Средние Апочки. История храма и села
О дереве, камне и душе
Каменный храм святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки был построен в 1811 году, незадолго до вторжения в Россию войск Наполеона. Само село упоминается в исторических документах с 1691 года [Никулов А.П. Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края). – Курск. 1997. 576с. – с.85]. До постройки кирпичной церкви жители Средних Апочек молились в деревянном храме, который так же был освящен в честь почитаемого на Руси греческого святого Димитрия из Солуни. По словам старожилов, старый храм находился восточнее современного, где-то в районе нынешнего клуба. Благодаря исследованию историка Анатолия Павловича Никулова, установлено имя мастера, руководившего строительством кирпичного храма. Это крестьянин Сила Васильевич Гладков [Там же. – с.458].
Через 20 лет, в 1831 году, к храму была пристроена колокольня, и архитектурный ансамбль среднеапоченской церкви приобрел законченный вид. Однако в период воинствующего безбожия храм в Средних Апочках был изуродован до неузнаваемости. Колокольню снесли, а основное здание использовали в хозяйственных нуждах (здесь хранили зерно и удобрения, пилили доски), отчего оно теряло былое благолепие, стремительно ветшало и разрушалось. Но самое печальное не это. Невидимым образом разрушалось что-то в душах людских. Менялся жизненный уклад, деформировались нравы, выросло несколько поколений людей, которые, глядя на храм, видят лишь груду искусно сложенных кирпичей. Они не против того, чтобы в селе был храм. Но они искренне не понимают, зачем храм нужен именно им. И даже не задают себе этого вопроса. Сейчас в Средних Апочках множество хозяйственных построек, в которых никто уже не мычит и не телится; двухэтажная школа, в которой скоро некому будет учиться, и разрушающийся храм, в котором сейчас некому молиться.
В начале XIX века ситуация была иной. Тогда среднеапоченским богомольцам было тесно в деревянной церквушке и они, как дети, радовались строительству нового просторного кирпичного Дома Божьего. Они понимали, что здесь, под сводами церкви, а не в убогой хатке, крытой соломой и обмазанной глиной, пройдет самая важная часть их жизни.
Не хотелось, чтобы история нашего храма превратилась в очерк по архитектуре или в дефектную ведомость. Хотелось, чтобы она была историей живой веры, объединяющей судьбы пастырей и прихожан среднеапоченского храма, как живых, так и усопших.
По словам архиепископа Курского Германа, «восстановление порушенных храмов и зданий – не самоцель. Главное – восстановить храм души русского человека, из которого многие десятилетия старались вытравить все святое. Результаты этого налицо в нашей реальной жизни» [Герман, архиепископ Курский и Рыльский. Слово к читателям Высокопреосвященнейшего Германа, архиепископа Курского и Рыльского. // Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Мужская Пустынь. Фотоальбом].
http://apochki.prihod.ru/history