представляет собой пятиярусную пирамиду, в нижнем ярусе которой расположен алтарь, а в верхнем – звонница. В средних трех ярусах находятся хоры-галереи, составляющие единое пространство с нижним храмом. Внешне церковь не имеет ничего общего с первыми вариантами Исаакиевского собора XVIII столетия в Санкт-Петербурге, а тем более – с грандиозным храмом, который был построен при Николае I. Правда, случаи копирования в подмосковных усадьбах форм известных петербургских храмов известны: почти буквальная реплика Троицкого собора Александро-Невской лавры была построена в 25-ти километрах южнее Степановского в селе Шкинь Коломенского городского округа.

В 1706 году Степановское было куплено Матвеем Петровичем Гагариным, и в том же 1706 году князь вступил в должность судьи в Сибирском приказе, а в 1711 году был назначен губернатором Сибири. Взятки, злоупотребления и несметное богатство Гагарина стали известны Петру I, и, несмотря на заступничество графа Головкина, вице-канцлера Шафирова, князя Меншикова, царицы Екатерины и даже китайцев, у которых сибирский губернатор снискал уважение, он был заключен в адмиралтейскую тюрьму, где пробыл два года. Князя М. П. Гагарина под пытками вынуждали признать свои преступления, но сибирский губернатор все отрицал. Наконец, сам Петр в личной беседе убеждал Матвея Петровича сознаться в злоупотреблениях, обещая не только сохранить жизнь и свободу, но и вернуть все имения. М. П. Гагарин не внял убеждениям монарха и в 1721 году был повешен в центре Санкт-Петербурга в устрашение многим вельможам, которых царь собрал на площади.

О богатстве Матвея Петровича Гагарина ходили почти фантастические слухи: говорили, что колеса его кареты были окованы серебром, подковы лошадям делались из серебра и золота, а в московском доме на Тверской были зеркальные стены и стеклянные потолки, над которыми плавали рыбы в воде. В церкви Исаакия в Степановском хранились до революции священные бархатные ризы с вышитой надписью: «Сделана сия материя в Москве в 1713 года, в презент губернатору Сибири и князю Матвею Петровичу Гагарину». После казни прежнего владельца Степановского подмосковное имение перешло в казну. В 1721 году – в год казни князя Гагарина – был составлен и подписан знаменитый Ништадтский мирный трактат, завершивший двадцатилетнюю Северную войну со шведами. Он был составлен на выгодных для России условиях. Важнейшую роль в этом сыграл дипломатический талант Андрея Ивановича Остермана, который после подписания мира получил от Петра I титул барона, чин тайного советника, денежную награду и несколько деревень во владение. Благодарный министрам-переговорщикам Петр писал: «Славное сие в свете дело ваше останется навсегда незабвенным; никогда наша Россия такого полезного мира не получала!»

Остерман оставался влиятельным сановником и при преемниках Петра: Екатерине I, Петре II, Анне Иоанновне, Иване VI, но все потерял после воцарения Елизаветы Петровны. 18 января 1742 года дипломат был арестован, а затем из Петропавловской крепости на простых санях доставлен на площадь, где его ожидала плаха и топор. Остермана (в то время больного старика) вытолкали из носилок, положили голову на плаху, расстегнули воротник рубашки, а перед самым замахом топора объявили о помиловании: замене смертной казни на вечную ссылку в Березов. По словам историка Д. Н. Бантыш-Каменского, барон Остерман при этой жестокой инсценировке «не показал ни малейшей перемены в лице». Не дожидаясь утра, сани с бароном двинулись в Сибирь. Там закончил свои дни опальный вельможа. Имение в Степановском, однако, досталось его наследникам. Подмосковное село перешло его дочери Анне Андреевне Остерман, вышедшей замуж за генерал-майора Матвея Андреевича Толстого.

Рядом с Исаакиевским храмом стоит более древний храм XVI столетия, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В нем до революции 1917 года хранились две уникальные святыни: греческая икона святителя Николая с медальоном-мощевиком и высеченный из кости образ апостола Иоанна Богослова, созданный самим Петром I. Старинный образ Николая Чудотворца византийского письма представлял фамильную ценность для семьи Толстых – владельцев Степановского после барона А. И. Остермана. На обратной стороне иконы была надпись: «Сей образ Петра Степановича Толстова, благословил он детей своих... Петр Степанович убит под Ригою во дни государя царя Алексея Михайловича... обложен 1751 года мая 20-го, правнуком его, генерал-майором Матвеем Андреевичем Толстым». По догадке Н. Д. Иванчина-Писарева эта древняя икона могла быть привезена в Москву предком Толстых Андреем Харитоновичем еще в XV веке во времена правления великого князя Василия Темного. Андрей Харитонович, вероятно, имел связи с Константинополем в период, когда из гибнущей Византийской империи в Московское государство попали многие иконы и святыни.

Показателен факт: Толстые выплачивали 500 рублей духовенству Благовещенской церкви за молебны перед этой иконой в воскресные и праздничные дни. Внучка упомянутого генерал-майора Матвея Андреевича Толстого Наталья Ивановна Толстая позднее повесила на фамильный образ медальон с мощами Николая Чудотворца, на котором была надпись на латинском языке: «s.Nicolaus». Эту святыню наследница Толстых и Остерманов получила через католического архиепископа из итальянского города Бари, где хранятся мощи святителя Николая.

Храмовый комплекс села Степановского, состоящий из Благовещенской церкви и подколокольного храма Исаакия Далматского, по удачному слову Н. Д. Иванчина-Писарева, является памятником и церковным, и историческим: «Здесь соединение двух святынь, духовной и отечественной». Однако эти две уникальные подмосковные церкви десятилетиями находятся в аварийном состоянии: старые строительные леса уже успели обвалиться, не дождавшись ремонта зданий. Недавно храм Исаакия Далматского обставили новыми лесами, поэтому есть надежда, что на этот раз церкви будут восстановлены.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Подмосковный храм Исаакия Далматского.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.