ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тискады. Церковь Троицы Живоначальной.

Tiskādu Vissvētās Trijādības pareizticīgo draudze


Тискады. Церковь Троицы Живоначальной
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:1878.
Адрес:
Латвия, Резекненский район, пос. Тискады, ул. Резекнес 6
Rēzeknes iela 6, Tiskādi, Silmalas pagasts, Rēzeknes novads, Latvija

Координаты: 56.451883, 27.068851
Проезд:Автобусом из Резекне (17 км)



Церковь Троицы Живоначальной, , Тискады, Резекненский край и г. Резекне, Латвия
Илья Лепетян
24 сентября 2011
Церковь Троицы Живоначальной, , Тискады, Резекненский край и г. Резекне, Латвия
Илья Лепетян
24 сентября 2011
Церковь Троицы Живоначальной, , Тискады, Резекненский край и г. Резекне, Латвия
Илья Лепетян
26 августа 2010
Церковь Троицы Живоначальной, Маковки.<br>, Тискады, Резекненский край и г. Резекне, Латвия
Маковки.
Владимир Ткаченков
16 июля 2014
Церковь Троицы Живоначальной, Новая маковка с крестом.<br>, Тискады, Резекненский край и г. Резекне, Латвия
Новая маковка с крестом.
Владимир Ткаченков
16 июля 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Вишнёв  18 сентября 2007

Тискады - большое старообрядческое село, в которое в 1877 году был перемещён из Резекне иеромонах Мелитон. Его стараниями, по распоряжению епархиального начальства, на пожертвования разных боготворительных лиц и деньги в сумме 1705 рублей 50 копеек, в 1878 году в Тискадах была построена деревянная церковь для единоверцев, более 200 человек которых перешли из старообрядцев к единоверию. Церковь освящена 5 июня  1878 года Преосвященным Викторином, епископом Полоцким и Витебским. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, в связи с колокольнею. Престол один во имя Святой Троицы. Отец Мелитон служил в приходе по ноябрь 1885 года.

Ближайшие церкви – Резекненский городской собор в 18 верстах. Священник – Феодор Львович Журавский, сын псаломщика, 27 лет (на 1900 г.), род. в селе Глазове Невельского уезда Витебской губернии. Окончил Витебскую Духовную семинарию в 1895 году. Рукоположен во священника к Тискадской единоверческой церкви с 21.02.1899 года. С 27.09.1936 года настоятелем в приходе состоял отец Иоанн Романов. Прихожан: на 1900 год - мужчин – 178 и женщин – 186 чел., на 1936 год – всего 350 человек. В 1982 г. храм закрыли. Иконы, утварь куда-то вывезли, а церковные книги сжигали прямо во дворе. Как любой дом, который остается без хозяина, храм потихоньку начал разрушаться. По распоряжению Владыки Александра Тискадский храм Святой Троицы зарегистрировали в Синоде и назначили его настоятелем отца Николая Рудзейша.

Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 187 за 1900 год, лист 39 по 50. Ведомость о церкви Тискадской Свято-Троицкой единоверческой.

С.П.Сахаров «Православные церкви в Латгалии», изд.Рига, 1939 г. Стр. 151-153.


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 июня 2009

После присоединения Инфляндии к России (1772) стали актуальными не только вопросы о воссоединении униатов с православными и об ограничении католического влияния в крае, но и появилась необходимость миссионерской работы, направленной на искоренение раскола. В 1800 году императором Павлом было узаконено единоверие. Светская власть была уполномочена увещевать раскольников к принятию единоверия, и только в случае отказа дозволялось производить обыски, конфискацию богослужебных предметов и запечатывание моленных. При переходе в единоверие староверам разрешалось переделывать молельни в православные церкви. Первые единоверческие приходы в Инфляндии появились в царствование Николая I – в Креславке (1839) и в Динабурге (1851). Единоверческие священники, как правило, посвящались в сан из старообрядческих наставников, при переходе их в единоверие. Миссионерская деятельность была направлена также на создание сети церковно-приходских школ и школ грамоты. Периодом интенсивной миссионерской работы в крае следует назвать 1870-е годы. До 1904 года Режица была местом пребывания епархиального миссионера Витебской губернии. Как подвижники-миссионеры в крае были известны епископ Викторин (Любимов) и иеромонах Мелитон. Почти все единоверческие храмы региона были возведены на частные пожертвования. Основными деятелями единоверия в Режицком уезде были состоятельные купцы И.Алейников, Л.Масленников, Г.Сеньков, Ю.Чернецов. В новых условиях экономической жизни ради эффективного предпринимательства приходилось жертвовать верой и укладом жизни.

В течение 1874-1878 годов Тискады неоднократно посещал епископ Викторин, беседовал со старообрядцами. Судьбоносной стала Светлая неделя 1876 года, когда состоялась пятичасовая беседа миссионеров с наставниками в присутствии нескольких сотен народу. В Духов день 1877 года на земле, подаренной крестьянином Широким, было вымерено место для церкви. Осенью состоялась закладка храма. Строительство велось на средства Л.И.Масленникова и Г.З. Сенькова. Строительством руководил иеромонах Мелитон. К весне 1878 года церковь была почти готова, начались службы по старинным книгам. Освящение состоялось 5 июня 1878 года. Интерьер храма был украшен старинными иконами, привезенными из Московской единоверческой церкви. Дорогие иконы пожертвовали обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев и управляющий канцелярией В.К.Саблер. На горнем месте была установлена каменная плита с высеченным «осьмиугольным» крестом и текстом : «Во славу Святыя, единосущныя, животворящия и неразделимыя Троицы Отца и Сына и Св.Духа. Создася и освятися церковь сия при державе Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и приосвященнейшим Епископом Викторине от сотворения мира 7385 от Рождества Христова 1878 года». На престоле имелось два антиминса. Первый холщовый - священнодействован первым патриархом Иовом и выдан в 1878 году епископом Викторином из Витебского кафедрального собора, второй получен от епископа Тихона после ремонта в 1903 году. На колокольне было установлено несколько колоколов. Крупнейший из них весом 20 пудов, был отлит на заводе Орлова (1895) в Санкт-Петербурге.

В масштабах епархии тискадскому единоверческому приходу отводилась важная роль. В Тискады иеромонах Мелитон был назначен настоятелем церкви в 1978 году и пробыл здесь семь лет. За это время его трудами были построены единоверческая церковь (1878), колокольня (1881), дом для священника (1879) и две школы – в Тискадах и Штыканах. Первоначально приход был небольшим – 39 душ. За время своего служения о.Мелитону удалось присоединить 147 душ, крестить 41. Иеромонах Мелитон скончался от простуды в 1885 году, не успев построить запланированные им школы в Ломах и Войнове, церковь в Режице в память избавления от опасности императора Александра II. В памяти местных жителей он остался подвижником, молитвенником, безкорыстным тружеником и милостивцем, отдававшем все, что имел, неимущим и голодным. Вплоть до конца 20 века в храме хранились его железные вериги с тремя железными крестами и двумя замками, которые он носил на себе, четки и икона преподобного Мелитона. Иеромонах Мелитон скончался и был похоронен в Витебске. В 1903 году высказывалось предложение о перенесении праха о.Мелитона в Тискады, но оно не было осуществлено.

Ремонт храма проводился в 1903 году на частные средства К.Н.Кузнецова, Г.З.Сенькова, И.Н.Дюбина, на пожертвования о.Иоанна Кронштадтского и Преосвященного Тихона, епископа Полоцкого и Витебского. В 1913 году на средства Синода была обновлена колокольня. В 1936 году в храме было 350 прихожан. В советское время церковь действовала как православная, приход уменьшился, его окормляли священники Резекненского собора. В конце 20 века церковь была закрыта. Старинные облачения и архив церкви при закрытии были сожжены, часть имущества передана в Резекненский собор, часть – в Латгальский культурно-исторический музей. В 2005 году началось восстановление храма.

К тискадскому храму была приписана каменная церковь имения Александрополь. Строилась она в 1898-1901 годах на средства генерал-майора Аркадия Энгельгарда как церковь-школа. При церкви был возведен дом для сторожа и учителя. Согласно завещанию, после кончины (7 января 1912 года) А.Энгельгарда похоронили под храмом. Завещанием были предусмотрены средства на дальнейшее содержание церкви-школы. Во время войны храм пострадал, в начале 1920-х годов был разгромлен, затем его безуспешно пытались превратить в костел. В конце 1950-х годов Александропольскую церковь сломали на кирпич.

Источники информации: В. Никонов «Староверие Латгалии», Резекне 2008, стр. 206-234. С.П. Сахаров «Православныя церкви въ Латгалии», Рига 1939, стр.151-153.



Комментарии и обсуждение


Как жаль, что в результате непрофессионального восстановления эта интересная церковь потеряла свой неповторимый единоверческий лик. "Слепая" обшивка сруба и неуклюжие главы сделали ее современным самостроем. В противостоянии храма и моленной (https://sobory.ru/article/index.html?object=10378) староверы оказались более последовательными в сохранении своего наследия.

10 января 2012, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Людмила Клешнина.