ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Солодилово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождественская церковь


Солодилово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Никиты мученика, Алексия, человека Божия
Год постройки:между приблизительно 1810 и 1819.
Адрес:
Тульская область, Воловский район, село Солодилово

Координаты: 53.401431, 37.996048



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Солодилово, Воловский район, Тульская область
Печка Александр
16 августа 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Солодилово, Воловский район, Тульская область
Печка Александр
16 августа 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Солодилово, Воловский район, Тульская область
Печка Александр
16 августа 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Солодилово, Воловский район, Тульская область
Печка Александр
16 августа 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Солодилово, Воловский район, Тульская область
Печка Александр
16 августа 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Солодилово, Воловский район, Тульская область
Печка Александр
16 августа 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Солодилово, Воловский район, Тульская область
Печка Александр
16 августа 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Солодилово, Воловский район, Тульская область
Печка Александр
16 августа 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Солодилово, Воловский район, Тульская область
Marina M
8 августа 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Солодилово, Воловский район, Тульская область
Marina M
8 августа 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Артем Меньшиков
 
Артем МеньшиковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 мая 2012

«Название села, — писал в конце XIX века преподаватель Тульской духовной семинарии П. И. Малицкий, — происходит от слова солод, так как приготовление солода было в прежнее время распространенное занятие среди жителей села. Когда образовался приход села Солодилова, сказать нет возможности. Но судя потому, что в приходе находятся ясные следы городища, можно предполагать, что приход этот довольно давний по своему происхождению». Культурный слой городища у села Солодилово датируется концом XII-го — началом XIII века.

Достоверно известно, что дошедший до нашего времени храм был построен в 1819 году на средства прихожанки майорши Марии Иосифовны Колюпановой. Старая деревянная церковь была продана в село Тепло-Огарево. В 1821 году состоялось освящение храма. Он был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Кроме главного алтаря, в храме был устроен придел с левой стороны — в честь преподобного Алексея, человека Божия. Этот придел, вероятно, был устроен одновременно с главным алтарем. В 1889 году был устроен другой придел — в честь великомученика Никиты. В этом же году во всех алтарях были поставлены новые иконостасы. Причт в конце XIX века состоял из двух священников и двух псаломщиков. Церковной земли было: усадебной — 3 десятины, полевой — 33 десятины.

Этот церковный приход был одним из крупнейших в Богородицком уезде. Он состоял, кроме села Солодилово, из деревень: Озерков, Боташевки, Курбатовой, Крестищей, Семеновки Любучина тож, Ново-Аннинки, Борисова Горскина тож, Гурьевой и Васильевки. В приходе в 1895 году числилось 1745 душ мужского пола и 1797 женского пола.

В 1905 году в приходе произошло ужасное происшествие. 20 ноября 1905 года по окончании обедни, когда служивший священник Сергий Троицкий завершил уже чтение благодарственных молитв по Святом Причащении, к нему подошел прихожанин села Солодилова, который молился в тот день за литургией. Он сообщил, что в холодной церкви случилось несчастье. Холодной церковью называл он центральную часть храма с главным алтарем, отделенную от остальных частей храма перегородками. Отец Сергий тотчас же пошел с ним в холодный храм. Войдя в него, он заметил на полу куски стекол выбитого звена из арки, которая отделяла трапезную часть церкви от центральной с главным алтарем. В алтаре на полу лежали воздухи и губка, а на престоле стоявший стеклянный колпак был сдвинут со своего обычного места. Дарохранительница и четыре креста, из которых один был медным, были похищены. Из шкафа, находившегося в алтаре, было вынуто большое евангелие и положено на откосной доске, а евхаристические сосуды с принадлежностями — потир, дискос, звездица и две малых тарелочки — были похищены. Лжица, лежавшая под пеленой на жертвеннике, была также украдена. Возле железного сундука, прикрепленного цепями к стене, лежал крюк, которым скреплялись стеклянные неподвижные рамы, в одной из которых был разбит глазок стекла; смычек из одного замка на сундуке оказался немного вынутым, но сундук так и не был отперт вором. Злоумышленник проник в церковь через северное алтарное окно, сделав в решетке щель следующим образом: он разогнул несколько обойм, скреплявших стоячие прутья решетки, сломал второй стоячий прут высотой 9 вершков, отвел первый прут вагами наружу, а третий и четвертый прутья решетки вдавил внутрь; таким образом, образовалась щель шириной 8 вершков высотой 11 вершков. При осмотре дыры в решетке на подоконнике была найдена пуговица от пиджака. После осмотра отец Сергий сейчас же отправился в волостное правление. Но волостного старшины дома не оказалось, он уехал в село Лутово. Тогда отец Сергий написал ему письмо, в котором изложил произошедшее и просил как можно скорее прибыть домой и о случившемся дать знать уряднику. Из волостного правления отец Сергий отправился в дом церковного старосты. Один из сыновей старосты сказал ему, что около одиннадцати часов в волостное правление был приведен подозрительный человек, которого нашли на чердаке пустого дома.

 Вор был найден при следующих обстоятельствах. Одному крестьянину потребовалась подставка, поэтому он пошел в пустой нежилой дом посмотреть, не найдется ли там нужного ему столба. Вместе с ним в этот дом пришел и другой крестьянин поискать пропавшие у него хомуты. Искатель пропавших хомутов влез на чердак и нашел не только хомуты, но и вора, лежавшего на соломе. Созвали людей и вора отправили в волостное правление. Отец Сергий с сыном церковного старосты в надежде отыскать похищенное церковное имущество пошел в дом, где был пойман вор. После тщательного обыска всего дома и чердака удалось найти лишь одно только новое долото, завернутое в бумагу. После этого отец Сергий отправился в волостное правление для встречи с задержанным. Вызвал его из арестантской. Первое, что бросилось батюшке в глаза, было отсутствие пуговицы с левой стороны пиджака и сходство найденной в алтаре с остальными. На пиджаке, уже почищенном, все-таки остались следы извести. На вопрос отца Сергия, не совершил ли арестованный кражу церковного имущества, он ответил отрицательно. Долото и пиджак были переданы волостному правлению на хранение, а вора снова посадили в арестантскую, приставив стражу. Вечером к отцу Сергию прибыл урядник. Поговорив и посоветовавшись с батюшкой, он ушел в волость для допроса задержанного. В третьем часу ночи в дом священника сильно и тревожно постучали. Это пришел посланный от урядника сказать, что преступник сознался и открыл, где находятся похищенные им церковные вещи. Отец Сергий срочно отправился с посланным к указанному месту. Это был сарай одного из крестьян села Солодилова, который в доме давно не жил, забил его и запер сарай. Вор сломал замок и проник в сарай. Здесь батюшка и обнаружил церковные сосуды, спрятанные в сухом навозе, приготовленном для отопления. Отец Сергий принес найденные вещи к себе в дом. Утром 21 ноября, по окончании утрени, отец Сергий произнес соответствующее произошедшему случаю поучение. Потом все молящиеся с крестным ходом прошли в дом священника, откуда с торжественностью перенесли священные сосуды в храм. «Зрелище было чудное, — вспоминал в 1907 году священник Сергий Троицкий, — два священника в облачении, держа в руках высоко, несли все похищенные из храма вещи, предшествуемые крестным ходом. Многие, радуясь о возвращении святыни в свое святое место, проливали слезы благодарности и умиления. Во время запричастного стиха другим священником И. А. Романовым было сказано прочувствованное по случаю возвращения святыни поучение. По окончании литургии был совершен благодарственный молебен».

В 1911 году церковь посетил архиепископ Тульский и Белевский Парфений (Левицкий).

Настоятелем церкви с 1910 года был священник Алексей Алексеевич Золотарев. Он родился в 1887 году. В 1909 году окончил Тульскую духовную семинарию. В 1909–1910 годах был псаломщиком Троицкой церкви г. Ефремова. В 1910 году был рукоположен во священника к Богородице-Рождественской церкви села Солодилова. С 1911 года был законоучителем в деревне Крестищи, законоучителем и заведующим церковно-приходской школой в селе Солодилове. С 1912 года был законоучителем в земской школе села Солодилова. С 1915 года был назначен на должность законоучителя в двухклассную солодиловскую министерскую школу с освобождением от должности законоучителя в солодиловской земской школе. В 1916 году был награжден набедренником. В семействе у него была жена Елена (р. 1882) и два сына — Евгений (р. 1911) и Владимир (р. 1913).

Вторым священником, служившим в церкви, был Сергей Николаевич Троицкий. Он родился в 1889 году. В 1910 году окончил Тульскую духовную семинарию и был назначен на должность учителя в образцовой школе при второклассной школе села Прудищи Веневского уезда. В 1914 году был рукоположен во священника к церкви села Нижнего Суходола Алексинского уезда. 31 августа 1916 года переведен на служение к церкви села Солодилова. В 1916 году был назначен на должность заведующего церковно-приходской школой села Семеновки и законоучителем земской школы села Солодилова. Жену его звали Анной Александровной (р. 1889).

Псаломщик Константин Иванович Успенский родился в 1848 году. В 1865 году окончил курс Тульского духовного училища и был назначен псаломщиком солодиловской церкви. Он был тестем псаломщику Павлу Дмитриевичу Покровскому. В 1866 году был посвящен в стихарь. Овдовел. Дети: Алексей (р. 1873), Николай (р. 1884), Ольга (р. 1866), Мария (р. 1875), Надежда (р. 1878), Любовь (р. 1881).

Старостой с 4 декабря 1908 года был сын купца г. Борогодицка Иван Никифорович Макаров.

В начале XX века в приходе были следующие школы: 1) земская в деревне Крестищи, 2) двухклассное училище в селе Солодилове, 3) земская в селе Солодилове, 4) Семеновская церковно-приходская школа, 5) церковно-приходская школа в селе Солодилове и 6) земская в сельце Васильевке. Известны имена учителей, преподававших в школах солодиловского прихода. В солодиловском двухклассном министерском училище с 1915 года преподавала дочь священника села Судбищ Новосильского уезда Анна Сергеевна Иванова, окончившая в 1911 году Тульское епархиальное женское училище, и дочь коллежского секретаря Тульской духовной консистории Надежда Ивановна Любимова, окончившая в 1915 году Тульское епархиальное женское училище. Дочь псаломщика г. Белева Надежда Петровна Полюбина, окончившая в 1907 году Белевское епархиальное женское училище, в 1907–1911 годах преподавала в деревне Пруды, в 1911–1913 годах — в деревне Понарино, с 1913 по 1915 год — в селе Никитском, с 1916 года — в солодиловском министерском двухклассном училище. Дочь купца Евдокия Николаевна Нестерова, окончившая Тульскую 1-ю гимназию, с 1911 года преподавала в селе Ильинском Богородицкого уезда, а с 1916 года — в солодиловской земской школе. Дочь псаломщика Татьяна Петровна Маккавеева, окончившая в 1916 году Белевское епархиальное женское училище, в 1916 году была назначена на должность учителя в семеновскую церковно-приходскую школу. Крестьянка Лидия Алексеевна Головина, окончившая конотопский частный пансион, с 1915 года преподавала в земской школе деревни Крестищ.

 В 1930-х годах в Богородице-Рождественской церкви служил священник Павел Дмитриевич Покровский. Он родился в 1881 году в семье священника и был, по одним сведениям, уроженцем этого села, а по другим — села Авдулово Ефремовского района. В 1901 году он окончил курс Тульской архиерейской второклассной школы. С 1901 по 1903 год был учителем земской школы в селе Слободское Ефремовского уезда. С 1903 по 1926 год был псаломщиком при Богородице-Рождественской церкви села Солодилово. В 1907 году был посвящен в стихарь. В годы Первой мировой войны ушел на фронт и служил в царской армии взводным, писарем. В 1926–1928 годах служил в церкви села Солодилово в сане диакона, затем, с 1928 по 1930 год, — в сане священника. В 1930 году был судим «за саботаж хлебозаготовок», отбыл 1 год лишения свободы и 3 года ссылки. После освобождения отец Павел был назначен настоятелем церкви Рождества Христова села Шовского Лебедянского района Липецкой области. 16 марта того же года члены церковного совета подали епископу Липецкому Уару (Шмарину) (епископ Уар прославлен на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 году в сонме новомучеников и исповедников Российских) прошение, в котором писали, что отец Павел оказался «достойнейшим иереем как по службе, так и по обращению с прихожанами». Узнав, что отец Павел служит с 1928 года и не имеет ни одной награды, даже набедренника, члены церковного совета просили епископа Уара наградить его к празднику Пасхи набедренником и скуфьей. Указом епископа Уара от 24 марта 1934 года отец Павел был награжден скуфьей, причем владыка письменно выразил пожелание, чтобы батюшка «своей дальнейшей службой Церкви Божией оправдывал составившееся мнение о нем, как о добром пастыре». В 1934 году отец Павел вернулся в село Солодилово и служил священником в Богородице-Рождественской церкви. 10 августа 1937 года он был арестован. Решением тройки при УНКВД по Московской области от 8 сентября 1937 года был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Расстрелян 9 сентября 1937 года на Бутовском полигоне. Реабилитирован Тульской областной прокуратурой 6 мая 1989 года. Семейство отца Павла: жена Любовь Константиновна; дети — Николай (р. 7 апреля 1898 года), Елена (р. 21 мая 1902 года), Антонина (р. 10 мая 1910 года), Алексей (р. 1 марта 1912 года), Клавдия (р. 29 марта 1912 года).

Солодиловская церковь, таким образом, была закрыта в 1937 году. В ней было устроено зернохранилище и скирдовалось сено. Снаружи к ее стенам были пристроены несуразные пристройки, сараи, заметно исказившие архитектурный облик памятника XIX века. Постепенно она разрушалась. К 1960–1970-м годам она лишилась куполов и кровельного покрытия. Атмосферные осадки продолжают разрушать декор и конструкции храма.

Решением исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 6 апреля 1978 года № 6-171 «О дополнении к решению исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов № 6-294 от 9 апреля1969 г. “Об улучшении постановки дела охраны, эксплуатации и учета памятников истории и культуры”» церковь Рождества Пресвятой Богородицы была поставлена на государственную охрану как памятник культурного наследия регионального значения.

Игумен Герасим (Дьячков)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия


Информация с сайта http://vilvolovo.ru/news3482

Артем Меньшиков
 
Артем МеньшиковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 мая 2013
Церковь Рождества Богородицы с. Солодилово
В приходе: с. Солодилово, д. Боташевка, д. Борисовка, д. Васильевка, д. Гурьево, д. Крестищи, д. Курбатовка, д. Семеновка. Время образования прихода не установлено.
Каменная церковь построена в 1819 г. на средства помещицы Марии Иосифовны Колюпановой. Три престола: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в правом приделе - во имя вмч. Никиты, в левом приделе - во имя прп. Алексия, человека Божия.

Источник информации



Комментарии и обсуждение


В выходные удалось мне съездить на родину моих предков. В Тульскую губернию, село Солодилово. Там родились и жили мои предки по материнской линии. Там, в городе Ефремове до сих пор живут родственники. От села, конечно же, ничего не осталось, его постигла участь большинства сел и деревень нашей необъятной Родины. С большим трудом удалось найти останки дома, где родилась и выросла моя мама. Но рассказ мой не об этом. На окраине села, на пригорке – полуразрушенная церквушка, каких в России, наверное, не одна тысяча. Заходим внутрь, и перед нами открывается необыкновенная картина. На стенах самые разные иконы, Все убрано и по церковному благоустроено, насколько это возможно. А дело оказалось вот в чем. У моей родственницы, после смерти родственников остались иконы. Выбросить – нельзя, да и в городской квартире не разместить такое количество. Она обратилась в действующую церковь с просьбой взять у неё иконы, но получила отказ. Тогда и пришла в голову мысль отвести эти иконы в заброшенную церковь. Взяв с собой молоток и гвозди, они с мужем отправились выполнять задуманное. Приехали, развесили иконы, а когда спустя два года вновь вернулись в эту церковь, то глазам своим не поверили. Количество икон и другой церковной утвари увеличилось в разы. Встретив женщину у ворот церкви, разговорились. Та рассказала, что похоронив близких родственников, очень переживала, впала в глубокую депрессию, и однажды забрела в эту церквушку. Увидев на стене иконы, помолилась, постояла, попросила у Бога сил и терпения, а когда вышла, то почувствовала, что стало немного легче. Так и потянулись люди в эту заброшенную церковь. Приходят, ставят свечи и благодарят тех, кому пришла эта идея вот так благоустроить храм.

А в этой самой церкви мой дед пел мальчиком в церковном хоре, здесь венчалась моя бабушка, здесь были крещены ее дети, в том числе и моя мама.

10 августа 2015, Marina M.

Колюпанова Мария Иосифовна, майорша, построила в с. Солодилове в 1819 г. каменный храм имя Рождества Пресвятыя Богородицы, и оный освящен в 1821 г.

Источник: Дворянское сословие Тульской губернии. - Тула : Тип. Губ. Правления, 1899-1916. т. 6

30 апреля 2024, Андрей Семенов.