ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ментон. Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

Скорбященская часовня, церковь на русской части кладбища Vieux-Château


Ментон. Часовня иконы Божией Матери
Часовня. Действует.  
Освящена в честь: "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Неорусский стиль
Год постройки:1886.
Архитектор:Н.И. Юрасов
Адрес:
Cimetiere du Vieux-Château, Chemin du Trabuquet 06506, MENTON

Координаты: 43.7808, 7.50603



Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", , Ментон, Франция, Прочие страны
Манита Оксана
11 января 2013
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", , Ментон, Франция, Прочие страны
Манита Оксана
11 января 2013
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", Частная коллекция. Фото 1890 г.<br>, Ментон, Франция, Прочие страны
Частная коллекция. Фото 1890 г.
Михаил Мещанинов
17 января 1890
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Ментон, Франция, Прочие страны
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1886



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  19 октября 2018

Сей уголок найти, однако, нелегко, ибо нынешняя Ментона – это обширный курорт с длинной набережной и плотной застройкой. За двумя высокими кипарисами на оживленной улице не сразу заметишь стоящее в глубине участка стройное белое здание, увенчанное голубой главкой с крестом. Попасть можно в него пройдя не через портал, а узким коридором, рядом с которым помещается ризница и библиотека. До 1990-х около церкви находился «Русский дом», где призревались старики и старушки, ее прихожане. Теперь на этом месте высится современная поликлиника, а в переехавшей на виллу «Флора» богадельне русских уже не осталось. Да и в небольшой общине они в меньшинстве.

В конце XIX века Ментона (по-французски Мантон) была небольшим приморским городком близ границы с Италией, в состав которой она еще недавно входила наряду с Ниццей. Весной 1857 в нем отдыхала Императрица Александра Феодоровна. Постепенно Ментона, славившаяся своими цитрусовыми, приобрела известность как климатический курорт для больных чахоткой. В путеводителе говорилось: «Благодаря своему положению Ментона защищена от северных ветров; климат ее отличался чрезвычайной мягкостью и постоянством… в ней отсутствует шум и суета Ниццы и Монте-Карло… вся жизнь очень проста и скромна. Растительность чрезвычайно богатая: всюду апельсинные и лимонные деревья, оливковые рощицы, пальмы, агавы». В год в городке был всего один снежный день и 40 дождливых.

В январе 1884 столичная газета «Новое время» напечатала следующую корреспонденцию: «Между проживающими каждую зиму в Ментоне русскими, число которых <…> с каждым годом увеличивается, давно лелется мысль о необходимости иметь в этом городе православную церковь <…> или, по крайней мере, молитвенный дом. Осуществление этой мысли имелось в виду, между прочим, и при основании в Ментоне в 1880 году, по инициативе местного русского доктора М. Ф. фон Кубе, князя и княгини Ухтомскими, П. А. и Л. А. Стаховичами и В. М. Жемчужниковым “Русского общества вспоможения нуждающимся соотечественникам”, но недостаточность средств и неимение помещения для храма не дозволили привести эту мысль в исполнение».

Член общества Стахович писал: «Сюда приезжает ежегодно до 120 семейств православных русских; все решительно приезжают ради здоровья, большей частью страдающих, как и я, грудью». Приезжали – через Вену и Милан – в основном безнадежно больные чахоткой, которые в Ментоне и умирали. Ближайший храм в Ницце находился в двух часах езды по железной дороге. Оттуда, в 1883, в Великий пост, к больным приехал свящ. Сергий Протопопов, отслуживший в зале гостиницы «Отель де Рюсси» малую обедню. Тогда же он предложил русской колонии использовать Никольскую походную церковь вюртембергской Королевы Ольги Николаевны, недавно подаренную храму в Ницце. Церковь Королева получила от своей матери Императрицы Александры Феодоровны. «В некоторые годы церковь эта устанавливалась в Ментоне в зимнее время, большей частью в обширной комнате какой-нибудь гостиницы, но постоянного места для совершения богослужений не было».

При содействии жившей на Ривьере вел. кн. Анастасии Михайловны (1860–1922), великой герцогини Мекленбург-Шверинской, которая «положила начало своим щедрым пожертвованием», делом устроения храма занялся А. И. Гарелли. Он уступил на десять лет помещение в своей вилле на холме Пиготкe, «откуда был виден весь Ментон, море и итальянский берег вплоть до Бордигеры». Гарелли был грек, который 40 лет прослужил русским вице-консулом в Марселе. В Рождество 1884 домовая церковь начала действовать, бывший дипломат приступил к сбору средств на отдельный храм и сам пожертвовал для него участок земли. В том же году с просьбой о постройке православной церкви в Синод обратился т. с. граф Толстой, гофмейстер двора вел. кн. Михаила Николаевича.

Одновременно «для неимущих больных» был задуман «Русский дом», где «найдут для себя приют наши соотечественники, приезжающие в Ментон для пользования здешним целебным климатом». Одним из главных деятелей по устройству церкви и Дома стал Александр Иванович Гончаров с супругой. На собранные 60 тыс. франков в начале 1892 была куплена на тогдашней окраине Ментоны четырехэтажная вилла «Клари», «в местности, защищенной от ветров и пыли». Вилла была окружена «оливковыми рощами, пространными садами и роскошной растительностью и при том несколько отдалена от моря», отчего воздух здесь был «тихим и чистым». Общество вспоможения открыло на этой вилле «Русский дом», поступивший – как и будущая церковь – под покровительство вел. кн. Анастасии Михайловны. При ее участии Общество было в 1903 преобразовано в Православное братство во имя св. вмц. Анастасии, которое тоже ставило своей целью помощь неимущим больным, ибо к этому времени русская колония стала довольно большой.

Как писала пресса, в русском пансионате «не располагающих свободными средствами содержат за сравнительно малую плату <…> иногда по месяцу и более даром, приобретают для них лекарства и даже некоторым заимообразно даются средства на возвращение в Россию». За эту «малую» (120–300 франков) плату постояльцы получали полный пансион и бесплатную консультацию врача. Принимались лишь больные 18–50 лет, «имеющие возможность, по словам доктора, выздороветь или, по крайней мере, поправиться». В библиотеку при Доме, который тоже позднее получил имя св. Анастасии, поступали русские газеты и журналы.

Православную церковь решено было пристроить к купленной вилле. Строителем стал датский архитектор Георг Терелинг, который участвовал в возведении русского храма в Копенгагене. Здание, размером всего 12 на 7 м, было заложено 5 июня 1892 на склоне холма и в том же году, 24 ноября, освящено прот. Сергием Любимовым из Ниццы при участии его брата о. Димитрия Любимова из Ораниенбаума, будущего священномученика. На освящении присутствовали: герцог Георгий Максимилианович Лейхтенбергский, мэр Ментоны и русский консул в Ницце. Строительство и убранство стоили 35 тыс. франков, из которых 25 тыс. поступило по завещанию французского банкира бар. А. Ротшильда. За свою работу Терелинг получил русский орден Станислава 3-й степени. С освящением новой церкви домовая Никольская не была упразднена, а продолжала действовать еще два десятка лет, будучи приписанной к храму в Штутгарте.

Проектируя храм, зодчий (его фамилия не установлена) взял за образец русско-византийский стиль. Четверик здания разделен по горизонтали орнаментальным фризом, завершен высоким световым барабаном, который оформлен арками, и увенчан большой главкой, покрытой цинком. На углах, отмеченных закомарами и колонками, возвышаются, сделанные из гипса декоративные главки синего цвета. Стена над порталом украшена большим образом Божией Матери с Младенцем, который помещен в своеобразный архитектурный киот. Из соседней виллы-санатория попасть в храм можно было по внутреннему переходу.

Внутри стены окрашены в светло-голубой цвет, оформлены белыми пилястрами и завершены карнизом, украшенным розетками. Сводчатый потолок не расписан, над алтарной аркой находится орнаментальная роспись с надписью «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородица». В полуциркульные окна вставлены цветные стекла. Пол, солея и алтарная преграда – мраморные; небольшое паникадило из бронзы.

Красивый одноярусный иконостас сделан из белого каррарского мрамора и декорирован изящными колонками и резным орнаментом. Он подражает византийскому иконостасу IX века. Две местные иконы: свт. Николай и блг. вел. кн. Александр Невский происходят из домовой церкви кн. Лопухина и приписываются К. П. Брюллову. Рядом с иконостасом стоят две металлические хоругви русской работы. Запрестольный образ Воскресения Христова исполнил Н. И. Юрасов, русский вице-консул в Ментоне. Справа от иконостаса находится киот с большой храмовой иконой, дар в 1975 полковника А. А. Леонова. Под киотом помещены андреевский флаг и Георгиевский крест. Слева от иконостаса – старинная икона Божией Матери греческого письма, тоже в киоте. Выделяются резные киоты с образом св. Ольги и св. Владимира, более позднего времени, и находящиеся на западной стене – с изображениями Божией Матери, свт. Николая, блг. вел. кн. Алексия и ап. Петра. Иконка св. Александра Невского в металлическом окладе сооружена в память генерала А. А. Куявского (1879–1968).

Ризница и золоченая утварь из серебра, а также многие иконы попали из вышеназванной церкви Королевы Ольги Николаевны или были пожертвованы принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской, товарищем обер-прокурора В. К. Саблером, бар. В. С. Плессен, А. П. Озеровой и другими лицами.

Причт в новую церковь был прислан из Ниццы. Первым настоятелем стал о. Иоанн Херсонский; в 1900 был назначен прот. Николай Петрович Аквилонов. Из Ниццы на содержание церкви ежегодно до 1902 переводилось 6 тыс. франков, которые затем выплачивала российская казна. В 1903 приход получил самостоятельность. До появления храма в Сан-Ремо в Ментону приезжали молиться также русские, отдыхавшие на итальянской Ривьере. В 1912 для духовенства вблизи храма был куплен отдельный дом.

«Несмотря на те незначительные средства, которые церковь может уделять на устройство богослужебной обстановки, службы совершаются с подобающим благолепием, при стройном, мелодичном пении небольшого хора под руководством опытного регента», — писала пресса о ментонской церкви.

22 ноября 1918 Синод на время закрыл церковь «ввиду бедственного положения причта». В 1925 настоятелем храма, который отныне обслуживал, главным образом, обитателей «Русского дома», стал прот. Григорий Ломако. Вероятно, при нем несколько больших икон в интерьере написал парижский художник А. А. Бенуа.

На русском участке старого местного кладбища стоит часовня св. мц. цар. Александры, выстроенная графом Н. А. Протасовым-Бахметьевым в 1886 в память сестры милосердия А. Тепляковой, отличившейся в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Автором часовни был вышеупомянутый Николай Иванович Юрасов, строителем – архитектор Дофрэ. Алтарный образ написал известный И. Н. Крамской. В 1950-е несколько икон исполнил В. А. Зевчинский. Внутри часовни находится склеп, куда переносят кости из снесенных русских могил.

В послевоенные годы в Ментоне продолжал служить прот. В. Пляшкевич. Когда в 1976 умер следующий настоятель прот. Николай Цветков, в прошлом инженер-строитель, его место занял прот. Сергий Чертков, которого в 1988 сменил о. Милинко Пурич, выходец из Сербии. Он до сих пор служит в церкви.

Местная община сейчас невелика (около 80 человек) и включает в себя всех православных, живущих в курортном городе. В летний сезон он увеличивается за счет отдыхающих, но не из России, ибо ныне Ментона не привлекает русских туристов и курортников. Долго ли еще будет звучать в церкви служба по-церковнославянски?

http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1804863251.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.