ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тетеринское. Успенская Тетеринская пустынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Тетеринское. Успенская Тетеринская пустынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Год постройки:1724.
Адрес:
Россия, Костромская область, Нерехтский район, село Тетеринское

Координаты: 57.501595, 40.588775





Успенская Тетеринская пустынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Тетеринское, Нерехтский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
18 июля 2015
Успенская Тетеринская пустынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Тетеринское, Нерехтский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
18 июля 2015
Успенская Тетеринская пустынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Тетеринское, Нерехтский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
5 октября 2005
Успенская Тетеринская пустынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Тетеринское, Нерехтский район, Костромская область
oldboy
5 октября 2019
Успенская Тетеринская пустынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Тетеринское, Нерехтский район, Костромская область
oldboy
5 октября 2019
Успенская Тетеринская пустынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Тетеринское, Нерехтский район, Костромская область
ДВК
4 апреля 2011
Успенская Тетеринская пустынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Тетеринское, Нерехтский район, Костромская область
ДВК
4 апреля 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Хмелевский  1 августа 2006
Церковь построена в 1724 г. В 1806 г. была вновь возведена трапезная, в 1820 г. по проекту итальянского архитектора из Турина Г.Маричелли выстроена отдельно стоящая очень высокая колокольня. Росписи выполнены ярославскими мастерами в 1799 г. Иконостас переустроен и дополнен резьбой в 1906 г.

Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 марта 2014

Успенская церковь с. Тетеринского каменная, построена в 1724 г., вместо деревянной, время построения которой неизвестно, старанием архимандрита Льва, настоятеля Переславского Горицкого монастыря, которому с. Тетеринское было пожертвовано гг. Остеевыми. Колокольня отдельно от церкви, каменная, построена в 1813 г., внутри церковной ограды приходское кладбище. Престолов три: в холодной - в честь Успения Пресвятой Богородицы, в теплой – во имя св. Николая (устроена в 1724 г.), в честь Рождества Пресвятой Богородицы (устроен в 1805 г.).

Местно чтимые святыни: икона Спасителя, икона Скорбящей Божией Матери, перед которой поется много молебнов и ставится много свечей, Боголюбивая икона Божией Матери, в честь которой с 1831 г. каждого 18 июня совершается крестный ход к часовне под селом; Владимирская икона Божией Матери, находящаяся во Владимирской часовне в 4 верстах от села, близ деревни Пятина, в четверти версты от Нерехты.

Часовня построена в воспоминание пришествия и сретения чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, что во Владимирской церкви г. Нерехты в 1634 г., вероятно, жителями г. Нерехты, вскоре после прибытия ее в г. Нерехту по р. Волге и Солонице, которая текла тогда близ д. Пятина. В часовню постоянно приходят с больными и, особенно, с младенцами помолиться и «проняться» через отверстие, устроенное в киоте под снимком с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери.

Церковный капитал 150 руб. Во Владимирской часовне продаются свечи и масло, доходность продажи около 40 руб. При церкви есть прикладная земля в количестве 10 десятин, отдается в аренду за 35 руб.

Причт: 2 священника, диакон и 2 псаломщика, казенного жалования получает священник, псаломщики, другие члены причта не получают. Церковной земли в пользовании причта: усадебной 2 десятины 400 сажень, пахотной 19 десятин 450 сажень, покосной 20 десятин 1200 сажень. Земля отдается в аренду за 100 руб. Планы на землю и межевая книга есть.

Прихожан муж. пола 1439, жен. пола 1608, приход сельскохозяйственный, немногие из прихожан работают на фабриках в Нерехте и Костроме. Приходских селений 17, школ в приходе две: земская и церковно-приходская.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г.


Марина Зуйкова  30 сентября 2020

Характерный для своего времени и региона памятник культовой архитектуры с архаизирующей объемной композицией, основанной на местных архитектурных традициях 17 в., с приделами в стиле классицизма. Объемная композиция церкви симметрична относительно продольной оси. Двусветный кубообразный четверик храма с пятиглавием на четырехскатной кровле имеет низкую трехлопастную апсиду. Невысокая трапезная под двускатной кровлей распространена боковыми приделами, полукруглые алтари которых, отмеченные главами, частично прикрывают боковые фасады четверика. Колокольня сохранила два растянутых в поперечном направлении нижних четверика, завершенных четырехскатной гуськовой кровлей с маленькой главкой на четырехгранном трибуне.

Фасадная композиция храма архаична и довольно скупа по декору. Храм связан с апсидой непрерывной полосой цоколя, завершенного узкой лентой поребрика между двух валиков. Углы четверика подчеркнуты огибающими лопатками, а над венчающим карнизом, составленным из полос поребрика и трехрядной пилы, размещен аттиковый ярус. Четыре ложные полукруглые закомары по контуру украшены узкими архивольтами из поребрика, опирающимися на короткие лопатки. Проемы на боковых фасадах расставлены по трем осям. Внизу восточнее заключенного в арочную ниша входа находится небольшое прямоугольное окно (западный проем скрыт за алтарем придела), вверху регулярно раставлены три высоких прямоугольных окна в нишах той же формы. Стены апсиды, освещаемой тремя прямоугольными окнами, завершает трехрядная пила. Глухие цилиндрические барабаны чешуйчатых луковичных глав (средний более крупный) декорированы узкими поясками у основания и в завершении (последние с лентами поребрика).

В отличие от храма, фасады боковых приделов трапезной выдержаны в формах клас-сицизма в его провинциальной трактовке. Они акцентированы портиками из трех ионических колонн, поддерживающих дорический фриз с треугольным фронтоном. Стены по сторонам портика оформлены ленточным рустом и расчленены пилястрами, которые опираются на гладкий цоколь и поддерживают трехчастный антаблемент. Два прямоугольных окна в интерколумниях портика заключены в рамочные наличники с замками и профилированными треугольными сандриками, а остальные окна помещены в плоские прямоугольные ниши. Глухие граненые барабаны под главами приделов декорированы вертикальными прямоугольными нишками и трехчастными карнизами с мелкими сухариками. Слитные четверики первоначальной колокольни декорированы аналогично храму: в основании объема проходит цоколь с поребриком, межъярусный и венчающий карнизы образованы несколькими кирпичными полочками, а углы оформлены огибающими лопатками. Прямоугольный проем входа и поднятый над ним квадратный киот для иконы объединены высокой нишей, образованной в результате частичной закладки входной арки.

Высокое пространство храма перекрыто сомкнутым сводом. Три арочных прохода везут в алтарь, коробовый свод которого с запада замкнут лотком, а с востока конхой с небольшими распалубками над окнами. Арочный проем соединяет храм с невысокой двухстолпной трапезной. Ее своды, крещатые в средней части и коробовые в боковых приделах, опираются на столбы и переброшенные от них подпружные арки. Свод в нижнем ярусе колокольни в средней части, по оси входной арки, крестовый, а в северной и южной – коробовый, второй ярус, где расположено жилое помещение, имеет плоское перекрытие.

Живопись в алтаре, выполненная масляными красками в 1906 г. Иосифом Ивановичем Трубниковым, типична для нач. 20 в. В вершине свода помещено изображение Святого Духа в виде голубя в лучах, а над пышным гризайльным карнизом расположены фигуры избранных святых. Стены украшены сценами из жития Богоматери в клеймах арочной формы. Они исполнены в позднеакадемической манере в приглушенной цветовой гамме. Рамы клейм, декорированные иониками, завершены коронами-навершиями из лиственных побегов сложного плетения, а внизу дополнены фигурными фартуками с кистями.

В основном объеме храма хорошо сохранилась клеевая настенная живопись 1796–1799 гг., отреставрированная Иосифом Трубниковым в 1906 году. В своде написан образ Троицы Новозаветной (в иконографии «Отечество») с собором небесных сил на трех лотках. На восточном лотке в двух ярусах представлены сцены сотворения мира и первых людей. Эпизоды «Сотворения Евы» и «Грехопадения» фланкируют навершие иконостаса. На остальных трех лотках в трех ярусах развернут ветхозаветный цикл. Основание свода отмечено полосами фриза и карниза. Орнаментика фриза (исполненные по трафарету крины) относится к нач. 20 в.

На стенах храма живописные клейма расположены в пяти ярусах. Сюжетные композиции размещены также в откосах и в сводах оконных проемов. Евангельские сцены занимают два верхних яруса на боковых стенах и три яруса на западной стене. На южной стене под окнами второго света представлены сцены из Богородичного цикла (от ее Рождества до Коронования), на северной – сцены из Деяний апостолов. На западной стене два нижних яруса росписи посвящены чудесам и притчам. Западный арочный вход в храм оформлен гризайльным изображением портала, исполненным в обратной перспективе.

Архаизм системы росписи состоит в ее ковровом характере, отсутствии масштабно выделенных доминант. Клейма очерчены белыми линейными рамами, разгранка между клеймами охристая. На пересечении вертикальных и горизонтальных полос разгранки помещены орнаментальные «накладки» с пальметтами и волютами (на осях – с розетками), исполненными в гризайльной манере. Роспись хорошо систематизирована по зонам и ярусам, обрамления клейм подчеркивают дискретность трактовки времени в цепи событий. В пространственном отношении особенно эффектны сцены в перемычках оконных амбразур. Здесь кривизна живописного поля зрительно увеличивает глубину и динамику композиций.

В цветовом решении живописи к сквозным серовато-коричневым и серовато-голубым оттенкам, доминирующим в фоновом письме, добавляются спектральные красный, синий, зеленый и желтый – цвета драпировок и облачений. Для клейм характерна некоторая приглушенность цветовой палитры: спектральные цвета взяты не в полную силу, а белый тон слегка подцвечен, что несколько снижает цветовые диссонансы. Различие в манере написания фонов, ликов и драпировок в ансамбле росписи становится заметным лишь при сопоставлении отдельных композиций. Наиболее архаичен по стилю Собор небесных сил в своде, где большое внимание уделено «узорочью» облачений и присутствует, в отличие от живописи в клеймах, декоративное цветовое решение. Относительное стилевое единообразие клейм обеспечивается преимущественным использованием такого источника иконографии, как гравюры Библии Пискатора. Некоторая обезличенность программы проявляется в отсутствии росписей, связанных с посвящением северного придела Николаю Чудотворцу.

Почерк ведущего мастера артели прослеживается в обобщенной манере написания ликов. Он использует сероватый санкирь холодного оттенка и приглушенное серовато-желтоватое вохрение, пишет лики в два слоя, не контрастно, с небольшой растушевкой по краю вохрения. Описи, движки и блики не применяются. В результате лики выглядят несколько расплывчатыми, как бы «запыленными», манера их моделировки близка гризайльной. В написании фоновых элементов наиболее разнообразны и живописны клейма с облачными небесами и со сценами на воде, тогда как архитектурная среда трактуется схематично. По проработанности драпировок, по точности рисунка фигур наиболее выразительны клейма с евангельскими сценами на боковых стенах, на уровне окон второго света.

В стенописи храма использованы несколько источников иконографии и стиля. Несмотря на доминирование прозападной ориентации, использован источник иконографии, применявшийся со 2-й пол. 17 в. Сама система росписи архаична для кон. 18 в. Характерным для времени исполнения является отсутствие иконописной стилизации в клеймах и намечающаяся тенденция трактовать разгранку клейм как обрамление для картин, размещенных на стенах храма по принципу шпалерной развески.

Ансамбль сюжетных росписей в трапезной характерен для нач. 20 в. В своде у северного придельного алтаря помещена сцена из жития Николая Чудотворца, на южной стороне – «Рождество Богоматери», что соответствует посвящению приделов. Композиции заключены в широкие рамы, исполненные в гризайли. Измельченная, растительная орнаментика рам, с крестами по осям и фестонами и крином по внешнему контуру, относится к неорусскому стилю. В остальных сводах трапезной в клеймах представлены по четыре сцены из евангельского цикла в трехлопастных рамах. На склонах арок написаны образа избранных святых. Иконография масляной живописи, исполненной в позднеакадемической манере, в приглушенной и разбеленной цветовой гамме, восходит к станковым произведениям отечественных живописцев (И.Е. Репина, А.И. Иванова и др.). Свободные от сюжетных клейм участки стен и сводов расписаны заключенными в рамы полихромными орнаментальными композициями. Основной мотив орнаментики – симметричный лиственный побег с цветком внутри спирального завитка, с пальметтой на развилке побегов. И гризайльная, и полихромная орнаментика выполнены на высоком профессиональном уровне.

Главный иконостас храма четырехъярусный, на пять прясел в нижнем ярусе и на семь прясел в верхних ярусах, с рядом надставных икон. Прясла верхних ярусов, кроме центрального, содержат по две иконы. Ярусы разграничены резными фризами и карнизами простого профиля, прясла – колонками с прорезным декором в виде виноградной лозы. В праздничном чине прясла разделены резными консолями. В нижнем ярусе иконостас плоский, с арочными нишами у царских врат и у боковых входов в алтарь, что является оригинальной чертой его конструкции. Крайние прясла верхних ярусов установлены откосно. На цокольных тумбах под образами местного чина помещены иконы, комментирующие сюжеты больших чиновых образов. По сторонам арки у царских врат над местными образами помещены две пары икон праздничного чина. В центре второго (праздничного) ряда икон помещен образ Собора Богоматери. Иконы апостольского чина имеют трехлопастные навершия, в центре расположен образ Христа Великого архиерея с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей и двумя архангелами. В пророческом ряду иконы имеют арочную форму, центральный образ чина – Троица Новозаветная.

Над центральным пряслом иконостаса установлен крест с резным Распятием. В орнаментированной оправе креста расположены восемь круглых клейм со сценами из Страстного цикла. В оглавии креста изображены два резных ангела, держащих корону. Две надставных обрезных иконы у основания креста представляют предстоящих Распятию Богоматерь и Иоанна Богослова. Остальные 12 икон, установленных над венчающим карнизом, составляют собор избранных святых, среди которых десять являются воинами-мучениками. На двух боковых, откосно поставленных иконах, изображены равноапостольные Константин и Елена. Увенчанное херувимами святое воинство вознесено к символическим небесам, приближено к собору небесных сил, окружающих образ Троицы, написанный на своде храма. Особый состав надставных икон является программной особенностью тетеринского иконостаса. Каждая икона оформлена резной рамой с закругленными углами.

Основной мотив накладной прорезной орнаментики – травное плетение с лиственными розетками. Резьба и живопись царских врат, как и значительная часть резного декора в цокольной части иконостаса, выполнены в 1906 г. Иваном Осиповичем Трубниковым. Тогда же тело иконостаса было окрашено красной краской, поновлена позолота и посеребрение по левкасу.

Лучшие иконы апостолов в Деисусе копируют листы Библии Пискатора, сопровождающие Деяния апостолов. Чин нарушен: образ апостола Петра помещен не на своем месте, он третий, а не первый к северу от центральной иконы чина. Из того же источника происходят иллюстрации к Апокалипсису в сводах арок над царскими вратами и над боковыми входами в алтарь. Исполненные в живописной манере образа апостольского и пророческого чинов, как и менее профессиональные по исполнению надвратные росписи на темы Апокалипсиса, образа Захарии и Аарона на боковых входах в алтарь, а также ближайшие к ним местные иконы избранных святых в откосах арок и образа в цокольной части прясел, синхронны времени создания стенописи. Иконы Праздников и 12 надставных икон следуют иконописной традиции, что отражает стилевой эклектизм комплекса. Возможно, в существующий иконостас была перенесена часть образов из иконостаса 1724 г.

В храме сохранились малые пристенные иконостасы, относящиеся ко 2-й четв. и сер. 19 в., а также резные киоты клиросных икон, исполненные ок. 1906 г. Высоким качеством архитектурного и резного убранства отличаются два пристенных иконостаса 2-й четв. 19 в., исполненные в стиле позднего классицизма. Они оформлены сдвоенными колоннами композитного ордера. В изящной, тонко исполненной орнаментике присутствуют мотивы вазонов и гирлянд, а также розетки, ленты и акантовые листья.

Северный придельный иконостас в трапезной, примыкающий к нему пристенный иконостас, оформляющий проход из трапезной в храм, а также киот у его южного клироса, выполнены во 2-й четв. 19 в. в стиле позднего классицизма. Иконостас одноярусный, его прясла фланкированы гладкоствольными полуколоннами на низких постаментах. Характерными для времени и стиля являются царские врата, оформленные изображением креста в лучах сияния, с шестью небольшими накладными клеймами круглой формы. Венчающая часть иконостаса занимает три прясла. Она содержит разорванный над царскими вратами аттик, завершенный фронтоном. В разрыв аттика вписано арочное навершие царских врат. Капители и накладной резной декор фриза и карниза в иконостасе не сохранились. О характере орнаментики можно судить по оформлению южного клиросного киота (розетки, истонченный акантовый побег с розеткой внутри спирального завитка). Иконостас окрашен белой краской, сохранившиеся элементы декора позолочены. Южный придельный иконостас, относящийся к сер. 19 в., выполнен в характерном для времени смешении стилей при переходе от позднего классицизма к псевдобарокко. Иконостас одноярусный, с ризалитом у царских врат, с фронтоном и аттиком над ризалитом. В антаблементе фриз декорирован классицистическими мотивами: в низком рельефе выполнены тонкие спиральные лиственные побеги с розетками, вазонами и гирляндами. На откосах фронтона расположены резные фигуры сидящих ангелов. На венчающем карнизе по сторонам фронтона – вазоны.

Царские врата решетчатые, с глухими филенками в нижней четверти. Филенки декорированы накладными розетками. Высота и профильное оформление филенок строго соотнесены с цокольной частью иконостаса. Створы имеют стрельчатые навершия и по внутреннему контуру декорированы резным изображением завесы. Осевой створ врат и боковины его полотнищ оформлены тонкими гладкоствольными полуколоннами (накладная резьба на их капителях утрачена). Фигуры Богоматери и архангела Гавриила, составляющие композицию Благовещения, резные, накладные. Сень над царскими вратами оформлена в виде подвесной складчатой драпировки, над створом царских врат расположено резное изображение голубя в лучах сияния – символ Святого Духа. Свойственный периоду ранней эклектики готический мотив стрельчатой арки в навершии царских врат является оригинальной чертой в оформлении иконостаса. Ризалит в кон. 19 в. был оформлен двумя парами установленных на постаментах массивных витых столбов, украшенных виноградной лозой  (капители отсутствуют). Окраска иконостаса – контрастное сочетание вишнево-красного в цокольной части с белым цветом столярной основы и позолоченной или тонированной под золото резьбой – поздняя, не соответствующая первоначальной.

http://svodokn.ru/object/101525598?open=true



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.