ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шокино. Церковь Петра и Павла.

Петропавловская Церковь


Шокино. Церковь Петра и Павла
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Петра и Павла
Год постройки:1788.
Адрес:
Нижегородская обл., Воротынский р-н, с. Шокино

Координаты: 55.920731, 46.058527



Церковь Петра и Павла, , Шокино, Воротынский район, Нижегородская область
Д.Воронов
9 ноября 2013
Церковь Петра и Павла, Рухнувшая Петропавловская Церковь. Снято с северной стороны, от села<br>, Шокино, Воротынский район, Нижегородская область
Рухнувшая Петропавловская Церковь. Снято с северной стороны, от села
Александр Курмышов
14 октября 2012
Церковь Петра и Павла, , Шокино, Воротынский район, Нижегородская область
Д.Воронов
9 ноября 2013
Церковь Петра и Павла, , Шокино, Воротынский район, Нижегородская область
listvina
15 мая 2012
Церковь Петра и Павла, , Шокино, Воротынский район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
25 сентября 2009
Церковь Петра и Павла, , Шокино, Воротынский район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
25 сентября 2009
Церковь Петра и Павла, Руины Петропавловской Церкви. Снято со стороны алтаря вечером 14 октября 2012г.<br>, Шокино, Воротынский район, Нижегородская область
Руины Петропавловской Церкви. Снято со стороны алтаря вечером 14 октября 2012г.
Александр Курмышов
14 октября 2012
Церковь Петра и Павла, Рухнувший купол Петропавловской церкви<br>, Шокино, Воротынский район, Нижегородская область
Рухнувший купол Петропавловской церкви
Александр Курмышов
14 октября 2012
Церковь Петра и Павла, Фото снято не позднее 1980 года.. Отсканировано из книги "Памятники истории и культуры Горьковской области под ред проф. Фадеева В.П., Волго-Вятское книжной издательство 1981 год<br>, Шокино, Воротынский район, Нижегородская область
Фото снято не позднее 1980 года.. Отсканировано из книги "Памятники истории и культуры Горьковской области под ред проф. Фадеева В.П., Волго-Вятское книжной издательство 1981 год
Вячеслав Маслов
1 января 1980
Церковь Петра и Павла, , Шокино, Воротынский район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
25 сентября 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Курмышов  17 ноября 2013

От стоящего посреди села комплекса — холодной Петропавловской церкви типа «восьмерик на четверике», пристроенной к ней в XIX в. колокольни и теплой Пятницкой клетской церкви (1723 г.) — сохранилась лишь ярусная церковь. Эта церковь интересна прежде всего тем, что на ней можно видеть подлинные наличники XVIII в., повторяющие в дереве изысканные формы каменных культовых и дворцовых построек в стиле барокко. Невысокий центральный объем Петропавловской церкви завершает граненый купол с небольшим восьмериком и главкой. С запада примыкает трапезная, с востока — пятистенный, рубленный из бруса «в лапу», перекрытый крышей на пять скатов алтарь. В 1872 г. церковь была обшита снаружи досками, однако при этом сохранилась не только прежняя объемная композиция, но и многие ее детали, в которых элементы барокко сочетаются с подлинно народными традициями. Так, крыльца при северном и западном входах имели двускатные кровли с охлупнями-коньками поверху. И хотя они не сохранились, их размеры, формы и конструкция хорошо видны по имеющимся на бревнах врубкам. Образцом прекрасной работы народных мастеров является кованый крест на главе, красивые личины-накладки из просечного железа на западной двери. Частично сохранился и интерьер церкви. Внутри можно увидеть многоярусный резной иконостас XVIII в. и росписи на куполе в виде квадратных членений — кессонов с розетками. Петропавловскую церковь отличает выразительная композиция, красота и изящество деталей, высокое мастерство строителей.

Источник: Петропавловская церковь. 1783 г. с. Шокино Воротынского района // Памятники истории и культуры Горьковской области: Справочник / Составитель и научный редактор профессор В.П.Фадеев. – 2-е изд., испр. – Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1981. С.174

8 мая 2012 года церковь в Шокине обрушилась, ветром сдуло…


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 октября 2019

В мае 2012 г. в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области под порывами ветра рухнула Петропавловская церковь, находившаяся в аварийном состоянии. Этот памятник федерального значения исторически входил в архитектурный ансамбль деревянных храмов. К нему относились ныне также утраченные теплая церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы и первоначально (XVIII – начало XIX в.) отдельно стоявшая колокольня. Такое сочетание двух храмов, один из которых являлся летним (неотапливаемым), другой – зимним (отапливаемым), а также колокольни было широко распространено в русском деревянном зодчестве, в том числе и в пределах Нижегородского Поволжья.

Ансамбль располагался на возвышенном месте по центру южной части села, вытянутого вдоль реки Урги (приток реки Суры) и был раскрыт в ее сторону. Он доминировал над жилой застройкой, которая лишь с севера подходила близко к храмам. Известно, что церковь Параскевы Пятницы существовала уже в начале XVIII в. В ряде поздних клировых ведомостей и «Адрес-календаре Нижегородской епархии на 1904 год» она датируется 1723 годом. На чем основана такая датировка – не установлено. Вместе с тем, сохранились документы, относящиеся к этой церкви, датируемые мартом 1729 года. Тогда нижегородский архиепископ Питирим в ответ на просьбу священника Пятницкого храма Михаила Алексеева «на оной церкви и на олтаре, и на трапезе, и на папертях кровлю перекрыть, и рундуки и лестницы вновь зделать, и главу на той церкви чешуей обить, и крест поставить» дал соответствующий указ. Обращают на себя два условия производства ремонта. Первое из них, чтобы «олтарю повреждения не было». Второе условие свидетельствует о сакрализации материала, из которого был возведен храм: «А которой старой кровельной тес в то строение не годитца, и тот тес вывести в поле и в чисте месте при реке спалить огнем, а пепел усыпать в воду».

К 1780-м г.г. Пятницкая церковь обветшала. В 1784 г., видимо весной, церковный староста Александр Воробьев от имени прихожан – крестьян села Шокина, являвшегося тогда вотчиной вдовствующей генеральши Александры Борисовны Измайловой, подал прошение нижегородскому епископу Дамаскину о строительстве новой деревянной церкви с тем же посвящением главного алтаря и приделом во имя святой великомученицы Екатерины. На это в мае того же года было дано разрешение.

К маю 1788 г. новая деревянная церковь была построена. Однако в процессе строительства намерения владелицы села несколько изменились. Было решено придела в новом храме, «дабы утеснения народу не было не устраивать», а перестроить старую теплую Пятницкую церковь «с прибавкою… новых бревен». Предполагалось престол новопостроенного храма посвятить первоверховным апостолам Петру и Павлу. Обо всем этом просил нижегородского епископа Дамаскина приказчик А.Б. Измайловой Андрей Подобедов. 12 июня 1788 г. владыка вынес резолюцию, разрешающую перестроить старую церковь и освятить новую во имя Петра и Павла, что и было поручено указом от 19 июня протоиерею Спасо-Преображенского собора города Ядрина Андрею Петрову, являвшемуся также благочинным. Таким образом, сохранявшуюся до недавнего времени Петропавловскую церковь в селе Шокино точно можно датировать 1788 годом, и отвергнуть в качестве даты 1783 год, встречающийся в клировых ведомостях второй половины XIX – начала ХХ в., также указанный в государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области.

Сохранилось описание иконостаса новопостроенной Петропавловской церкви. Он имел два яруса, был вызолочен и убран «резными штуками по местам и лицевыми украшениями по серебру веницейскою ярью». Резные царские врата его также были вызолочены.

Теплая церковь Параскевы Пятницы была перестроена «с прибавкою новых бревен» к октябрю 1794 г. и вновь освящена протоиереем нижегородской Покровской церкви Ермилом Ивановым 8 января 1795 г.

Документы о строительстве Петропавловской церкви и ремонтах Пятницкого храма не содержат упоминаний о колокольне. Сведения о ней мы находим в ведомости о церквах села Шокино 1820 г., где говорится, что колокольня построена в 1700 г. и предназначена «к перенесению по блискости настоящей церкви, на каковую перестройку имеется кошельковой суммы 1076 рублей 25 копеек», на что была дана резолюция нижегородского епископа Моисея10. Таким образом, до этого времени колокольня стояла отдельно, но определить её место в ансамбле не представляется возможным. Остается также только догадываться, почему близость колокольни к одной из церквей (какой?) не устраивала прихожан…

Каких-либо сведений о времени последующего переноса колокольни в архивных документах не обнаружено. Судя же по фиксационному чертежу 1925 г., прирубка ее к Петропавловской церкви состоялась: колокольня показана в одной связи с трапезной. Тем самым была нарушена первоначальная композиция ансамбля.

К середине XIX в. Пятницкий храм пришел в ветхость, и некоторое время богослужение в нем не велось «за снятием святого престола». Оно возобновилось после того, как в 1856 г. деревянный фундамент под церковью был заменен на каменный, а сама она была в 1860 г. окончательно отремонтирована. В 1870-е г.г. каменный фундамент появился и у Петропавловской церкви.

В 1884 г. оба храма были покрыты железом, обшиты тесом и окрашены снаружи: Петропавловский (с колокольней) – «кармином», то есть в красный цвет, Пятницкий – в желтый цвет «вохрой». В 1890 г. Петропавловская церковь «внутри была оклеена шведским картоном и окрашена масляными красками», а ее железная крыша в 1893 г. выкрашена «медянкой» в зеленый цвет. В 1906 г. наружные стены у холодного храма стали серыми – их перекрасили «дикой масляной краской». Такие колористические пристрастия объясняются вполне тривиально: по своей бедности причт и прихожане пользовались тем, что было под рукой, что сумели приобрести за счет скромных пожертвований (здесь уместно провести аналогию с современностью). Другое дело, что подобное решение утилитарных задач в сочетании с приданием культовым строениям показного «благолепия» вело не только к искажению их исторического облика, но и выхолащивало сам дух народного зодчества. Впрочем, в XIX – начале ХХ в. в России это происходило повсеместно…

В 1887 г. церковный погост обносится каменной оградой. Внутри неё был разбит сад. 1 февраля 1907 г. произошел пожар, во время которого церковь Параскевы Пятницы «обгорела: сгорел купол, алтарь, и передняя часть к алтарю сгорела. Епархиальной властью разрешено строить каменную церковь, но за неимением средств и невозможностью зимой служить в холодной церкви церковно-строительный комитет по просьбе получил разрешение построить из остатков от обгоревшей церкви временный теплый храм. К 1 февраля 1908 г. он был отстроен и сего же числа освящен по благословению Его преосвященства преосвященнейшего Назария, епископа Нижегородского и Арзамасского, Его высокопреподобием протоиереем города Василя Василием Феодоровичем Успенским. Стены снаружи не обшиты, внутри не оштукатурены». Тяжесть забот по восстановлению храма пала на священника Андрея Михайловича Масловского, который служил в селе Шокино с августа 1904 г., и церковного старосту Петра Михайловича Воробьева.

В клировой ведомости 1916 г. Пятницкая церковь числилась еще строящейся. При этом указывалось, что «строится она исключительно трудом церковно-строительного комитета на добровольные пожертвования». Летняя Петропавловская церковь с колокольней в начале ХХ в. также оставляли желать лучшего. Клировые ведомости этого времени указывают на их ветхость. Поэтому большой колокол в 103 пуда, купленный приходом в 1902 г., был повешен не на колокольню, а отдельно на столбах.

В советское время церковный приход в селе Шокино был ликвидирован. Пятницкая церковь и колокольня оказались разобранными. Утрачена также каменная ограда. Об архитектурном облике храмов мы можем судить, прежде всего, по довольно схематическим чертежам 1925 г., о которых говорилось выше. Они были выполнены «местными силами» на основании «обязательного постановления» Нижгубисполкома о фиксации культовых, общественных и промышленных зданий и сооружений для недавно созданного Управления нижегородского губернского инженера. Из этих чертежей видно, что церковь Параскевы Пятницы располагалась к юго-востоку от Петропавловского храма несколько ближе к берегу реки Урги. Основу ее составлял сруб-пятистенок, в котором располагались моленный зал, квадратный в плане (внутренние размеры 6,8х6,8 м), и трапезная (9,4х6,8 м). С востока к нему примыкал пятигранный алтарный прируб (5,4х5,2 м), с запада – прямоугольный притвор (2,8х4,4 м) с крыльцом под навесом. Окна располагались с северной и южной сторон симметрично по отношению к друг другу: два в притворе, четыре в трапезной, четыре в моленном зале, два в алтаре. Венчала храм деревянная луковичная глава с крестом, расположенная на низком восьмигранном барабане. Высота церкви составляла около 6 м до карниза, свыше 8 м до конька кровли и около 11 м до основания креста. Отапливалось здание двумя печами-голландками, находившимися в западной части трапезной. Насколько это приземистое сооружение, возникшее в 1907–1908 г.г., соответствовало облику XVIII столетия сказать трудно…

Церковь Петра и Павла по своей планировочной структуре относилась к типу «корабль». Храмовая часть представляла собой восьмерик на четверике, к которой с запада примыкала равновеликая четверику по ширине трапезная, соединявшаяся ранее с колокольней, а с востока – пятигранный алтарный выступ. Общая длина сооружения составляла 29,5 м, при ширине моленного зала и трапезной – 7,6 м, алтарной части – 5,2 м, колокольни – 5,6 м. Ранее с севера и юга к четверику храма примыкали крыльца, имевшие двускатные кровли. Восьмерик храма был перекрыт восьмидольным сводом, выше которого находится еще один небольшой восьмерик, завершенный главкой с ажурным металлическим крестом. Высота храмовой части до основания креста составляла примерно 18 м. Освещалась она за счет прямоугольных окон, расположенных по два с северной и южной сторон четверика и по одному на северной и южной гранях восьмерика. На остальных его гранях были устроены фальш-окна.

Утраченная в советское время колокольня была прирублена с запада к трапезной. В основе ее находился четверик с размерами в плане примерно 7х6 м и высотой примерно 8 м. Выше шел равновеликий четверику восьмерик с ярусом звона, перекрытый невысоким восьмидольным сводом и увенчанный граненым шпилем с крестом. Подобное завершение колоколен характерно для XVIII в.

Четверик храма и трапезная рублены «в обло» из обтесанных изнутри бревен, восьмерик и алтарный выступ – «в лапу» из бруса. Снаружи стены обшиты досками. При этом, как отмечали исследователи, на них «можно видеть подлинные наличники XVIII в., повторяющие в дереве изысканные формы каменных культовых и дворцовых построек в стиле барокко». В куполе моленного зала сохранилась роспись, имитирующая кессоны с розетками и символизирующая небо. По центру его находится изображение Бога Саваофа, окруженного ангелами. От резного иконостаса, имевшего, согласно описи 1910 г., высоту 15 арш. (10,65 м), остались лишь жалкие фрагменты.

Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176 Петропавловская церковь в селе Шокино официально была объявлена объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) федерального значения. Вместе с тем, каких-либо реставрационных или ремонтно-консервационных работ на памятнике не производилось. Охранные мероприятия свелись лишь к его паспортизации. Составленная в ноябре 2008 г. по заказу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области архитектором Ю.В. Ушанковой учетная документация зафиксировала крайне аварийное состояние Петропавловской церкви, четверик которой из-за утраченных нескольких нижних венцов держался на подпорке, а у трапезной отсутствовала крыша. В 2011 г. нижегородским архитектором В.В. Ковалем начал разрабатываться проект реставрации Петропавловской церкви, но реальные меры по её спасению запоздали: случилось то, что случилось – редкий архитектурный памятник XVIII в. перестал существовать.

Летом 2013 г. по инициативе общественности остатки Петропавловской церкви были обмерены, однако дальше этого дело не пошло. Будут ли они сохранены, будет ли воссоздан храм – вопрос остается открытым.

А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.