ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Карачев. Церковь Осии Пророка.

Бывшая Преображенская церковь


Карачев. Церковь Осии Пророка
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Осии Пророка
Год постройки:Между 1740 и 1893.
Год утраты:1943 (взорвана немецкими войсками при отступлении)
Адрес:
Брянская область, Карачевский район, г.Карачев, ул. Советская

Координаты: 53.116569, 34.984805



Церковь Осии Пророка, Фото с сайта http://karachev.cerkov.ru/index.php/osievskaya-cerkov/<br>, Карачев, Карачевский район, Брянская область
Фото с сайта http://karachev.cerkov.ru/index.php/osievskaya-cerkov/
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Осии Пророка, Церковное место<br>, Карачев, Карачевский район, Брянская область
Церковное место
Сергей Меркулов
29 сентября 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  7 марта 2018

В 1893 году состоялось торжество по случаю освящения в городе Карачеве 31 октября 1893 года переустроенного и обновлённого бывшего храма Преображения Господня во имя Святого Пророка Божия Осии и в память чудесного избавления Их Императорских Величеств с Их Авгутейшею Семью (видимо, Августейшею Семьёю) от смертной опасности при крушении Императорского поезда 1888 года, октября 17 дня.

В тексте говорится о том, что «с давнего времени на южной и возвышенной окраине города Карачева, по дороге, называвшейся в прежнее время Спасской, существовала каменная, трёхпрестольная, древняя и обветшавшая церковь во имя Преображения Господня». В 1888 году была освящена новая каменная церковь во имя Преображения Господня. А старая стала разрушаться. И, как долго бы она разрушалась, не известно, если бы не благотворитель Иван Николаевич Кочергин, который захотел возобновить и приспособить старый храм к отправлению в нём богослужения для учеников учебных мужских заведений, посвятив самый храм во имя Святого Пророка Божия Осии и в память чудесного избавления Их Императорских Величеств со всею Их Августейшею Семьёю от смертной опасности при крушении Императорского поезда 1888 года октября 17 дня, дабы увековечить это великое и знаменательное событие милости Божией к Державному Помазаннику и Его Августейшей Семье на все времена и года в умах всех поколений граждан, а тем более учащейся молодежи.

Как всегда у нас бывает, Орловское Епархиальное Начальство запретило что-либо в старом храме ломать и переделывать. Однако опасные трещины внесли своё дело, и Кочергин отправился в Петербург, к Обер-Прокурору Святейшего Синода с докладной запиской, в которой он подробно изъяснял обстоятельства начатого им дела возобновления церкви, с переделкой всей трапезной церкви с упразднением двух приделов и верхнего яруса колокольни, сделав храм однопрестольным. Синод дал своё согласие, и работа закипела.

И.Н. Кочергин хотел совершить освящение обновленного храма 17 октября, в день крушения поезда и спасения Императора. Но Владыка изволил отложить это освещение до другого времени, ибо в этот день он всегда совершал божественную литургию в Орловском Кафедральном Соборе, где присутствовали учащиеся всех учебных заведений. 20 октября Благочинный и Владимир Иванович Кочергин (сын Кочергина) ездили приглашать Преосвященного Мисаила на освящение церкви, которое, наконец-то, было им назначено на 31 октября, на воскресенье.

По окончании освящения храма и провозглашения многолетия Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Преосвященнейшему Мисаилу и строителям храма, Владыка обратился к Ивану Николаевичу Кочергину с краткою, но глубоко прочувствованною речью. Затем Владыка благословил его – благотворителя иконою Спасителя, которой достопочтенный старец благоговейно трижды земно поклонился и потом облобызал и принял, будучи до слёз тронут таким милостивым и нежданным вниманием благосердного Архипастыря. После литургии в доме И.Н. Кочергина в присутствии Владыки, командира 36-й артиллерийской бригады, Уездного Предводителя Дворянства, администрации, войска и некоторых почётных лиц города, были поднесены адресы от следующих учебных заведений: от Карачевского Приходского Училища, от Карачевского Городского Училища, от Карачевской Мужской Прогимназии, от Карачевской Учительской Семинарии. Каждой депутации Иван Николаевич отвечал отдельно и говорил, что весьма тронут вниманием и рад, что ему удалось довести до конца задуманное им благое дело.

Затем всем присутствующим радушным хозяином была предложена трапеза, сопровождавшаяся задушевною беседою и тостами за Здравие Государя Императора и всего Августейшего Дома, Преосвященнейшего Мисаила, духовенства, бригадного генерала, Предводителя Дворянства, представителей всех учебных заведений, хозяина дома и его семьи. В 5 часов вечера Его Преосвященство при звоне всех колоколов всех церквей отбыл на станцию железной дороги, куда собралось проводить благостного Архипастыря всё духовенство, многие преподаватели прогимназии и учительской Семинарии, во главе директора. Когда бы подан поезд, Владыка, благословляя народ, сел в приготовленный для него вагон 1 класса и отбыл, напутственный общими благожеланиями всех присутствующих, в Орёл. После освящения церкви только и разговоров, что об освящении Осиевской церкви и доступности и доброте Архипастыря. В конце автор, благочинный протоиерей Михаил Покровский, сообщил о том, что Карачевский Городской Голова Иван Николаевич Кочергин потратил своих средств на перестройку церкви более 18000 руб.

В.И. Агошков. Орл. Поочье. Церк. вести 1893 г. http://www.proza.ru/


Елена Григорьева
 

Безприходная Карачевская Осиевская церковь переустроена из бывшей Преображенской приходской церкви. Церковь эта и колокольня при ней - каменная, построены были иждивением прихожан в 1740 году. С течением времени бывшая Преображенская церковь была дополнена в трапезной части ея двумя приделами: во имя св. Жен Мироносиц и в честь Богоматери «Всех скорбящих Радости».

В последней четверти XIX столетия «вследствии малопоместительности сей церкви и ея заметной ветхости, а равно и вследствии отдаленности от прихода», церковным старостою совместно с прихожанами была выстроена новая каменная трехпрестольная церковь также в честь Преображения Господня, Жен Мироносиц и Богоматери – «Всех скорбящих Радости». Старый же Преображенский храм был закрыт; утварь и иконы из него перенесены в новую Преображенскую церковь и Богослужения в нем не совершали пять лет.

По истечении этого времени у бывшаго градского головы г. Карачева - купца Ивана Николаевича Кочергина явилось благочестивое желание возобновить и приспособить этот храм к отправлению в нем Богослужения для учеников мужских и учебных заведений г. Карачева, переименовав его из Преображенского в Осиевский, в память чудесного избавления Их Императорских Величеств с Их Августейшею Семьею, в 17 день октября месяца 1888 года, от смертной опасности при крушении Императорского железнодорожного поезда на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге, так как в 17 день октября церковно прославляется св. пророк Божий Осия.

Епархиальным начальством разрешено было произвести потребный ремонт закрытого Преображенского храма, но с сохранением прежнего его плана, не производя в нем никаких существенных переделок и изменений. Однако при самом же начале разрешенных работ оказалась необходимою перестройка заново всей трапезной части церкви с двумя в ней приделами; нужным оказалось еще снять верхний ярус колокольни, так как в нем усмотрены были опасные трещины. Тогда было испрошено разрешение уже Св. Синода на упразднение двух приделов и на снятие верхнего яруса колокольни, и к 1893 году, после капитальных переделок, церковь стала однопрестольной. Освящение ея, с наименованием Осиевскою церковью, состоялось 31 октября 1893 года.

Осиевская церковь - вся теплая. Молящихся в ней может вмещаться до 600 человек. Последний ремонт ея, состоявшей в украшении стен и купола живописью, был произведен летом 1900 года старостою И.Г. Кочергиным.

Для совершения Богослужения в Осиевской церкви назначен законоучитель Карачевской учительской семинарии. Других членов причта при сей церкви нет. Читают, поют и прислуживают при богослужении воспитанники учительской семинарии. Посещают церковь ученики следующих учебных заведений: учительской семинарии, мужской прогимназии, городского трехклассного училища и городского приходского училища. Всех учащихся в поименованных учебных заведениях - более 500 человек.

Скудные средства для содержания Осиевской церкви npиoбретаются тарелочным сбором за богослужениями. Недостаток их пополняется посильными жертвами церковного старосты - купца Ивана Гавриловича Кочергина. Метрических книг и исповедных ведомостей Осиевская церковь не имеет. Законоучитель, кроме жалованья по своей должности в семинарии, никаким иным обезпечением не пользуется. Земли и дома при церкви не имеется.

Православный Карачев


Елена Григорьева
 

Преображенская церковь в Карачеве упоминается ещё в писцовых книгах Карачевской десятины 1627 г. В 1734 г. было велено вместо ветхих деревянных Преображенской и Мироносицкой церквей построить на том же погосте каменную в честь Преображения Господня с «тёплым» приделом во имя Жён-мироносиц. К 1740 г. выполнявшееся «коштом церковным и подаянием разных вкладчиков» строительство было закончено. В 1818 г. храм расширили вторым приделом – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1827 г. был составлен проект четырёхъярусной кирпичной колокольни. Её строительство закончилось в 1830 г., а в 1861 г. переустроили Мироносицкий придел.

Одноглавая одноэтажная церковь стояла на месте «ровном, прекрасном и открыто-безопасном». План её после всех вышеупомянутых переустройств стал крестообразным, но «ветви» креста, в которых находились придельные престолы, примыкали не к настоящей части храма, как это бывает обычно, а к трапезной. Над кубом настоящей части стоял второй, более узкий четырёхгранный ярус с окнами, а над полусферическим куполом последнего – миниатюрная главка с крестом. Длина храма составляла 37 м, а высота – 25 м. Ширина трапезной (21 м с учётом пристроек) значительно превышала ширину настоящей части (9 м). Внутри храма, в основном помещении, для поддержки дугообразного свода стоял один четырехгранный столп.

Очень красива была колокольня, имевшая классицистические формы. Три её нижних яруса были в плане прямоугольными, а верхний, декоративный, состоял из восьми круглых колонн, поддерживавших завершение. Колоколов в 1887 г. имелось семь.

Однако во второй половине 1880-х г.г. это здание сочли малопоместительным и обветшавшим и приступили к строительству нового Преображенского храма в другой части города. В 1888 г. постройка была окончена, все иконы и утварь перенесли в новую церковь, а старый храм в течение пяти лет стоял «без пения».

Спустя несколько лет у бывшего городского головы Карачева купца Ивана Николаевича Кочергина возникло благочестивое желание возобновить старый храм и приспособить его для учеников мужских учебных заведений города. При этом было предложено переосвятить храм в Осиевский – в память чудесного избавления царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 г. В этот день православной церковью прославляется пророк Осия.

Епархиальным начальством разрешено было провести ремонт здания с сохранением его плана, без существенных переделок и изменений. Однако в самом начале работ возникла необходимость перестройки всей трапезной части с двумя приделами, а также демонтаж декоративного яруса колокольни, так как в нём появились опасные трещины. На это было получено разрешение уже Св. Синода. В 1891 г. гражданским инженером Эдуардом Эдуардовичем Вильфартом, впоследствии ставшим орловским епархиальным архитектором, был составлен проект перестройки. В 1892 г. проект был рассмотрен Техническим строительным комитетом и утверждён. 31 октября 1893 г., после предусмотренных этим проектом капитальных переделок, церковь, ставшую однопрестольной, освятили во имя пророка Осии.

Внешний вид храма заметно изменился и стал таким, каким мы его можем видеть на сохранившихся фотографиях. После разборки боковых пристроек исчезла крестообразность плана. Окна верхнего четверика были значительно увеличены по высоте. Над настоящей частью и колокольней появились огромные луковичные главы, характерные для византийского стиля. Весь храм сделали «тёплым». Кочергин приобрёл для него шесть новых колоколов общим весом около 100 пудов и всю необходимую утварь. Летом 1900 г. храм снова отремонтировали, расписав его стены и купола.

Общая площадь здания после перестройки составила более 200 кв.м, что позволяло присутствовать на службах до 600 человек. Однако традиционного прихода у церкви не было: её посещали учащиеся учительской семинарии, мужской прогимназии, городских трёхклассного и приходского училищ. Для проведения служб назначили законоучителя учительской семинарии, который в единственном лице составлял причт храма и не имел никакого иного обеспечения, кроме жалованья по своей семинарской должности. Читали, пели и прислуживали при богослужениях воспитанники семинарии. Скудные средства для содержания Осиевской церкви приобретались кружечным сбором и посильными жертвами церковных старост – купцов Кочергиных.

После революции Осиевский храм закрыли быстро. В 1921 г. он под названием «школьная церковь» упомянут как состоящий на учёте в уездном исполнительном комитете. В сентябре того же года «на основании декрета» Осиевскую церковь закрыли и передали в состав имущества госфонда. В 1928 г. храм, «до сих пор ничем не занятый», был решением исполкома передан в муниципальный фонд горсовета, который планировал с осени того же года устроить в нём мастерские «для ведения трудовых процессов в школе 2-й ступени».

Сохранился документ, в котором утверждается, что находившаяся «в ведении Главнауки» Осиевская церковь была «разобрана 19 сентября 1929 г.». Вероятно, эту информацию следует понимать лишь как частичный демонтаж с приспособлением здания под нужды гражданских учреждений, поскольку есть сведения и о том, что храм действовал во время фашистской оккупации и был взорван отступающими немецкими войсками в августе 1943 г. Последнее вполне вероятно, ибо в послевоенных публикациях упоминаются его развалины.

К территории Осиевской (бывшей Преображенской) церкви издавна примыкал карачевский городской сад. Когда храм исчез, территорию сада расширили за счёт бывшего церковного участка, прилегающего к нынешней Советской улице и устроили на нём танцплощадку, которая по сей день с немым укором напоминает жителям города об утраченной древней церкви.

Святыни Брянской земли



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.