ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Данков. Церковь Иоанна Богослова.


Данков. Церковь Иоанна Богослова
Церковь. Действует.  
Престолы:Иоанна Богослова
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:1875.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Липецкая обл., г.Данков, ул. 8 марта/ул. Жданова

Координаты: 53.246616, 39.147087



Сортировка:

Церковь Иоанна Богослова, , Данков, Данковский район, Липецкая область
TUnknown
13 июня 2008
Церковь Иоанна Богослова, , Данков, Данковский район, Липецкая область
Сергей Сол
10 сентября 2019
Церковь Иоанна Богослова, Вид с северо-запада<br>, Данков, Данковский район, Липецкая область
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 мая 2019
Церковь Иоанна Богослова, Вид с юга<br>, Данков, Данковский район, Липецкая область
Вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 мая 2019
Церковь Иоанна Богослова, , Данков, Данковский район, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Владимир Поваляев
21 августа 2011
Церковь Иоанна Богослова, , Данков, Данковский район, Липецкая область
Илья Смирнов
26 сентября 2010
Церковь Иоанна Богослова, , Данков, Данковский район, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Гендальф
2 мая 2010
Церковь Иоанна Богослова, , Данков, Данковский район, Липецкая область
TUnknown
13 июня 2008
Церковь Иоанна Богослова, Апсида<br>, Данков, Данковский район, Липецкая область
Апсида
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 мая 2019
Церковь Иоанна Богослова, Завершение<br>, Данков, Данковский район, Липецкая область
Завершение
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 мая 2019
Церковь Иоанна Богослова, Северный портал<br>, Данков, Данковский район, Липецкая область
Северный портал
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 мая 2019
Церковь Иоанна Богослова, , Данков, Данковский район, Липецкая область
Илья Смирнов
26 сентября 2010
Церковь Иоанна Богослова, купола<br>, Данков, Данковский район, Липецкая область
купола
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
7 июля 2012
Церковь Иоанна Богослова, источник: Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. Год: 2011, Автор: А.Клоков, А.Найденов.<br>, Данков, Данковский район, Липецкая область
источник: Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. Год: 2011, Автор: А.Клоков, А.Найденов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??
Церковь Иоанна Богослова, источник: Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. Год: 2011, Автор: А.Клоков, А.Найденов.<br>, Данков, Данковский район, Липецкая область
источник: Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. Год: 2011, Автор: А.Клоков, А.Найденов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


ГендальфАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 июля 2009

Храм построен в 1875–1914 годах. Выполнен в русском стиле с элементами эклектики. Бесстолпный храм имеет в плане форму латинского креста. В основе конструкции лежит четверик с примыкающими к нему: с востока — пятигранным алтарем, с запада — небольшой папертью, с севера и юга — боковыми притворами. Храмовая часть завершается восьмигранным барабаном, венчающимся лучковой главкой. В эклектичной отделке фасадов использована декоративная кирпичная кладка, различные комбинации элементов которой украшают здание: рустованные лопатки барабана, ступенчатый карниз, фигурные нишки, оформляющие углы приделов и зеркала с сухариками на гранях апсиды. Декор фасадов выполнен в формах, частично заимствованных из древнерусского зодчества. Это килевидные сандрики над полуциркульными окнами, стилизованные под закомары аттики, венчающие грани барабана, фигурные фронтоны северного и южного фасадов. Художественную выразительность придает выделение цветом архивольтов.

http://rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=66951


VLAD21954  25 марта 2013

Существующий ныне каменный храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова построен в 1875-1913 гг. на месте бывшей деревянной церкви Иоанна Богослова, устроенной на этом месте в далеком 1628 г. «у полковых козаков в слободе, на берегу реки Дону», с присоединением соседнего прихода также пришедшей в ветхость деревянной церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы, с устроением бокового придела в честь святой великомученицы. 

В 1913 г. храм был освящен и имел 3 престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святой великомученицы Параскевы Пятницы. Храм служил до 1930-х гг., после чего был закрыт, а здание в разные годы использовалось в качестве общежития завода «Расткаучук» (совр. химзавод), керосиновой лавки, склада горторга, магазина.

В 1997 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. С 2003 г. возрожден приход, возобновлены богослужения.


Марина Зуйкова  18 ноября 2016

Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Данкова

Церковь Иоанна Богослова. Приход слободы богословских казаков. Упоминается писцовыми книгами 136 г. (1628 г.), 137 г. (1629 г.) как "церковное место". В окладных книгах 1676 г. значится уже как церковь. Храм был деревянным. Вместо этого сооружения по данным Добролюбова в 1780 г. была построена другая деревянная церковь "в прежнее храмонаименование". В 1716 г. приход составлял 16 дворов, в 1780 г. – 54, в 1885 г. – 134, прихожан – 930. И в 1885 г. церковь была деревянной. В 18 в. она имела 39 десятин земли. Причт – 1 священник и 1 псаломщик. Жили скудно. По данным Соседова В.П., новая церковь была поставлена в 1881 г.

Сведения, предоставленные настоятелем храма ап. Иоанна Богослова священником Николаем Стаднюком: В 1930-е гг. храм был закрыт, разрушена колокольня (?), уничтожены колокола, все иконы и иконостасы. Здание храма сначала использовалось как зернохранилище, керосиновая лавка и продовольственный магазин. Как только стали продавать мясо, то в храме начались необычайные явления, и магазин вынуждены были закрыть. В 1997 году храм передали Церкви, но только в августе 2003 года здесь начались постоянные богослужения.

Церковь Богословская, в Богословской слободе

В писц. книге 136 и 137 г. замечено, что кроме Никольской церкви, было у полковых же казаков в слободе место церковное во имя Ивана Богослова на берегу реки Дон, а по мере того под церковь и под дворы вдоль 100 сажень, а поперек 60 сажень.

В окладн. книгах 1676 г. значится уже церковь Иоанна Богослова за Доном в Казачьей слободе, при коей в приход состояло шесть дворов казаков, за семь дворов бобыльских. И всего пятнадцать дворов. А прежние дани замечены в тех же окладных книгах с той церкви было рубль пять денег…И всей дани 38 алтын одна деньга. В Ландратск. кн. 1716 г. Богословской слободе показано: казачьих 12 дв., оскуделых 1 дв., и 3 дв. вдовьих, под 1780 г. в ней числилось уже 54 двора. Вместо упоминаемой в XVII ст. дер. Богословской церкви, существующая ныне в Богословской слободе также дер. церковь в прежнее храмонаименование с деревянною вокруг ее оградою построена в 1780 г. При ней церковной писцовой земли ныне состоит 39 дес. На что имеется план и межевая книга. В пользу церкви имеется неприкосновенного капитала в количестве 100 руб. В приход при 134 дв. в 1885 г. числилось муж. пола 458, жен. пола 482. В притч материальное положение, которого весьма скудно по штату 1873 г. положены 1 свящ. И 1 псал.

Окладн.кн. 1676г., л 585 обор. Ландритск.кн. 1716г., л 62-67. Кн. записи новопост. № 493, № 494, л 147. № 495, л 58 № 497, л 96 обор. Прошен. прихож. о произведении диакона Стеф. Алексиева в иерея в Богословской церкви 1806г. февр. 19 № 686- с 1805-86 г.

http://dankbogoslov.prihod.ru/duhovenstvo


Елена Григорьева
 

История Покровской церкви города Данкова, которую в настоящее время большинство данковчан и гостей города знают как Богословскую, началась в 1880-х г.г., когда жители Пушкарской и Богословской слобод решили объединить свои приходы. 26 июля 1886 г. священники и прихожане Богословской и Пятницкой церквей подали архиепископу Рязанскому Феоктисту (Попову) следующее прошение: «Существующие в наших смежных слободах, отделяющиеся одною проездною дорогою, два деревянные храма Пятницкий и Богословский, на расстоянии один от другого около 100 сажен, построенные в конце XVIII столетия, оба приходят в ветхость, и по неимению средств, за малочисленностью прихожан в той и другой слободах (в Богословской 458 душ, в Пушкарской с деревнею Куликовкою 598 душ.) на устройство новых отдельных храмов, мы и все прихожане наши согласились устроить на общия средства обоих слобод и деревни Куликовки вместо двух деревянных один каменный храм на земле, принадлежащей той и другой слободе; для чего и составлен в апреле сего года прихожанами обоих церквей один общий приговор с употреблением на построение одного новаго каменнаго храма добровольных пожертвований и обязательнаго взноса, начиная с текущаго года на всё время постройки его, от каждаго прихожанина по одному снопу от копны всякаго хлеба, и с тем, чтобы по постройке новаго храма все прихожане отдельно существующих ныне деревянных храмов принадлежали уже к одному сему храму, в ведении имеющего быть при нём одного причта… Имеем честь нижайше просить Архипастырскаго Вашего благословения разрешить нам начало постройки…» В будущем объединённом приходе Пушкарской и Богословской слобод должно было быть 333 дома и 1 056 душ мужского пола.

Проект нового храма был выполнен рязанским губернским архитектором Яковом Васильевичем Кривцовым и в декабре 1886 г. представлен на утверждение, а 8 января 1887 г. утверждён Строительным отделением Рязанского губернского правления. Наблюдение за строительством взялся вести автор проекта, архитектор Я. В. Кривцов. Для ведения стройки нового храма в Пушкарско-Богословской слободе был создан попечительский совет, который возглавил священник Георгиевской церкви города Данкова Николай Малютин. В течение 1887 г. закупался строительный материал, а в июне следующего 1888 г. началась постройка храма.

Прихожане Пушкарской и Богословской слобод никогда не отличались особым достатком, а потому строительство каменной церкви шло неспешно. Для увеличения темпов стройки в 1890 г. было создано церковно-приходское попечительство, которое стало собирать с жителей Пушкарской и Богословской пригородных слобод по снопу с копны, что давало не менее 1 500 руб. в год на строительство храма. Однако кардинально решить ситуацию с нехваткой средств на строительство всё равно не удавалось, а в 1892 г. «по случаю несчастнаго неурожайнаго года» было и вовсе приостановлено. Впрочем заготовка материала в виде кирпича и извести продолжалась и в это время.

К октябрю 1902 г. окончилось только сооружение трапезной, где один из приделов был готов для освящения. Младший губернский инженер, осматривавший постройку, в своём акте отметил: «Всё сооружение трапезной исполнено согласно утверждённому плану, прочно и ничем не угрожает общественной безопасности, вследствие чего к освящению и отправлению Богослужений препятствий не встречается».

Подготовив придел к освящению, 6 ноября 1902 г. причт, церковные старосты и почётные прихожане Пушкарской и Богословской слобод г. Данкова подали прошение на имя Преосвященного Владимира (Благоразумова), епископа Михайловского, викария Рязанской епархии: «Прилагая при сем архитекторский акт об осмотре новостроющейся Покровской церкви при Пушкарской и Богословской города Данкова слободах и опись самой церкви в двух экземплярах, осмеливаемся просить всепокорнейше Вас, Ваше Преосвященство, благословите и разрешите местному благочинному соборной г. Данкова церкви протоиерею Михаилу Сперанскому в течении месяца ноября сего 1902 года освятить придел во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, на что и ожидаем Вашей милостивой Архипастырской резолюции. 1902 года ноября 6 дня. Пушкарской г. Данкова слободы священник Николай Перехвальский. Богословской г. Данкова слободы священник Феодор Коленский…» К прошению прилагалась подробная опись строящейся церкви. Отметим, что уже тогда причт и прихожане будущего храма определили наименование будущего главного престола - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Связано это было, по всей вероятности, с договорённостью прихожан Богословской и Пятницкой церквей престольным для их слобод праздникам посвятить придельные престолы в трапезной части, а в качестве наименования главного престола выбрать новый для обоих приходов праздник Покрова, - чтобы никому не было обидно.

После освящения в 1902 г. Богословского престола и перехода в него причта из церкви св. Иоанна Богослова постройка каменного храма совсем остановилась: средства «были очень скудны, так что приходилось прибегать к займам… Средства истощились. Прихожане … обессилели и ничего не могли дать на продолжение постройки. Храм стоял недоложенный и раскрытый до 1909 года, хотя в трапезной части совершалась служба Божия». Для продолжения строительства прихожане собирали по 50 коп. с приходской души. Но крестьяне обеих слобод и деревни Куликовки были бедны по причине малоземелья, многие жили исключительно извозом, повлиял на их благосостояние и ряд неурожайных лет. Поэтому только к осени 1910 г. прихожане окончили отделку трапезной и 13 октября подали прошение о разрешении «освятить местному благочинному священнику Сторожевой г. Данкова слободы о. Петру Игумнову - престол во имя Святыя мученицы Параскевы 18 октября сего года и выдать Святый Антиминс для означеннаго престола».

Пятницкий престол был освящён 18 октября 1910 г., после чего причт деревянной церкви Пушкарской слободы перешёл в каменный храм, который впредь стал именоваться Покровским. Однако до освящения главного престола было ещё далеко, средств по-прежнему не хватало. В 1911 г. и в 1912 г. прихожанам выдавалась просительная книга.

Помощь жителям Пушкарско-Богословской слободы в устройстве главного Покровского престола пришла неожиданно со стороны благотворителя. 26 ноября 1912 г. получено разрешение устроить на средства купеческой вдовы данковского городского головы Александры Ивановны Поповой иконостас в церкви Пушкарской и Богословской слобод. Желая увековечить память своего покойного мужа, родственников и себя А. И. Попова предложила прихожанам Покровского храма помощь, поставив непременным условием ежегодно совершать литургии в день ангела покойного её мужа 7 марта, в этот день совершается память в честь святого великомученика Василия, епископа Херсонского, и 23 апреля - в день святой мученицы царицы Александры, день Ангела жертвовательницы, и совершать вечное поминовение на ежедневной службе при жизни о здравии, после смерти об упокоении. На устройство иконостаса А. И. Попова пожертвовала 7 000 руб. К октябрю 1913 г. иконостас был установлен. На средства А. И. Поповой приобретены также утварь и облачения.

12 октября 1913 г. Покровский приход подал прошение епископу Рязанскому Димитрию (Сперовскому) об освящении главного престола: «Покорнейше просим Ваше Преосвященство разрешить и благословить освятить новоустроенный престол и иконостас в честь Покрова Пресвятыя Богородицы благочинному 1-го Данковскаго округа Священнику о. Петру Игумнову». Предполагалось совершить торжество освящения 23 октября 1913 г.

В это время в церковной библиотеке насчитывалось 150 томов. При храме действовала церковно-приходская школа, в которой обучались 40 мальчиков и 20 девочек.

Освящение новой каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Пушкарско-Богословской слободе г. Данкова совершил 23 октября 1913 г. благочинный 1-го Данковского округа священник Пётр Игумнов.

В 1914 г. доктор медицины, коллежский советник Иван Иванович Знаменский завещал в церковь 700 руб. в пользу причта на вечное поминовение рабов Божиих Иоанна и Анны, диакона Иоанна, Феодосии и Агриппины и 1 000 руб. на устройство тёплой церкви.

По сведениям на тот же 1914 г., Покровской церкви принадлежало усадебной земли с погостом 2 дес., пахотной - 80 дес. Причт храма составляли два священника, диакон и два псаломщика. Священно- и церковнослужители проживали в собственных домах, построенных на собственной земле. В Пушкарско-Богословской слободе в это время насчитывалось 369 дворов, в них 1 207 мужчин и 1 254 женщины. В приходе д. Куликовка 86 дворов, в них 275 мужчин и 292 женщины. С шестью дворами духовенства, в которых проживали 11 человек мужского пола и 11 женского, всего в приходе Покровской церкви насчитывался 461 двор, в них 1 493 мужчины и 1 557 женщин.

С началом Первой мировой войны приход Богословской слободы активно включился в движение за трезвость. На сходе прихожан было постановлено активно бороться с этим пороком: «Всех лиц, замеченных в пьянстве, а тем паче в шинкарстве, ни в какия должности по общественному управлению не выбирать и доводить о них до сведения местного кредитного товарищества и земской кассы мелкого кредита для отказа в ссудах … Не допускать больше распития вина на сходах и при всяких мирских делах… Ходатайствовать перед начальником губернии об оказании возможного содействия к сокращению в Данкове казённых винных лавок и ренсковых погребов, закрытию пивных и трактиров… воспрещению торговать спиртными напитками не только в праздничные, но и в базарные дни и во время ярмарок».

Посетивший 29 июля 1915 г. недавно освящённую Покровскую церковь Преосвященный Амвросий (Смирнов), епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии, осмотрел храм и «выразил пожелание о скорейшей достройке её колокольни». Однако звоннице у Покровской церкви так и не суждено было появиться. Грянула революция, и о всяком храмоздательстве пришлось забыть на долгие десятилетия.

В 1922 г. из Покровской церкви изъята была серебряная утварь, а в 1929 г. храм лишился оставшейся металлической утвари. Согласно описи тогда были изъяты 2 колокола медные, один весом 2 пуда, второй - 15 фунтов, купель белого железа… 3 креста медные - 1 фунт в каждом в первых двух и 1 крест весом 1/2 фунта.

Осенью 1932 г. власти ставили вопрос о «закрытии церкви слободы Пушкари» и переделке её под Дом культуры, но тогдашний председатель церковного совета Сергей Павлович Гудков «яро агитировал против закрытия и сагитировал женщин голосовать против, и вопрос был сорван».

Закрытие Покровской церкви, которую многие жители Данкова продолжали по привычке называть либо Богословской, либо Пушкарской, состоялось после ареста в апреле 1933 г. священника Симеона Александровича Волотова и псаломщика Егора Алексеевича Минакова. В июне того же года Волотов и Минаков были осуждены на пять лет лагерей, каждый за антисоветскую агитацию.

После закрытия Покровского храма в нём было организовано зернохранилище, потом склад, керосиновая лавка, магазин. В 1944 г., после «потепления» отношений между церковью и государством церковный приход в Пушкаро-кладбищенской слободе был вновь зарегистрирован. Прихожан тогда насчитывалось 200 человек. В храме служили 3 священника и 1 псаломщик. Но во время хрущёвских гонений конца 1950-х - начала 1960-х г.г. Покровский храм вновь был закрыт и теперь уже на несколько десятилетий.

В 1994 г. жители бывших Пушкарской и Богословской слобод города Данкова зарегистрировали приход Богословского храма, ибо за долгие годы безбожного лихолетья память о главном Покровском престоле стёрлась в памяти людей. Однако в здании церкви по-прежнему работали склад и магазин продовольственных товаров, убрать которые потребовали прихожане в 1995 г. В том же году, 9 октября, в храме состоялось первое богослужение. А в 1997 г. бывший Покровский храм передали Русской Православной Церкви.

Существующий каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Пушкарско-Богословской слободе был восстановлен в 1990-х гг., но ошибочно главный престол освящён в честь Иоанна Богослова.

Постоянные службы в Богословском храме стали проводиться с августа 2003 г. Главный престол храма до сих пор не освящён. В настоящее время силами прихода продолжается постепенное восстановление былой красоты внешнего и внутреннего убранства церкви. И хочется верить, что вскоре храм будет окончательно восстановлен и после освящения главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы вернётся память и традиция правильного храмонаименования.

По материалам книги Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. / А. Ю. Клоков, А. А. Найдёнов - Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2011.; http://rus-towns.ru/category/g-dankov/xramy-g-dankova/



Комментарии и обсуждение


Из священнослужителей известны: Федор, уп. в 1628 и 1676 г.; Симеонов Софониев, род. в 1688 г. дек. 14; Сильвестр Даниилов, род. в 1701, мая 9; Лев Симеонов, род. в 1734 г. сент. 28; Макарий Емеллиан Елевфериев, уп. с 1760-84 г.; Иоанн Иаковлев, упом. с 1784 г. по 7 янв. 1806 г.; Иоанн Петров, р. в 1809 г.; Мартин Иоаннов, род. в 1812 г.; Гавриил Филиппов Смирнов, р. в 1833 г. авг.22; Захарий Васильев Муретов, уп. с 30 мая 1835 г. по 11 июня 1836 г.; Петр Симеонов Чельцов, уп. с 8 сент. 1845-58 г.; Петр Феодоров Кротков, уп. с 14 мар. 1858-61 г.; Алексий Иоаннович Амарантов, сост. с 20 сент. 1861 г.

Из книги "Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии" И. Добролюбов, 1888 г. том 3.

21 июля 2009, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Гендальф.

Церковные старосты приходов Рязанской епархии - 60-70-е годы XIX века (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1865-1879 гг.). Данков, Богословская церковь в Богословской слободе. 1866-1879 гг. - крестьянин Богословской слободы Захар Рассолов.
23 апреля 2012, Светлана Шебанова.