На территории Лавры Саввы Освященного.
Церковь св. Софии (матери прп. Саввы) – Бейт-Суфья.
Комплекс, построенный в скальном желобе на западном берегу Кедрона в 400 метрах к северу от Мар-Саббы. С внешней, восточной стороны, комплекс огораживает стена, выстроенная на краю желоба. Северный и южный торцы также защищены стеной. С запада – уходящая вверх отвесная скала. Комплекс включает в себя церковь, двор, келью и водяную цистерну. По преданию, здесь были захоронены останки Софии – матери св. Саввы. В начале XX века комплекс был основательно отремонтирован, включая окружающую его стену. Ныне в келье при церкви нет насельника, комплекс обычно заперт. От нижних ворот монастыря к калитке Бейт-Суфьи ведет мощеная тропа (сохранилась частично). Комплекс имеет размеры 28х6 м. Калитка в южной стене ведет в первый внутренний двор, в котором высечена в скале водяная цистерна, действующая до сих пор. С северной стороны двора поставленная на арочный пролет лестница ведет во второй внутренний двор. Лестница, пристроенная к южной стене церковки св. Софии, поднимается к узкому проходу между западной стеной церкви и скалой. Вход в церковь с севера из второго двора. Входной проем имеет 0,75 м в ширину. Сама церковь имеет в плане форму трапеции размерами 2,7х2,05-2,2 м. Толщина стен около метра. С восточной стороны апсида шириной 0,8 м и высотой 1 м, апсида перекрыта полукупольным сводом. На уровне пола в апсиде прямоугольная ниша, где, возможно, были захоронены кости св. Софии. Стены церкви украшают фрески. В апсиде фрески, изображающие трех архангелов – Михаила (в центре), Рафаила (справа) и Гавриила (слева). Над апсидой фреска Крещения – изображен Иисус Христос, справа от него – Иоанн Креститель и еще один образ (возможно, олицетворение духа реки Иордан), справа царь и царица с коронами на головах. На южной стене сцена Успения Богородицы: Мария лежит на смертном одре, по сторонам – апостолы. Над двумя маленькими нишами в западной стене фреска, изображающая Распятие: Христос на кресте, лишь набедренная повязка прикрывает его чресла, слева три Марии, справа Иоанн и ученики. У ног Христа надпись по-английски «Jesus Christ King of the Jews». Роспись древняя с поздними поновлениями. Ниже образ Саввы. Рядом с ним на южной стене восстановленная греческая надпись, выполненная после окончания строительства церкви и рассказывающая об истории ее возведения: «Праведная София, мать Саввы, возжелав оставить мирскую жизнь и стать монахиней, получила благословение Саввы и удалилась в монастырь святой Павлы в Вифлееме. София вела святую жизнь и прославилась как святая. По смерти её святые мощи были перенесены в сие место, и старцы построили над ними церковь, освященную во имя её, было сие в году 657 от Р. Х.». (Для Й. Патриха перевел с греческого монах лавры о. Херувим Хрисостомос; в оргинале надписи ошибка в дате: вместо ΧΝΖ написано ΧΕΖ.) Древние своды церкви не сохранились, наличествующие относятся к началу ХХ века, выполнены из железных балок и бетона. Древние фрески только на западной и восточной стенах доходят до потолка, у двух других стен верхние части, видимо, обрушились, так что фрески покрывают нижние две трети стен. С северной стороны второго двора жилая келья размерами 3,1х1,7 м, перекрытая сводом. Система водоснабжения комплекса частично древняя, частично восстановленная в новейшее время. Древний водосборник, сохранившийся на участке в пять метров, ведет к комплексу с севера и открывается на крышу кельи. Оттуда вода направляется по современному водостоку во второй внутренний двор, откуда еще один водосток ведет в первый двор в древнюю цистерну. По другой водосточной трубе вода направляется в цистерну с крыши церкви.
Помимо описанного подхода к церкви с юга, любители прогулок по пустыне и горным склонам могут попытаться дойти до церкви с севера, от переправы через Кедрон на старой грунтовой дороге в Мар-Саббу из Иерусалима (к переправе можно добраться пешком, двигаясь на юго-восток от поселения Кейдар – примерно 5 км, от переправы до церкви 1,5 км). Проход представляется возможным, однако удовольствие это сомнительное, поскольку сойдя с дороги влево после переправы, придется идти вдоль потока, несущего сточные воды. Сама дорога от переправы уходит вверх и проходит над ущельем, выводя к башне Юстиниана. Пытаться спуститься от дороги к церкви с запада при отсутствии навыков скалолазания не рекомендуется. Церковный комплекс, как было сказано, обычно заперт. Желающим посетить церковь и войти внутрь, следует попытаться договориться в Лавре с тем, чтобы там выделили монаха-проводника с ключами. Лучшие обзорные виды церкви открываются с противоположного берега Кедрона. Выбрав этот вариант, идти следует по восточному берегу Кедрона, поверху, по тропе, следующей линии древнего акведука, отводившего из Кедрона воду для водоснабжения крепости Гиркания (Хоркания).
[p]Источники:1. Й. Патрих. Монашество Иудейской пустыни в византийский период. Изд-во «Яд Ицхак Бен-Цви», Иерусалим, 1995 (на иврите).
2. Й. Патрих. «Карта Дир Мар-Саббы (109/7)». (J. Patrich. “Map of Deir Mar Saba (109/7)”). Israel Antiquities Authority. Иерусалим, 1994 (на англ. и иврите).