Духовной основой казачества всегда была Православная Вера. Черноморцы – наследники запорожских казаков отличались особой религиозностью и приверженностью к Православию. Практически они возвратили христианство на те земли, где оно появилось гораздо раньше крещения Киевской Руси и откуда принес его на Киевскую землю Андрей Первозванный. Забота о Вере у казаков стояла на первом месте. Уже при выборе места для своего поселения они думали не только о выгодном стратегическом положении куреня, но и выбирали самое красивое и самое открытое место, и на нем, прежде всего, возводили церковь. Царским указом предписывалось неукоснительно соблюдать нормы строительства церквей. На каждую церковь должно было приходиться не менее 100 дворов из расчета по 4 души мужского пола на двор. Церковь сливалась с войском и духовенство составляло нераздельный с остальным казачьим сословием элемент. Первые священники назначались из числа достойных. Не бывало наследства, самого скромного, из которого бы какая-нибудь часть не поступала в церковь. Казачьи церкви и монастыри отличались величием архитектуры и внутренним благолепием. Казаки Поповического куреня вносили свой вклад в обустройство и украшение святых обителей.
Так в 1769 г. казак Поповического куреня Софроний подарил в Киево-Межигорский монастырь крест кипарисный, оправленный в серебро, с серебряным пьедисталом. Надпись: «Крест отменил (отказал) казак Поповического куреня Софроний 1769 г. в Межигорский монастырь». Из донесения Черноморского войскового правительства войсковому атаману Котляревскому от 16 декабря 1797 г. следует: «Дошло сему правительству к сведению, что нужно вашему высокоблагородию знать, сколько в войске заложено и в какие наименования церквей, равно и посвящено священников, для того Черноморское правительство, сочинив как о церквях, так и о священниках список, к вашему высокоблагородию к должному рассмотрению при сем препровождает. Список церквей и священников: …В Поповическом - Богоявления Господня, во оной священник Стефан Твердомед. …В Величкивском - святые Великомученицы Варвары, во оной священник Иван Сулима».
В 1809 г., спустя 2 года после переселения Поповического куреня, церковь была разобрана и речным путем на баржах переправлена на новое выбранное место у реки Понура. Строительство обошлось в 8 200 руб. серебром, собранных «от доброхотных приношений». Бытует легенда, что церковь была перевезена на Кубань из Запорожья. Но эта версия является спорной. Перевозка сухопутным путем потребовала бы больших затрат, а обоз мог растянуться на многие версты. Не проще ли было срубить церковь на месте, тем более что основным строительным материалом является кавказская лиственница. Так как казаки пришли на Кубань морским путем, то, естественно, взять всё церковное имущество не было возможности. Спустя некоторое время в Запорожье был все-таки отправлен обоз за церковной утварью. Дорога оказалась трудной. В пути казаков застала суровая зима. Люди болели и умирали, многие из них больше не переступили порог церкви, не прикоснулись к святым образам. Светлая им память.
В 1855 г. было построено новое здание станичной церкви во имя Богоявления Господня. Обошлось оно в 9 714 руб. 30 коп. серебром, собранных по раскладке с жителей станицы и от доброхотных приношений. Церковь была деревянной, но на кирпичном фундаменте. В 1878 г. в церкви был устроен правый придел во имя апостола Матвея, а в 1900 г. левый, во имя великомученика Пантелеймона. Справа перед входом в церковь в 1884 г. была построена сторожка. Она является редким для западных районов Кубани конца XIX в. образцом деревянного круглого дома. Постройка срублена из пластин, соединенных по углам в замок, на кирпичном цоколе. С трех сторон, кроме западной, дом опоясывает традиционная для кубанской хаты галерея, крытая большими, опирающимися на деревянные столбцы, свесами четырехскатной крыши с металлической кровлей.
В 1910 г. в России проводилась страховая оценка церковного имущества. В июле того же года специальная комиссия, в состав которой входили: временно на должности благочинного третьего округа священник Петр Матвеев, священник Федор Дудкин, священник Владимир Орлов, священник Андрей Твердовский, дьякон Григорий Лаванов, псаломщик Петр Головин, псаломщик Дмитрий Богатырев, церковный староста Егор Женило, представители от прихожан Федот Галат и Кондрат Бублик произвели описание и оценку строений, принадлежавших Богоявленской церкви станицы Поповической, относящейся в это время к третьему благочинному округу Ставропольской епархии. Комиссия зафиксировала, что «Богоявленская церковь - деревянная, на кирпичном фундаменте, снаружи обшита тесом и покрашена масляной краской, таковою же краскою окрашена и внутри, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краской. Длина церкви, считая и колокольню, одиннадцать саженей и два аршина (24 м 85,24 см), наибольшая ширина одиннадцать саженей и один аршин (23 м 43 см), высота до верха карниза две сажени и один аршин (4 м 97,12 см). На церкви имеются три большие главы и одна малая (над алтарем). Окон больших двадцать семь, дверей наружных, створчатых, обшитых железом – четверо, а внутренних – пять. Иконостас длиною одиннадцать саженей и один аршин (24 м 14,12 см), высотою четыре сажени и два аршина (9 м 94,24 см). Колокольня в три яруса, общая высота до верха карниза четыре сажени и два аршина (9 м 94,24 см»). Далее в документе отмечается, что церковь, построенная в 1855 г., сохранилась хорошо. Вместе с иконостасом и колокольней стоимость церкви определена в 20 000 руб.
Церкви принадлежало 180 дес. земли, которые сдавались по 13 руб. за десятину. Кроме того, она имела 143 дес. причтовой земли. Причт состоял из двух священников, одного дьякона и двух псаломщиков. Церкви также принадлежала деревянная лавка. Вода из колодца, выкопанного вблизи церкви и сохранившегося до наших дней, славилась на всю округу. При открытии памятника Запорожским казакам в станице Тамань 5 октября 1911 г., депутаты от станицы Поповической атаман Авраам Стиба и старший урядник Иван Панченко привезли с собой бочонок с водой из этого колодца. За водой выстроилась длинная очередь, а отведавшие хвалили ее великолепный вкус.
Славой и преданиями овеяны стены Свято-Богоявленского храма. Здесь казаки давали клятву не щадить своей жизни за Веру, Царя и Отечество. Здесь же, в храме, хранились трофеи и реликвии, добытые в боях. И при входе слева и справа от алтаря были увековечены имена офицеров и казаков станицы. Среди них - сотник Григорий Табанов - погиб в сражении с черкесами в 1828 г.; есаул Иван Луценко - погиб в сражении с черкесами в 1851 г., урядник Василий Каракай - погиб в сражении с черкесами в 1854 г.; казаки Остап Бровченко, Исай Видложенко, Иван Половый, Даниил Рисса, Иван Лейтадра, Григорий Мартынец, Василий Степанченко, Степан Ветренко, Михаил Белый, Сазон Рудый, Корней Лоб, Павел Друшлек, Прокофий Кравец, Тимофей Савченко, Зосим Шульяженко, Дмитрий Махиня, Никита Солоный - погибшие при штурме крепости Измаил в 1790 г.; казаки Илья Бабенко, Иван Бабенко, Михаил Бабенко - погибшие в сражении с польскими мятежниками в 1794 г.; казаки Дмитрий Казан и Семен Суходуб - погибшие при штурме Праги в 1795 г.; казаки Яков Довгань и Даниил Кочерга - погибшие при защите Ново-Екатерининского кордона в 1803 г.; казаки Ахим Ропай и Василий Щербина - погибшие в сражении с горцами под начальством войскового атамана Бурсака в 1804 г.; казак Иван Кучир - убитый черкесами при охране станицы Поповической в 1807 г.; казак Кирилл Бровченко - убитый черкесами в рейде за Кубанью в 1809 г.; казак Яков Дьяченко, малолеток, убит черкесами при нападении на Петровский кордон в 1820 г. Трое суток двенадцатилетний Яша защищал хутор Терновый Ерик; казаки Иван Погрибный, Гавриил Видлог, Терентий Шпика, Иван Горобец, Семен Шпика, Никифор Шпика – погибли в сражении с турками за Дунаем в 1827 г.; казаки Ефим Мандрыка, Захар Омельченко, Анатолий Омельченко - погибли при защите форта Навачинского на Черноморском побережье Кавказа в 1841 г.; казаки Ефим Мандрыка, Степан Красношапка и Макар Гриценко - убиты при нападении черкесов на Павловский пост в 1849 г.; казаки Трофим Ященко, Гурий Щербань и Григорий Фоменко - погибли при защите станицы Пашковской в 1870 г. и многие другие.
Как складывалась история Богоявленской церкви в первые годы Советской власти, проследить по документам, к сожалению, невозможно, так как архивные документы Кагановичского района за период с 1920 по 1942 г.г. полностью уничтожены во время стремительного наступления немцев в 1942 г. С середины 1920 г. у церкви было отобрано право ведения метрических книг и эту функцию передали станичному Совету. В начале 30-х г.г. XX в. церковь была закрыта и превращена в зернохранилище. Осенью 1942 г. на оккупированной территории станицы немцы открыли приход в Богоявленской церкви.
Церковн-ослужители Богоявленской церкви: В 1797 г. - Степан Твердомердов. В 40-е г.г. XIX в.: священники Лев Алексеев и Степан Рыбальский, дьякон Иван Павленко, дьячек Алексей Закревский, пономари Григорий Вехрицкий и Степан Коколевский. В 80-е г.г. 19 в.: священники Федор Дудкин, Иван Перевозовский, псаломщики Филипп Кондратов, Патрикий Федоров. В 90-е г.г. 19 в.: священники Федор Дудкин, Григорий Дьяченко, псаломщики Филипп Кондратов, Патрикий Федоров, Петр Головин, дьякон Николай Воробьев. В 1900-1910 г.г. в церкви служат священники Федор Дудкин, Василий Ключанский, псаломщики Патрикий Федоров, Петр Головин, Михаил Таганцев, Дмитрий Богатырев, дьякон Иван Лаванов. В 1910-1918 г.г.: священники Федор Дудкин (до 1914 г.), Василий Ключанский (родился в 1851 г., убит большевиками в 1918 г.), Владимир Орлов, Андрей Твердовский, дьяконы Г. Лаванов, Николай Соболев (родился в 1873 г., убит большевиками в 1918 г.), псаломщики Петр Головин, Дмитрий Богатырев, Петр Славянский, Петр Колесников, Григорий Розанов, Николай Волоцкий. В 1918 г.: священник Михаил Колесников, псаломщики Николай Волоцкий, Николай Студенецкий. В 1919 г.: священник Александр Денисов, Алексей Кудрявцев. В 1920 г.: священник протоиерей Петр Вишняков. В конце 40-х г.г. настоятелем церкви был священник В.Иванов. С августа 1948 г. по июнь 1951 г. - священник К. Партнов.
После освобождения станицы советскими войсками церковь продолжала работать. Об этом свидетельствуют документы из фонда уполномоченного по делам Русской Православной Церкви, в которой содержится список действующих церквей и молитвенных домов по состоянию на 1 июня 1945 г. В 1951 г., впервые за последние 30 лет проводятся работы по ремонту церкви. На церковном Совете 20 апреля 1953 г. принимается решение силами прихожан обойти станицу и окрестные хутора с целью сбора средств на ремонт. Но этих средств было явно недостаточно и распоряжением по Епархиальному управлению № 8141 от 14 августа 1956 г. церковь закрывается. При финансовой поддержке Кубанской Епархии уже в ноябре 1957 г. совершается малое освящение предела во имя Апостола Матвея. С июня 1951 по февраль 1957 г. настоятелем Богоявленской церкви был священник Павел Колосов, приложивший немало усилий для восстановления и ремонта церкви. С февраля 1957 г. распоряжением Архиепископа Кубанского и Краснодарского Виктора настоятелем Богоявленской церкви назначается священник Захарий Медведев. В 60-е г.г. в церкви служили священники Павел Сидоренко и Антоний Герасименко. С 1967 г. - отец Дмитрий Батехин. С конца 1970-х г.г. - отец Виталий Корольков, с 1984 г. по 1989 г. - отец Леонид Черных. Стараниями отца Леонида была перекрыта кровля, в основном оцинкованным железом, а колокольня и главный купол - алюминием, и проведено паровое отопление. Многое было сделано и при отце Валентине Голиковском: он провел освещение и заменил отопление на электрическое, заменил прогнившие доски, покрасил стены, восстановил цветной витраж вокруг колокольни и куполов, расчистил артезианский колодец. Кроме этого, деревянные ступени храма были заменены на бетонные.
С 1993 г. настоятелем Свято-Богоявленского храма является отец Георгий Черных. Стараниями отца Георгия электрическое отопление храма, ставшее очень дорогостоящим, заменено на газовое, магистральное, сделаны новые правый и левый притворы, заменены несколько несущих балок внутри храма, произведена покраска как наружных стен, так внутренних. В 1994 г. отец Георгий организовал сбор средств на отливку колоколов. На деньги церкви, прихожан и казачества в г. Воронеже были изготовлены из красной меди с добавлением олова шесть колоколов весом от 17 до 250 кг, общим весом 500 кг. На малой звоннице были установлены 5 колоколов. На главном колоколе в верхней части имеется надпись: «Пойте Богу нашему, пойте Твердыне нашему, пойте».
В 2001 г. за счет средств Богоявленской церкви и Калининского казачьего общества построена трапезная. Был сделан новый резной иконостас из липы.
Информация с официального сайта храма, http://kalininskaya.cerkov.ru/main-page/istoriya-xrama/