ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лермонтов. Успенский Второафонский монастырь. Церковь Георгия Победоносца.


Лермонтов. Успенский Второафонский монастырь. Церковь Георгия Победоносца
Церковь. Действует.  
Престолы:Георгия Победоносца
Год постройки:Между 1999 и 2001.
Архитектор:Ю.Л. Стофорандов
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ставропольский край, г. Лермонтов, гора Бештау

Координаты: 44.089702, 43.011401





Успенский Второафонский монастырь. Церковь Георгия Победоносца, Церковь Святого Георгия и звонница на ветке старого каштана<br>, Лермонтов, Лермонтов, город, Ставропольский край
Церковь Святого Георгия и звонница на ветке старого каштана
Золотухина О.М.
??
Успенский Второафонский монастырь. Церковь Георгия Победоносца, , Лермонтов, Лермонтов, город, Ставропольский край
Alexey91
4 июня 2023
Успенский Второафонский монастырь. Церковь Георгия Победоносца, , Лермонтов, Лермонтов, город, Ставропольский край
Золотухина О.М.
22 августа 2013
Успенский Второафонский монастырь. Церковь Георгия Победоносца, , Лермонтов, Лермонтов, город, Ставропольский край
А.Токарев
26 мая 2013
Успенский Второафонский монастырь. Церковь Георгия Победоносца, отсканировано с моей фотографии 2007г.<br>, Лермонтов, Лермонтов, город, Ставропольский край
отсканировано с моей фотографии 2007г.
Владимир Сычёв
27 июля 2007
Успенский Второафонский монастырь. Церковь Георгия Победоносца, , Лермонтов, Лермонтов, город, Ставропольский край
А.Токарев
26 мая 2013
Успенский Второафонский монастырь. Церковь Георгия Победоносца, В храме. Иконостас.<br>, Лермонтов, Лермонтов, город, Ставропольский край
В храме. Иконостас.
Золотухина О.М.
21 августа 2013
Успенский Второафонский монастырь. Церковь Георгия Победоносца, , Лермонтов, Лермонтов, город, Ставропольский край
Золотухина О.М.
21 августа 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Золотухина О.М.
 
Золотухина О.М.  21 января 2011

Успенский монастырь на горе Бештау был основан русскими иноками Иоанно-Богословской кельи Хиландарского монастыря на Афоне. Настоятель этой кельи иеромонах Герасим, желая с частью келиотов переселиться в Россию 27 июля 1902 года, благословил иеромонаха Иоанну (Мирошникову) и монаха Сергию найти удобное место под строительство новой обители. Иеромонах Иоанн остановил свой выбор на пустынном юго-западном склоне горы Бештау близ Пятигорска. Директор Кавказских Минеральных вод Хвощинский, идя навстречу желанию афонских иноков поселиться на Бештау, решил вопрос о выделении им небольшого участка.

13 мая 1903 года иеромонах Иоанн подал прошение в Священный Синод об открытии обители на Бештау. Не дожидаясь формального решения вопроса, по возвращении в Пятигорск, он принялся за обустройство обители. Строительство шло быстро. За полгода были возведены братский корпус и хозяйственные постройки, а 2 мая 1904 года настоятель Пятигорского Спасского собора протоиерей Михаил Закхеев в присутствии четырех тысяч богомольцев освятил место строительства Успенского храма. 21 июля 1904 г. новостроящийся монастырь посетил великий князь Дмитрий Константинович Романов, по просьбе братии принявший на себя обязанности ктитора обители. По окончании основного строительства 16 сентября 1904 года в обитель приезжает иеромонах Герасим с 20 насельниками Иоанно-Богословской кельи. 22 сентября состоялась встреча Владикавказского епископа Гедеона (Покровского) с отцом Герасимом. Владыка Гедеон сочувственно отнесся к братии, разрешив совершение в новоустрояемой обители богослужений суточного круга, кроме Литургии. Вскоре 12 ноября 1904 года последовал указ Святейшего Синода об учреждении Второ-Афонского Успенского мужского монастыря на горе Бештау, около Пятигорска. К этому времени уже было завершено строительство Успенской церкви. 28 ноября 1904г. епископ Владикавказский Гедеон в сослужении ректора Александровской миссионерской Семинарии архимандрита Никодима (Кроткова), консисторского и епархиального духовенства, а также братии обители, при пятитысячном стечении народа совершил освящение Успенского храма. Этот Успенский храм просуществовал чуть больше года. В ночь с 9 на 10 января 1906 года он сгорел вместе с братским двухэтажным корпусом. Благодаря народной поддержке 15 августа того же года Успенский храм был воссоздан и вновь освящен. Необходимо отметить, что пожары в обители были частыми. В январе и ноябре 1911 года сгорели братский корпус и странноприимница. Бедствия монастыря были не только от пожаров.

В ночь с 23 на 24 сентября 1905 года на монастырь группой неизвестных было совершено разбойное нападение, в результате которого погиб послушник Димирий Лихолетов. В 1909 году по распоряжению епархиального начальства ректором Александровской Семинарии архимандритом Иерофеем была проведена ревизия по всем частям монастырской жизни. О результатах ревизии владыка Агапит (Вишневский) писал следующее: "Ревизия открыла много важных упущений, злоупотреблений и беззаконий, допущенных иеросхимнонахом Герасимом и его приближенными. Монастырь существует шесть лет, но почти вся его братия, пришедшая с Афона с иеросхимонахом Герасимом, не приуказана духовной властью, не утверждена в сущих санах и званиях. Это произошло по вине отца Герасима, так как не входило в его честолюбивые планы. Дело в том, что отец Герасим, состоя настоятелем Второ-Афонского монастыря, одновременно состоит настоятелем двух монастырей на Афоне. Он имел неограниченную власть над братией всех этих монастырей, которая проявлялась, например, в том, что он из Второ-Афонского монастыря не угодивших ему или провинившихся ссылал на старый Афон, а угодных и нужных вызывал с него. (…) Власть его основывалась не на его нравственном авторитете, а всецело на страхе пред его личным усмотрением, ничем не ограниченным. И стоило ему только выехать на старый Афон, как сейчас поднялись нестроения, разногласия и ссоры между братией. Организовалось несколько партий, цель которых была освободиться от капризного всевластия отца Герасима (…) Большинство братии мелочно самолюбивы и власти не покорны. Результатом ревизии монастыря было отстранение от настоятельства отца Герасима и введение строгих порядков в обители" . Далее епископ Агапит указывает, что в период внутренних неурядиц в монастыре братия бродили по Пятигорску в пьяном виде. После иеросхимонаха Герасима должность настоятеля временно замещал иеросхимонах Варсонофий. При нем внутренняя жизнь монастыря, по мнению правящего Владикавказского епископа, "стала заметно улучшаться - тунеядцы, прочие из монашествующей братии лица, видя в лице отца Варсонофия строгого исполнителя монастырских законов и порядков, поспешили оставить монастырь, хотя и уступили свои позиции не без борьбы, дошедшей в последнее время до покушения на убийство названного отца Варсонофия; но благодаря Богу последний отделался лишь незначительными поранениями, а преступники преданы судебным властям" . 24 октября 1910 года определением Святейшего Синода настоятелем монастыря назначается викарий Владикавказской епархии епископ Пятигорский Арсений (Смоленец).

"Под руководством епископа Арсения жизнь в Пятигорском монастыре стала заметно улучшаться под его опытным авторитетным руководством (…) Стал проходить строже набор в монастырь (…) Запрещено всем монашествующим ходить "по сбору по миру", где они "обмирщались" . 14 августа 1914 года во время Всенощного бдения под престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы разыгралась трагедия. Около пяти тысяч паломников, пришедшие вместе с крестным ходом из Пятигорска, заполнили единственный монастырский храм. Маленький храм вместил около 500-600 человек, остальные молящиеся стояли плотным кольцом вокруг него. В храме кто-то крикнул: "Хоры валятся! Пожар". И все молящиеся устремились на выход. В результате давки погибло семь старушек, сидевших на ступеньках храма. Что же касается внутреннего течения жизни в обители, то в совершении монастырского богослужения братия руководствовалась традицией афонской Иоанно-Богословской келии. За каждым богослужением присутствовала вся братия, кроме тех, кто был занят на неотложных послушаниях. Ежегодно в монастырь из Пятигорска совершалось два крестных хода. Один накануне престольного праздника обители 14 августа от Спасского собора. Другой, совершавшийся с 1911 года в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 11 мая, называвшийся детским, был замечателен тем, что в нем участвовали учащиеся приходских школ Кавказских Минеральных Вод. В Пятигорске у монастыря было подворье, и при нем приходская школа, которую из-за острой нехватки денег в 1911 году закрыли.

С 1917 по 1919 года на подворье Втро-Афонского монастыря проживал находившийся на покое митрополит Питирим (Окнов). Хозяйственная часть монастыря состояла из коровника на 30 коров и небольшого огорода. В начале первой мировой войны 25 насельников Второ-Афонского монастыря ушли на фронт в качестве братьев милосердия, а в самой обители был устроен лазарет на 10 кроватей с полным содержанием для раненых и больных воинов. В 20-х годах Второ-Афонский монастырь стал оплотом православия перед лицом обновленчества. Сохранилось свидетельство о незаурядном для того времени событии. В праздник Успения Пресвятой Богородицы 1923 года, при настоятельстве иеромонаха Дорофея, в обитель с крестным ходом хотели прийти обновленцы. Когда крестный ход под предводительством двадцатишестилетнего обновленческого епископа Александра Шубина приблизился к обители, навстречу ему вышел другой крестный ход, состоявший из братии монастыря во главе с настоятелем. На виду собравшегося народа обновленческий епископ Шубин, театрально упав на колени, произнес: "О, святая обитель! Дай мне облобызать твои святыни!". В ответ прозвучало: "Гражданин Шубин! Лобзанием ли предаете Церковь Православную!?". Даниил Маркович Кохно, один из паломников, бывших в монастыре, зачитал из обновленческого журнала критику и насмешки Шубина на Православие. Многие из пришедших с обновленцами стали переходить на сторону монахов. Шубин, разъяренный, вскочил с колен со словами: "Ну, Кохно, это тебе даром не пройдет!". Обратный путь в Пятигорск "епископ" разделил лишь с несколькими "дамочками". Празднование Успения тогда в монастыре прошло особенно торжественно. "С этого времени, - вспоминает участница событий, - несмотря на аресты, православные подняли головы, а обновленческие церкви опустели".

В день апостолов Петра и Павла 12 июля 1927 года монастырь закрыли, а братия ушла в горы. В 1928 году монахи попытались вернуться в свой монастырь, но в начале следующего 1929 года они все были арестованы. С 1930 года на территории обители устроен санаторий для "героев гражданской войны", а в 1939 году здесь был размещен интернат для детей испанских коммунистов. В 1942 году, во время гитлеровской оккупации района Кавказских Минеральных вод, фашисты расстреляли испанских детей в здании бывшей Успенской церкви.

Информация о монастыре с сайта: http://ive1875.narod.ru/texts/skriptcand/g8.htm 


Марина Зуйкова  4 октября 2019

Инициатором возрождения Второго Афона стал митрополит Ставропольский Гедеон (Докукин). Уже в июле 1991 года по его благословению на месте обители был отслужен первый молебен духовенством Лазаревской церкви Пятигорска. В 1997 году на месте монастыря был установлен поклонный крест в знак начала возрождения обители. Пятигорские казаки, поселившиеся здесь в палатках и вагончике, расчистили место и подготовили котлован для фундамента нового храма.

21 июня 1999 года был совершен чин закладки первого храма обновляемой обители, который возглавил благочинный церквей Кавказских Минеральных Вод протоиерей Иоанн Знаменский. Протоиерей Вадим Цаликов стал строителем монастырской церкви. Храм в труднодоступном месте, где отсутствовали свет и вода, был построен в течение двух лет. Освящение последовало 28 августа 2001 года. Митрополит Ставропольский Гедеон (Докукин) освятил храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Правящий архиерей стал и настоятелем обители.

https://drevo-info.ru/articles/13672046.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.