История градонарымского Крестовоздвиженского собора также уходит корнями в XVII век. Шатровая деревянная Крестовоздвиженская церковь находилась далеко от центра Нарыма, в так называемой Камчатской слободе за Безымянной протокой. Таким образом город распадался на две части, и наличие в каждой из них храма превращало их в самостоятельные крепости. После пожара, опустошившего Камчатку, было решено отстроить Крестовоздвиженскую церковь в центре Нарыма. Новый храм с приделами в честь Успения Божьей Матери и Николая Чудотворца был освящен в 1766 году. Храм простоял почти полвека и начал ветшать. В 1817 году состоялась закладка каменного собора. Строительство осуществлялось на средства прихожан и купца Алексея Семеновича Родюкова и к 1823 году было завершено. Собор имел три престола: во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня размещался в холодной церкви, а в теплых приделах справа был престол, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы, слева – во имя Святителя и Чудотворца Николая.
С 1831 года Крестовоздвиженский собор становится главным храмом Нарыма, хранилищем реликвий. Гордостью собора была икона Знамение Абалацкой Божьей Матери в драгоценном окладе – главная святыня Нарымского края. Тут же хранилось напрестольное Евангелие 1717 года в драгоценном окладе, дароносица, два потира, пожертвованные купцами Богдановым и Родюковыми кресты, знамена и регалии Нарымских казаков. Престол собора был кован из серебра.
К Крестовоздвиженскому собору были приписаны 3 церкви: две в Нарыме и одна в селе Алатаевом. При храме имелась женская церковно-приходская школа, открытая в 1894 году, двухклассное приходское училище Министерства Народного Просвещения, открытое в 1911 году, приходские школы, существовавшие с 1896 года в пос. Ильиной, Алатаевой, Городище, а с 1898 года – в Луговской.
При церкви имелась библиотека с 3 351 книгой, в соборе хранились копии метрических книг и исповедных росписей с 1788 года. На средства А.Д. Родюкова в прихрамовом сквере была устроена летняя читальня, где грамотные нарымчане могли получить доступ к книгам.
Штат церкви менялся – сперва в нем числилось 2 священника, дьякон и псаломщик, а позднее – 2 священника и 2 псаломщика. Собор имел не только усадебную землю с прицерковным погостом - более 1 га, но и более 11 га пахотной и 132 га сенокосной земли. Ежегодные кружечные сборы составляли примерно 1 000 рублей ежегодно, накопленные капиталы на сумму более 4000 рублей помещались в различные банки. Причт проживал в специально построенных домах, причем далеко не всегда это жилье было в хорошем состоянии, Клировые ведомости отмечают ветхость жилья, в том числе и главного священника. Священнику полагалось жалование по 300 рублей в год, псаломщикам – по 100, также доплаты от кружечных сборов. Главный священник имел дополнительное жалование за исполнение обязанности законоучителя и от Благочиния (за исправление должности) выходило примерно 1 тысяча рублей ежегодно. Доходы второго священника и псаломщиков были меньше.
Судьба Крестовоздвиженского собора похожа на судьбы других церквей России: гонения на религию, закрытие в 1930 году. Перед войной собор разобрали, территорию застроили.
http://museum.fondpotanin.ru/projects/9448847/diary/9913720