ЛАЗАРЦЕВО-ФОМИНО. ЦЕРКОВЬ СОБОРА БОГОРОДИЦЫ, кон. 18 в.
Возвышается на небольшом холме на главной улице, видна за много километров при подъезде к селу. Возле храма - ряд старых ив. До 1966 г. у церкви стояла часовня. По северной стороне улицы сохранились дома кон. 19-нач. 20 в. Храм построен в 1783 г., кирпичные стены оштукатурены и побелены. На рубеже 19-20 вв. кровля и глава обшиты железом, из-за чего были утрачены люкарны. До наших дней не дошли: пятиярусная граненая колокольня, увенчанная шпилем; трапезная с апсидами приделов, надстроенная вторым этажом в 1861 г.; окружавшая храм ограда. Монументальное здание соединило в своем облике приемы барокко (объемная композиция, обрамления проемов) с формами классицизма (геометрическая четкость объемов, ясность в организации фасадной плоскости).
На высокий двусветный четверик с фронтонами в завершении фасадов водружен приземистый широкий восьмерик с высокой и крутой, слегка изогнутой восьмигранной кровлей. Венчает кровлю граненый глухой барабан с крупной чешуйчатой главой. К нижнему ярусу четверика с востока примыкает полукруглая апсида. Ее широкий антаблемент с сильно выступающим карнизом, переходящий на стены четверика, создает иллюзию двухэтажного храма. Северный и южный фасады в верхнем ярусе имеют прямоугольные окна по трем осям. В нижнем ярусе точно по тем же осям располагаются средние (входные) и восточные (оконные) проемы с полуциркульным верхом: вместо западных проемов здесь помещены ниши, так как эти участки фасадов ранее были закрыты апсидами приделов трапезной. Строгую простоту фасадов четверика отчасти смягчала живопись в тимпанах фронтонов. Полукруглая стена апсиды отличается барочной пластичностью: филенчатые пилястры, фигурные сандрики над прямоугольными окнами, руст, отмечающий место примыкания к четверику. В проемах сохранились решетки и кованые двери. Обширное центральное пространство храма перекрыто восьмилотковым сводом на двухступенчатых тромпах, причем в лотках видны впадины исчезнувших снаружи люкарн.
Фрагментарно сохранившаяся масляная роспись 2-й пол. 19 в. включает сцены из жизни Христа и Богородицы. Эти композиции, разграниченные широкими орнаментальными поясами, образуют в совокупности четкую систему членений. В алтаре сохранились аналогичные по манере сюжеты "Жертвоприношение Авраама" и "Моление о чаше".
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М,. Наука, 2000, с. 287-288