ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пустынь. Предтеченский скит Нило-Сорской пустыни.


Пустынь. Предтеченский скит Нило-Сорской пустыни
Скит.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год основания:Между 1840 и 1852.
Год утраты:1946 (сгорел)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Вологодская область, Кирилловский район, д. Пустынь

Координаты: 59.981351, 38.288601





Предтеченский скит Нило-Сорской пустыни, "Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Нижегородской епархии" Нижний новгород 1913<br>, Пустынь, Кирилловский район, Вологодская область
"Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Нижегородской епархии" Нижний новгород 1913
Андрей Агафонов
1 января 1913
Предтеченский скит Нило-Сорской пустыни, Фото Милоновой.http://www.booksite.ru/civk/M-69.html<br>, Пустынь, Кирилловский район, Вологодская область
Фото Милоновой.http://www.booksite.ru/civk/M-69.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
2 января 1908



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  16 февраля 2017

Сорская Нилова пустынь

Новгородская еп., в окрестностях Кириллова, при р. Сорке. Начало ее относится к сер. XV в., к тому времени, когда прп. Нилом Сорским был устроен скит с особым уставом. В 1569 царь Иоанн Грозный хотел выстроить в скиту каменную церковь вместо деревянной, но прп. Нил явился ему во сне и запретил нарушать предание скитской нищеты. Есть известие, что и позже воздвигли было каменную церковь, но своды ее обрушились. Целые столетия эта обитель оставалась в своем первобытном виде. В 1764 она была приписана к Кирилло-Белозерскому Успенскому монастырю, в 1798 — к Кириллову-Белову Новоезерскому монастырю, в 1808 — опять к Кирилло-Белозерскому; в 1850 была восстановлена под именем заштатной пустыни. Соборный храм во имя Сретения Господня устроен в 1-й пол. XIX в.

Воспоминанием о прежде бывшем ските служил только малый скит в лесу за оградой монастыря с деревянною церковью во имя Иоанна Предтечи, перенесенной из обители прп. Нила при устройстве каменной церкви. Этот новый скит был устроен, по преданию, на том самом месте, где стояла келья прп. Нила. В небольшой церкви этого скита все напоминало древнюю обстановку: в ней было все деревянное, иконы древнего письма. На память о преподобном поддерживалась малая кельица против церкви. Мощи прп. Нила покоились под спудом. В обители хранилась власяница прп. Нила.

С.В. Булгаков

...Вернувшись в пустынь, иеромонах Никон устроил неподалеку от самого монастыря (двести метров на юго-запад) скит, где можно было жить в уе­динении и безмолвии. Келию свою он поставил около колодца, ископанного преподобным Нилом Сорским, здесь же был пруд преподобного, и когда-то стояла его келья. В новый скит пере­несли церковь Иоанна Предтечи, сло­женную из остатков древних храмов Сретения и Иоанна Предтечи. Новопостроенную церковь и скит освятили 15 ноября 1852 года, а 16 ноября иеро­монах Никон был облечен в схиму и наречен по своему желанию Нилом — в честь преподобного. Здесь, на месте поселения преподобного Нила, он и остался жить. Незадолго до пострига в схиму, 8 ноября 1850 года, иеромонах Никон отправил на Афон написаннуюим икону Иерусалимской Божией Ма тери. Эта икона до сих пор находится в Покровском храме Пантелеймонова монастыря на Афоне, над святыми вратами; во время молебнов ее тор е­ственно опускают к молящимся. После отправки иконы, как пишет сам иеросхимонах Нил, сбылось его главное желание: по указу Синода, в декабре1850 года Нило-Сорская пустынь бы­ла восстановлена как самостоятельный общежительный монастырь.

https://docviewer.yandex.ru/view/391062632/

 


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 февраля 2017

Свято-Нило-Сорская пустынь. Покровский храм. Кирилловский район, Пустынь.

Во второй половине XV века в Кирилло-Белозерском монастыре существенную роль стали играть так называемые нестяжатели. Исповедуя учение своего идейного вождя Нила Сорского, они выступали против "вещелюбия" и даже в иконописи отрицали "гладкие женовидные лица", говоря, что красота иконы не должна вступать в противоречие с ее идеей. Влияние нестяжателей было столь велико, что в этот период монастырь почти не приобретает новых земель и даже приостанавливается почти всякая строительная деятельность в обители. Впрочем, с начала следующего века среди братии становятся более популярны идеи иосифлян - сторонников взглядов Иосифа Волоцкого. Основной смысл его учения состоял в том, что церкви наращивать свое материальное благосостояние нужно и должно.

Нил Сорский в 1450 году вместе с учеником, иноком Иннокентием, покинул богатый Кирилло-Белозерский монастырь и основал в 18 километрах к северу собственную обитель. Поначалу это был лишь уединенный скит среди разреженного леса из берез и елей, неподалеку от речки Соры. Нил с Иннокентием срубили часовенку и две кельи на расстоянии броска камня, чтобы даже звук молитвы не нарушал безмолвия соседа. В сыром сумраке своей кельи записывал старец мысли о благоговейном созерцании: "Утишь ум, освободи от плена помыслов… внимай сердцу". Но приходили монахи и просились жить подле отшельника, движимые желанием подражать ему. Нил Сорский с большой тщательностью выбирал братию, принимал лишь тех, кто действительно отличился в иноческом труде. К концу его жизни в обители насчитывалось не более двенадцати келий, и одна деревянная церковка Сретения Господня. Церковь поставили на другом берегу Соры, посреди обширного болотистого луга, а землю под ее основание иноки носили в коробах на собственных спинах. Скончался преподобный Нил Сорский в мае 1508 года и был похоронен у стен Сретенской церкви.

Вскоре после его кончины рядом воздвигли вторую церковь, теплую, с трапезной, во имя Ефрема Сирина, особо чтимого Нилом. Позднее над гробом преподобного поставили церковь Иоанна Предтечи.

За последующие триста лет обитель пришла в полный упадок. Но в начале XIX века идеи Нила Сорского обрели вторую жизнь. Его разрозненные труды стали изучать, а в Сорскую обитель в 1836 году пришел инок Никон, в схиме Нил.

Он застал обитель в плачевном состоянии. Покосившиеся кельи, восемь человек монахов, и все - сосланные сюда из Кириллова за нерадивость и пьянство. Никону удалось в короткие сроки возродить пустынь. Очень скоро собралась достойная братия. На месте деревянных церквей поднялся каменный трехпрестольный собор во имя Тихвинской Божией Матери. Церковь Иоанна Предтечи перенесли в скит, к келье преподобного. А на той болотистой низине, куда когда-то Нил Сорский с единомышленниками носили землю под церковь Сретения, образовалась новая обитель - Нило-Сорская пустынь. Ее окружила каменная стена с кельями, а над вратами поднялся храм Покрова.

Эта стена с деревянными башенками по углам существует и сейчас. Вот только скрывает она теперь не святую обитель, а нечто совсем иное. Здесь помещается интернат для душевнобольных.

Над входом сохранились очертания надвратной церкви, но из-за ограды не видно ни одного креста. От Тихвинского собора остались лишь стены, главы срублены, притворы разрушены. Могила преподобного Нила Сорского у юго-восточного угла храма никак не отмечена. Место, где стоял скит преподобного, поросло кустарником. Пустынь - довольно уединенное и оторванное от цивилизации место. Вокруг бывшего монастыря теплится крохотная деревенька, куда дважды в день - утром и вечером - приходит автобус из Кириллова. Белье полощут в сильно обмелевшей Соре, превратившейся с годами в узкий заболоченный ручек. А ведь когда-то она давала большие уловы, вращала мельничные жернова...

Да и неудивительно, что место, называемое в народе без особого пиетета "психушкой", не пользуется особой популярностью. Ни жители Кириллова и Ферапонтова, ни экскурсоводы не укажут вам туда дороги. Эта обитель скорби и безысходности - не место для туристов.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=vologda&page=20


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 февраля 2017

Пустынь. Предтеченский скит Нило-Сорской пустыни

Скит, строившийся с 1840-х гг. строителем пустыни иеромонахом Никоном (Прихудайловым, в схиме Нил) на месте, где в XV в. стояла келья прп. Нила и находился выкопанный им колодец. Окончательно устроен в 1852 г., все постройки, обнесенные оградой, были деревянными. Закрыт в 1930 г., в 1946 г. строения сгорели.

http://vsemmirom.com/hrams/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.