Деревянные храмы «Успения Пресвятые Богородицы да Афанасия Александрийского» в Лойме существовали уже в 16 веке. Тогда это были 2 самостоятельных храма и отдельно от них стоящая колокольня. Писцовая книга города Сольвычегодска с уездом (1677-82 гг.) сохранила описание этих храмов: «Церковь Успение Пресвятые Богородицы в длину 7 сажень поперег олтаря 2 сажени, церкви 3 сажени, притвор 2 сажени. А в церкви образов Деисус стоячей на двунатцати цках писан на красках двери царские и сеньи столбцы писаны на красках да местных образов (…). Другая церковь Афонасия Великого Александрийского теплая с трапезою клетцки в длину с трапезою с папертью 10 сажен, поперег олтаря 2 сажени, церкви 3 сажени, трапезы 4 сажени. А в церкви Деисус стоячей на тринатцати цках писан на красках. Двери царские и сеньи столбцы на красках. Да местных образов (...). Строение в церкви Божии и в них церковная всякая утварь и приклад все мирское того ж Лоемского приходу. Церковные земли под кладбищем и с подчерковными месты в длину 40 сажен поперег 23 сажени. Да на том же погосте колоколница рубленая а на ней три колоколы строение мирское ж». Надо отметить, что описанный выше храм Афанасия Александрийского построен взамен прежнего, который сгорел в 1679 году, а Успенский храм относится к более раннему времени.
В течение следующего столетия оба храма обветшали и были заменены на единый каменный храм. Новый каменный храм строился с 1802 по 1804 гг. Двухпрестольный. Центральный престол в холодном храме посвящен Успению Пресв. Богородицы, а в приделе престол в честь Афанасия и Кирилла Александрийских. Освящен (вероятно, летний престол) в 1807 г.
О первоначальной архитектуре храма известно следующее:
1. Два престола. Главный - Успенский, в приделе - Афанасия и Кирилла Александрийских.
2. Всё здание было в единой связи с колокольней.
3. Крыша (или купола) были зелёного цвета.
4. Алтарные апсиды были полукруглые (традиционная форма алтаря той эпохи).
5. Полы мощены каменными известняковыми плитами.
Выписка из клировой ведомости 1872 г.: "Тёплая и холодная церкви, равно и колокольня, каменные в одной связи, построены усердием прихожан в 1802 году, а освящены в 1807 году. Когда же церковь сия восприняла первоначальное своё существование по неимению достоверных сведений не известно". Из года в год от начала строительства в клировых ведомостях настоятель записывает, что церковь "двухпрестольная в единой связи с колокольней, зданием довольно крепка". Однако за 80 лет приход значительно расширяется и возникает необходимость расширить храм. Так, в 1788 г. при церкви числилось 828 человек, в 1868 г. – 1410, а в 1873 г. – уже 1620.
Через 70 лет после строительства, 6 ноября 1872 года, было открыто приходское попечительство. В нём председателем утвержден приходской крестьянин Стефан Иевлев. Члены попечительства в 1874 году на собранные от прихожан натуральные продукты (рожь, лён, холст и прочее) приобрело 3 медные позолоченные чеканные ризы на большие иконы местного ряда в иконостасе холодного храма. Четвёртую же икону обновили: за правым клиросом установили новую икону Нерукотворного образа лучшего письма в позолоченном по полименту киоте за стеклом на сумму 290 рублей. Таким образом можно сделать вывод, что в нижнем ярусе иконостаса 3 из 4-х икон были покрыты медными окладами. В зимней половине находилась небольшая местночтимая икона св.Николая Мирликийского.
Увеличение храма происходит спустя ровно 80 лет после начала строительства, в 1882-1884 гг. Перестройка началась сразу после назначения Александра Баклановского благочинным 3 церковного округа, объединявшего все сёла Прилузья и Летки. Храм был частично разобран с юга и востока. На месте центрального престола, дабы тот не был попираем, возведен надпрестольный столб, который функционально стал юго-восточной колонной. Именно на том столбе была помещена сохранившаяся до ныне храмозданная надпись. Далее был возведены ещё 3 колонны, образовав четыре несущих столба зимней половины храма, где северный и южный нефы приняли функции северного и южного престолов, а центральный неф образовал срединный проход. Прямо напротив северного престола устроен новый дополнительный престол.
От прежнего интерьера храма сохранился плиточный пол. Теперь он оказался в северном приделе и среднике. В северном алтаре на месте жертвенника тех плит нет, но открыты скругляющие угол ряды кирпича - остатки алтарной апсиды, так как теперь стена образует прямой угол.
Значительно расширен храм на восток, где построена новая летняя половина. Возможно, перед центральным алтарём находилось какое-то сооружение, просфирня или склеп. При перестройке оно или его останки были встроены в фундамент нового храма, что видно в основании северной стены центрального храма. Размеров холма перед храмом едва хватило для нового придела, так что алтарь сделан с сильно завышенным цоколем.
Строительство шло в три этапа: 1882 г. – зимняя двухпрестольная половина с переходом в летнюю, 1883 г. – увеличена колокольня, 1884 г. – летняя Успенская церковь. На колокольне было 12 малых и 12 больших колоколов (всего же - 24). Зимний храм - в 2 престола. С южной стороны престол во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", освящён 19 ноября 1888 г. Северный престол - на старом месте - во имя свв. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, освящён на старом же антиминсе 7 января 1884 г. Летний - во имя Успения Божией Матери - освящён 4 октября 1893 г. на прежнем св. антиминсе. Глину на кирпич брали с "Кирпични" - место слева перед Анкерской отвороткой. При храме из избытков кирпича пристроена просфирня.
В 1916 г. храм расписан представителями васнецовской школы. Это были лучшие храмовые росписи на территории нынешней РК. Лучше всего росписи сохранились в Успенском алтаре и в южном приделе. Среди них наиболее известные, узнаваемые и хорошо сохранившиеся: "Единородный Сын - Слово Божие" и "Положение во гроб". Летняя половина была холодной, а зимняя половина отапливалась с помощью 2-х больших печей, покрытых белыми глянцевыми изразцами.
В 1929 г. в первый раз арестован последний священник о.Авенир Баклановский. Во время его ареста совершается первое разграбление храма и уничтожение старинного кладбища перед храмом (мотивировалось нехваткой земли для посадки картошки). Людям предложили перезахоронить покойников на кладбищах в окрестных деревнях или на новом кладбище, однако никто не пожелал перенесения мёртвых, никто не верил в то время, что может произойти такое святотатство. Однако вскоре покойницкая изба была снесена, деревянные кресты сожжены в центре кладбища, чугунные могильные плиты все были отправлены на переплавку, а каменные сдвинуты на край кладбища, чтоб невозможно было определить места захоронений.
В 1933 г. храм активно, но безуспешно пытаются отобрать от Церкви обновленцы. 1 ноября 1935 г., мотивируя тем, что помещение церкви не используется 5 лет, храм закрыли, осквернили и разграбили. Колокола были сброшены и увезены. Долгое время в здании церкви был зерносклад, заготсырьё, пункт приёма стеклотары. Однако, там сохранялся иконостас, колокольня и купола. Солея, некоторые части иконостаса и облачения использовались в клубе в качестве театрального реквизита.
В начале 1960-ых гг., когда сгорел клуб, устроенный в бывшем поповском доме, решено было новый клуб устроить в храме. И тогда только снесли купола, взорвали колокольню, доломали иконостас, изувечили внутреннее пространство, пробили новые двери. Центральный объём холодного храма разделили на 2 этажа, но второй этаж так никогда и не был использован.
От убранства храма сохранилось следующее:
1. Полтора столба от иконостаса, покрытых сусальным золотом по левкасу.
2. Икона круглая "Жертвоприношение Авраамово", 19 век.
3. Некоторое количество печных изразцов и обломок фигурной печной дверцы.
4. Центральные ворота притвора.
5. Железный сундучок, в котором хранились церковные ценности.
6. Предположительно - некоторые крупноформатные литографические иконы.
С 1990 г. ведётся очень медленная реставрация. В 2010 г. были установлены купола, грубо имитирующие старинное пятиглавие.