«Село Купань или Хупань и в нём церковь в честь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова известны по историческим памятникам издревле. Ещё в сотной выписи 1563 года упоминается в с. Хупани церковь во имя Иоанна Богослова и при ней поп Иван. В XVIII веке, кроме церкви Иоанна Богослова, видим в том же селе ещё и другую деревянную церковь в честь великомученицы Варвары. Памятником этой древней, исчезнувшей к концу XVIII века церкви служит в настоящее время престол в честь великомученицы Варвары в нижнем этаже нынешнего двухэтажного каменного храма и две иконы её имени. Одна из икон находится в храме и в описи древних предметов церкви с. Купани описана так:
Позади правого клироса находится чтимая прихожанами и окрестными жителями за явленную и чудотворную икона святыя великомученицы Варвары с предстоящими мученицами Екатериной и Иулианией. Высотою сия икона 14 вершков, а шириной — 10 вершков. Дска деревянная с выемкой; по краям дски поля тёмно-синего цвета. Фон иконы тёмный. Краски от времени потемнели, а по местам значительно и облупились. Риза на иконе и венцы серебряные, 84 пробы, чеканные, отзолочены; весу в них 3 фунта 30 золотников. Икона по преданию древняя.
О второй иконе, помещающейся в часовне, опись говорит: Размером сия икона 14 вершков, а в ширину 13 вершков. Низ иконы от времени обгнил. Дска гладкая. По краям дски выпуклые поля. На одном боковом поле изображён святой священномученик Власий, а на другом преподобная Мария Египетская. Над главой святой великомученицы Варвары изображён Иисус Христос, а по сторонам Его —два ангела. В правой руке святой великомученицы Варвары святой крест, а в левой хартия с надписью: «Верую во единаго Бога Отца». Живопись от времени попорчена; лики почти облупились. Фон иконы зелёный, а полей — тёмно-зелёный. На иконе имеется медная, чеканная, отзолоченная риза. Икона по преданию древняя.
Судя по приведённым местам описи, в с. Купани об иконах великомученицы Варвары не сохранилось определённых преданий, кроме рассказов общего свойства об их древности и особом почтении, которым они пользовались издавна. Некоторые данные к истории этих икон даёт одно из дел архива Переславской духовной консистории, возникшее во второй половине XVIII века. В нём, вероятно, и имеются в виду те самые иконы, о которых говорит цитированная выше опись.
Указанное дело открывается сообщением священника с. Купани Фёдора Игнатьева, который 3 октября 1771 года в Переславской консистории сообщил следующее: В с. Купани в церкви святого Евангелиста Иоанна Богослова имеется часть святых мощей из персей святой великомученицы Варвары, серебром вокруг оправленная, с надписью на том серебре о тех мощах великомученицы Варвары, да ещё имеется ж во образе оной же великомученицы Варвары с надписью, что мощи той же великомученицы, — о которых святых мощах и в описи в Переславскую духовную консисторию в 1756 г. показано. А записки в той церкви, когда оные мощи и от кого именно внесены, кроме что на тех мощах надписано, не имеется. Слышал же он, священник, от старожилых бывших тутошних священников и крестьян, что того села из крестьян был в Казани протопопом Андрей Никонов и ездил в Киев молиться и, оныя святые великомученицы Варвары мощей части оттуда привезши, по усердию своему отдал в Купанскую церковь, а сколько назад тому лет, никто не запомнит.
Из дела не видно, по какому поводу дано было в Переславской консистории это сообщение священником Феодором Игнатьевым. Но сопоставляя его с последующими показаниями того же священника, данными им в 1778 году, можно думать, что такое объяснение было потребовано от Феодора Игнатьева в связи с постигшим Россию в 1771 году бедствием — опустошительным действием страшной болезни моровой язвы и тем почтительным отношением к Купанской иконе великомученицы Варвары, какое было оказано ей жителями г. Переславля. Об этих событиях священник Феодор Игнатьев в 1778 г. на новом допросе дал показание в такой форме:
В 1771 году в несчастливое для народа время взят был образ великомученицы Варвары с мощами из того села Купани, по приказанию бывшаго Преосвященнаго Геннадия епископа в град Переславль для богомолия градским протопопом Иваном Ивановым, и был тот образ в этом граде Переславле в градской соборной церкви чрез 6 недель, с которым и по купеческим ходили домам, и паки в то село Купань оный образ с подобающею честию с крёстным ходом по приказу онаго ж Преосвященнаго Геннадия всенародно всем градом провожаем был, а во время с оным по граду хождении прикладныя к образу деньги собирались в запечатанную экономических вотчин казначеем Антоном Никитиным Сухотиным кружку, который Сухотин, по окончании с тем образом хода, отдал мне, священнику, высыпанных из той кружки денег десять рублёв пятьдесят коп.; свечи же продавались не из нашей Купанской церкви, но от градского собора, а доходныя за молебны деньги разделяемы были по частям на всех соборных служителей, между коими и я священник Феодор получал седьмую часть. На украшенье ж тех образов особливый тогда по граду учинён сбор Переславской духовной канцелярии ассесором Иваном Алексеевым Барыковым и сколько тех денег собрано, о том мне священнику неизвестно; и украшены оные образа как серебром, так и жемчугами тщанием его Барыкова...
Итак, до 1771 года в с. Купани было два образа великомученицы Варвары с мощами, принесёнными, по народным преданиям, неизвестно когда протопопом Андреем Никоновым, уроженцем с. Купани, из г. Киева. Один из этих образов пользовался особенным почётом не только в с. Купани, но и среди населения г. Переславля, чем и объясняется то обстоятельство, что во время моровой язвы его нарочито приносили в г. Переславль. Здесь он оставался в течение шести недель, принимаем был в домах горожан, а затем снова возвращён на прежнее место в храм с. Купани. Во время пребывания образа в Переславле на украшение образов великомученицы Варвары, принадлежавших Купанскому храму, учинён был по городу особый сбор, благодаря которому иконы украсились серебром и жемчугом.
Само собою понятно, что после всенародного чествования Купанской иконы в г. Переславле почтение к ней со стороны окрестных жителей ещё более возросло. Село Купань сделалось местом паломничества для ближайшего населения. Собираемый от паломников приношения дали возможность старосте с. Купани ремонтировать церковь и колокольню, как показал об этом священник Феодор Игнатьев. Так продолжалось до 1778 года.
22 августа того года Преосвященный Феофилакт, епископ Переславский, узнав о существовании в с. Купани двух икон с мощами, распорядился взять обе иконы в консисторию для рассмотрения, а в Киевскую консисторию послать бумагу с запросом, давались ли когда-нибудь и кому-нибудь частицы мощей великомученицы Варвары.
В сентябре священник с. Купани Герасим Феодоров с двумя иконами великомученицы Варвары был выслан в консисторию и здесь допрошен. Допросили также его отца, заштатного священника с. Купани, упомянутого выше Феодора Игнатьева и церковного старосту. Феодор Игнатьев в дополнение к показанию 1771 года передал подробно историю временного перенесения иконы в 1771 г. в гор. Переславль, о чём сообщалось уже раньше. Священник Герасим Феодоров и церковный староста говорили больше о том, как в последние годы производилось подаяние от приходящих и приезжающих из разных мест для богомолия людей. По допросе, священников и старосту отпустили домой, а иконы оставили в консистории.
Между тем приближалось 4 декабря, день памяти великомученицы Варвары. Прихожане с. Купани обратились к Преосвященному Феофилакту с всепокорнейшей просьбой отдать образа хотя бы только на один наступающий праздник. Епископ Феофилакт признал их просьбу заслуживающею удовлетворения и распорядился возвратить прихожанам обе иконы на время до рассмотрения. Чрез четыре дня после этой резолюции пришло извещение и из Киевской консистории. Она сообщала, что никаких записей об отнятии части мощей великомученицы Варвары и о даче их на сторону не имеется. Епископ Феофилакт даёт вновь распоряжение: «Оставить иконы по прежнему в помянутой церкви, но с тем, чтобы всю церковь священник старался привести в лучшее благолепие».
Но это желание Владыки, выраженное, вероятно, на основании его личных наблюдений при посещении с. Купани, было выполнено нескоро, несмотря на то, что церковь, благодаря многочисленным богомольцам, располагала для этого средствами.
В 1782 г. священник села Купани Герасим Феодоров и прихожане вступают с просьбой о произведении лишь частичной реставрации своей деревянной церкви в честь великомученицы Варвары. «В оном с. Хупани, — пишут они, — вторая церковь во имя святой великомученицы деревяннаго здания, которая обнизла и желаем, оную церковь приподняв без повреждения святого престола, подвесть под оную три ряда».
Епископ Феофилакт на прошении положил резолюцию: Означенная церковь за ветхостию непрочна и ненадёжна, а потому и подрублять не следует. Священнику ж с прихожанами объявить, чтобы приступали к построению новой непременно с будущаго сентября месяца, а ежели о сём вознерадят, то исправление церковных треб перевесть в церковь с. Копнина, Купанскую за ветхостию запретя. В разсуждении собираемаго дохода от приходящих молебщиков, давно бы уже надлежало построить каменную церковь. Мая 17 числа 1782 г.
Угроза епископа Феофилакта перевести исправление треб в с. Копнино говорит как будто за то, что и первая церковь святого Евангелиста Иоанна Богослова к тому времени сильно обветшала и не могла служить местом для благолепного отправления богослужений.
Чрез несколько дней после резолюции Преосвященным Феофилактом выдана была в с. Купань и грамота на построение нового храма. Грамота эта хранится в церкви с. Купани и помечена 31 мая 1782 г.
Но едва ли в этом году, да и вообще до конца XVIII века приступили к постройке нового храма. Дело ограничилось, кажется, разрушением Варваринской старой. По крайней мере, в одном списке церквей Владимирской епархии конца XVIII века читаем: «В с. Хупани церковь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова деревяннаго здания об одном этаже построена тщанием того села приходских людей, а в котором году неизвестно; при ней колокольня деревянная».
Новый каменный храм в с. Купани начал строиться лишь в 1806 г., по благословению епископа Владимирского Ксенофонта, и окончен был постройкой в 1814 году.
Статья Н.В. Малицкого «Иконы великомученицы Варвары в с. Купани, Переславского уезда». http://pki.botik.ru/articles/c-kupan1907mal.pdf