Каракурт - селение Карсской области, расположено в котловине над рекой Араксом, в 17 верстах от Турецкой границы. Сообщение с Карсом через Сарыкамыш по шоссейно-колесной дороге (92 верс.). 3 тысячи населения (большинство армяне, грузины). Приходская школа. Епархиальная церковь и военная церковь - при 1-м Кубанском казачьем полку.
Церковь 1-го Кубанского полка Кубан. казач. войска в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца. Престольный праздник 26 ноября. Походная (при полку) церковь учреждена в 1882 году.
Церковь 1-го Кубанского полка, бывшая мечеть при турецком владычестве, находится в селении Каракурте Карсской области. Она каменная, с двумя боковыми выступами, придающими ей крестообразную форму, под железной крышей, и расположена на площади. Здание церкви - одна из древнейших построек в Карсской области и несомненно, что при первоначальном сооружении оно имело такое же назначение, как и теперь, т.е. это был христианский храм. Доказательством вышесказанного служит следующее: во-первых, форма здания, способ постройки и материал для него совершенно сходны с полуразрушенными, а в нескольких местах еще вполне сохранившимися древними храмами как в окрестностях селения Каракурта, так и вообще в Карсской области. На некоторых из таких руин и теперь можно различить изображения Св. Креста и признаки надписей, высеченных на камнях, образующих стены. Можно думать, что и на старых стенах церкви 1-го Кубанского полка имелись такие изображения и надписи, но с водворением магометан в нынешней Карсской области, не отличающихся веротерпимостью, последние, по всей вероятности, уничтожили изображение Креста, а быть может и надписей. Во-вторых, сама по себе форма небольших древних храмов, в обилии находящихся по всей Карсской области, и в том числе церкви 1-го Кубанского полка, напоминает собою корабль, а следовательно, одну из форм, по которой строятся в Малой Азии христианские храмы; наконец, признаки древнего кладбища вокруг церкви и случайно вырытые, при позднейших переделках здания, останки покойников, по которым можно судить, что умершие положены лицом к востоку - все это в совокупности подтверждает мысль, что церковь эта и прежде была христианским храмом.
Если верить скудным и сбивчивым преданиям коренных жителей окрестностей Каракурта, армян, постройку здания церкви следует приписать армянам, а время постройки отнести к периоду наибольшего процветания христианства в Великой Армении, под управлением династии третьих Багратидов, т.е. IX или X веку христианской эры. Этому, между прочим, служит некоторым указанием и форма сводов вообще древних храмов в Карсской области, входившей в Великую Армению (в том числе и Каракуртскую церковь), напоминающая собою постройки Византийского стиля, заимствование которого, как известно, имело место в то отдаленное время, потому что Армения находилась и в близком соседстве и под влиянием Византии.
Отдаленность времени постройки церкви, а также уже объясненное уничтожение бывших, вероятно, на ней надписей, к сожалению, не дают указания, кто именно был благочестивым строителем этого храма. Вот те скудные и все-таки гадательные данные, которые касаются сооружения церкви. Продолжительность же пребывания ее во власти магометан и время утраты затем прямого назначения, следует, конечно, отнести ко времени завоевания персами и турками Армении, т.е. к XV-XVI веку; но как и когда именно это случилось, а также какой нации были после армян жители нынешнего Каракурта до позднейшего времени, т.е. до конца 20 годов текущего столетия, совершенно неизвестно. Старожилы-армяне передают, что в конце 20 и начале 60 годов в Каракурте жили Курды-полукочевники (магометане); но время их появления здесь не известно. Они-то уже на памяти многих стариков-армян пользовались зданием храма как хлевом для своих домашних животных, и здание находилось в полуразрушенном почти виде.
В 1865 году, т.е. год спустя после окончательного покорения Кавказа, горцы-осетины (магометане) переселились из Северного Кавказа в нынешнюю Карсскую область; образовав несколько селений, заняв в том числе и Каракурт, они заменили собою курдов, выселенных, вероятно, по распоряжению турецкого правительства, неизвестно куда. Переселенцы-осетины обратили внимание на древний храм и, несколько отстроив его, сделали своей сельской мечетью. Здесь опять возникает вопрос, как и когда уничтожены изображения креста на стенах церкви: при первоначальном ли захвате здания мусульманами, или в позднейшее время, даже может быть, это сделали осетины, превратившие храм в мечеть и уже, конечно, не желавшие допустить ничего христианского в ней.
По окончании последней Русско-турецкой войны выпало на долю 1-го Кубанского казачьего полка занимать пограничные с Турцией кордонные посты в Карсской области; в 1879 году выбрал под свою штаб-квартиру Каракурт, так как жители этого селения, осетины, вскоре после кампании, эмигрировали в Турцию.
В 1882 году, согласно Высочайше утвержденному положению о казачьих войсках, были назначены священники в казачьи полки, расположенные в Закавказском крае и Закаспийской области, и в том же году в 1-й Кубанский казачий полк назначен был священник Иоанн Сариев. По прибытии сего последнего в полк, мечеть эта по распоряжению начальства обращена в церковь и, благодаря заботливости полкового командира Флигель- Адъютанта, полковника С.И. Жукова (ныне покойного), она по частям ремонтирована на средства полка, снабжена церковною утварью и, с разрешения и благословения Духовного начальства, освящена полковым священником о. Иоанном Сариевым 30-го ноября 1883 г.
В 1886 году, старанием полкового священника Сариева и заботливостью бывшего полкового командира, полковника А.Е. Муратова, она сызнова капитально отремонтирована: в длину увеличена на 2½ саж. на каменной кладке, плоская земляная крыша заменена деревянным сводом под железной крышею, внутри и снаружи оштукатурена алебастром, сделаны деревянные окрашенные масляною краскою пол и потолок, а внутри церкви для певчих построены хоры.
В 1894 году, благодаря заботам бывшего командира полка, полковника П.И. Косякина, произведен на счет полка капитальный ремонт церкви, заключающийся в расширении оной путем пристройки двух противоположных каменных выступов, придавших церкви форму креста, что привело к увеличению ее вместимости соответственно числу чинов, расположенных при штабе полка.
Церковь имеет снаружи в длину 8 саж. 1 арш., в ширину 4 саж., две входные двери и шесть окон, при входе в церковь с западной стороны деревянная колокольня, а на крыше церкви такой же купол на круглом цилиндрическом основании. С северной стороны церкви разбит сад с оградой, которая состоит из решетчатого окрашенного деревянного забора на каменном фундаменте и с каменными тесанными столбами, отстоящими на расстоянии 3½ арш. друг от друга. Вмещает церковь до 250 человек.
По штату при церкви положен: один священник. Имеется для священника казенная квартира.
Цитович Г.А. "Храмы армии и флота". Пятигорск, 1913