ВОЛОКОБИНО, ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ, кон. 17 в.
Возвышается посреди села, на самом берегу р. Люлех. Построена в 1692 г. по заказу владельца села дворянина П.О. Воронова, в 1-й пол. - сер. 18 в. сооружены верхние ярусы колокольни. По-видимому, тогда же церковь была окружена кирпичной оградой с круглыми угловыми башенками и воротами-портиками (не сохр.). Неподалеку от храма стоит одноэтажное кирпичное здание приходской школы, выстроенной в 1910-е гг. в формах рационального модерна. Глава храма утрачена. Мощные стены сложены из большемерного кирпича с затиркой швов, снаружи побелены; в декоре использован фигурный кирпич и муравленные изразцы. Редкий для области пример двухэтажного бесстолпного одноглавого храма, выполненного еще полностью в формах нарядного узорочья московской архитектуры сер. 17 в. Необычна лишь замена трапезной закрытой папертью, над которой поставлена высокая колокольня, доминирующая в живописной композиции здания.
Кубический основной объем, с асимметрично расположенными на боковых фасадах окнами (по два - в верхнем ярусе, по одному сильно сдвинутому к востоку - в нижнем) и поясом мелких кокошников вверху, не имеет поэтажного членения и увенчан одной главой с глухой цилиндрической шеей. Алтарная часть двухступенчатая; она состоит из слегка пониженного по отношению к четверику и равного ему по ширине главного объема, имеющего закругленную на углах прямоугольную апсиду на уровне верхнего этажа, а также значительно более низкой полукруглой апсиды нижнего этажа. Лишь короткая паперть, чуть пониженная по сравнению с главным алтарем, разделена на фасадах на два яруса. Восьмигранный столп трехъярусной колокольни со звоном наверху имеет фигурную кровлю, завершенную более узким сквозным восьмеричком со стройной круглой главкой на тонкой шее.
В традиционном для сер. 17 в. декоре выделяются своей пышностью обрамленные гладкими или наборными полуколонками окна с лопастными килевидными фронтонами или архивольтами из двух валиков, а также перспективный портал западного входа с пятью архивольтами из кубышек. Венчающий карниз четверика и тимпаны кокошников украшены зелеными изразцами с изображением птицы Сирина и шишек с побегами и цветами по сторонам. В убранстве колокольни интересны изразцы на огибающих углы столпа лопатках и полукруглые кокошники в завершении нижнего яруса с установленными над их вершинами балясинами. Декор верхних ярусов колокольни близок стилю барокко (плоские угловые пилястры с "недоразвитыми" волютами у верхнего восьмерика, бровки над арками звона, карнизы с зубчиками).
Невысокие и довольно темные помещения нижнего этажа (теплый Смоленский храм) перекрыты коробовыми сводами с распалубками над немногочисленными окнами (по два - в собственно храме и алтаре и одно - в трапезной) и с конхой над апсидой. Такие же своды с распалубками, но с поперечно ориентированными шелыгами устроены над обоими этажами узкого притвора, внутри мощных стен которого сделаны две лестницы - междуэтажная (в юго-восточном углу) и на колокольню (в северной стене). Нарядный перспективный портал в центре восточной стены верхнего притвора ведет в верхний холодный храм Преображения, где прямо от пола на боковых стенах начинаются глубокие оконные ниши. Это помещение имеет сомкнутый свод; у алтаря - коробовый свод с распалубками.
В окнах сохранились первоначальные кубоватые решетки с репьями. В верхней церкви уцелели фрагменты живописи сер. 19 в., поновленной маслом в кон. 19 в. На западной стене расположена композиция "Изгнание торгующих из храма", на южной - "Милосердный самаритянин". В откосах окон изображены святые. Внизу стены расписаны под руст.
Борисов, 1848, с. 223-224; Он же, 1851, с. 165—166; Березин, Добронравов, 1898, с. 54-56; Глебов, Зайцева и др. , 1958, с. 94. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 648-650