ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ношуль. Церковь Стефана архидиакона.


Ношуль. Церковь Стефана архидиакона
Церковь. Действует.  
Престолы:Стефана архидиакона, Параскевы Иконийской, Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1808 и 1813.
Адрес:
Республика Коми, Прилузский район, село Ношуль, ул. Труда, д. 17

Координаты: 60.147553, 49.486777



Сортировка:

Церковь Стефана архидиакона, , Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
А.Токарев
1 марта 2014
Церковь Стефана архидиакона, , Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
А.Токарев
1 марта 2014
Церковь Стефана архидиакона, , Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
А.Токарев
1 марта 2014
Церковь Стефана архидиакона, , Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
А.Токарев
1 марта 2014
Церковь Стефана архидиакона, , Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
А.Токарев
17 сентября 2012
Церковь Стефана архидиакона, , Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
А.Токарев
17 сентября 2012
Церковь Стефана архидиакона, , Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
А.Токарев
17 сентября 2012
Церковь Стефана архидиакона, , Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
А.Токарев
17 сентября 2012
Церковь Стефана архидиакона, , Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
А.Токарев
17 сентября 2012
Церковь Стефана архидиакона, Церковь перед  реконструкцией. 2009 год<br>, Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
Церковь перед реконструкцией. 2009 год
Александр Ношуль
1 июня 2009
Церковь Стефана архидиакона, Завершение колокольни.<br>, Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
Завершение колокольни.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
25 июня 2017
Церковь Стефана архидиакона, , Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
Александр Ношуль
30 августа 2015
Церковь Стефана архидиакона, , Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
Александр Ношуль
5 октября 2013
Церковь Стефана архидиакона, 1920-е.Из коллекции этнографа Алексея Сидорова<br>, Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
1920-е.Из коллекции этнографа Алексея Сидорова
Александр Ношуль
.. - ..
Церковь Стефана архидиакона, Храм до разрушения<br>, Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
Храм до разрушения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
1 января 1900
Церковь Стефана архидиакона, Северный придел<br>, Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
Северный придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
1 января 1900
Церковь Стефана архидиакона, Южный придел<br>, Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
Южный придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
1 января 1900
Церковь Стефана архидиакона, Переход в южную половину<br>, Ношуль, Прилузский район, Республика Коми
Переход в южную половину
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


А.Токарев
 
А.Токарев  24 апреля 2013

 Церковь в с. Ношуль была построена в 1808 году, а в 1814 году была освящена. Не действует. В 30-х годах прошлого века церковь была закрыли, разграбили. Предполагалось  в здании устройство клуба, в годы Великой Отечественной войны здание переоборудовали под склад,  с 90-х годов здание  пустовало. В настоящее время началось восстановление храма Стефана Великопермского. Восстановление  храма проводится силами и за счет жителей села. Стены здания, находятся в хорошем состоянии не требуют восстановления, ведутся работы по устройству кровли. Планируется восстановление храма в первозданном виде.

Православный телеканал "Союз"


Т.  24 января 2014

Стефановская церковь в Ношульской волости Сольвычегодского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Ношульская волость была приписана к упраздненному в 1797 г. Лальскому уезду, затем к Усть-Сысольскому.

Стефановская церковь строилась с 1808 г. тщанием прихожан, освящена в 1814 г. В 1890 г. тёплая церковь "по маловместительности и ветхости" была перестроена. Каменная, одноэтажная, холодная с теплым приделом, с каменной особой колокольней (в одном корпусе?). Престолы: в холодной церкви - во имя св. первомученика архидиакона Стефана; в тёплой церкви - на левой стороне во имя вмц. Параскевы, на правой стороне во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1788 г. при церкви числилось 976 человек, в 1868 г. - 1998.

Православные приходы и монастыри Севера


А.Токарев
 
А.Токарев  7 мая 2014

Над прилузским селом Ношуль засияли купола. Недавно главками здесь были увенчаны крыши местной достопримечательности – Стефановского храма дореволюционной постройки и восстановленной в прежнем виде каменной колокольни рядом с ним. Стефановская церковь в Ношуле до 1917 года считалась одной из самых изысканных в Коми крае. После революции от былого великолепия ничего не осталось. Под сводами храма был оборудован склад, по алтарной части проложили рельсы, чтобы удобнее перемещать мясные туши и другую поклажу. Если сама церковь уцелела, то возвышающаяся когда-то рядом с ней колокольня была разобрана. К началу нынешнего столетия Стефановский храм представлял собой полуразрушенное здание.

Своим возрождением храм обязан уроженцам села братьям Можеговым, проживающим сейчас в Сыктывкаре. Свое благое начинание меценаты стараются не афишировать, скромно уходя от общения с журналистами. За последние годы на историческом объекте были отремонтированы стены, крыша. Важным этапом восстановительных работ стало и недавнее водружение купола на храм и шпиля на новую колокольню, собравшее местных жителей и духовенство. Перед поднятием оба массивных церковных атрибута освятил епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. Общий вес маковки и шпиля, установленных в Ношуле, составил около 11 тонн. Их изготовили на одном из предприятий города Волгодонска. Купол и шпиль, с покрытием из нитрида титана, привезли в Ношуль в разобранном виде семь большегрузов. Над куполом был установлен полутораметровый крест. Крест чуть меньшего размера засиял и над шпилем колокольни. Нынешним летом меценаты планируют отштукатурить стены восстанавливаемого храма. А еще одним примечательным событием в предстоящем августе обещает стать установка семи колоколов на новой колокольне. Колокола уже заказаны, их общий вес составит почти 1300 килограммов.

Анна Сивкова. 14 июня 2014 года. http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/60239


Александр Ношуль  19 августа 2023

После переворота 1917 года церковь встала на сторону царской власти. Как люди принципиальные и богобоязненные, священнослужители не могли поступиться своими принципами и предать Дом Романовых, с которым рука об руку плохо или хорошо, но верой и правдой служили России. Независимо от их предпочтений участь церкви была предрешена: в 1918 году большевики объявили декрет «отделения церкви от государства», а потом и вовсе начали репрессии.

Во время Гражданской войны Советская власть, нуждавшаяся в средствах, реквизировала часть церковного имущества. Не повезло и Ношульской Стефановской церкви: до 1922 года из неё была вывезена более ценная часть имущества, содержащая драгоценные металлы. К 1921 году Ношульская Стефановская церковь имела свой счёт в Усть-Сысольской сберегательной кассе, на котором было 1023 рубля 88 копеек. Это были суммы еще дореволюционных лет, переходящие из года в год. Новая власть не довольствовалась конфискацией денежных средств, и постепенно всё церковное имущество перекочевало на распродажи, в плавильные печи или просто в огонь.

В тех местах, где население вставало на защиту церкви, власти провели показательные передачи церквей и церковного имущества народу. В населённом пункте создавался церковный совет как представитель народа, и он становился собственником всего церковного имущества. Так Верхолузская Васильевская церковь в апреле 1919 года «была передана народу». То же самое произошло и в Черныше.

В свете декрета об отделении церкви от государства в ведение местных властных структур передавались некоторые церковные функции. Так, в декабре 1918 года священник Феодосий Орнатский, дьякон Василий Попов, псаломщик Александр Попов сдали в Ношульский волостной совет метрические книги. Принимали книги заведующий отделом внутреннего управления Ношульского волостного совета Сердитов П.М., секретарь Тарасов А.К., делопроизводитель Бобров М.Г. На протяжении веков священнослужители вели запись родившихся, бракосочетающихся и умерших. Записи ими велись достаточно аккуратно, и сейчас благодаря этому мы имеем возможность восстановить свои родословные линии. Советская же власть разрушила эту традицию. Если в дореволюционный период имеются все записи актов гражданского состояния, то после революции и до войны – одно сплошное белое пятно.

22 марта 1921 при Ношульской Стефановской церкви был организован церковный совет, в который вошли пять человек: священник Орнатский (председатель), Попов Ф. (секретарь, племянник дьякона Александра Порфирьевича Попова), Супрядкин Н.И., Рубцов С., Вахнин И. С. В это время началась эпопея с конфискацией дома дьякона Попова «под культурно-просветительские цели». Ещё в декабре 1920 года вышло постановление руководителя райкома партии Тентюкова о передаче дома в волисполком. Хозяин дома добровольно оставить своё жилище отказался, началась тяжба. Церковный совет считал дом своей собственностью и предлагал оставить дьякона Попова в покое, а о конфискации вести дело с советом.

В итоге вышло решение райкома партии о конфискации, но председатель волисполкома Смолев не решался забрать дом, объясняя это недовольством населения. Даже на волостном съезде Советов 10 апреля 1921 года мнения разделились: часть требовала конфисковать дом немедленно и для этого вызвать милицию, другие считали возможным дать отсрочку. В августе 1921 года Прилузским райкомитетом РКП (б) было написано письмо в Объячево начальнику милиции 4-го участка Супрядкину с просьбой арестовать дьякона Попова на основании того, что тот до сих пор не освободил дом. Одной из причин этого, по их мнению, было то, что в Ношульском волисполкоме служил писарем племянник дьякона: «Попов, своим авторитетом дьякона, воздействует на местное население, несознательное и темное. Не передавая дом, он тормозит политико-просветительское дело». Дом всё-таки конфисковали, долгое время там находилась школа и сейчас в нём живут люди, но в народе его называют не иначе как «дьякон-дом».

Церковь до середины 1930-х годов исправно функционировала, шли службы, люди крестились и венчались, отпевали умерших. Однако советское правительство не могло допустить, чтобы умы людей занимало что-то кроме желания восхвалять «гениальных правителей» и «новый строй». Антицерковная политика велась уже в первые годы после революции, со временем, когда новая власть окрепла, давление на церковь всё усиливалось. С середины 1920-х годов стали закрываться церкви по всей стране, эта участь не обошла и Коми. В 1931 году вышло постановление, по которому на некоторые церковные ритуалы – например, на Пасхальные ходы – требовалось разрешение местной власти. Закрыть Ношульскую Стефановскую церковь простым волевым решением власти побоялись. Сначала для неё были установлены непосильные налоги, которые заведомо было невозможно выплатить. Уже один этот факт в декабре 1935 года послужил причиной для закрытия церкви для богослужений. Клир церкви во главе с отцом Феодосием Орнатским не смирился и начал писать письма во все инстанции с просьбами открыть церковь, резонно задавали вопрос: как церковь может погасить долги, если богослужения не ведутся и доходов церковь не получает? Власти открыть церковь не разрешили. После этого отец Феодосий обратился к властям с просьбой собрать деньги среди прихожан, и народ готов был поддержать церковь (в 1939 году задолженность по налогу на строение, земельную ренту и пени составила 6140 рублей). Но власти и здесь, полные решимости закрыть церковь навсегда, не пошли навстречу.

Во всех деревнях Ношульского сельского Совета власти начинают проводить собрания, в основе повестки дня которых стоит вопрос о закрытии церкви. Было проведено 18 собраний: среди рабочих мехлесопункта, колхозников, сотрудников больницы, во всех колхозах, на кварталах 198, 172, 180. Зачастую при численности населения деревни более 100–200 человек решения принимались при явке 27 человек. В итоге насчитали, что 1288 избирателей из 1531 (84,5%) подписались за закрытие церкви (по другим данным, на 16 участках проголосовало за закрытие 603 избирателя). После этого из сельского Совета в райисполком и далее в высшие областные органы пошла просьба «о закрытии церкви по пожеланиям трудящихся».

15 октября 1935 года на заседании президиума Прилузского райисполкома (РИК) слушалось заявление Ношульского православного религиозного общества при Стефановской церкви в котором «члены общества просят возвратить им закрытое молитвенное здание или взять совсем и использовать в культурных целях в сельском Совете». Интересно, кто входил в это религиозное общество, если допускал саму возможность использования церкви в «культурных целях»? Судьба церкви была предопределена.

В декабре 1935 года вышло постановление РИКа следующего содержания: «За громадную задолженность, земельную ренту и страховые платежи, т.к. церковь требует ремонта внутри и снаружи, а церковный совет от уплаты и ремонта отказался, церковь закрыта. Сейчас колхозная масса трудящихся просит окончательно закрыть церковь и часовню в деревне Большой Лихачёвской». В декабре 1935 года в церкви прошли последние богослужения.

Был подготовлен проект переустройства, разработанный техником-строителем мехлесопункта Туголуковым, который предусматривал переоборудовать церковь под межколхозный клуб и пионерский уголок или библиотеку. Библиотеку должны были устроить в холодной церкви и на месте алтаря, там же планировалось сделать зал для развлечений. В поисках средств для столь масштабной «реконструкции» решено было разобрать купол церкви и продать освободившиеся от разборки 30–40 тыс. кирпичей (по 80 рублей за тысячу). Также на продажу пускалась ограда (4 тонны металла), чугунные плитки из-под деревянного пола и внутреннее убранство. В итоге набиралось 6400 рублей, но этих денег на реконструкцию было недостаточно. 26 ноября 1938 года председатель Ношульского сельского совета Тарасов П.С. дополнительно обращается с просьбой о выделении средств на переоборудование и окончательное оформление материалов на закрытие церкви.

Скоро церковь стали разбирать. Колокольня и купол были разобраны на кирпичи, металл ограды сняли и отдали в переплавку. Кирпичное основание ограды около метра шириной и до полутора метров высотой тоже разобрали. В основании ограды был фундамент из насыпных, как на подбор почти одинакового размера, камней. Их извлекли и свезли на перевоз около сельского Совета: правый берег перевоза был топким, этими камнями и укрепили подъем. До сих пор на заросшем травой перевозе можно видеть округлые, размером с кулак, камни из-под фундамента ограды Ношульской Стефановской церкви.

Тем не менее службы в Ношуле продолжались. Для крещения, венчания и отпевания жители священника приглашали прямо на дом. Власти этого стерпеть не смогли. Необходимо было разделаться со священником.

К 1939 году власти подготовили все официальные документы для закрытия церкви. С 1935 года церковь не функционировала, здание заметно обветшало. Потолок в задней части кровли упал, целых оконных стёкол было уже мало. Власти решили форсировать события. В конце января 1939 года президиум Ношульского сельского совета во главе с Тарасовым П.С. обратился в РИК с просьбой окончательно закрыть церковь. Прилузский РИК поддержал прошение и просил Совнарком Коми АССР утвердить данное решение.

7 апреля 1939 года Президиум Верховного Совета Коми АССР постановил:

1. Ходатайство граждан Ношульского с/с о закрытии Ношульской Стефановской церкви удовлетворить, церковь закрыть.

2. Церковное здание передать в распоряжение Ношульского с/с для использования под клуб.

Многовековая история Ношульской Стефановской церкви была прервана коммунистами-безбожниками. Не стоит винить в этом председателя сельсовета или главу РИКа. Они были маленькими колёсиками в огромном механизме, в жёсткой системе, и, если бы они попробовали двигаться в другом направлении, то были бы перемолоты этой машиной. За много лет до постройки каменной церкви в 1808 году и до середины 30-х годов XX века жители Ношуля и близлежащих деревень ходили в церковь и молились Богу, который, без сомнения, им помогал. Стефановский храм славился в округе, многие жители из других сёл, где были свои церкви, предпочитали приходить на службу в Ношуль.

Некоторые жители Ношуля проводили богослужения тайком дома, но постепенно, из-за боязни преследований, такие мероприятия прекратились. Те, кто застал церковную жизнь, молились дома до конца дней своих. Молодёжь к этому уже была не приучена. Крестили и отпевали также на дому в полуподпольных условиях, часто бабушки. Среди таковых жители вспоминают Иевлеву Ульяну Семёновну, которая жила около Чекши. Она знала много молитв, имела старинные молитвословы и знала ход богослужения. Её так и звали: Поп-Ульяна.

Участь ношульского прихода постигла и другие церкви Прилузья. Чернышская Спасская церковь (деревянная) была построена в 1895 году (по другим данным, в 1883–86 годах), прекратила богослужения с 28 октября 1932 года. Причина была та же – невыплата налогов. Официально она была закрыта 29 марта 1936 года, а колхоз «Горысь» даже отобрал у священника Мысова Ивана Григорьевича, кстати, инвалида II группы, землю.

В 1931 году из-за невыплаты налогов прекратили службы в Объячевской Николаевской церкви, 7 мая 1934 года она была официально закрыта. Церковь (каменная) также была передана под клуб.

В том же 1931 году закрыли деревянную Спаспорубскую церковь, 16 октября 1935 года постановлением Коми облисполкома было решено передать её под культурное учреждение.

Летская Преображенская церковь (каменная) была закрыта в 1935 году и разобрана на материал для Дома Советов.

Слудскую церковь закрыли в 1936 году, планировали использовать под клуб. До этого там долго не было служителя, новый служитель Порфирьев В.Н. 9 сентября 1934 года совершил одно богослужение, после чего парторг сельсовета отобрал у него все документы на право ведения службы. Постановлением президиума облисполкома 25 октября 1936 года Слудская церковь была закрыта и передана в сельсовет на переоборудование.

Верхолузская была самой новой церковью, её построили около 1923 года взамен прежней сгоревшей. Новая деревянная церковь, которую возвели на свои средства прихожане, 20 сентября 1937 года была официально закрыта и передана под клуб: 7 июля 1934 года в ней прошла последняя служба.

Лоемская каменная церковь была закрыта 1 ноября 1935 года, но до этого она не работала уже с 1930 года. Деревянная читаевская церковь была передана под школу 21 сентября 1935 года.

Планы использования церковных строений после закрытия, в основном, не соблюдались. В большинстве все церкви закрывали под предлогом неуплаты налогов. Но бывали и курьёзы. Одной из причин закрытия Лоемской церкви была «антисанитария». Видите ли, комиссия обнаружила на колокольне голубиный помет. Очень эмоционально воспринимали закрытие своей церкви верхолузцы: «До Ношульской церкви (она ещё работала) 70 км, до Опаринской 30 км, а без церкви нам верная смерть!»

Ношульская церковь была закрыта последней в Прилузье.

Из книги: Можегов А.И. «Ношуль. История села». 2023 год


Александр Ношуль  19 августа 2023

«Село Ношульское стоит на самом берегу реки Лузы, которая впадает в реку Юг и имеет две деревянные церкви…» – писал в 1771 году Лепёхин И.И.. Где находились эти церкви, теперь судить трудно. Одна из них, скорее всего, находилась на месте, где позже была построена каменная. О местонахождении второй можно только догадываться, возможно, это была часовня в деревне Тереховской или церковь в деревне Лихачёвской.

Когда впервые появилась в Ношуле церковь, точно неизвестно. В документах за 1752 год говорится, что в Ношуле в 1722 году уже был Стефановский приход, а также имелись две часовни: в деревне Аврамовской (Абрамовской) во имя Успения Пресвятой Богородицы и в Левском починке во имя Происхождения Честных Древ, Честного Животворящего Креста Господня. По указу от 1722 года деятельность часовен была запрещена (по указу Петра I во избежание раскола; по некоторым данным они даже были разрушены), но в 1731 году по указу свыше и по прошению крестьян деятельность указанных часовен возобновили.

Ещё более раннее упоминание о церкви относится к переписным книгам 1645 года: «Луцкие Пермцы Ношульской приход. В Ношульском приходе погост а на погосте церковь Степана Великопермского чудотворца деревянная клецки». Перечислялась утварь и книги, посуда и одежда, «да колокольня рубленная, а на ней три колокола невеликие. Весу в них четырнадцать пудов…»

В писцовых книгах 1678 года сведения о церкви более подробные: «…на погосте церковь Степана Великопермского чудотворца тёплая с трапезой деревянная клетцки верх клинчатои, в длину с трапезой и с папертью восемь сажень, поперек алтаря и церкви три сажени без полтретника, церковные земли под кладбищем и с подцерковным местом в длину пятьдесят две сажени, поперек сорок две сажени». При церкви колокольня рубленая с шатровой крышей, в ней те же колокола, что и в 1645 году.

Кстати, о появлении первой церкви в Ношуле существует легенда. По преданию, когда в селе решили построить первую деревянную церковь (дата неизвестна) для неё была выбрана возвышенность ближе к центру села. Был приготовлен сруб и завезён на это место. Каково же было удивление строителей, когда на следующее утро сруб был найден в трёхстах метрах выше по течению на берегу реки под самым высоким местом в селе. Озадаченные жители не вняли «Божьей воле», и к вечеру сруб был перевезен на запланированное место. К утру все повторилось, после чего храм Божий был построен на самом высоком месте и был виден отовсюду. Известно, что деревянная одноэтажная церковь носила имя святого апостола первомученика и архидьякона Стефана, при ней пристроена также одноэтажная холодная великомученицы Параскевы. Под такими же именами будет освящена и каменная церковь.

К 1678 году появилась часовня на территории Черныша. «Под той же деревней [Пестриково а Ивановская тож] вновь (построена недавно, после 1645 года) часовня деревянная клетцки… строенье Шарноских деревень крестьян».

Данные о первых служителях Ношульского храма очень отрывисты. В 1645 году на погосте стоял дом попа Евтифа Яковлев[ич]а, двор дьячка Ивашка Елизарьев[ич]а, двор пономаря Васка Аникиев[ич]а. На том же погосте жила просвирница Агафья.

По писцовым книгам 1678 года среди причетников храма поп Иван Семенов[ич], дьячок Костка Трофимов[ич] Урудов, пономарь Симанко Михайлов[ич] Окишин, просвирница Федошка Емельянов[н]а Чеснокова. Все дворы семей причетников находились у церкви. При церкви стояла келья, в которой жили два нищих, и места дворовые умерших бобылей. Спустя несколько лет в церкви новый батюшка Стефан Яковлев[ич], новый дьячок Васка Фомин, пономарь и просвирница прежние. До попа Ивана Семеновича в церкви служил отец Патрекей, умерший в 1634 году, упоминание о земельных владениях которого имеются в тех же писцовых книгах.

В середине ХVIII века (данные 1752 года) священником Стефановского храма служил отец Иоанн. При церкви был церковный староста Савва Пономарев. Во второй половине ХVIII века священником Ношульской церкви был Пётр Петрович. К сожалению, это всё, что известно о них. Следующим стал Дементий Иванов, 1740 года рождения, женатый на Марии Иевлевой, 1737 г.р. В 1794 году она была убита, возможно, своим мужем, так как в том же году Дементий Иванов был лишен чина «за немилованное дело» и «отослан к суждению в светскую команду».

В должности дьякона бывший священник Кондрат Петрович Попов, 1726 г.р. Он был женат на Агриппине Андреевне Чегесовой (девичья фамилия), дочери Андрея Чегесова, крестьянина деревни Загарья Объячевской волости, родившейся в 1724 году. Кондрат Петрович Попов был уволен с должности «за старостию и болезнью».

Пономарь Мина Кондратьевич также был сослан «к суждению в светскую команду». О причине можно догадываться: в 1788 году была убита его жена Прасковья Петровна. Без родителей остались дети: Василий одиннадцати лет и Тимофей семи лет.

Священник, дьячок, пономарь, а также их жёны входили в штат прихода (клир). В разряд заштатных относились лица, по тем или иным причинам – болезни, старости – ушедшие в отставку, или не вошедшие в штат за отсутствием вакансий. Члены семей умерших священнослужителей также выводились за штат.

В 1794 году священником стал Иоанн Андреев (жена Мария Иродионовна), шестнадцатилетний Яков Петрович Попов служил дьячком. Его определили на эту должность вместо уволенного за старостью и болезнью Кондрата Васильевича Петрова.

Пономарь – Иван Иродионович Буклитов (1758 г.р.) – занял свою должность в 1788 г., после Мины Кондратьевича.

По ревизии 1811 года, в Ношуле новый священник – Прокопий Сафронович Шергин, 1776 г. Он был произведён в священники из дьячков вместо Иоанна Андреева, переведённого в 1800 г. в священники «Усть-Сысольского уезда Благовещенской церкви, что на Вымской» (на р. Выми). Жил он с женой Марфой Егоровной 1778 г. рождения и двумя дочерьми – Раисой и Елисаветой. Дьячок Аркадий Ефимович Терентьевский в 16 лет (в 1809 году) сменил на этом посту умершего дьячка Сергея Воронцова. Иоанн Фёдорович Савинов исполнял должность пономаря. Именно эти люди были последними служителями деревянной церкви.

Пока по неизвестной нам причине – по ветхости или пожару – вместо деревянной церкви было решено выстроить каменную. В старину церкви часто горели, но в данном случае нет никаких документов, подтверждающих, что каменная церковь была построена на месте сгоревшей деревянной. Скорее всего, была некая программа замены деревянных церквей на каменные, т.к. в том же году была построена Николаевская церковь (тоже каменная) в Объячево, в 1832 году – Преображенская в Летке. Подтверждением этому служит пришедший в 1805 году в Вологодское духовное правление из Петербурга рапорт архитектора Соколова, в котором чётко инструктируется, как следует строить церкви. Под фундамент следовало копать рвы до самого крепкого грунта шириной на 1 аршин больше ширины производимых стен. В случае слабого грунта необходимо было бить сваи через одну. Под колокольни рекомендовалось класть бутовый камень. По этим правилам, скорее всего, в 1808 году в Ношуле силами приходских людей и была выстроена каменная церковь, пока еще без колокольни. А также и другие храмы Прилузья этого периода постройки. Церковь была освящена Вологодской Епархией в 1814 году именем архидьякона Стефана.

В марте 1810 года в церкви начали расписывать иконостас, устюжский мещанин Александр Бубнов за свою работу получил 25 рублей. Весной 1812 года иконостас был доработан. В июле 1814 года написаны образы и иконостас в холодной Стефановской церкви. Расписывал профессиональный иконописец Михайло Красильников.

Во время Отечественной войны 1812 года Ношульская Стефановская церковь внесла 100 рублей благочинному в пользу Отечества на нужды воинов, сражающихся с Наполеоном. Благочинный являлся в некотором роде старшим над священниками нескольких волостей, при этом являясь священником одной из церквей. Благочинный Прилузья находился в Объячево или в Ношуле. Церковь имела неплохой доход, ей помогали многочисленные купцы, ведущие дела на Ношульской пристани. Порой эти взносы составляли половину от общих доходов церкви. В 1812 году из 100 рублей ежемесячного дохода 25 рублей дал купец Александр Машковцев, прочие купцы по 5–10 рублей. В 1835 году Орловский «купеческий сын» Никифор Булычев пожертвовал церкви 50 рублей. Остальные доходы приносили подаяния и «пожертвования в кружку». Если собранные деньги в данный момент церкви были не нужны, их отдавали благочинному «для приращения на нужды церкви». Позднее, в 1890-х годах, церковь стала вкладывать средства в облигации. Много денег уходило на обустройство храма, регулярно закупался свечной воск для изготовления свечей, а позднее готовые свечи, красное церковное вино. Для сведения: в 1818 году ведро красного вина стоило 30 рублей, а пуд муки – шесть рублей. Основной доход приносила продажа свечей.

Колокольня была построена при священнике Иоанне Багине, служившем с 1814 по 1835 годы. Кирпич для строительства колокольни обошелся в 1833 рубля, необходимое количество делали в течение нескольких лет (с 1818 по 1822 годы) и каждый год платили по 600–700 рублей. Весной 1822 года за 250 рублей колокольня была отстроена. На следующий год церковь побелили снаружи, установили новые кресты, крышу покрыли железом и обустроили внутри тёплую церковь. На покрытие колокольни железом ушло 20,5 пудов железа за 204 рубля 43 копейки. Купола покрыли железом в апреле 1827 года, на что ушло 120 пудов железа.

Летом 1833 холодная и тёплая церковь были оштукатурены (за что уплачено 650 руб., далее в скобках цена работы), и тогда же выложена вокруг церкви каменная ограда (160 руб.). В 1836 году мастером-иконописцем устюжским мещанином Василием Прокопьевичем Крыловским позолочен иконостас в холодной церкви (200 руб. за работу), на что ушло 400 книжек сусального золота (600 руб.). Кроме этого, расходовались деньги на починку хозяйственных построек – в 1832 году был отремонтирован амбар (205 руб.), куплены книги (251 руб.).

Вот как описывает церковный комплекс Ношульской волости священник Иоанн Покровский в 1842 году: «Церковь построена в 1808 году тщением приходских людей и освящена в 1814 году, когда же воспряла первоначально в сем приходе существование, по неимению достоверных сведений и справедливых преданий, неизвестно.

Здание каменное, одноэтажное, в одной связи тёплая с холодною, с каменной отдельной колокольнею, крепка, ветхостей и повреждений в ней никаких нет. Два престола, в холодной – во имя Апостола и архидьякона Стефана, в тёплом пределе – во имя святой великомученицы Парасковьи. Утвари достаточно (большой перечень имущества, в т.ч. 4 евангелия). Отпущено земли пашенной и сенокосной 99 десятин, но ею не пользуется, т.к. нет межевой книги. Используется земля крестьян. Дома всех церковнослужителей при церкви собственные, на церковной земле. У церкви есть амбар на пристани, пожалованный вятским купцом. Кроме этого в Ношульской волости есть часовня в деревне Тереховской во имя Успения Пресвятой Богородицы и деревянная часовня в Левском починке – празднуется Спасителю 1-го августа. Обе учреждены по прошению прихожан в 1796 году. Богослужений в часовнях нет».

Среди священников Ношульской церкви никогда не было местных жителей. Иоанн Петрович Покровский был родом из Пыелдино, сын священника (почти все были из семей церковнослужителей). Это был один из образованнейших священников Ношуля, в 25 лет он получил аттестат первого разряда Вологодской духовной семинарии со знаниями гражданской истории и физики, философии и математики, богословно-церковной истории, еврейского (иврит) и французского языков. А дьячок Семён Афанасьевич Терентьевский был сыном дьячка Афанасия Терентьевского и родился в Ношуле. Видимо, его предки до этого поселились в Ношуле. Пономарь Алексей Воронцов был родом из Лоймы.

Священник Арсений Смелков был из Устюга, сначала работал в Порубе. В 1850 году по совместительству с отправлением служб в храме он был уездным депутатом, а когда 1 января 1847 года в Ношуле открылось приходское сельское училище, он стал его наставником. Позднее был назначен благочинным 2-го округа Усть-Сысольского уезда и переехал в Объячево. После него священником стал Павел Михайлович Пулькин, сын дьячка из Кажимской церкви. Он получил образование в Вологодской духовной семинарии и с 8 апреля 1858 года служил в Ношуле. Участвовал в Крымской войне 1853–54, 1856 годов и за это был награжден наперстным бронзовым крестом. В 1860 по 1866 годы избирался депутатом с духовной стороны, а 2 октября 1863 года избран благочинным 3-го округа, кем и прослужил до 1871 года. Успел поработать законоучителем в Ношульском одноклассном сельском образцовом училище.

Среди других служителей хочется отметить псаломщика Василия Ильича Попова, 44 года служившего в Ношульском Стефановском храме. Только болезнь 9 октября 1891 года вынудила верного богослужителя прекратить участие в церковных обрядах. 27 ноября 1891 года умерла его жена, Калерия Алексеевна. На 29 число были назначены похороны её, но тосковавший Василий Ильич не выдержал этих тягот и поутру отдал богу душу. 1 декабря верные супруги обрели последнее пристанище на приходском кладбище в соседних могилах.

В 1881 году была проведена тщательная проверка церковных строений, которая показала, что храм никаких повреждений не имеет. Вокруг церкви располагалось кладбище, которым пользовались до начала XX века.

Звон церковных колоколов Стефановского храма был слышен на много верст вокруг. И хотя в некоторых деревнях были часовни и церкви, жители этих деревень старались попасть на богослужения в Ношульскую церковь. Из Летки и Объячева за много вёрст приходили люди в Ношуль. Стефановская церковь, как считалось, имела особую силу.

В часовне во имя Успения Пресвятой Богородицы, что в деревне Тереховской, и часовне Спасителю 1-го Августа (позднее называлась «в честь Происхождения Честных Древ, Частного Животворящего Креста Господня»), находящейся в Левском починке, богослужения не велись. В 1729 году по указу Петра II разрешено было «возобновлять разобранные часовни» и только в 1731 году по благословению Преосвященного Лаврентия, епископа Великоустюжского и Тотемского, «за дальностию прихожан от святых церквей часовни снова возобновлены». Позднее была построена часовня в Ловле.

За 43 версты от церкви жили прихожане Ношульского прихода! В 1880 году церковь посещали до 2,5 тысяч прихожан, в том числе 309 детей, проживавших в волости. Не все прихожане посещали церковь исправно, особенно это стало заметно в начале XX века, когда наступила пора войн, революций и прочей смуты.

Церкви принадлежало 99 десятин земли. Собирали урожай: ячменя до 25 пудов, ржи – до 12 пудов, сена – более 100 копен. Были у церкви амбары, сдаваемые в аренду купцам. За год по аренде церковь получала до 80 рублей серебром. На праздники Рождества Христова и Святой Пасхи от прихожан получали хлебом до 4 пудов на сумму свыше 14 рублей. Доходы по пению молитв, отпеванию покойников приносили около 300 рублей прибыли в год. Эти данные позволяют усомниться в представлениях о богатстве церкви. К тому же с 1854 года на содержание священнослужителей государство выделяло жалование: 168 рублей в год.

Кроме всех обязанностей, связанных с ведением служб, служители вели метрические и исповедальные книги, где отмечалось посещение церкви прихожанами по семейному списку по всем деревням. Если учесть, что светская власть до конца XIX века не вела переписей и прочего учета своих граждан, данные исповедальных ведомостей дают большое количество материала для историков и краеведов. По этим документам можно найти своих предков и составить генеалогическое дерево.

В 1890 году тёплая церковь из-за маловместительности и ветхости была перестроена заново и 24 ноября 1890 года вновь освящена. С этого момента в церкви стало три престола. Первый, в холодной церкви во имя архидьякона Стефана. Второй, в теплой церкви, в честь иконы Казанской Божьей Матери. Третий, тоже в тёплой церкви, во имя св. Параскевы. Возможно, в связи с перестройкой церкви и её освящением в 1890 году Ношуль посетил преосвященный епископ Вологодский и Тотемский Израиль (в миру Никульницкий Иоанн Евграфович, занимал пост епископа с 1888 по 1894 годы). Церковь, простоявшая почти сто лет, после перестройки могла простоять ещё не один век, если бы не советская антихристианская политика. Лишь к 1918 году у церкви отмечена была в холодной её части осыпавшаяся штукатурка (священник объяснил это влажностью почв), что легко можно было поправить. Впоследствии подобные причины послужили одним из поводов к закрытию церкви.

В 1904 году начал службу в ношульском храме Феодосий Орнатский, последний священник Ношульской Стефановской церкви в досоветский и советский периоды истории. Он принял дела у заболевшего отца Иоанна Евфимиевича Заостровского, который прошел все ступени церковной иерархии в Ношуле начиная с псаломщика (с 18.06.1883 по 1885 годы), продолжив дьяконом (с 09.05.1885 по 1887 год), и, наконец, священником (с 01.01.1887 по 1904 год). 20 декабря 1904 года приступил к службе Феодосий Орнатский. 17 октября 1907 года его избрали членом местного попечительского совета (при училище).

В 1912 году, кроме жалования в 294 рубля, священник получал 54 рубля 22 копейки от сельского общества, до 100 рублей приходилось натурального сбора, 11 рублей приносили проценты с капитала. 500 рублей он получал как законоучитель в высшем начальном училище и 220 в одноклассном. В итоге выходил неплохой доход в почти 1380 рублей в год. Для сравнения, вдова псаломщика Анна Иоановна Иконникова получала пособие 10 рублей в год.

В 1913 году Ношульский Стефановский храм посещало 3556 прихожан. С 28 марта 1881 года работало приходское попечительство, с 1905 года его возглавлял Дмитрий Зиновьевич Вахнин. У церкви был свободный капитал – 5216 рублей 27 копеек на счету в банке. Основной доход приносили кружечный сбор (301 руб.), продажа свечей (513 руб.), пожертвования (50 руб.) По приговору сельского схода церковь получала по 15 копеек с каждой ревизской души плюс проценты с «вечного» капитала, имела земли пахотные в чересполосном владении с крестьянами, сенокосные угодья на далёких болотистых участках, преимущественно маленькие. Земли обрабатывались наймом. В 1914 году ввиду неурожая и дороговизны рабочих рук от земли церковь имела минимальный доход.

В начале ХХ века священник жил в доме, пожертвованном церкви бывшим священником Павлом Пулькиным. Дом дьякона (в советское время использовался как школа, сейчас – жилой дом) был приобретён на церковно-попечительские средства, псаломщик жил в доме, построенном крестьянами местного сельского общества и затем передан церкви. Все дома стояли на церковно-усадебной земле. Кроме этого было ещё два амбара для хранения церковных вещей и строительных материалов, и дом, пожертвованный церкви умершей почетной гражданкой Александрой Прозоровской. Население Ношуля к церкви относилось весьма уважительно, недаром жителями делались такие пожертвования.

Усть-Сысольский уезд в церковном плане был разделен на шесть округов. Ношульская Стефановская церковь входила в 3-й округ наряду со всеми церквами современного Прилузского района. В приход Ношульской церкви входили жители Ношульской волости, а в начале ХХ века Чернышские деревни были отнесены к приходу Объячевской Николаевской церкви.

Церковнослужители Ношульской Стефановской церкви:

Священники: Патрекей – умер в 1634 г. Иван Семенович – вероятно, с 1634 г. Евтиф Яковлевич – 1645 г. Стефан Яковлевич – 1678 г. Иоанн – в середине XVIII века (1752 г.). Петр Петрович (Кондрат Петрович) – до Дементия Иванова. Родился в 1723 г. (1726). Посвящен в 1757 г. Дементий Иванов – до 1794 г. Иоанн Андреевич – в 1794–1800 гг. Родился в 1752 г.

Прокопий Сафрониевич Шергин родился в семье священника Яренского Преображенского собора в 1776 году. В 1798 году был дьячком Яренского Преображенского собора. Священник Ношульской церкви в 1800–1812 гг.

Иоанн Васильевич Багин родился в семье священника Объячевской церкви Василия Иоакимовича Багина. Дед священника (Иоаким Багин) приобщился к церкви будучи сторожем Объячевского храма. Специального образования не получал. 1797 – пономарь в Ношульском Стефановском храме, 1800 – дьячок Объячевской церкви, посвящён в стихарь. В 1820 году избирался депутатом. Священник Ношульской церкви в 1814–1834 гг. Умер 10 августа 1835 года.

Алексей Казаринов закончил Вологодскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. Был священником Ношульской церкви кратковременно в 1834–1836 гг.

Иоанн Петрович Покровский родился в семье священника Пыёлдинской церкви Петра Васильевича в 1811 году. Проходя обучение в Вологодской духовной семинарии, исполнял обязанности старшего письмоводителя при Вологодском Семинарском Правлении. 1 октября 1836 года положен в сан священника Ношульской церкви Стефаном, епископом Вологодским и Великоустюгским. Священник Ношульской церкви в 1836–1846 гг.

Арсений Смелков – сын священника Великоустюжской Покровской церкви Иоанна Смелкова. Родился в 1821 году. Закончил полный курс Вологодской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда в 1844 году. Служил священником Ношульской Стефановской церкви в 1847–1855 гг., наставник Ношульского приходского училища в 1847–1852 гг., 1850 – уездный депутат, 1851 – сотрудник церковно-исторического благочиния 2-го округа. В 1856 году утвержден в должности благочинного. Умер 20 августа 1857 года.

Павел Михайлович Пулькин родился в семье дьячка Кажимской Дмитриевской церкви Михаила Иоанновича в 1822 (1821) году. Закончил полный курс Вологодской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда в 1846 году. 4 декабря 1846 года епископом Вологодским и Великоустюгским Евлампием рукоположен во священника к Шешкинской церкви. 1858 – священник Ношульской церкви. 1860–1866, с 1872 – депутат по делам следственным и хозяйственным. 1863 – благочинный 3-го округа. С 1 июля 1871 года – законоучитель Ношульского МНП одноклассного училища. Имел свидетельство учителя. 1872 – член благочиннического совета. Как знающему зырянский язык, предоставлено право производить следственные дела. Награждён: бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853–1856 г.г.; 1865 – набедренником; 1868 – скуфьей, 1878 – камилавкой. За участие в Крымской войне получил бронзовый крест. Священник Ношульской Стефановской церкви с 1858 по 1881(1883) годы, с 1 июля 1871 года работал законоучителем Ношульского министерского училища. Имел свидетельство на звание учителя.

Иоанн Ефимович Заостровский родился в 1862 году в семье дьячка Димитриевской Николаевской церкви Вельского уезда Евфимия Александровича Заостровского. В 1883 году закончил Вологодскую духовную семинарию. 18 июня 1883 года определён псаломщиком Ильинской Грибцовской церкви Кадниковского уезда. 9 мая 1885 года рукоположен в дьякона той же церкви. 1 января 1887 года рукоположен в священники Ношульской Стефановской церкви. 20 апреля 1887 года назначен законоучителем Ношульского министерства народного просвещения училища, 7 июля 1888 года назначен наблюдателем Летской церковноприходской школы. Исполнял обязанности наблюдателя Верхолузской школы грамоты. 18 мая 1893 года награжден набедренником. 9 сентября 1904 года по болезни уволен за штат Ношульской Стефановской церкви, священником был с 1887 по 1904 гг. Женат на священнической дочери Юлии Алексеевне Головковой (род. 1864). Дочь Анна вышла замуж за крестьянина-торговца Вятской губернии Василия Семёновича Кускова. У них четверо детей.

Феодосий Орнатский родился 22 марта 1878 г. в п. Погост Шемагодской волости Великоустюжского уезда Вологодской губ. (современная Вологодская обл.). Родители принадлежали к духовному сословию. В 1899 г. закончил Вологодскую духовную семинарию, после чего определен дьяконом к Халезской Ново-Георгиевской церкви Никольского уезда. 6 февраля 1900 года преосвященнейшим Гавриилом, епископом Великоустюжским, посвящён в сан дьякона. 20 февраля 1900 года Никольским отделением Великоустюжского Стефано-Прокопиевского Братства назначен учителем церковно­славянского языка Ново-Георгиевской церковноприходской школы. 10 ноября 1903 года тем же отделением назначен законоучителем младшего отделения той же школы. В сентябре 1904 года определён священником к Ношульской Стефановской церкви Усть-Сысольского уезда. 23 января 1905 года Преосвященнейшим Алексием, епископом Великоустюжским, рукоположен во священника (сан иерей). 12 августа 1905 года назначен законоучителем Лихачевского начального земского училища, а 9 сентября 1905 года на ту же должность в Ношульское начальное училище Министерства народного просвещения. В 1907 году избран «членом попечительного совета о бедных духовного звания III округа». С 1 сентября 1910 года назначен учителем вновь открытого Ношульского 4-х классного городского училища. С 19 ноября 1911 года – председатель попечительного совета «о бедных духовного звания III округа». 4 марта 1912 года «за ревностное пастырское служение» награжден набедренником. 24 апреля 1913 года «за усердное исполнение законоучительских обязанностей преподано архипастырское благословение». Женат на дочери священника Екатерине Ивановне Суровцевой (род. 24.4.1882), имеет сыновей Михаила (род. 5.03.1903), Александра (род.12.02.1907), Владимира (род. 1.03.1909), дочь Евдокию (род.01.03.1914), сына Сергея. В 1914 году Михаил учился в Усть-Сысольской классической гимназии, остальные дети были при семье. Вёл службы в Стефановском храме с 1905 до декабря 1935 года. После закрытия церкви совершал обряды в домах прихожан. Арестован в 1937 году, расстрелян в Сыктывкаре 25 августа 1937 года.

Дьяконы: Шутов Иоанн – ? Попов Кондрат Петрович – ? Иконников Иоанн Васильевич – 1826–1860. Сергиевский Алексей Фокиевич – 1890–1909. Попов Василий Андреевич – 1915–1918. Чевский А.И. – 1917.

Дьячки: Иван Елизарьевич – (1645). Константин Трофимович Урудов – (1678). Василий Фомич – (1682). Петров Кондрат Васильевич – до 1794. Попов Иаков Петрович – 1795–1801. Воронцов Сергей – 1802–1809. Терентьевский Афанасий Ефимович – 1809–1835. Терентьевский Семен Афанасьевич – с 26.10.1842–1854. Воронцов Алексей – 1858–1860. Попов Василий Ильич – 1881.

Пономари: Василий Аникиевич – 1645. Семен Михайлович Окишин – 1678. Попов Мина Кондратьевич – 1778–1787. Буклитов Иоанн Иродионович – 1788–1797. Савинов Иаков Федорович – 1798–1834. Воронцов Алексей Арефьевич – 1835–1855. Терентьевский Семен Афанасьевич – 1858–1860.

Псаломщики: Попов Василий Ильич – с 10.06.1847 – по 9.10.1891. Терентьевский Семен Афанасьевич – 1854–1886, в 1892 – заштатный. Патрушев Александр Алексеевич – 1892–1898. Иконников Павел Аристархович – с 09.11.1900 до 10.12.1911. Безносиков Тимофей Александрович – 1912–1917. Можегов Александр Александрович –1918. Попов Александр –1918.


Александр Ношуль  19 августа 2023

Вероятно, каждому жителю нашего села было непросто проходить мимо остова старинного Стефановского храма. У многих возникала мысль о необходимости восстановления церкви.

В 2009 году меценаты обратились к проектировщику Павлову Виктору Фёдоровичу с просьбой подготовить проект реконструкции Ношульской церкви. Архитектор взялся за эту нестандартную задачу, и 24 сентября 2009 заключили договор. Более года сложное, необычное дело не продвигалось. Но после поездки исполнителя по храмам Золотого кольца сдвинулось с мёртвой точки, и через несколько месяцев проект лёг на стол. Удивительно, но о старом храме серьёзно задумались и другие люди. Отец Иннокентий (Бенца) привёз бывшие в употреблении материалы и запланировал на лето 2010 года подготовить к службе старинный Стефановский храм. Речь о реконструкции не шла. Были намерения привести в порядок одно из помещений храма и там проводить богослужения.

О. Иннокентий в 2000-х годах поистине творил чудеса в Прилузье. В 1998-2000-е годы в Ношуле он построил деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы (освящена 18 ноября 2000 г.), две церкви в Спаспорубе. Да и на Украине, откуда он родом, он руководил строительством церкви на своей малой родине. Проект восстановления был весьма амбициозным и требующим существенных вложений. Но к этому моменту проект получил полную поддержку братьев — Можеговых Василия Ивановича, Сергея Ивановича и Александра Ивановича и была уверенность в реальности достижения цели.

Первые работы провели летом 2010 года — демонтировали крышу и пристройку советских времен. Местные жители собирались на субботники, выносили мусор, битый кирпич, сбивали старую штукатурку. Зимой из г. Чайковский завезли 140 тысяч кирпичей, максимально соответствовавших по характеристикам использовавшемуся до революции. Активные строительные работы начались на следующее лето, работы вели земляки о. Иннокентия из Закарпатья. На месте работы курировал о. Иннокентий, а в 2013-14 годах – ношульчанин Ерилов Александр Николаевич.

Летом 2011 года кладочные работы стен выполнили, в сентябре компания «Стальмонтаж» из Сыктывкара изготовила и установила каркас кровли, выполненный в целях пожарной безопасности из стали. В октябре монахи из монастыря в деревне Архиповка покрыли крышу металлочерепицей, и зиму храм встретил защищённым от осадков.

В мае 2012 года закарпатские каменщики продолжили свою работу, к августу кладочные работы были в основном завершены. Вверх взмыла и колокольня. К этому времени были уже заказаны купол и шпиль колокольни, кресты, по расчётам в сентябре 2012 года изготовитель – компания «ГРАНТ» из г. Волгодонска – планировала смонтировать купола. Однако их доставили с опозданием и приняли решение осуществлять подъем и монтаж летом 2013 года.

Все детали купола и шпиля находились всю зиму на улице, без охраны. При этом ни одна деталь не пропала! 30 мая 2013 года запланировали произвести подъём и монтаж. Перед началом работ шпиль и купола освятил епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. Высота колокольни со шпилем составила 33 метра. Но кран грузоподъёмностью 40 тонн, подняв шпиль колокольни, не справился с шатром храма. Вес шатра составил 9800 кг, для его подъёма использовали кран грузоподъёмностью 50 тонн, но это произошло уже 4 июня 2013 года. В это время строители из того же Закарпатья бетонировали полы, предварительно утеплив их. В августе бригада из Армении начала штукатурку стен, которая продлилась и всё следующее лето.

В октябре 2013 года в храме установили современные окна. Из заранее закупленных материалов компания «Белые окна» из Сыктывкара бесплатно изготовила их, а сыктывкарский предприниматель с ношульскими корнями Андрей Владимирович Шулепов организовал установку, за которую также не потребовал оплату.

Какая колокольня без колоколов! Их доставили 5 октября 2013 года. Комплект состоял из десяти колоколов весом 1260 кг, 400 кг, 230 кг, 150 кг, 100 кг, 42 кг, 36 кг, 18 кг, 15 кг, самый лёгкий колокол весил 10 кг. На семи самых крупных нанесены имена жертвователей восстановления храма. Подъём и монтаж произвели 17 ноября 2013 года монтажники из Ношуля под руководством Ерилова А.Н. Кран с 50-метровой стрелой прибыл из Кирова. Руководство монтажом осуществлял специалист из Москвы Косачёв Игорь Александрович.

23 августа 2014 года в зимнем храме смонтировали тёплые электрические полы, к сентябрю закончили отделку стен изнутри. Зимой 2014-2015 года в храме уложили плитку на пол. Работу провели выходцы из Ношуля Поповы Николай Прокопьевич и Владимир Николаевич.

До революции храм окружал забор с кованой решёткой. При восстановлении решили максимально повторить все детали, в том числе ограду, но с использованием современных материалов. При копке траншеи под бетонный фундамент попали на старую основу ограждения. Она была сделана из камней, засыпанных в траншею. Кладку столбов и их оштукатуривание осуществили летом 2014 года, а в мае-июне 2015 года установили металлические секции забора.

Территория вокруг храма планомерно благоустраивалась. Летом 2014 года устроили отмостку, а в августе 2015 года бригада из Кирова уложила 750 кв.м брусчатки.

Дело шло к завершению. Уже можно было планировать освящение самого храма. Не хватало внутреннего убранства и утвари. 25 августа 2015 года бригада компании «Грант» из Волгодонска установила иконостас, ограждение солеи, иконы, паникадила. Рукописные иконы в золочёных окладах поражали взор. Иконостас, киоты, паникадило, бра покрыты сусальным золотом. Большое паникадило весом около 200 кг легко парит в пространстве. Иконостас был оплачен благотворительным фондом по восстановлению храмов Республики Коми, одним из инвесторов которого являлся Ромаданов К.Ю.

5 сентября 2015 года епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим произвёл чин освящения храма. Местные жители, гости села с радостью и благоговением смотрели на белоснежный красавец-храм, взмывшие ввысь золочёные кресты шпиля колокольни и шатра, блистающий иконостас. Апогеем стали торжественные звоны колокольни. Константин Мишуровский, приглашённый звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, заместитель председателя Общества церковных звонарей, ласкал слух собравшегося народа волшебными звонами.



Комментарии и обсуждение


В небольшом селе Ношуль в Коми республике накануне произошло значимое историческое событие. Недавно главками здесь были увенчаны крыши местной достопримечательности – старинного Стефановского храма дореволюционной постройки и восстановленной в прежнем виде каменной колокольни рядом с ним. (Видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at37597)
25 июня 2013, Т..

Именно первомученика Стефана. Во-первых, это указано в архивах. Во-вторых, вплоть до строительства Стефановского собора в Устьсысольске храмов Стефана Пермского на территории РК не было. Так что и сей храм не может быть именован в честь Стефана Пермского.
6 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Пётр Иевлев..

Общий вес колоколов - их и правда семь - составляет около 2,5 тонн. Самый большой весит 1260 кг.

19 августа 2023.