ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кувакуш. Церковь Иоанна Предтечи.


Кувакуш. Церковь Иоанна Предтечи
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Иоанна Предтечи
Год постройки:между приблизительно 1910 и 1912.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Кировская область, Афанасьевский район, с. Кувакуш, рядом с новым храмом Иоанна Предтечи

Координаты: 58.878737, 53.655979 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:Автодорога Афанасьево-Пермь. приерно в 18 км от Афанасьево указатель на Кувакуш, после еще примерно 10 км до села



Церковь Иоанна Предтечи, Источник фото http://www.archidesignfrom.ru/427-cerkov-staroobrjadcheskaja-ok.-1910-g.html<br>, Кувакуш, Афанасьевский район, Кировская область
Источник фото http://www.archidesignfrom.ru/427-cerkov-staroobrjadcheskaja-ok.-1910-g.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
1 января 1986
Церковь Иоанна Предтечи, , Кувакуш, Афанасьевский район, Кировская область
Zimnick
1 января 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


А.Токарев
 
А.Токарев  12 января 2014

Старый храм в Кувакуше был освящен предположительно в 1912 году в честь Иоанна Крестителя. В то время центральная усадьба Кувакуш была довольно большой, и к ней примыкало несколько деревень, а кроме того в храм приезжали издалека - ближайший старообрядческий храм находился более чем в 100 километрах в городе Омутнинск. Сейчас трудно себе представить праздничные толпы народу, спешащего в храм - сейчас близлежащие деревни повымерли, люди разъехались, побросали родные места. Прежний храм был красивым и богатым - в деревне были зажиточные люди, жертвовавшие крупные суммы, алтарь был полностью заказан на деньги бездетного сельчанина, и было два колокола. Староста общины - Феня Андрияновна с детства помнит, что звонили они чисто и громко - "слышно было в Савинцах" - а это 25 километров от Кувакуша.

Когда уже в 50-е их сбросили с колокольни - они катились под гору до самого леса. В 30 годах арестовали священника. Через какое-то время приехал священник, и провел службу, пришел весь церковный причал, а в конце службы всех арестовали и увезли - больше ни от кого из них не было никаких вестей.

Храм стоит на холме - это самой высокое здание в деревне, снять кресты оказалось довольно сложным, да и ни кто из сельчан не соглашался, тогда одного из арестованных попросили это сделать в обмен на снятие обвинения. Он согласился не сразу, но терять ему было нечего.

В церкви устроили лавку, потом там был склад, там завелись крысы, иконы кололи и затыкали ими дыры в полу, оставшиеся иконы ночью тайком вынесли, и дядя Семен на колхозном грузовике, рискуя жизнью той же ночью, по бездорожью, отвез их в Омутнинск.

kirovold.ru


Дмитрий Анисимов
 
Дмитрий АнисимовАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 января 2014

По материалам экспедиции КГИАиЛМ и опросу местных жителей церковь принадлежала старообрядцам «австрийского» согласия. Название храма забылось, а устные предания относят время его постройки к 1910 г. бригадой плотников из Пермской губернии. Отношение церкви к общине раскольников косвенно подтверждается отсутствием каких-либо регистрационных сведений в официальных губернских православных изданиях. Административно находилась на территории прихода церкви с. Зюздино-Христорождественского (совр. с. Савинцы). Памятник расположен на центральной улице деревни, удачно «посажен» при ее изгибе и хорошо просматривается в перспективе двусторонней исторической застройки.

Церковь деревянная, холодная, рублена «в обло» из бревен диаметром до 0,35 м, верхние объемы — «в лапу». Сруб, установленный на бревенчатых «стульях», обшит тесом. Продольное планировочное построение храма включает прямоугольную клеть-шестистенок, вместившую помещения собственно храма, трапезной и палаток с переходом. С восточного фасада прирублена квадратная апсида, с западного — притвор.

Объемная композиция выразительна и живописна. Невысокий четверик перекрыт на четыре ската и завершен шатром на восьмигранном основании. Декоративные бочки по осям фасада (с востока — фронтон со слуховым окном) и уменьшающиеся в размерах кокошники, расположенны на четырех гранях шатра, пластически обогащают силуэт постройки. Над алтарным объемом сохранилась главка, абрис которой позволяет судить о характере утраченных завершений храма и колокольни.

Объем колокольни построен на сочетании четырех- и восьмигранных срубов. Куб втора яруса окружен фронтонами кровель постамента. Ярус звона с четырьмя осевыми проемами завершен приземистым шатром с рядом декоративных фронтончиков в основании. Разные способы обшики частей памятника — вертикальная, наклонная, в "елочку" — служат одним из средств художественной декорировки фасадов. Пропиловочная накладная резьба, узорные рамки оконных наличников дополняю декоративный наряд церкви.

Характерный образец приходского деревянного храма выполненного в лучших традициях народного культового зодчества, отвечает формам русского стиля начала XX в.

archidesignfrom.ru


А.Токарев
 
А.Токарев  12 января 2014

О церкви в Кувакуше: (со слов Фени Андреяновны, председателя старообрядческой общины в Кувакуше)

Кувакуш – типичное старообрядческое селение. Идея постройки церкви принадлежала о. Афанасию. Он же приглашал работников из Пермской губернии. Тот же о. Афанасий остался настоятелем церкви и жил в поповском доме (недалеко от церкви). Работали на стройке почти все жители – разбивали яйца в цемент, дабы сделать фундамент прочнее. На стройке постоянно кипела жизнь – участвовали все, и стар, и млад. Началась стройка примерно в 1905 году и продолжалась до 1910 года, когда храм был освящен приехавшим из Москвы архиереем. Приезд архиерея отмечался особенно торжественно – через всю деревню до церкви на дорогу постелили холсты, дабы почтить святительский чин.

Церковь закрыли в 30-е годы. В своем качестве она простояла только около 20 лет. Чтобы использовать ее для другого назначения, сначала нужно было снять кресты, колокола и прочие церковные атрибуты. Соответственно, нужно было найти человека, который бы согласился все это проделать. Никто из местных жителей на святотатство пойти не соглашался, опасаясь божьего наказания. Однако, вскоре нашли одного парня, который согласился сделать все, что от него попросят. Этот парень жил в соседнем селе и был не в ладах с законом – его вскоре собирались за что-то судить. Вот власти и предложили ему сделку – мы оставим тебя в покое, а ты срежешь веревки у колоколов. Парень согласился и вскоре осуществил то, что от него требовали. Колокола упали с колокольни и покатились под гору холма, на котором стоит деревня. Весь народ плакал кровавыми слезами, но никто не смел ничего сказать против воли властей – каралось такое возмущение в тридцатые очень строго. Вскоре на этого парня упало дерево, когда он ехал на телеге, и, избежав человеческого суда, он попал на божий беспристрастный суд. После этого здание церкви пытались использовать в разных целях. Сначала хотели устроить там кинотеатр. Как-то раз привезли фильм, собрали народ. Только когда собрались выходить, дверь почему-то не открылась. Народ внутри подумал, что это кто-то подпер снаружи, шутки ради, начали шуметь. Однако те, кто был снаружи, также пытались открыть дверь, и у них это не получилось. В результате, как те, так и другие ужасно перепугались, и когда открыть дверь все же получилось народ, прыгая друг через друга, начал спешно покидать здание.

Далее, здание использовалось как магазин, и как склад. Хранили зерно – завелись мыши. Нужно было чем-то заделать образовавшиеся в полу трещины. Поскольку в церкви все еще хранились иконы, их начали использовать в качестве кусков дерева и кололи на щепки для заделки этих трещин. Когда работники склада, среди которых была и баба Феня, узнали об этом – решили непременно спасти святыню от поругания. Родственник одной из работниц был шофером и, рискуя собственной жизнью, ночью, тайком, когда вся деревня спала, вывез ценный груз из деревни в Омутнинск. В пятидесятые-шестидесятые колокольня стояла почти без присмотра. Дети выбегали из школы на перемене и залазили на колокольню, чем был очень недоволен директор. Здание медленно, но верно разрушалось, и к восьмидесятым использовать его для чего-либо было уже невозможно. В восьмидесятые председатель колхоза пил горькую и мало беспокоился о колхозных делах. Решили выбрать нового - молодого и деятельного. Вскоре после избрания, молодой директор предложил ремонт церкви и возрождение прихода. Председателем прихода он предложил стать бабе Фене. Предложение было сделано на собрании в официальной обстановке. Баба Феня сразу, не думая, машинально отказалась. Председатель вышел, хлопнув дверью. Все посмотрели на бабу Феню такими глазами, что она побежала за председателем с криком: «Буду, не ходи! Буду, не ходи!» С тех пор баба Феня председатель прихода РПСЦ в Кувакуше. Начинался приход уже почти на пустом месте: тех, кто помнил как и что было раньше уже тогда было мало. Уже тогда почти не осталось тех, кто бы соблюдал посты и молился. Сама баба Феня только тогда начала поститься. Поначалу ее очень пугало то, что ей придется поститься при всей тяжести крестьянского труда, но, однажды попробовав, поняла, что это совсем не страшно и даже полезно. Молиться сначала тоже не умели и, собираясь на службы, лишь клали поклоны по лестовке. Потом священник из Омутнинска о. Георгий (Потеряев) привез книги, объяснил службу и сейчас есть все необходимые знания. Баба Феня смеется: - «какие мы были дикие!». Сейчас имеется и своя уставщица. Баба Феня попросила родителей отдать на обучение этому одну девушку благочестивого поведения, которая не собиралась никуда поступать. Есть и те, кто читает на клиросе, правда петь почти некому – только иногда уставщице Людмиле приходит на помощь другая молодая девушка. Старое здание к этому времени уже не оставляло надежд на возможность реставрации. А ведь еще в 60-70-е ему мог быть присвоен статус памятника деревянного зодчества и это могло бы его спасти. Так говорили архитекторы, которых привозил из Кирова председатель. Они измерили церковь, что-то записали, и увезли чертежи на двенадцати листах. Больше от них ничего не было слышно.

Поскольку старое здание церкви реставрации не подлежит, решили строить новое, и председатель предоставил общине бывшее помещение колхозной столовой. Это помещение было перестроено в церковь и освящено. В освящении принимал участие о. Леонид (Гусев) из Москвы. В новом здании церкви и расположили иконы, книги и всю утварь. Однако в январе 2001 года она сгорела по бытовым причинам. Зимой, в морозы, в помещении церкви топили печку-буржуйку. Занимались этим разные люди. В тот день печку топить собрались почему-то дети восьмилетнего возраста. Это и стало причиной пожара. В огне погибло все: сгорели иконы, в железном шкафу истлели книги. Когда бабе Фене сказали, что горит церковь, она не предала этому большого значения, думая, что кто-то поджог старое разваливающееся здание церкви. Только спустя некоторое время она увидела, что горит то самое приходское здание – побежала к месту пожара, тут же ей сделалось плохо, и она упала без чувств. Позже приходили милиционеры, которых заранее предупредили, что давить на бабушку не надо, сердце у нее больное, и спрашивали о причинах возгорания. Баба Феня сказала утвердительно – поджога не было и не могло быть.

Сейчас приходу временно предоставлено другое здание, которое одновременно используется и для других нужд. Приходится мириться с некоторыми неудобствами соседства и расположения помещения. Ну, а приход продолжает жить не смотря на трудности. Ходят постоянные люди - правда, больше пожилых. Баба Феня сетует, что при о.Георгие больше ходило молодежи, так как он любил приезжать в Кувакуш и, оставаясь на несколько дней, принимал к исповеди допоздна. Молодежь, которая почему-то стеснялась прийти к исповеди в течении дня, приходила попозднее – так постепенно молодежи в приходе становилось больше. С тех пор как литургию в Кувакуше служить негде, а о.Георгий почил о Бозе, молодежь все реже появляется в приходе.

Несмотря на свой преклонный возраст (82 года), баба Феня продолжает трудиться на ниве церковного возрождения. Много раз она отказывалась нести на себе ношу председательства, но каждый раз о.Георгий, а теперь о.Олег уговаривают ее продолжить праведные труды на благо Святой Единой Апостольской Церкви, говоря, что вряд ли кто-то будет так же усердствовать о благе родного прихода.

Рассказано: 2003-07-18. Записал: Сергей Казорин
kirovold.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.