ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Васильевское. Церковь Василия Великого.

Васильевская церковь


Васильевское. Церковь Василия Великого
Церковь. Действует.  
Престолы:Василия Великого
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:1871.
Адрес:
Новгородская область, Новгородский район, п/о Ильмень с.Васильевское

Координаты: 58.3915, 31.1378
Проезд:Автобус из Великого Новгорода



Сортировка:

Церковь Василия Великого, , Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
Роман Фабричный
9 октября 2016
Церковь Василия Великого, , Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
МОРПЕХ879
18 июня 2019
Церковь Василия Великого, , Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
МОРПЕХ879
18 июня 2019
Церковь Василия Великого, , Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
Михаил Владимиров
30 сентября 2017
Церковь Василия Великого, , Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
Михаил Владимиров
30 сентября 2017
Церковь Василия Великого, , Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
Михаил Владимиров
30 сентября 2017
Церковь Василия Великого, , Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 марта 2014
Церковь Василия Великого, , Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
Наталия
17 августа 2006
Церковь Василия Великого, , Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
Наталия
17 августа 2006
Церковь Василия Великого, , Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
Наталия
17 августа 2006
Церковь Василия Великого, , Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
Наталия
17 августа 2006
Церковь Василия Великого, Западный фасад. Святитель Василий Великий<br>, Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
Западный фасад. Святитель Василий Великий
Наталия
17 августа 2006
Церковь Василия Великого, Западный фасад. Иоанн Златоуст.<br>, Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
Западный фасад. Иоанн Златоуст.
Наталия
17 августа 2006
Церковь Василия Великого, Западный фасад. Надвратная икона.<br>, Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
Западный фасад. Надвратная икона.
Наталия
17 августа 2006
Церковь Василия Великого, Фото 1950-1960-ых годов из фондов Новгородского музея-заповедника<br>, Васильевское, Новгородский район, Новгородская область
Фото 1950-1960-ых годов из фондов Новгородского музея-заповедника
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 января 1950



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  27 февраля 2016

Погост Васильевский

Под самым Новгородом лежит Поозерье – небольшой участок суши, протянувшийся вдоль побережья Ильменя. С глубокой древности на его территории располагалось 8 приходов. Неумолимое время стерло многие из них с лица земли. Но остались у Ильменского берега 2 храма, и ныне возносящие к Небесному Отечеству искреннюю и теплую народную молитву. Об одном из них расскажем читателю.

Издалека, по мере продвижения по дороге от Старого Ракомо, справа, на пустынном левобережье полноводной Веряжи появляется одинокая роща, увенчанная куполом и шатром сельского храма. Это церковь Василия Великого, издавна давшая одноименное название Васильевского погоста расположившейся у её стен небольшой деревеньке.

Возникновение поселения на этом месте теряется в глубине столетий. Когда и кем был сооружен первый храм, почему имя святителя Василия – архиепископа далёкой Кесарии Каппадокийской было определено для него, – о том молчит седая история. Когда освятилась эта весь Бескровной жертвой, с каких пор притекали сюда поозеры со своими болями и тяготами в жажде духовного укрепления и принятия Святых Таин? С каких времен «в пути всея земли» в надежде воскресения всех человеков обретали они последнее пристанище у церковных стен – то нам неведомо. Знаем лишь, что уже много веков на этом месте приносится Жертва Хваления, что столетиями звучит здесь живое слово Божие и проторена кресьянскими ногами дорога, ведущая к храму.

Первые и, видимо, самые старые сведения о Васильевской церкви мы находим в Новгородских писцовых книгах 1497/98, 1498/99 гг. Так, в Шелонской пятине Матфей Валуев отмечает «погост Васильевской на Веряже… а на нем церковь Василей святый». Писец Иван Белеутов в 1550/51 г. сообщает, что здесь стоит «церковь Василей святый Кесарийский, да предел Покров Святей Богородицы». В XV – XVIII вв. в Васильевском погосте располагались земельные владения находящегося за рекой Веряжей Клопского монастыря. Васильевский храм упоминается в царских жалованных грамотах Ивана Грозного, данных на земли этой обители.

Шло время. Несколько деревянных церквей сменили друг друга. Последний из храмов, предшественник нынешнего, был срублен взамен обветшавшего в 1730 г. по указу архиепископа Великоновгородского и Великолуцкого Феофана Прокоповича. К середине XIX в. и эта церковь обветшала. Её и сменил в 1871 г. нынешний каменный однопрестольный храм, выстроенный усердием и средствами прихожан при священнике Александре Сперанском по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Исидора. 12 декабря (ст. ст.) 1871 г. его освятил викарный епископ Старорусский Феоктист, в память чего осталась доска с мемориальной надписью на створе входной двери паперти.

Старожилы-поозеры помнят из рассказов родителей, как храм строился местными крестьянами и из местных материалов. В ближайшей к Васильевскому Курицкой Успенской церкви регентское служение уже около 14 лет исполняет Мария Васильевна Сенькина (ум. ) родом с Васильевского погоста. Она хранит семейное предание о начале празднования Трём святителям и строительстве нынешнего храма и рассказывает: «Дед мой Алексей Раков жил в Васильевском. Он женился, с села Егорья Елисавету взял. Она в детстве была немая и не говорила. Когда было ей лет 16, во сне явились ей три святителя. Утром она встала и заговорила. Сказала: – у меня сегодня были трое, меня по головке погладили. Пошла в церковь Егорьевскую, там посмотрела все иконы, пожулила плечами, – тех, кто ей явился, не нашла. Был потом праздник. – Пойдем в Васильевскую церковь! Пришли. Церковь маленькая, деревянная. Даже и в паперти иконы навешаны. Там же в паперти икона Трём святителям висела. Она подошла к ней и сказала: – вот эти у меня и были, и сказал вот этот один, что я исцелюсь! Люди в церкви заволновались. Вышел батюшка. Отслужили благодарственный молебен. И стали с этого времени праздновать Трём святителям. После договорились, решили два рода: ее родичи и дедовы:

– Давайте, сделаем церкву.

У нас Раковы были плотники и печники. И там, у Егорья, тоже. Тут же, с Васильевска Гришины: дядя Гриша Дунин говорит:

- И я вот хотел бы помочь. Буду кирпич делать. Сделали ямы и печи на берегу Веряжи. Народ месил и обжигал кирпич. В один год церковь построили, недолго делали. Дед отчаянный был; стали делать крышу – подтесок под железо. Дед промахнулся и повалился. Докатился до края, топором успел зацепиться и удержался за кромку. Бабушка потом говорила:

– Тебя надо бы столкнуть за твои матюги, но видно надо было церкву достроить!».

Васильевская церковь небольшая, одноглавая. План постройки образует форму креста. Двухъярусная колокольня находится в одной связи с церковью и завершается шатром. В 1901 г. стены храма внутри были расписаны. На северной стене размещались изображения преподобных Михаила Клопского, Ефрема Перекомского, Антония Римлянина и Варлаама Хутынского, а на южной – новгородских святителей: Никиты, Иоанна, Ионы, Евфимия и др. Роспись эта до наших дней не сохранилась.

Иконостас в церкви первоначальный резной, четырехъярусный, девятичастный. В местном ряду нашли отображение праздники, издавна празднуемые по деревням прихода. Здесь между Царскими вратами с изображением четырех евангелистов и Благовещения, Спаса, Богородицы и диаконских дверей с фигурами архидиаконов Стефана и Лаврентия, находятся иконы Покрова Божией Матери, Флора и Лавра, Собора архангела Михаила. Справа храмовый образ святителя Василия. Во втором ряду в обрамлении резных рам 8 круглых образов двунадесятых праздников. Над ними по центру Тайная вечеря и фигуры святых.

Из чтимых и древних икон выделяется, почитаемый чудотворным, храмовый образ святителя Василия Великого. До самого последнего времени у солеи находилась небольшая икона преподобного Михаила Клопского, по-видимому, конца XVI в., украденная во время одного из ограблений церкви в 1991 г. В историческом плане замечателен большой образ Успения Божией Матери у правого клироса. Надпись на нём сообщает, что исполнен он в 1896 г. по заказу крестьян деревни Большой Донец «в память избавления от холеры 1894 г.». Рядом с ним поставлен почитаемый образ Трёх святителей. На правом клиросе находится икона Трёх отроков. По рассказам прихожан, она перенесена сюда из разрушенной в последнюю войну Георгиевской церкви с. Егорий, будучи обретена висящей на столбе среди руин. Также образ апостолов Петра и Павла, находящийся в алтаре, происходит из храма Лукинского погоста. Выделяются две иконы Божией Матери: Казанская и Тихвинская в шитых ризах, икона неопределённого евангелиста – по тексту Луки, а по символу Иоанна. На южной стене размещен образ двух святых: Василия Великого и преподобного Василия в металлической ризе, выполненной в 1850 г. мастером Дмитрием Богатыревым. Из аналойных икон привлекает внимание Воскресение Христово, написанное на стекле. Хранится здесь и большая деревянная кружка для сбора пожертвований, ранее принадлежавшая Клопскому монастырю. Сохранился прежний антиминс, выданный в 1954 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) на престол во имя Смоленской иконы Божией Матери в Петропавловскую церковь с. Голино, и в 1963 г. при архиепископе Новгородском и Старорусском Сергие (Голубцове) перенесённый в Васильевский храм.

Церковная библиотека по реестру 1914 г., помимо полного круга книг богослужебных, заключала в себе 85 томов для чтения. Архив храма состоит ныне частично из документов с 1957 г.

На колокольне в начале ХХ в. располагались 6 колоколов. Самый крупный, весом 113 пудов, был вылит на средства прихожан в 1883 г. Его окружали малые: в 26, 12, 8, 3 и 1 пуд. Ныне на звоннице находятся 2 колокола, один из которых перенесён недавно из с. Спас-Пископец. В нишах колокольни при входе в церковь написаны в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст (еще недавно вместо последнего было изображение Василия Блаженного). Над входом образ Христа в круге.

У юго-восточной стороны Васильевского храма сложился некрополь. Здесь погребены священники: протоиерей Александр Сперанский +1910, Алексей Фиников +1910, протоиерей Василий Николаевский +1945, протоиерей Федор Березняковский +1950 и др., а также монахиня Иоанна +1967 и Любовь, прислуживавшие при церкви.

Погост окружен кованой оградой, выполненной мастером С. Покулевым в 1910-е гг. В начале ХХ в. церковная земля, занимаемая храмом и кладбищем, составляла 4 десятины. В распоряжении причта находилось около 35 десятин (в т.ч. 26 десятин пахотной) земли. Вдоль южной стороны ограды кладбища располагался большой сад с яблонями, вишнями, смородиной, малиной, принадлежавший священнику. На старом месте, к юго-западу от церкви, и ныне стоит дом для священника, принадлежащий храму. На кладбище при церкви находится сторожка.

В 1914 г. Васильевскую церковь с целью отбора церковно-археологических древностей для созданного в Новгороде архиепископом Арсением Древлехранилища посетил протоиерей Анатолий Конкордин. Он отмечал находившиеся здесь в то время старые иконы, люстру (хорос) из стекляруса, 7 древних образов и Царские врата из иконостаса деревянной церкви, которые причт «охотно отдавал» музею. Из духовных лиц, посещавших храм, известен обзор его, равно как и прочих церквей Поозерья, архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием 17 июля (ст. ст.) 1901 г. Прихожане тогда встречали владыку пением тропаря Ангелу храма. А архипастырь обращался к народу со словом о Василии Великом.

Приход Васильевский к началу ХХ в. состоял из деревень: Хотяж, Малый и Большой Донцы, Корпово и правобережных Сельца и Клопской Слободы. Общая численность прихожан в 1914 г. составляла 1299 человек. По сравнению с другими этот приход считался малолюдным.

По приходу исстари праздновали: зимнее Прихоженье (память преп. Михаила Клопского) 24 января (нов. ст.) в Хотяже и Клопской Слободе, летнее Прихоженье 6 июля и Покров Божией Матери в Сельце и Клопской Слободе. Тихвинской иконе Божией Матери 9 июля в Корпове и Малом Донце. Местное празднование Тихвинской иконе справляли в Клопской Слободе 12 июля. В Сельце – Казанской иконе Божией Матери 21 июля. В Большом Донце отмечали Рождество Иоанна Предтечи 7 июля и Собор архангела Михаила 21 ноября. В Хотяже Флору и Лавру 31 августа.

Крестные ходы по деревням прихода, помимо определённых уставом, совершались во все эти праздники, кроме зимнего Прихоженья и Собора Михаила архангела. В Хотяже крестные ходы отправляли и в «заветные» дни: в первые воскресенья после 23 мая (ст. ст.) – на память преподобного Михаила Синадского (в пожар сгорела вся деревня) и 29 июля (ст. ст.) – мученика Христофора (был падёж скота, лошадей). Как отмечал в своей историко-статистической записке о Васильевской церкви, составленной в 1896 г. и ныне хранящейся в Новгородском музее, священник Александр Сперанский, «сопровождаются эти крестные ходы служением среди селения молебна празднуемому святому с водоосвящением, хождением вокруг селения со св. водою, окроплением затем скота ею… Причт ходит по домам празднующих со св. водою, пением тропаря и краткой ектении». Кроме того, из прихода совершался общий крестный ход в летнее Прихоженье 6 июля в Клопский монастырь. В приходе находились 2 деревянные часовни в Хотяже и Сельце.

* * *

Современный приход Васильевского состоит в большей части из крестьян деревни Хотяж, а также поселений нынешнего Ильменского сельского совета, крестьяне которого отправляют здесь все требы. По словам священника, усердных прихожан насчитывается около 40 человек. Самое большое число причастников – 80 человек было на Троицу 1992 г. В наши дни совершается празднование в Рождество Христово, Богоявление, память Флора и Лавра в Хотяже. В эти дни иерей ходит по деревне со св. водой и служением в домах кратких молебнов. В день Петра и Павла под деревней Ильмень на Любитовом ключе отправляется водосвятный молебен и панихида. Сюда, к часовне (сгорела в Пасху с 18 на 19 апреля 1993 г.), привозится икона Первоверховных апостолов. Васильевская церковь, как ближайшая к Клопскому монастырю, является хранительницей старинной поозерской традиции празднования праздника Прихоженье 6 июля и 24 января. Этот день, с восстановлением в 1990 г. самостоятельности Новгородской епархиальной кафедры, обычно отмечается здесь архиерейским служением. За ним следует переправа через Веряжу в Клопский монастырь, где в Троицком соборе над мощами преподобного Михаила отправляется угоднику Божию молебен.

Причт Васильевской церкви в XVIII–XIX вв. состоял из священника, дьячка, пономаря и просфирни, а с 1843 г. из священника и псаломщика. Однако в XIX в. на вакансии псаломщика здесь служил диакон. Из священников, служивших в храме, известны: иерей Василий Сергеев (служил до 1799 г.), его сын Федор Васильев (с 1799 по 1832), Иаков Багрянский (с 1834 по 1854), Алексей Фиников (с 1855 по 1861). Почти полвека (с 1861 по 1910) прослужил в Васильевском храме протоиерей Александр Васильевич Сперанский (1833-1910), выпускник Новгородской духовной семинарии, сын известного протоиерея Новгородского Свято-Духова монастыря. Им было выстроено в Поозерье 2 храма: деревянный Евангелиста Луки в 1860 г. в Лукинском погосте, где он начинал свое служение, и нынешний каменный 1871 г. в Васильевском. На свои средства в Васильевском в 1861 г. он открыл сельскую школу грамоты, первоначально помещавшуюся в его же доме, около церкви. За 35 лет её окончило 550 мальчиков и 57 девочек. После Сперанского здесь служили: его зять священник Алексей Фиников, и с этого же года однофамилец – вдовый иерей Алексей Федорович Фиников (1910 – 1927?); и за ним его брат о. Николай Фиников (1927? – 1934). Последний был репрессирован в 1937 г. Последним священником был о. Николай Белогородский (1869-1937), арестованный в сентябре 1937 г. и вскоре расстрелянный.

20 марта 1919 г. община приняла храм с имуществом «в бессрочное, бесплатное пользование» от новой советской власти. По договору прихожане обязывались «не допускать (в храме): а) политических собраний враждебного советской власти направления; б) раздачи или продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против советской власти или ее представителей; в) произнесение проповедей и речей, враждебных советской власти..; г) совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против советской власти. Ввиду чего мы обязуемся подчиняться всем распоряжениям местного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов относительно распорядка пользования колокольнями».

В 1922 г., когда по России проходило изъятие церковных ценностей, Губернской комиссией 24 мая из ризницы Васильевской церкви были отобраны: дарохранительница, потир, звездица, ковш, дискос, лжица, 2 тарели, 3 креста и кадило. Все предметы были серебряные (84 проба), некоторые вызолочены. В иконостасе членами комиссии сняты серебряные ризы с икон Флора и Лавра и Собора архангела Михаила, а также оклад с Тихвинской иконы Божией Матери в храме. Общий вес изъятого серебра составил 26 фунтов 82 золотника. Серебряные оклады на иконах иконостаса: Спасителя и Богоматери (15 ф. 34 зол.), Василия Великого (10 ф. 12 зол.) были выкуплены у государства за счёт собранного прихожанами серебряного «лома» равнозначного весу риз.

Во второй половине 1930-х гг. храм был закрыт. Массовое закрытие церквей Поозерья пришлось на 1937 год. И хотя служба в храмах не отправлялась, внутреннее убранство бережно сохранялось крестьянами.

Началась война, а с ней и возобновление церковной жизни. При пришедших сюда 14 августа 1941 г. немцах Васильевская церковь была открыта, наряду с 5 другими храмами Поозерья. В период оккупации ничто не мешало совершению праздников, треб, крестных ходов. Жизнь шла своим чередом. В храме во время войны в 1941-1943 гг. отправляли службу священники о. Василий Николаевский (1898-1945), перешедший вскоре к соседней Георгиевской церкви, и о. Федор Березняковский (1868-1950). Им прислуживала Анисья – инокиня бывшего Клопского монастыря. Второй перерыв в богослужениях продолжался с осени 1943 до 1944 гг., когда практически все местное население было вывезено немцами в Прибалтику и Германию. Повреждения, полученные храмом в период военных действий, были незначительны. Внутреннее убранство и утварь сохранились благодаря тому, что хотяжские крестьяне Федосья Матюшина и Ефим Егоркин с помощью лома скрутили пробои на входных дверях церкви проволокой. За период оккупации, когда совершались богослужения, были похищены лишь ризы с икон иконостаса.

После освобождения Новгородской земли поозеры Васильевского прихода первыми возбудили ходатайство об открытии храма. В начале 1944 г. крестьянка д. Хотяж Пелагия Кузнецова писала митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию: «Вот мы уже полгода находимся без церковной службы и без пастыря, как заблудившиеся овцы, и ввиду всего этого очень скорбим душевно, а особенно в праздничные дни…В Поозерье теперь около 300 человек осталось жителей и очень все желают, что хоть в одном бы храме была служба, и все просят Вас, Высокопреосвященный Владыко, исполнить их просьбу». Церковная община получила регистрацию в январе 1945 г., и уже в это время здесь служили священники: игумен Валентин Лелянов (1877-1972), Василий Николаевский и псаломщик (в том же году – диакон) Илларион Андреев. В ноябре 1945 г. в Васильевское вернулся о. Федор Березняковский и продолжил здесь свое служение до 1950 г. С 1944 г. до самой кончины при храме в качестве сторожа, просфирни и псаломщицы прислуживала монахиня Иоанна (Петрова, 1881-1967).

Послевоенный период истории Васильевской церкви не был отмечен сколь-нибудь значительными событиями. Много здесь сменилось священников. Много воды унесли широкие разливы Веряжи. Забываются тяжелые времена гонений на небогатую сельскую церковь. Она прошла чрез беспощадные поборы и притеснения властей, и выстояла в самые суровые времена атеистического безумия. Скупые и немногочисленные архивные справки хранят память и о «добровольно» ежегодно вносимых приходом 1000 рублях в Фонд мира в 1960-е гг.

С нелегким церковным служением в Васильевском храме, на обозримом, более вековом протяжении, связали свою жизнь 3 поколения поозеров – Конышевых. Жили они в Хотяже – большой деревне, расположенной к югу от Васильевского погоста, напротив стен Клопского монастыря. Жизнь представителей этой псаломщической династии была исполнена замечательными чаяниями простых крестьян, с удивительно светлой сущностью души русского человека, устремленной к добру и свету. Первый из рода Конышевых – Михаил Андрианович (1854-ок.1930) еще по службе матросом на флоте исполнял обязанности уставщика в школе пения. После возвращения в 1882 г. с армейской службы, он регентировал Васильевским клиросом. С сыном и внуками по праздникам пел в хоре Клопского монастыря. Его сын Михаил Михайлович (1884-1962) и внук Дмитрия Михайлович (1913-1991) Конышевы до конца своей жизни несли псаломщическое (регентское) служение в Васильевской церкви. Об уровне церковного клироса в ХХ в. можно судить по сохранившимся рукописям нотных сборников с произведениями, здесь исполнявшимися. Среди них Херувимские: Киевская, Царская, Голицина, Бортнянского № 4, Ломакина №№ 1,4,5,10; «Милость мира» В.Старорусского №№ 2 и 3; «Тебе поем» Григорьева, «Достойно» Бортнянского и мн. др. На долю Михаила Михайловича и его сыновей Дмитрия и Федора выпало немало испытаний. В 1934 г. после «показательного суда» они были сосланы, получив срок по 2 года, как сказали в сельсовете – «за то, что хорошо пели». Все имущество и дом были отобраны и распроданы местным крестьянам. Михаил Михайлович попал в Ленинградские «Кресты», а Дмитрий и Федор на торфоразработки около Рогавки. Дмитрий Михайлович до последнего времени руководил Васильевским клиросом. Ум его был живым и память светлой. Тем горше его уход от нас, тем прискорбнее наша утрата. Конышевы олицетворяли собой Святое Поозерье, и потому как завет о духовном бодрствовании звучат слова «Правды Божией над человеком», написанные в памятование себе М. М. Конышевым на аттестате отца: «Духовная смерть поражает сердце человека и человек внутренне умерщвляется. Люди, живущие в роскоши и счастии, но духовно умершие, по-видимому, и наслаждаются благами мира, но душевно мучаются… в сердце их царствует сатана, и порождает греховные пожелания… разум их помрачается; и тогда перестают различать добро от зла».

Выходцем из рода Конышевых является и нынешний настоятель Васильевской церкви – священник о. Георгий Косовец. После окончания Ленинградской духовной семинарии он служит на этом древнем приходе с июня 1989 г. При нем в последние годы храм отремонтирован. Кровли перекрыты оцинкованным железом, приведена в порядок окружающая территория. Но еще многое предстоит сделать: провести внутренний ремонт, отремонтировать иконостас. Нуждаются в реставрации иконы.

Васильевский храм по-особенному светел и уютен. Молитва в нем легка. Ничто не отвлекает от искреннего соучастия. И в этом особая благодатность сельского храма. Идет служба… и добры, и глубоки лица немногочисленных прихожан – поозеров, пращуры которых на протяжении веков преклоняли здесь свои колена. На этом месте святом, посреди Поозерья, в веси, избранной щедрым Промыслом Божиим.

… Разносится над пустынным Ильменским побережьем мерный звон колокола с Васильевской колокольни. Звон, призывающий к Искупительной вечери народ Божий. Дай Бог долго слышать Поозерью его вековой голос, благовествующий земле радость.

1993г.

Опубликовано: Моисеев С. В. Погост Васильевский / История приходов // София. 1993. № 6. С. 14; № 7. С. 14.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.