ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Гелати. Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Георгия Победоносца.


Гелати. Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Георгия Победоносца
Церковь. Действует.  
Престолы:Георгия Победоносца
Год постройки:приблизительно не ранее 1200.
Адрес:

Координаты: 42.294577, 42.768576





Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Георгия Победоносца, вид с с-з<br>, Гелати, Имеретия, Грузия
вид с с-з
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
19 апреля 2017
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Георгия Победоносца, , Гелати, Имеретия, Грузия
zavar-vera
25 июля 2015
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Георгия Победоносца, , Гелати, Имеретия, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
3 ноября 2014
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Георгия Победоносца, , Гелати, Имеретия, Грузия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
3 ноября 2014
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Георгия Победоносца, , Гелати, Имеретия, Грузия
Михаил Анатольевич
20 октября 2013
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Георгия Победоносца, Церковь Георгия Победоносца.<br>, Гелати, Имеретия, Грузия
Церковь Георгия Победоносца.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
12 июня 1979
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Георгия Победоносца, Георгий Победоносец на фасаде храма<br>, Гелати, Имеретия, Грузия
Георгий Победоносец на фасаде храма
zavar-vera
24 августа 2017
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Георгия Победоносца, , Гелати, Имеретия, Грузия
zavar-vera
25 июля 2015
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Георгия Победоносца, , Гелати, Имеретия, Грузия
zavar-vera
25 июля 2015
Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Георгия Победоносца, , Гелати, Имеретия, Грузия
zavar-vera
25 июля 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


СержАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 марта 2014

Храм святого Георгия Победоносца
По преданию, основан на том самом месте, где святому царю Давиду Строителю явился великомученик Георгий и указал ему место будущего храма. Никаких сведений о времени построения церкви в литературных источниках не сохранилось. Строение не имеет и первоначальных надписей. При датировке архитектуры памятника многие исследователи брали в основу изображения исторических персонажей на фресках и, неправильно определяя личность последних (так, имеретинский царь Баграт III (1510-1565), был принят ими за Баграта III, царя объединенной Грузии в XI веке) выдвигали и неправильную дату построения храма — XI век. Искусствоведческий подход к изучению памятника — анализ внутреннего пространства церкви — показывает, что по пропорциональному своему построению его нужно поставить в один ряд с группой памятников рубежа XII—XIII веков. Однако, широкое применение мотива утопленных в стену наличников вместе с некоторой сухостью их исполнения, а также характер резьбы орнаментов отводят храм от выше упомянутого периода, с достаточной достоверностью относя время его создания к середине XIII века. Вместе с тем, такие его особенности, как равномерное распределение света без акцентирования центральной подкупольной части и противопоставления ее дополнительным, несколько затемненным пространственным формам, и вход с запада, ставят этот памятник изолировано в кругу хронологически примыкающих к нему зданий и заставляют видеть здесь воздействие решений главного храма.
В грамоте, данной в 1519 году имеретинским царем Багратом III и его супругой Еленой монастырю Гелати, интересна одна фраза, которая сообщает, что церковь святого Георгия «некогда была для царицы (или цариц), а теперь мы сделали ее успальницей и костницей». Т. Жордания понимает это выражение как: «для погребения только цариц», Н. Бердзенишвили считает, что церковь была построена для поминовения именно царицы Елены. Учитывая, что Русудан царствовала до 1245 года, становится возможным предположить связь между ней и назначением церкви.
Здание церкви святого Георгия значительно меньших размеров, чем главный Богородичный храм. Внешними узкими и высокими архитектурными формами мастер церкви противопоставил ее тяжелому, приземистому облику главного храма; однако, аналогичным облицовочным материалом и характером кладки, решением восточной части с тремя выступающими апсидами и, наконец, деталями убора фасадов он достиг определенного единства ансамбля.
Фасады памятника — также, как и главного храма — облицованы чисто тесаными квадрами экларского известняка, и поверхность стен здесь также получила желтовато-розоватую, местами серую тональность. Внутри стены, аналогично главному храму, облицованы более грубыми тесаными камнями.
Купол утвержден на приапсидных углах и двух свободно стоящих столпах. По бокам главного алтаря располагаются небольших размеров жертвенник и ризница. Юго-западный и северо-западный угловые отрезки выделены из рукавов креста арками. Снаружи здание вписано в прямоугольник. С запада вплотную к храму возведен портик. Памятник поставлен на двухступенчатый цоколь; у апсид добавлена третья ступень. Ступени цоколя проходят вдоль западной, прикрытой портиком стены. Сооружение дошло в своем первоначальном виде и, за исключением западного, впоследствии пристроенного портика, представляет собой цельную структуру. Здание отличается высокими и стройными пропорциями. Внутри над небольшим подкупольным квадратом возвышается высокий купол; перед полукруглой в плане и увенчанной конхой апсидой устроена бема. Западный рукав немного глубже восточного. Широкие и массивные подкупольные столпы завершены столь же массивными капителями, поверх которых подымаются стены рукавов креста. Двухуступчатый профиль углов продолжается на подкупольных арках немного стрельчатой формы. Западные угловые отрезки выделены от западного рукава широкой, также слегка стрельчатой аркой, а к востоку они имеют узкие и высокие, покрытые полуциркульными арками пролеты. Столпы высечены из цельного камня; восьмигранные высокие базы состоят из высеченных в два ряда больших фестонов — по одному фестону на грани.
Алтарная преграда интересна покрывавшей ее росписью, выполненной одновременно с росписью самого храма, т. е. в XVI веке. Жертвенник и ризница сообщаются широкими дверьми с рукавами креста и более узкими — с бемой.
Памятник обильно освещен: в куполе расположено восемь высоких больших окон, в апсиде — три, в южном и северном рукавах — по два окна, расположенных по вертикали, и верхние намного больше нижних. Одно высокое окно помещено также и с запада, над единственной дверью церкви. В западных угловых отрезках также имеется по одному окну. Круглый барабан купола обнесен аркатурой, окна украшены профилированными наличниками.
Фасады церкви святого Георгия увенчаны профилированными карнизами и убраны орнаментированными наличниками окон и двери. Строитель церкви не применяет аркатуру, обходящую все фасады здания, сохранив ее лишь на средней, наиболее узкой и высокой пятигранной апсиде восточного фасада, фланкированнной также пятигранными, но более низкими и оставленными без арок апсидами. Арки средней апсиды перевязываются с нижним валиком карниза. Наличники окон здания, за исключением западного и расположенных в западной части южного и северного фасадов, орнаментального убора не имеют. Средние части фасадов резко повышены в отношении боковых: эти «дополнительные» высокие узкие отрезки стен занимают окна.
Нижняя часть западного фасада прикрыта более поздним портиком, над кровлей которого возвышается большой орнаментированный наличник окна. Орнамент здесь и на южном наличнике состоит из переплетенных кругов, на наличнике северного окна — из кругов и ромбов; исполнение орнаментов четкое, но сухое. Декоративный убор нижней части западного фасада церкви выделен особо: проем двери убран широким порталом, к которому с обеих сторон примыкают по две стенные арки, поддерживаемые полуколонками. Мотивы орнаментов здесь, в основном, геометрические. Портик состоит из трех отделений: средняя часть была открыта тремя арками, крайние из которых теперь заложены; в боковых арочных проемах, также застроенных в более позднее время, были оставлены небольшие двери. Угловые помещения портика представляют собой небольшие приделы и освещаются окнами. В западное окно северного помещения вставлено рельефное раскрашенное изображение святого Георгия Победоносца позднего времени с надписью: «Святой Георгий, помоги мне, уповающему на тебя Иоанну монаху Бахтадзе».
Исследовательница Гелатского комплекса Р. Меписашвили полагает, что портик пристроен в начале XVI века имеретинским царем Багратом III и его супругой Еленой, которые, согласно сведениям данной ими Гелати грамоты, «восстановили церковь святого Георгия». Учитывая, что сам храм дошел до нас в первоначальном виде, следует предположить, что, по всей вероятности, царская чета заказала работы по ремонту кровель и строительство западного портика.
Внутреннее пространство храма отмечено высокими и стройными пропорциями. Две массивные круглые колонны ограничивают сильно вытянутое вверх подкупольное ядро, узкая и высокая апсида с бемой и венчающими их арками слегка стрельчатой формы подчеркивают ощущение стремительного взлета ввысь. Подпружные, также слегка стрельчатой формы арки свода, перекинутые у торцовых стен южного, западного и северного рукавов, служат четкому восприятию линии свода, а усеченные пилястры, на которые они опираются, усиливают впечатление высоты и стройности пространства. Тема круглых подкупольных колонн, подобных гелатским, встречается в Грузии чрезвычайно редко (например, Калмахи, Бобосгири): обычно подкупольные устои в сечении имеют ступенчатую или граненую форму, и в XII—XIII веках предпочтение отдается именно последним.
Пропорциональным построением архитектурных форм церковь святого Георгия приближается к группе купольных памятников рубежа XII—XIII веков (Икорта, Кватахеви, Питарети, Бетаниа, Цугругашени), отличаясь от них несколько более низким куполом. Гелати, кроме того, выделяется решением подкупольных устоев в виде невысоких и широких колонн, что встречается в ряде памятников уже XVI века (Ахали Шуамта, Греми, Агдгома, Чикаани и др.) и не нашло отклика в современной ему архитектуре, долгое время оставаясь единичным.
В Георгиевской церкви, как и в главном храме, сохранилось большое количество портретов светских лиц и надписей, одновременных росписи. Роспись выполнена во второй половине XVI века по заказу Западно-грузинского (Имеретинского) Католикоса Евдемона, что явствует из надписи на западной подкупольной арке: «Христом благословенный Католикос Абхазии Евдемон, (возвеличь в обеих жизнях), ибо он дал расписать (сей храм). Аминь».
Живопись дошла до нас в достаточно хорошем состоянии. В конхе апсиды помещено изображение Богоматери в полный рост, держащей перед собой Младенца в мандорле. Композиция фланкирована изображениями святых Петра и Павла. Бема занята изображением Вознесения Господня, ниже расположен пророческий ряд (пять фигур), под ним — святительский. Под окном — тело Христа в пеленах в гробу, на северной стене алтаря Сошествие во ад, на южной —Мироносицы у гроба.
Центральное изображение купола исчезло, сохранилась лишь круговая композиция херувимов, ниже — архангелов; между окон размещены пророки; на парусах — евангелисты.
В южном своде помещены композиции Благовещение и Рождество Христово; на восточной стене — Уверение Фомы, святые Константин и Елена; на западной стене — Беседа с самарянкою, фигуры двое мучеников; в северном своде — Вход Господень в Иерусалим, Распятие, на северной стене — поясные фигуры святых жен, двое воинов в рост; восточный склон сохранил композицию Надгробный плач и изображение святого Георгия Победоносца на коне; на западном склоне расположена композиция Исцеление слепого.
В южном рукаве храма сохранилось также изображение Католикоса Евдемона с надписью; там же, по свидетельству русских послов Иевлева и Толочанова, находится и его могила. Рядом с ним стоят еще две фигуры. Надпись первой, мужской фигуры в царском облачении, полностью стерта; от надписи третьей, женской, также в царском облачении, уцелело только несколько букв, что в восстановленном виде должно значить: «Царица цариц Елена». Таким образом, среднюю фигуру следует считать изображением Баграта III, надпись на южной подкупольной арке упоминает именно эту царскую чету: «Христос, возвеличь душою царя царей Баграта и царицу цариц Елену, ибо эго покой наш, ибо его возжелали (мы. Аминь)». Для изображения этих трех больших фигур, выполненных во весь рост, были заложены нижнее и часть верхнего окон рукава.
В южном своде под хорами находятся две сцены жития святого Георгия и пять поясных мучеников. В северном своде под хорами — две сцены мучения святого Георгия и также пять поясных мучеников, на соответствующей части западной стены — поясная фигура святителя (вероятнее всего, Николая) и архангел со сферой; аналогичная композиция — в южном нефе под хорами. Западный свод содержит композиции Сретенье, Крещение, Успение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Сошествие Святого Духа; в арках размещены святые, в примыкающей части западной стены — святые воины.
В северном рукаве, по сторонам окна, сохранились сильно поврежденные фигуры царской четы; рядом, на пилястре, изображен мальчик, рядом с фигурой которого остались фрагменты надписи «...сын Александр». На основании этого, а также фрагментов надписей к большим фигурам и надписи на северной подкупольной арке: «Христос, возвеличь в обеих жизнях царя царей Георгия, царицу цариц Тамару, и сына их Александра, да взрастит им Бог (Аминь)», все три фигуры идентифицируются как имеретинский царь Георгий, его супруга царица Тамара и их сын Александр.
На основании того, что здесь Георгий упомянут вместе со своей второй женой Тамарой, в то время как в главном Рождественском храме рядом с ним стоит его первая жена Русудан, скончавшаяся в 1578 году (в год смерти Католикоса Евдемона), нужно считать, что роспись церкви святого Георгия была закончена уже после смерти и царицы Русудан, и Католикоса Евдемона.


Литература:
Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию, 1650-1652 гг. С. 74-79, 144-152;
Dubois de Montpèreux. Voyage autoor du Caucase. Paris, 1839. P. 176, 191, 383;
Гримм Д. Н. Памятники христианской архитектуры в Грузии и Армении. СПб., 1866. С. 4;
Завещание святого царя Давида Строителя // Сабинин М. Рай Грузии. Петербург, 1882. С. 512 (на груз. яз.);
Бакрадзе Д. Кавках в древних памятниках христинаства. Б. м., 1875. С. 50;
Бакрадзе Д. Археологическое путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 150;
Церетели Г. Е. О некоторых древностях в Гелатском монастыре // Пятый археологический съезд в Тифлисе. М., 1882. С. 430;
Церетели Г. Е. Полное собрание надписей на стенах и камнях и приписок к рукописям Гелатского монастыря. М., 1891;
Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях грузии / грузинские надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890;
Древности Грузии. Тбилиси, 1920. Т. 1. С. 16;
Картлис Цховреба / ред. Каухчишвили С. Тбилиси, 1955. Т. 1. С. 329-331, 367; Т. 4. С. 40 (на груз. яз.);
Вирсаладзе Т. Б. Фрагменты древней фресковой росписи главного Гелатского храма // Ars Georgica. Тбилиси, 1959. Т. 5. С. 163;
Путешествие Гюльденштедта по Грузии. Тбилиси, 1962. Т. 1. С. 144 (на груз. яз.);
Меписашвили Р. Архитектурный ансамбль Гелати. Тбилиси, 1966.

Подготовила Наталья Крашенинникова

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=383&did=915



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.