Героическая эпоха XVI-XVIII в.в., связанная с борьбой украинского народа за освобождение Украины из-под гнета Речи Посполитой, стала мощным фактором, обусловившим невиданный расцвет национальной культуры в разных ее видах. Этот подъем был прерван синодальным указом 1801 г. о запрещении строительства церквей в украинском стиле. Но украинское барокко осталось уникальным явлением в зодчестве.
Среди лучших сооружений этого времени - Спасо-Преображенский собор (1684–692 г.г.) Мгарского монастыря под Лубнами на Полтавщине. Его основание в 1619 г., как и ряда других монастырей Левобережья, связано с именем Раины Вишневецкой. Однако, первые деревянные постройки не сохранились.
Основателем каменного Преображенского собора был гетман Самойлович, при активном участии игумена монастыря Макария Русиновича (В. Модзалевский «Строительство церквей в Лубенском Мгарском монастыре в 1682–1701 г.г. // Наше прошлое». – К., 1918. – № 3). В летописи Мгарского монастыря читаем: «Году же божия 1684, месяца апреля 23 дня, в день святого великомученика Христова Георгия… начаша фундамента копать выше чуть-чуть старые деревянные церкви и основания… во славу великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь его имени храм Преображения» (Лазаревский А. «Отрывки из летописи Мгарского монастыря 1682-1775 г.г. //Киевская старина». –1889. –Т. 25).
Автором сооружения был Й. Баптист, умерший, не достроив собор. Завершили строительство Афанасий Пириятинский и Демьян Ворон. Достраивался собор на средства гетмана И. Мазепы, освященный в 1692 г. митрополитом Киевским Варлаамом Ясинским.
Стены первобытного собора с большими нерасчлененными гладкими плоскостями производили монументальное впечатление и только в интерьере поднимался вверх величественный иконостас – главное украшение храма. Первый иконостас для каменного собора был вырезан мастером Степаном Мутяницей в 1685–1689 г.г., расписан и позолочен обывателем Лубеном Иосифом Ивановичем. Но во время пожара, произошедшего в монастыре в апреле 1736 г., «сгорели «Спас весь Деисус», (иконостас) «кресты великой церкви и леса».
Согласно новым вкусам 30-40-х г.г. XVIII ст. фасады и интерьеры собора были украшены орнаментальными лепными декоративными композициями. Для усиления художественной выразительности внутреннего убранства интерьер был украшен портретами именитых ктиторов и выдающихся святителей монастыря: «Стены и своды храма не расписаны, но зато первые украшены богатыми портретными изображениями лиц, особенно памятных для Лубенской обители. Таковыми являются:
1. Портрет святителя Афанасия во весь рост, написанный в Москве во время его там пребывания. Скончавшегося в Мгарской обители в 1651 г. на возвратном пути из Москвы в Константинополь («Историко-статистический очерк Лубенского Мгарского Преображенского монастыря». – Одесса, 1904 г.). «По открытию мощей святителя (1662 г.) портрет сей был прислан из Москвы киевскому митрополиту (вероятно, Сильвестру Коссову), а им передан в обитель». (А. Грановский «Полтавская епархия в ее прошлом и настоящем». – Полтава, 1901. – Вып. 1). «Прах Св. Афанасия покоится на левой стороне храма, между поддерживающими купол двумя столбами, под балдахином, в раке. Рака из серебра, выполненная в 1819 г., мастером И.Р. Сербиновским, веса в ней: 4 п., 10 ф. серебра» (П. Мусиенко «Из далекого прошлого // Искусство». – 1962. – № 1).
2. Портрет жениха Константинопольского патриарха Серафима Анина (в. 1779), писаный в Лубнах в то время после его смерти (Историко-статистический очерк…). «Серафим (Анин) погребен возле места, на котором покоятся мощи Св.Афанасия». В статье В. Пархоменко «Патриарх Константинопольский Серафим II, умерший и погребенный в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре» размещена репродукция из портрета Серафима (Анина). О портрете пишут: «… сохранившийся портрет позднего происхождения, более старый портрет, бывший ранее в Лубенском монастыре и уже значительно пострадавший от времени, хранится в настоящее время в Полтавском епархиальном древлехранилище, с этого портрета и сделан снимок».
3. Портрет Иосифа Нелюбовича-Тукальского митрополита Киевского (в. 1676) – над местом, где покоится и прах сего «страдальца веры и отчизны» «Тело его находится с левой стороны в стенном затворе». «Настенный портрет его во весь рост, украшал интерьер собора» (В. Модзалевский Указ.труд). На этом же выпуске Полтавского церковного историко-археологического комитета в статье «Церковный отдел выставки Четырнадцатого археологического съезда в Чернигове 1908 г.» на с. 64 читаем: «В отделе портретной живописи более редкими оказались портреты Афанасия, святителя Лубенского и Иосифа Нелюбовича-Тукальского, – оба лицевые подлинники XVII века».
4. Перетрет Иосифа Горленко (1705-1754), как первого архимандрита (Историко-статистический очерк…). Иоасаф Горленко «в 1737 г. архиепископом P. Заборовским назначен в игумены Свято-Преображенского Мгарского, под Лубнами. В 1742 году собрал необходимые средства на восстановление погорелого монастыря и разрушенного собора. В 1908 году был причислен к лику святых».
5. Портрет принца Гессен-Гомбургского с надписью вокруг: «Высокоучрежденный Генералъ Фельцейхмейстеръ Священный Князь Людвигъ Дантъ, Графъ Гессенъ-Гомбургский, Святые обители Мгарские, по разорению ее чрезъ огонь остались в год».
Новый четырехъярусный иконостас, просуществовавший до начала XX в., резанный Сысоем Шалматовым в 1762-1765 г.г. «Завершался скульптурной группой на библейскую тему - Создание мира» (В. Модзалевский Указ. Труд).
Сысой Зотович Шалматов родом из г. Осташков. В 1750 г. в Курске он открывает свою сницерскую мастерскую. Выполнял заказ для собора Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве (1772 г.), Успенской церкви в Ахтырке (1728-1738 гг.), Покровской церкви в Ромнах в 1768–1777 г.г. (Мусиенко П. Указ. Труд). «В 1765 году иконописцем Иваном Павловичем Косачинским был иконостас расписан». Об этом читаем в Подворье Лубенского Мгарского монастыря на Подоле с 30.05. 1693 по 15.06.1776 г.г. (ДОМК. – Ф. 1. – Оп. 2. – Спр. 13 (на 12 л.) 1665 – 1776 г.г.).
Этот иконостас можно считать достопримечательностью искусства. Пышной стеной с зеленым фоном плоскостей, с резными позолоченными архитектурными элементами и барочными картушами. Иконостас поднимался вверх, занимая всю ширину храма, а по высоте достигая почти 17 м. В нем соединилась гармония вертикальных линий, резных колонок и рам резного накладного орнамента вокруг больших икон и малых – резных из цельных досок.
Иконостас собора был ярким примером органического синтеза живописи и декоративной резьбы, воспринимаемой как единственное высокохудожественное произведение. В нем отчетливо прослеживается ордер, без которого обходились творцы ранних казацких соборов. Колонки, пилястры, тяги, карнизы и другие элементы европейской архитектуры отмечают гетманские храмы, исполненные пафосом утверждения новой государственности, духом сильной власти.
В иконах мгарского иконостаса прослеживается сочетание двух стилевых тенденций: сохранение традиционной иконографической схемы и западноевропейской трактовки – это было характерно для украинской живописи XVII-XVIII в.в. Иконы носят самобытный и оригинальный характер, особенно проявившийся в живописи патриаршего и апостольского рядов, где патриархи и апостолы имеют портретное сходство с ктиторами и святителями монастыря, а одежда некоторых апостолов смахивает на одежду богатой казацкой старшины («История украинского искусства». – К., 1968. – Т. 3; Логвин Г. «По Украине». – К., 1968).
Дошедшие до начала XX века современники и искусствоведы среди лучших барочных иконостасов Чернигова, Киева, Ромен, Нежина, Полтавы называли и иконостас Спасо-Преображенского собора Мгарского монастыря. О красоте иконостаса свидетельствуют несколько литературных источников. Вот некоторые из этих свидетельств: «… К вечерне мы ездили в Мгарский монастырь. Прекрасный храм, с его чудным старинным иконостасом, с портретами малорусских святителей Иосифа Нелюбовича-Тукальского и предка моего Иосафа, очень полюбился историку» (М.Костомаров, примечание составителя). «Иконостас старинный с богатой резьбой, обновленный, впрочем, в настоятельство архимандрита Мелетия (1826–1838 г.г.), причем переменены в нем наместные и другие иконы» (Историко-статистический очерк…). А. Грановский пишет в статье за 1901 г., что «иконостас зеленый с золотом» (А. Грановский Указ. Труд).
Современники отмечали пышное и ценное украшение иконостаса, его царские врата. О них читаем в «Описании ценностей» за 1904 г.: «Большие врата при главном Преображенском престоле сделаны из красной меди и позлащены, а по местам покрыты накладными серебряными украшениями. Веса в них: серебра – 1 пуд 19 фунтов, меды – 6 пудов, 12 фунтов» (Историко-статистический очерк…).
Творения украинских мастеров времен возрождения хранились в храме монастыря до 30-х г.г. XX ст. почти без изменений, и только иконы наместного ряда заменены в 30-е г.г. XIX ст. согласно каноническим требованиям, именно тогда они украшены пышными ризами, а некоторые иконы были просто «обновлены».
До сих пор сохранилась первоначальная икона «Рождество Богородицы» в деревянной резной раме из цельного дерева, выполненная в 1765 г. по «собственным абрисам» резчиком Сысоем Шалматовым, расписанная иконописцем И. Косачинским. Икона размещалась в праздничном ряду над иконой «Богоматери», дважды экспонировалась на выставках в Москве и в Русском музее Киева. В 1970 г. была реставрирована в Государственной научно-исследовательской реставрационной мастерской. Находится в постоянной экспозиции Национального музея изобразительного искусства.
Н. Косенко, Н. Шепитько «По истории украинской реставрации». – К.: «Украиноведение», 1996 г., перевод с украинского.