ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Линдозеро. Церковь Николая Чудотворца.


Линдозеро. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1634.
Год утраты:приблизительно 1960 (сгорела)
Адрес:
Республика Карелия, Кондопожский район, д. Линдозеро

Координаты: 62.444865, 33.248932



Церковь Николая Чудотворца, Фото из фотоархива ИИМК РАН (Санкт-Петербург)<br>, Линдозеро, Кондопожский район, Республика Карелия
Фото из фотоархива ИИМК РАН (Санкт-Петербург)
Михаил Мещанинов
??
Церковь Николая Чудотворца, Фото из фотоархива ИИМК РАН (Санкт-Петербург)<br>, Линдозеро, Кондопожский район, Республика Карелия
Фото из фотоархива ИИМК РАН (Санкт-Петербург)
Михаил Мещанинов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  5 июля 2017

Находясь на границе Карельского уезда, в XVII веке деревня Линдозеро не раз подвергалась набегам шведов. Уходили сюда раскольники, гонимые отрядами царя Алексея Михайловича. Документы сохранили сведения о старообрядческом пашенном дворе и самосожжении семидесяти человек.

В 1634 году здесь была построена Никольская церковь, которую специалисты считают прообразом Успенской в Кондопоге и того типа шатровых церквей, которые она собой представляет. "Но в отличие от Успенской церкви, - пишет академик А.В. Ополовников, - Никольскую церковь постигла "злая участь": в конце XIX века она была обшита тесом, иллюзорно воспроизводя образ новой каменной церкви. Образ, полный фальши и раболепного, лишенного самосознания подражания". Последние слова относятся к церкви Рождества Богородицы (1881 год), которую также можно увидеть лишь на старых снимках. Ни та, ни другая церкви не сохранились. Местные жители рассказывали, что до войны рядом с ними находилась казарма пограничников, которые и "спихнули" церковь.

Линдозеро было большой карельской деревней, состоящей из трех частей. Центр, или Верхняя деревня, насчитывал более 20 дворов. Здесь находились пограничная застава, клуб, школа. Еще одна часть деревни называлась Уссуной. Была еще и Нижняя деревня, рядом возник первый в республике механизированный лесопункт. Был здесь и свой колхоз "Красная нива". С началом Великой Отечественной войны все жители деревни были эвакуированы, а деревню сожгли, чтобы не оставлять врагу. Уцелело всего несколько домов.

http://www.kondopoga.ru/1565-lindozero.html

Никольская церковь, 1634 г.

Линдозеро — один из древних пунктов новгородской колонизации на Севере. Погост существовал в 15 в. Церковь является древнейшей среди памятников западно-прионежской архитектурной школы и композиционно наиболее близка к кондопожской. В 1861 г. был произведен ресонт, стены обшиты тесом, поставлена колокольня. Сгорела в 1960-е гг.

http://www.archnadzor.ru/2010/12/06/russkoe-derevo-3/


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 июля 2017

Алтарь Никольской Линдозерской церкви состоял из 13 наименований. По составу икон отличался в более архаичную сторону. В алтаре были иконы: «Пророк Илья», «Святые безсеребряники Козма и Домиан», «Святой великомученик Георгий». Запрестольный выносной крест являл иных святых «на одной стороне в средине креста — лик Господа Вседержителя, над ним Архангела Михаила, над ним Архангела Гавриила; по бокам — на одном лик Пресвятой Богородицы, на другом Иоанна Предтечи; на другой стороне креста в средине — лик Григория Богослова; над ним Господа Саваофа, над ним Григория Двоеслова, по бокам — на одном Николая Чудотворца, на другом Иоанна Златоустаго.

Иконостас Линдозерской церкви был двухъярусным, «вырезным и позолоченным», состоял из местного и деисусного рядов. Деисусный чин с боков ограничивали житийные (?) иконы: «Илья пророк с чудесами» и «Великомученик Георгий с чудесами», а также 2 иконы одного сюжета «Воскресение Христово».

В Линдозерском храме свечи у лампад были следующими: «свеча с изображением разных ликов Святых на финифти, коей высоты 14 верш., толщины 5 верш., свечи с позолотою, коленчатые». В церкви были 2 пасхальных свечи коленчатые с изображениями ликов. Одна из них подарена солдатом Ефимом Дорофеевым, другая — вклад крестьянина Матфея Васильева. Следует отметить, что дарения утвари в церковь были общепринятым явлением. Дарители в большинстве своем люди, живущие или проживающие в приходе (например, Тимофей Осипов, жертвователь в Линдозерский храм).

В Линдозерской церкви опись перечисляет 45 книг: 2 Священного писания, 24 богослужебные, 2 писания Святых отцов, 17 духовно-нравственного содержания и три вида журналов. Среди них 7 книг от жертвователей. «Книга молебных пений», 1828 г., подарена крестьянином Иваном Леонтьевым в 1870 г. «Требник», 1858 г., крестьяниным Севастьяном Ивановым в 1870 г. «Чин панихиды Вселенской», писан в 1865 г. священником Михаилом Рябковым. «Четыре книги даны в 1857 г. архиепископом Игнатием, бывшим Олонецким и Петрозаводским без денежно в Церковь им же и сочиненныя»: «О таинствах Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви», 1849 г.; «Поучения при святых мощах Святителя Воронежского Митрофана», 1848 г.; «Воспоминании о пришествиях Великого Государя Петра Первого», 1849 г.; «Поучения относительно обязанности христиан друг к другу», 1846 г.

http://www.kondopoga.ru/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.