Значительный интерес представляет Анастасиевский собор, построенный в 1893 г. по проекту академика архитектуры А.Гуна и архитектора В.Ганье каменных дел мастером К.Семендяевым.
Каменная пятиэтажная церковь стоит в историческом средместии, на территории Государственного историко-культурного заповедника, занимая островное положение посреди квартала, выходя восточным фасадом на пл. Рудченко. Массивный объем храма сыграл важную роль в завершении формирования ансамбля градостроительных доминант исторического средместия Глухова. После уничтожения в 1962 г. главного в городе Троицкого собора, Трех-Анастасиевская церковь осталась самой массивной архитектурной доминантой средместия, хорошо визуально воспринимается как во внутригородских пространствах, с улиц и площадей, так и во внешних панорамах, с заводи р. Есмань. Впервые Трех-Анастасиевская каменная церковь была построена в юго-восточном углу общегородской крепости на месте сгоревшей деревянной Воскресенской церкви в 1717 г. средством гетманши Анастасии Марковны Скоропадской по образцу Ильинской церкви – усыпальницы Богдана Хмельницкого в Суботови. Тридольный, безбанный, зального типа храм с граненой апсидой и колокольней над западным притвором стал домовым при гетманской резиденции, которая с 1710 г. расположилась в этом квартале.
Церковь пострадала от пожаров 1748 и 1784 гг. После последнего перестроения в 1816 г. приобрела классицистические черты: над навою появились декоративная сферическая баня без подбанника, пристроены колонные портики, новую двухъярусную колокольню над юго-западным углом. В целом, здание было небольшим и не играло заметной композиционной роли в застройке средместия. В первой трети XIX ст. парафию Трех-Анастасиевской церкви, как самую бедную в городе, присоединили к Троицкому собору, а церковь фактически закрыли. В 1846 г. глуховский купец Артем Яковлевич Терещенко внес на содержание храма 4 тысячи рублей и служба в нем возобновилась, а доброчинца избрали церковным старостой. Средством А.Я.Терещенко в 1861 г. на втором ярусе храма устроен дополнительный алтарь Воскресенья Христово, а в 1872 г. пристроен боковой алтарь св. мученика Артемия.
В 1884 г. черниговское губернское правление утвердило проект новой Трех-Анастасиевской церкви, автором которого был известен академик архитектуры из Санкт-Петербурга Андрей Леонтиевич Гунн. Новая церковь строилась с 1885 г. рядом со старой средством глуховских промышленников братьев Николая и Федора Терещенко. Николай Артемович подарил под храм большой участок собственной земли, а Федор Артемович в 1889 г. пожертвовал 60 тысяч рублей золотом. Благодаря хлопотам меценатов церковь построена достаточно быстро и освящена в 1893 г. Общая стоимость строительства составила 387 221 руб. и 33 копейки. 21 мая 1894 года братья Терещенко обратились к Святейшему Синоду с просьбой позволить снести старую гетманскую церковь «как оставшуюся вследствие своей ветхости без всякого употребления».
Чтобы определить последующую судьбу исторического здания, из Киева отправили профессоров Киевской духовной академии, известных историков Петра Лашкарева и Николая Ивановича Петрова. Они пришли к выводу, что «предназначенная к упразднению старая Трех-Анастасиевская церковь со стороны зодчества не представляет собой ничего особенно замечательного, и кроме сохранившихся известий о первоначальной постройке этой церкви женою гетмана Скоропадского Анастасиею, со зданием этой церкви соединяются только воспоминания об опустошительных пожарах в Глухове». Аналогичные выводы дала Императорская археологическая комиссия. Конечно, с теперешних позиций такие выводы кажутся некорректными, но в те времена критерии оценивания достопримечательностей были другими, чем теперь. Поэтому 2 января в 1895 г. вышел соответствующий указ Святейшего Синода. Старую церковь разобрали в течение 1895-1897 гг. и потом на ее месте долго стояла каплица, построенная на средства братьев Терещенко в эклектических архитектурных формах, близких к украинскому модерну, пока коммунисты в 1950-х гг. не развалили и ее.
В течение 1941-1943 гг. в результате боевых действий центральная баня храма была разрушена, ее отстроили после войны в немного измененных формах – высоту подбанника несколько уменьшили, а первобытный эллипсоидный купол заменили сплющенным сферическим. В 1983 г. ее ремонтировали. До ремонта центральную баню венчал первобытный «расцветший крест», выполненный по чертежам автора храма А.Л.Гуна для одного из боковых верхов. В 1983 г. все кресты заменили новыми, что по форме не отвечают православным – это католические так называемые кардинальские кресты.
Трех-Анастасиевская церковь решена в архитектурных формах неовизантийского стиля, что напоминает формы Владимирского собора в Киеве. Она кубическая, пятиэтажная, тринавовая, четырёхстолпная, крестовокупольная, с тремя гранеными внешне и цилиндровыми внутри апсидами. Под всей церковью есть невысокий нижний этаж, перекрытый системой крестовых сводов. Здесь был небольшой теплый храм, а также технические устройства парового отопления всего здания. Здесь же были предусмотрены места для захоронений основателей и членов их семьи. Крипта под теплой церковью является местом захоронения ведущих членов семьи Терещенко: Артем Яковлевич, похороненный в 1877 г., его жена Ефросиния Григорьевна (урожденная Стеслявская); Федор Артемович похоронен 1894 г.; Николай Артемович - в 1903 г. При советской власти склеп захоронения был ограблен, могильные плиты – разбитые. В настоящее время захоронения упорядочены и заново освящены.
Внешне нижний этаж с высоким развитым цоколем и прямоугольными окнами, через них восточные участки были обеспечены дневным светом. Разпланировочно-пространственная структура верхнего храма достаточно традиционна: четыре пилона с помощью полуциркульных подупругих арок, плоских пандативов и небольших переходных элементов в виде горизонтальных треугольников несут массивный 12-оконный световой подбанник, завершенный сферической баней. Рамена пространственного креста перекрыты цилиндровыми сводами, помещение в межраменах – крестовыми. Над ними поставлены сквозные арочные восьмерики, увенчанные куполами. Они выполняют функции колоколен и вместе с центральной баней создают впечатление пятибанного храма. Нетрадиционным моментом в планировочно-пространственной структуре здания является наличие обхода (деамбулатория) вокруг средней апсиды, а также изолированность от основного пространства храмного интерьера северо-западного и юго-западного участков, что создает крещатоцентричное внутреннее пространство. В первом из этих изолированных участков находится лестница на колокольню, во второй – крещальня. С обеих сторон средней апсиды есть крученая лестница, которая ведет на две восточных колокольни.
В решении фасадов доминируют вертикальные членения – лопатки, узкие вытянутые окна, полколонки, вертикальные профилируемые группы. Три входа акцентированы тамбурами-крыльцами с романо-византийскими перспективными порталами и треугольными щипцами. Главный пространственный крест обнаружен на всех фасадах пологими закомарами, что венчают средние прясла стен, а также арочными окнами, сгруппированными в виде трифориев. В боковых пряслах окна меньших размеров, скомпонованные в виде бифориев. Окна разделяют вертикальные импосты в виде изысканных романо-византийских полуколонок с кубическими резными капителями.
Церковь отличается пышностью, изысканностью и сохранностью интерьерного декора. М.А.Терещенко, желая украсить интерьер рисунками, сначала обратился к знаменитому российскому художнику Виктору Михайловичу Васнецову, который расписал Владимирский собор в Киеве, однако тот отказался. Поэтому декоративные и сюжетные рисунки в интерьере выполненные в 1892-1893 гг. при личном участии и под руководством художников Владимирского собора братьев Александра Александровича и Павла Александровича Сведомских. Вместе с ними храм расписывали Василий Верещагин и Федор Журавлев. Программа росписей была заложена в архитектурном проекте А.Л.Гуна: растительные орнаменты неовизантийской стилистики в подбаннике, на подупругих арках и пилонах; звездное небо в бане, конхах, на цилиндровых сводах главного пространственного креста; на пандативах – Евангелисты в круглых медальонах; Евхаристия в средней апсиде; на стенах по периметру храма – изображение в полный рост фигур мучеников и святых. А.Л.Гун запроектировал также низкую предалтарную перегородку в византийских формах, с очень пышным орнаментом и восьмигранной синью над царскими вратами. Во время выполнения рисунков их программу несколько изменили. Так, в конхе средней апсиды изобразили Богородицу с младенцем Христом в окружении херувимов, в бане – Святую Троицу, на пандативах – Евангелисты, закомпонованные в треугольных плоскостях, а не в медальонах. Орнаменты выполнены с доминированием геометрических мотивов квадрата, круга, креста, меандра. Высокий уровень художественного единства придаёт интерьеру наличие золотого фона во всех орнаментах, а также в сюжетных и фигурных рисунках (звезды, нимбы, блики). В цветной гамме интерьера доминируют насыщенные темно-синие, зеленые, охровые краски. По стилистике эти рисунки тяготеют к рисункам Владимирского собора в Киеве, выполненными в то же время под руководством В.М.Васнецова и А.В.Прахова. Рисунки в бане датируется 1950 гг. Предалтарная перегородка из серого полируемого мрамора выполнена по проекту киевского иконописца Александра Ивановича Муравей, семейно связанного с Глуховом. Она выше и больше по масштабам той, которую запроектировал А.Л.Гун, с более скромным декором и трехлопастным завершением каждого прясла. Здесь есть только ряд местных икон. В интерьере сохранились также мраморные и деревянные резные киоты. На восточной подупругой арке на длинной цепи подвешено трехъярусное бронзовое паникадило тонкой художественной работы.
Здание возведено из местного кирпича на известково-песчаном растворе. Фундаменты кирпичные, углубляющие на 4 м поверхности. Стены побелены, внешне имеют светло-серый окрас. Входные двери деревянные, резные. Полы из квадратных плит серого мрамора.
В хранилище собора найдены редкие книги: "Евангелие учительное", 1606 г. издания, с тремя копиями гравюр А. Дюрера и "Апостол" (1695 г.) с 50 иллюстрациями украинского художника-гравера XVII в. Ильи. Значительную ценность представляют обнаруженные здесь же "Книгопролог" (1763 г.), "Сборник разных поучений" (1816 г.) и другие.
Трех-Анастасиевская церковь является выдающейся комплексной достопримечательностью архитектуры и монументального искусства времени историзма, местом захоронения выдающихся исторических деятелей семьи Терещенко. С 1979 г. является достопримечательностью архитектуры (в настоящее время – национального значения) под охранным № 1537.
https://our-travels.info/ost/Goroda/Ukraine/Sumy/Dost-Gluhov.php