В самом селе рассказывают легенду о том, что Филяндино будто бы получило свое название по фамилии некоего помещика, заблудившегося в бескрайних лесах и болотах и молившего о помощи Святителя Николая Чудотворца, обещая выстроить храм в его честь за избавление. Барин спасся, после чего в 1700-е годы, мол, и выстроил Никольский храм, положивший начало нынешнему Филяндино. Однако на самом деле село имеет гораздо более древние корни. Селение существовало, по всей видимости, еще в XV столетии в составе великокняжеской волости Тальша, названной так по протекающей здесь реке. В 1550 году великий князь Московский и всея Руси Иван Васильевич (будущий Иван Грозный) пожаловал эту волость, и в том числе «деревню Филяндину над Токовым болотом», Суздальскому Покровскому девичьему монастырю. Игуменья этой обители Василиса с сестрами получили волость с «черными деревнями», общим числом 21, то есть местные черносошные крестьяне были государевыми податными людьми, а стали — монастырскими. Тогда деревня Филяндино состояла всего из шести крестьянских дворов. Причем обитатели трех дворов занимались бортничеством — сбором меда лесных пчел, а самым значительным был промысел филяндинца Васюка Васильева Онтропова.
Бортники всех деревень Тальшинской волости платили оброк в 8 пудов с четвертью медом и пошлины по пяти денег с каждого добытого пуда меда. Оброк и пошлины первоначально вносились «на Москве на Дворец цареву и великого князя ключнику». А после государева указа 1550 года — в Суздальский Покровский монастырь. Вотчиной суздальской обители Филяндино оставалось вплоть до секуляризации церковных имений при Екатерине II в 1764 году, а вот селом стала, действительно, в царствование Петра Великого. К августу 1705-го там была построена деревянная церковь в честь св. Николая Чудотворца, однако в окладных книгах патриаршего казенного приказа значится, что этот храм возвели «в деревне Филяндино крестьяне», так что предание про заблудившегося помещика Филяндина — не более чем сказка. Первым настоятелем этой церкви стал иерей Иоанн Петров, родившийся еще в 1655 году, а потом в Никольской церкви до середины 1720-х гг. священствовал его сын Никифор.
Каменный Никольский храм с шатровой квадратной в основании и восьмигранной в основном объеме колокольней филяндинцы соорудили в 1794 году при настоятеле Иоанне Степанове, а спустя еще 30 лет, в 1824-м, рядом встала еще одна каменная пятиглавая церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. С тех пор окруженный каменной оградой с аркой святых ворот с кованой решеткой, внутри которой теснятся белокаменные резные памятники старого кладбища, филяндинский погост существует почти в неприкосновенности, точно от невзгод и волнений бурного XX века его чудесным образом укрывали гигантской шапкой-невидимкой.
Впрочем, подобное впечатление во многом все же обманчиво. В конце 1930-х гг. там арестовали последнего священника и почти шесть лет храмы стояли затворенные без службы и, как говаривали в старину, «без пения». В лихую годину со звонницы сбросили колокола, и теперь там подают голос лишь 4 небольших даже не колокола, а скорее колокольчика. А позже местный совхоз, точно нарочно носивший название «Безбожник», пытался разобрать на кирпич церковную ограду, хотя сломать успели только отдельный участок (его потом заменили обычным дощатым забором), а большая часть уцелела. И несколько раз, в том числе уже в наше время, нападали на уединенный лесной погост лихие люди, унося иконы и церковную утварь. Правда, в последний раз года четыре с половиной назад воров поймали по «горячим следам», и украденный ими ценный образ вернули настоятелю иерею Анатолию Кирпе. Немалый интерес вызывает местный некрополь, на котором, к примеру, можно видеть надгробие в виде аналоя с библией и крестом из белого мрамора местного настоятеля Василия Неаполитанского, заслуженного батюшки, имевшего множество наград и прожившего в Филяндино 36 лет до своей кончины в 1908 году.
Резная скульптура, сбереженная в храмах, могла бы составить экспозицию небольшого музея, равно как и старые, еще уцелевшие образа, из которых примечательна икона местного уроженца святителя Митрофана Воронежского в массивном серебряном окладе, а также чеканные посеребренные барельефы на темы Священного Писания. Особого упоминания заслуживает прекрасно сохранившаяся настенная роспись, выполненная известными боголюбовскими мастерами братьями Шороховыми в академической манере. Особенно впечатляет масштабная картина «Избиение младенцев» на западной стене Владимирской церкви.
https://www.prizyv.ru/2013/10/filyandino-pogost-na-krayu-zapovednogo-lesa/