Троицкая церковь в Лаишеве, именуемая ныне собором Софии, Премудрости Божией, является одним из самых старых городских зданий, когда-либо сложенных из камня. Это местный памятник архитектуры, имеющий ригиональное значение, а для города - одна из наиболее высотных точек. Старинный город Лаишево входит в число русских форпостов ХVI века, возведённых после покорения Казани Иваном IV Грозным на Средней Волге. Населённый пункт на этом месте возник, по-видимому, намного раньше; настолько, что наиболее оптимистичные из местных краеведов временем его существования называют тясячу лет, и даже больше. Лаиш, или Лаеш, согласно археологическим изысканиям и сведениям из Никоновской летописи, существовал, "на Каме, в Лаишеве" в период Казанского ханства (1438-1552). Это было булгарское поселение ремесленников и торговцев возле древнего селища Чакма, оставившего значительный археологический культурный слой. На месте Лаиша и была построена русская крепость, поначалу именуемая "острогом". Длина стен крепости составляла полкилометра; её вооружение составляли шесть пушечных башен. Что касается официальных исторических данных, то город Лаишев - именно так он прежде назывался - основал в 1557 (1565) году воевода Пётр Иванович Шуйский, чтобы иметь надёжную крепость на Каме. В этих краях были нередки волнения местных народов черемисов, как раньше назывались современные марийцы. Округа Лаишева считалась исключительной со стратегической точки зрения: тут испокон веков действовала переправа через Каму в продолжение дороги от Казани до границы с Ногайской Ордой. Как это нередко случается, сильная крепость скоро породила село, а затем и город. Поначалу тут и жили преимущественно военные - стрельцы, пушкари и другой ратный люд, который постепенно обзаводился семьями. В округе процветали охота и рыбный промысел, и лаишевцы неизменно пополняли составы лучших стрелецких полков Ивана Грозного.
По некоторым сведениям, в Лаишеве начала ХVI века было два храма на территории крепости, Никольский и Успенский, а также церковь Воскресения Христова в посаде. В 1565 году упоминаются приходская Софийская церковь и храм в местной пересыльной тюрьме, откуда открывалась дорога в Сибирь. В России приговорённых к каторжным работам, как известно, гнали по этапу пешим ходом, и пересыльные тюрьмы были местом кратковременного отдыха и накопления партий осуждённых. Поэтому там нередко обустраивали церкви. 1565 год считается временем возникновения прихода Софийской церкви. На её месте в 1767 году был сложен из камня одноимённый храм, появление которого было приурочено к ожидаемому тогда визиту в Лаишев императрицы Екатерины II. В течение следующего столетия храм порядком обветшал, и в 1853 году началось возведение нового здания, ставшего Софийским собором города, получившего статус уездного. Строительство продолжалось 13 лет, до 1870 года. С Софийским собором в Лаишеве неразрывно связана история нынешнего собора Софии, Премудрости Божией, прежде именовавшегося Троицкой церковью. Этот храм являлся собором бывшего Троицкого Лаишевского женского монастыря, и сегодня он считается одной из наиболее крупных действующих церквей как Казанской епархии, так и всего Среднего Поволжья в целом. Женская община известна в Лаишеве ещё с середины 80-х годов ХIХ столетия, официально же была основана в 1888 году как внештатная. Место для неё в северо-восточной части города выделили власти и местная уроженка, коллежская советница Татьяна Михайловна Ментова. 5 августа 1895 года вышел императорский указ, согласно которому община была преобразована в Свято-Троицкий Лаишевский внештатный общежительный женский монастырь (1895). Источником существования Свято-Троицкой обители был труд её сестёр и пожертвования местных доброхотов из числа лаишевских дворян, чиновников и купцов. Так же обстояло дело и с возведением монастырских построек.
Комплекс зданий для размещения Троицкой церкви строили с 1880 года; в него вошли часовня, три дома для монашеских келий и палат настоятеля, хозяйственные помещения, высокая колокольня в шесть ярусов и большой храм в честь Живоначальной Троицы. Его проект на основе типовых разработок создал в 1888 году известный казанский губернский архитектор Фёдор Николаевич Малиновский, творец всего архитектурного ансамбля монастыря. При этом наиболее вероятным прототипом Троицкой церкви в Лаишеве специалисты считают здание Морского собора в Кронштадте. Другим ближайшим прототипом, является архитектурное решение собора в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" в Свияжске, сохранившимся до наших дней. К концу ХIХ столетия по количеству монахинь и послушниц лаишевская обитель занимала третье место в епархии, уступая только Богородицкой в Казани и Иоанно-Предтеченской в Свияжске. Богородице-Скорбященская церковь в монастыре этого островного города также весьма схожа с Троицким храмом, прежде всего, последовательным рядом куполов в византийском стиле, поднимавшихся к небесам. Обе церкви объединяет их авторство: Троицкий и Богородице-Скорбященский храмы считаются наиболее крупными из всех архитектурных работ Фёдора Малиновского. У строителей Троицкой церкви в Лаишеве, помимо большого желания успеть возвести её в срок, была ещё одна важная цель. Всё население уездного города ожидало, что новый храм удастся открыть к вековому юбилею великого события в жизни России - победы над Наполеоном Бонапартом. Надежды лаишевцев сбылись: постройка храма была завршена в 1912 году!
Троицкую церковь возводили 11 лет, с 1901 года, когда состоялась торжественная закладка фундамента в основание будущего храма, вплоть до 1912 года. История сохранила имена его создателей, таких как взявший подряды на строительство мастер Захаров, и некоторых благотворителей. Доктор филологических наук Сергей Александрович Макашин (1906-1989) известен в советском литературоведении прежде всего как специалист по Герцену и Огарёву и автор исследования "Салтыков-Щедрин. Биография" (1949). Лауреат Ленинской и Сталинской премий, прошедший арест в 1941 году, исправительные работы, переживший тяжелые ранения и немецкий плен; освободившись, Макашин вернулся к военной службе, в коде которой сумел разыскать на территории Чехословакии утерянный архив В. И. Немировича-Данченко. Стоит сказать, что Сергей Александрович приходился родным внуком известному волжскому купцу 1-й гильдии и меценату Капитону Андреевичу Макашину. В родном Лаишевском уезде дед учёного владел винокуренным, кирпичным и конным заводами. Купец догое время был почётным смотрителем Лаишевского местного уездного училища. Когда же началось строительство Троицкой церкви, Капитон Андреевич постоянно оказывал огромную помощь строительными материалами. В частности, тот превосходный красный кирпич, из которого сложен храм, щедрый купец предоставил бесплатно. Лаишевскому благотворителю не суждено было увидеть завершение своих трудов: 27 октября 1904 года Капитон Макашин скончался на 75 году жизни. Постройку и отделку внутренних интерьеров храма завершили в 1912 году. Весной того же года в торжественной обстановке прошла церемония освящения Троицкой церкви.
В истории постройки Троицкого храма были как светлые, так и трагические страницы. Одной из них стала драма 1904 года, который не назовёшь счастливым для всей России. В это время шла весьма неудачная для страны Русско-японская война, а Казанская епархия и весь православный мир понесли тяжёлую утрату: была похищена и, по всей видимости, варварски уничтожена чудотворная икона Божией Матери "Казанская". В ходе возведения Троицкой церкви в Лаишеве к работам в качестве подсобниц привлекались и местные монахини. Это была нередкая практика при постройках монастырских храмов и в России, и во всём мире, и она же порой влекла за собой несчастные случаи. Известен пример преподобной Марфы Дивеевской, в миру Марии Милюковой, которая в 18 лет надорвалась во время строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Дивееве (1829). В Лаишеве работы над Троицкой церковью уже завершались, когда во время монтажа светового барабана внезапно обвалились строительные леса, установленные вокруг здания. В итоге 49 монахинь, подносивших кирпичи, упали наземь с большой высоты вместе с обломками лесов. Последствия были ужасны: большинство получили тяжёлые увечья, а 17 сестёр спасти и вовсе не удалось. Они были похоронены в черте будущего собора, словно став предвестницами тех будущих жертв, которые понесёт русское православие уже спустя 13 лет после этой трагедии, когда в России повсеместно установится безбожная власть. Между тем рубеж ХIХ и ХХ столетий был периодом подлинного расцвета Свято-Троицкого монастыря и увеличения подведомственных ему территорий и зданий. Это прежде всего двухэтажное здание настоятельского корпуса, датируемое 1889-1891 годами, где также разместились домовая церковь, освящённая в честь прп. Сергия Радонежского, трапезная и сестринские кельи.
В монастырский комплекс дополнительно вошли трёхэтажный жилой дом конца ХIХ века и здание, построенное уже в 1912 году, где оба этажа занимали монашеские кельи. А на исходе ХIХ столетия Троицкая церковь наконец-то обрела свою колокольню. Это было довольно представительное, монументальное строение в шесть ярусов. К сожалению, в советское время колокольня наряду с домовой церковью во имя преподобного Сергия были утрачены. После 1918 года над Свято-Троицкой обителью начали сгущаться чёрные тучи. Тем не менее Свято-Троицкий монастырь существовал ещё до 1929 года (по некоторым сведениям, лишь до 1923-го), а её архитектурная жемчужина, Троицкая церковь, была закрыта советскими властями в 1930-м. Гонения на церковь при советской власти начались в Лаишеве сразу после Октябрьской революции. Уже в 1918 году по ложному обвинению "за подстрекательские действия против Советской власти и оказание помощи белогвардейцам" постановлением Лаишевского отдела ЧК были расстреляны четверо жителей города, и в их числе - настоятель тогдашнего Софийского храма Леонид Скворцов. По некоторым данным, священник был убит прямо в алтаре церкви. Позднее отец Леонид был причислен к лику святых казанских новомучеников. Будучи с 1781 года одним из главных и важнейших городов Казанского наместничества, а затем уездным городом, к 1930 году Лаишев и вовсе был исключён из перечня советских городов, став просто крупным сельским поселением. Лишь в 1950 году он начнёт возвращать свой статус, будучи объявлен поначалу даже не городом - посёлком городского типа Лаишево.
До закрытия Троицкой церкви в 1930 году в ней продолжались богослужения, но ещё ранее была варварски уничтожена высокая колокольня, которую можно было увидеть с другого берега широкой Камы. Кирпич, от которой пошёл на хозяйственные нужды. Одной из причин закрытия властями Троицкого храма стал массовый голод, разразившийся с начала 1930-х годов в Поволжье. Количество сельского населения на Средней Волге в целом ряда областей сократилось на 23 %. Чтобы хоть как-то спасти голодающих людей, 5 июня 1929 года Совет труда и обороны РСФСР постановил приступить к широкомасштабной организации материально-технических станций - МТС. Оставалось лишь подыскать для них подходящие помещения. Одна из таких станций была развёрнута внутри Троицкого храма. К тому времени две сотни монахинь и послушниц Свято-Троицкой обители были изгнаны из монастыря, обложены экономическим налогом, многие из них оказались ущемлены в правах, что создавало им немалые трудности в повседневной мирской жизни. Сестёр обители быстренько лишили крыши над головой и прогнали восвояси: одновременно с организацией в Троицком храме МТС, помещения монашеских келий в другом монастырском здании были отданы под народную библиотеку.
Пора безвременья в истории Троицкого храма оказалась долгой - более полувека. Он возродился лишь после 1991 года. Ещё раньше, в 1983-м постановлением Совета Министров ТАССР церковь была взята под государственную охрану как местный памятник архитектуры. Храм в тот период находился в аварийном состоянии и нуждался в основательном ремонте. К 1992 году здание отремонтировали и вернули верующим, церковь заново была освящена в честь Софии, Премудрости Божией, с приделами Казанским и Никольским. На следующий год храм стал приходским, и в нём по сей день проходят службы. В 2011 году были заново покрыты кровлей все купола, а в начале 2012-го во избежание порчи здания установили новую систему водных стоков. Были аккуратно восстановлены участки повреждённых стен, чтобы сохранить общий облик здания и стилистику его декоративного оформления. Сегодня собор Софии, Премудрости Божией преобразился и внутри, и снаружи; жизнь его вошла в спокойное, созидательное русло. В 2012 году в Лаишеве, в Троицкой церкви, впервые состоялся фестиваль духовной музыки "Небо на земле". 22 января 2017 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан провёл Божественную литургию в соборе Софии, Премудрости Божией. Наряду с другими известными духовными лицами ему сослужительствовал настоятель собора, протоиерей Алексей Калиткин. Завершив богослужение, глава Татарстанской митрополии поведал о том, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возрождение в городе былой Троицкой женской монашеской обители.
Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск № 271, ООО "Де Агостини", 2017