Русло реки Оки в ХIV-ХV веках являлось южной границей земель Северо-Восточной Руси. Постепенно вдоль Оки складывалась система укреплений, предназначавшихся для защиты Москвы и центральных уездов страны от опустошительных набегов со стороны враждебных соседей юга и юго-востока. Окское левобережье было хорошо освоено, здесь существовали не только сёла, но и города, и даже монастыри. Достаточно упомянуть Серпуховский Высоцкий монастырь, основанный при участии преподобного Сергия Радонежского в конце ХIV века.
Сама местность Белые Пески располагалась достаточно близко к Кашире. Это был крупный населённый пункт того времени, название которого даже вошло в титулатуру епископов - владыки, управлявшие окрестными приходами, назывались "Коломенскими и Каширскими". Любопытно, что Белопесоцкая обитель возникает в непосредственной близости от Каширы. В то время устремление иноков, создававших новые монастыри, тяготели к необжитым, "диким" районам, где вдали от мирской суеты, можно было обрести молитвенное уединение и спокойно предаваться духовным подвигам. Конечно, обители продолжали основываться и в городах или ближайших окрестностях, но такие монастыри, как правило, возводились при участии сильных мира сего, желавших обрести у себя под боком духовный центр. В отличие от удалённых монастырей, эти - "пригородные" - обители появлялись, скорее, по инициативе не монахов, а князей. Не свидетельствует ли местоположение Белопесоцкого монастыря как раз о том, что его основатель, преподобный Владимир, действовал по просьбе кого-то из окрестных власть имущих?
Точное время основания обители на Белых Песках неизвестно. Первое документальное свидетельство о монастыре, которое сейчас принято за дату его основания, относится к 1498 году, когда 16 ноября бывший казанский хан Мухаммед-Эмин выдал Троицкому Белопесоцкому монастырю жалованную грамоту, по которой предоставил обители "пустой лес Кстовский промеж Кремиченской пашни и Обрасцовской от Коширской межи по Берёзовое болото и по Крутой овраг", то есть территорию современного города Ступино. В грамоте упомянуто и имя игумена обители - Владимира. Этот Владимир отождествляется с преподобным Владимиром Белопесоцким, основателем монастыря, который пришёл на Белые Пески из Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря. А.Б. Гланд, один из современных исследователей истории Белопесоцкой обители, не без основании предположил, что появление монаха Владимира из Новгорода могло быть связано с частичным изъятием земель у новгородских монастырей великим князем Московским Иваном III, которое проводилось как раз в конце ХV столетия после присоединения Новгорода к единому Русскому государству. В то время самостоятельно никто, даже благочестивый монах, не мог занять пустующее место. На основание обители требовалось получить разрешение со стороны владельца земли. При игумене Владимире были построены кельи и деревянный храм, освящённый, вероятно, во имя Святой Троицы. На вырубленных братией лесных участках селились выходцы из рязанских земель, к 1507 году вокруг монастыря появились починки...
Обитель пользовалась поддержкой великих князей Ивана III и Василия III. Василий Иоаннович заменил выплату монастырской пошлины на оброк в 3 пуда мёда, а в 1522 году по ходатайству монастырского старца Феодосия Ковери (из бояр Ковериных) отменил и оброк. К концу ХVI века Белопесоцкий монастырь стал важным оборонительным форпостом южных границ государства. При неоднократных опустошениях Каширы и других окрестных поселений крымскими татарами невстречаются свидетельства о разорении самого монастыря. Царь Иван IV в начале своего похода на Казань в 1552 году остановился в Белопесоцком монастыре, совершил молебен, сделав большой вклад в монастырь, около пятидесяти его насельников присоединились к войску, движущемуся на Казань. Белопесоцкий монастырь быстро и уверенно развивался и укреплял своё положение. Видимо, уже вскоре после основания, он был осмыслен как серьёзный опорный пункт в защите южных рубежей страны. Исследование, возможно, древнейшей из сохранившихся построек обители - Никольской церкви под колокольней - показало, что она изначально задумывалась одновременно и как сторожевая башня, созданная по всем правилам фортификации. О монастыре как крепости свидетельствует и опись обители, проведённая в 1627-1629 годах. Согласно описи, на монастырских стенах было размещено одиннадцать пушек и двадцать пищалей. При случае монастырь мог постоять за себя. Но страдали окружающие земли - разорения монастырских вотчин подрывали основы иноческого хозяйства. Огромный урон хозяйственному положению белопесоцкого братства нанесла Смута начала ХVII века. Но река времени продолжала своё течение, всё возвращалось на круги своя.
Белопесоцкий монастырь, до 1681 года бывший самостоятельным, и от пожертвований людей, благоговейно чтивших память основателя обители преподобного Владимира или просто желавших заручиться молитвенной поддержкой иноков, в лучшие времена имел значительные владения. В дополнение к 1500 душ крестьян и 4500 тыс десятин земли монастырь располагал многочисленными огородами, лесом, рыбной ловлей. С 1681 года обитель, лишившаяся самостоятельности по грамоте царя Фёдора Алексеевича, была приписана к владениям Коломенского архирейского дома. А в ноябре 1700 года на 60 с лишним лет отошла к Троице-Сергиеву монастырю. Однако положение Белопесоцкого монастыря в первой половине ХVIII века можно сравнить с цветочками. Ягодки созрели после знаменитой секуляризационной реформы 1764 года проведённой в жизнь государыней Екатериной Великой. Монастырь тогда не был отнесён ни к одному из трёх классов, став, таким образом, заштатным, а поскольку теперь не принадлежал и Троице-Сергиевой Лавре, оказался вынужден самостоятельно сводить концы с концами, в результате чего к последнему десятилетию ХVIII века монастырь пришёл в совершенное запустение. В одном из документов сообщается : "В Коломенской де епархии в Коширском уезде Троицкий Белопесоцкий монастырь со крестьяны никуда не приписан и игумена в том монастыре нет, а братии с пришлыми старцы человек по осьми, а в иное время бывает и меньше, и этот монастырь от воевод и от приказных людей разорён, монастырское строение всё сгнило, и которые земли к тому монастырю в прежних годах, и теми землями завладели вотчинники и помещики, а беречь и монастыря построити некому". Единственным, наверное, исключением в этой безотрадной картине стала перестройка в 1794 году ветхой колокольни.
Исправить состояние дел Белопесоцкой обители решил видный деятель Русской Церкви, знаменитый митрополит Московский Платон (Левшин). Благотворный почин митрополита Платона сделал своё дело, и монастырь - не чудо ли! - постепенно начал преображаться. Ко второй половине ХIХ века монастырь на Белых Песках стало не узнать. Сохранилось небольшое свидетельство о внутренней жизни монастыря той поры: "...В настоящее время эта обитель, благодаря деятельности настоятеля, несравненно улучшилась против прежнего, тем более, что в числе братства оставалось уже весьма немного подначальных. Служение церковное надлежащим образом исполняется по уставу, пение столбовое хорошее. Трапеза и одежда достаточны. Церкви и строения содержатся в порядке; хозяйство ведётся успешно, с выгодою для обители. Гостиница при монастыре деревянная, весьма хорошая и содержится очень исправно. Августа 29 бывает ярмарка..." В приведённом отрывке речь идёт о времени управления монастырём иеромонахом Иоанникием. Век ХХ начинался для монастыря весьма радужно. Но приход к власти большевиков и развернувшаяся религиозная борьба свели на нет все достижения обители как в деле духовного строительства, так и в деле административно-хозяйственной части. Уже в феврале 1918 года монастырь был упразднён, но ещё пятнадцать лет литургия совершалась в его стенах - один из храмов действовал как приходской. В годы Великой Отечественной войны, когда фашисткие танковые корпуса рвались к Москве, в Белопесоцких стенах разместились части знаменитого кавалерийского корпуса генерала П.А. Белова. Именно беловцы совместно с другими частями удержали Каширу, не дав гитлеровцам сомкнуть вокруг Москвы правую "клешню" охвата столицы, и перешли в контрнаступление. После закрытия большевиками монастыря Троицкий собор использовался как барак для заключённых. Чуть позднее он превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала "Синяя блуза". Некоторое время в соборе располагался и пионерский лагерь. После войны вдоль монастырской стены напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта, а территорию забетонировали. Слово Божие не произносилось здесь до 1990-х...
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №241, 2017 г.