ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сезёново. Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь.

Сезёновский монастырь


Сезёново. Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1849.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Липецкая область, Лебедянский район, с. Сезеново, ул. Набережная

Координаты: 53.075967, 39.3128
Проезд:От г. Лебедянь на восток (пересекая шоссе Данков-Липецк около поста ГАИ) следует неплохая асфальтовая дорога. У восточной оконечности села Вязово (около 10 км от Лебедяни) следует свернуть на север, по указателю на Сезеново (еще около 5 км). Проехав плотину водохранилища, чуть направо. Храмы монастыря видны издалека.





Сортировка:

Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь, , Сезёново, Лебедянский район, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Гендальф
22 августа 2008
Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь, Рождественская церковь и Троицкий собор, вид от ворот<br>, Сезёново, Лебедянский район, Липецкая область
Рождественская церковь и Троицкий собор, вид от ворот
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
27 августа 2022
Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь, Ворота<br>, Сезёново, Лебедянский район, Липецкая область
Ворота
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
29 февраля 2020
Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь, Ворота<br>, Сезёново, Лебедянский район, Липецкая область
Ворота
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
29 февраля 2020
Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь, Фундамент взорванного Казанского храма<br>, Сезёново, Лебедянский район, Липецкая область
Фундамент взорванного Казанского храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
29 февраля 2020
Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь, авт .Манузин Эдуард<br>, Сезёново, Лебедянский район, Липецкая область
авт .Манузин Эдуард
Олег
??
Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь, , Сезёново, Лебедянский район, Липецкая область
kovyrshin
12 июня 2008
Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь, Монастырские ворота. Вид с западной стороны. <br>, Сезёново, Лебедянский район, Липецкая область
Монастырские ворота. Вид с западной стороны.
Волков Илья
6 июля 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Волков Илья  17 августа 2006
История возникновения Сезеновского монастыря тесно связана с именем блаженного Иоанна, затворника Сезеновского (1791-1839). С его именем связывают пророчество о том, что рядом с его кельей будет построен монастырь. Иоанн принял затвор с благословения старца Иллариона Троекуровского. В 1838 Иоанн заложил новый семипрестольный каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1849 открыта монастырская община, которая в 1853 году переименована в Иоанно-Казанский монастырь. В 1864 году на месте маленького храма в честь Преображения Господня устроен каменный двухэтажный храм о шести престолах во имя Святой Троицы, где потом покоились мощи затворника Иоанна. В начале XX в. монастырь подвергся частичному разрушению.

Анонимный участник  27 августа 2006

Блаженный Иоанн, затворник Сезеновский  родился 24 июня 1791 г. в с. Горки Коротоякского уезда Воронежской губернии, у дворового крестьянина Луки Ивановича Быкова. Младенец этот с самого рождения являл собой нечто дивное и необычайное для этого возраста. Грустное выражение его личика поражало всех, кто видел его. Взоры Иоанна были постоянно устремлены к иконам, в святой угол. Когда он подрос, то отличался особым незлобием и кротостью, не принимал участия в детских играх и забавах и больше всего любил одиночество. Единственным другом-сверстником Иоанна был его молодой барин Василий Федорович. Будущий подвижник часто совершал паломничества, особенно - в Киево-Печерскую Лавру, где он даже прожил два года послушником. Еще юношей Иоанн начал проявлять черты Христа ради юродства. Окружающие объясняли это ленью, нежеланием работать. Много укоризн и побоев получил он за это, но душа его стремилась к иному, вышнему миру. Местный священник пытался смягчить его гнев, говоря: "Это – не твой раб, а Христов". Особенно Иоанн любил молиться перед образом святителя Димитрия Ростовского. Однажды помещик за долгую отлучку избил Иоанна, заковал в железные цепи и запер в амбаре, запретив давать заключенному пищу и питье. Через три дня священник, который почитал юношу, пришел к нему в амбар, взяв с собой немного еды. Он опасался помещичьей стражи и злых псов. Войдя во двор к помещику, он застал караульных спящими, а свирепые псы ласкались к нему, как кроткие овечки. Беспрепятственно дойдя до амбара, он тихо кликнул раба Божия. "Митенька пришел, – отозвался Иоанн, имея в виду св. Димитрия, – ему и псы повинуются, не только видимые, но и невидимые. Митенька, голубчик, Митенька желанный пришел ко мне в гости", – продолжал с детской радостью подвижник и с любовью облобызал образ святителя Димитрия. Затем он, коснувшись железных пут, свободно снял их с себя чудесным образом и начал духовную беседу о блаженной награде за терпение скорбей. Вскоре после этого в поместье приехал Василий Федорович, друг детства Иоанна, и освободил подвижника из заключения.

Получив долгожданную свободу, Иоанн некоторое время странствует, питаясь милостыней, а потом знакомится со старицей Дарией Димитриевной Кутуковой. Когда они вместе прибыли к преп. Илариону Троекуровскому, известному своей духовной жизнью старцу, он благословил Иоанна начать затвор в селе Сезеново Тамбовской губернии. И вот – помещику села Сезеново, князю Ф. Несвицкому, снится сон. Он сидит в гостиной, в то время как из висящего на стене Корсунского образа Божией Матери выходит большой младенец, назвавшийся Иоанном, и умоляет дать ему какое-нибудь место для молитвы. Князь долго не соглашается, говоря и о своем недостоинстве, и о том, что для молитвы необходимо уединение, которого он дать не может, но в конце концов младенец выпрашивает себе старенькую баньку на отшибе, и князь сам относит его туда на руках. Вскоре к Несвицкому приходят два путника – старица Дария и тот самый младенец. Иоанн действительно несколько напоминал ребенка. Лицо он имел смуглое, волосы темные и длинные, бороды и усов у него не было, в чертах его лица проглядывал мир и благодатное настроение души.  

Как истинный воин Христов, подвизаясь в борьбе со страстями, он не щадит собственного тела, изнуряя его постом, принимая пишу раз в два-три дня, а то и раз в неделю, железными веригами, весившими более семи килограммов, чугунными четками и железными башмаками. На теле затворника были раны, которые он не лечил и даже не перевязывал, а закладывал деревянными щепками, что только усугубляло боль от них. В келии своей подвижник занимался молитвою, чтением священных книг. Полагал в сутки по 1000 земных поклонов, иногда переписывал священные изречения и молитвы. Замечено было, что в девятом часу вечера затворник обычно пел тихим сладким голосом Херувимскую песнь, иногда звуки его голоса при этом пении были грустные и прерывались рыданиями, иногда же имели отголосок радостный и торжественный. Когда к подвижнику приходили люди, привлеченные светом его веры и добродетелей, он на время оставлял свой затвор, помогал им, наставляя, исцелял, окропляя святой водой и помазывая елеем из лампадки. Подвижник неоднократно проявлял прозорливость. Незадолго до половодья затворника вздумал посетить священник Иоанн Кириллов. В это время морозы были так сильны, как в глубокую зиму. На дороге он стал зябнуть и боялся, что замерзнет. Кое-как доехав до Сезенова, он получил от затворника совет ехать как можно скорее домой, иначе, если замедлит, то не доедет. Священник, веря словам затворника, после чаю тотчас поехал и едва мог доехать до внезапно открывшегося половодья. Иоанн часто говорил иносказаниями. Однажды, собираясь с крестьянином Иваном Бирюковым в лес, он попросил его взять с собой топор, а уже в лесу приказал вырубить и заострить кол. Потом сам вбил его в землю ближе к селу, говоря: "Здесь будут звонить колокола, здесь будет стоять монастырь, но потом его разрушат". Потом, указывая на расположенный неподалеку сад, подвижник продолжал: "Эти деревья потопчут, ворота будут распахнуты, и кругом будет много народа".

Женский монастырь в Сезеново был построен уже после смерти Иоанна, а пророчество о его разрушении исполнилось после кровавых событий 1917 г. Скончался Иоанн Сезеновский 14 декабря 1839 г. Для того, чтобы похоронить его в церкви, потребовалось разрешение тамбовского архиерея, и до 12 января 1840 г., т.е. месяц, гроб стоял в жарко натопленной келье, и не только не было видно следов тления, но тело имело вид только что уснувшего. Все присутствовавшие явственно ощущали благоухание, исходящее от останков святого. Во время отпевания на челе почившего выступили обильные капли маслянистой благоуханной жидкости, от которой больные, помазав пораженные части тела, получали исцеление. В день погребения праведника многие больные и бесноватые получили полное освобождение от своего недуга. С тех пор гроб приснопамятного затворника Иоанна стал усердно посещаться благочестивыми паломниками, которые узнавали о его святой жизни и знамениях благодати Божией, являемых по молитвам Иоанна.

Обитель эта существует с 1837 года. В 1849 году называлась она общиною, а в 1853 году переименована в общежительный заштатный 3 класса монастырь. Монастырь содержит учрежденный в нем детский приют, в котором находятся 11 девочек. Игумения Серафима, 1853 г. постр. в монаш., 1855 г. игумен. им. наперсный крест. Казначея Паисия, 1869 г. постр. 1868 г. казнач. Монашествующих сестер 55 и рясофорных послушниц 182, указных 50.

http://orthodox.tstu.ru/pateric/ioann.html


2015 год стал юбилейным в истории Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря. Десять лет прошло с тех пор, как небольшой общиной сестры прибыли на место подвигов преподобных Иоанна, Дарии и Серафимы с целью воссоздания некогда величественной обители, и пять лет – после официального присвоения общине статуса монастыря. Иноческая жизнь, прекратившаяся здесь после революции 1917 года, вновь возрождается.

Первоначально появление монашества в Сезеново связано с именем известного подвижника блаженного Иоанна. В этом селе, принадлежавшем помещику Несвицкому, преподобный жил с 1817 года в строгом затворе. Слава о его добродетелях и благодатных дарах распространилась далеко за пределы села Сезеново, сюда стали стекаться девицы и вдовы, искавшие духовного руководства. Так образовалась Сезеновская Иоанновская община, зарегистрированная в 1849 году. Ее основательницей была присная ученица затворника Иоанна старица Дария (Кутукова). В 1853 году община получила статус заштатного третьеклассного Иоанно-Казанского девичьего монастыря. Его настоятельницей стала монахиня Серафима (в миру Евфимия Моргачева), впоследствии возведенная в сан игумении. При игумении Серафиме в конце XIX века монастырь был полностью благоустроен и необычайно красив. Через парадные святые врата открывался вход к главному храму в честь Казанской иконы Божией Матери, чуть правее располагался Троицкий собор, далее – храм в честь Рождества Христова.

В цветущем состоянии застала Иоанно-Казанскую обитель революция 1917 года. Сестер подвергли репрессиям: лишению свободы в исправительных лагерях, ссылкам в Северный край. Назначалась и высшая мера наказания – расстрел. Монастырское имущество разграбили и распродали с торгов. Ограду обители разобрали на кирпич – сохранились только южные врата и небольшая часть ограды. Главный храм – Казанский – был взорван. В Христорождественской церкви устроили овощехранилище. Троицкий собор приспособили под загон для скота, а после – под склад для хранения удобрений. Святое место пустовало около 70-ти лет.

3 октября 2005 года по благословению Преосвященнейшего Никона Епископа Липецкого и Елецкого началось восстановление Иоанно-Казанского монастыря. Труды по возрождению обители легли на плечи шести прибывших сюда сестер. На крышах двух полуразрушенных храмов – Троицкого и Христорождественского – возвышались деревья; от Казанской церкви остался только фундамент, обнаруженный при раскопках. В одной из отремонтированных квартир, представленных местным АПК, насельницы устроили домовый храм.

5 мая 2006 года в Пасхальную ночь впервые после 70-ти летнего перерыва в обители совершилась Божественная литургия. Монастырскую территорию освободили от мусора и зарослей. Восстановили святые врата обители. В память о величественном Казанском храме его фундамент воссоздали и украсили декоративной травой и цветами. Церковь Рождества Христова очистили; на ней восстановили кровлю и водрузили крест. Верхний этаж Троицкого собора реставрируется, нижний отремонтирован. Здесь совершаются богослужения и хранится главная святыня монастыря – мощи преподобных Сезеновских угодников. У левого алтаря собора обнаружили при раскопках святой колодец, выкопанный прп. Дарией по благословению затворника Иоанна. Колодец в настоящее время восстанавливается. Одновременно с реставрацией храмов были устроены келейный корпус для сестер и гостиница для паломников.

Официальный сайт монастыря: http://www.sezenovo-mon.ru


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  6 мая 2021

В декабре 1817 года в небольшое село Сезёново пришёл и поселился угодник Божий, будущий затворник Иоанн. Владелец Сезёново, князь Фёдор Несвицкий, строит специально для него келью, в которой будет нести подвиг юродства этот человек. Постепенно вокруг подвижника стали собираться вдовы и девицы, желающие вести благочестивую жизнь под его духовным руководством. Первой поселилась в Сезёново Дария Дмитриевна Кутукова, которая после смерти прп. Иоанна возглавила общину сестёр и взяла на себя хлопоты по дальнейшему созданию монастыря. Слава о строгой подвижнической жизни Иоанна разошлась далеко за пределы Лебедянского уезда, что способствовало притоку большого количества паломников, желающих получить наставления и найти ответы на свои вопросы.

В 1838 году Иоанн испросил разрешение епископа Арсения (Москвина) на постройку в Сезёново вместо ветхой Казанской церкви нового каменного семипрестольного храма. 12 августа того же года он получает благословение и 8 сентября с Божией помощью в селе начинается строительство Казанского храма. Много жертвовал на строительство Иларион Троекуровский, а также купцы и простые обыватели. Через год, 14 декабря 1839 года, старец Иоанн скончался в своей келье. Он был похоронен 12 января 1840 года в склепе - нижнем этаже собственной кельи. В 1842 году Казанский храм был выстроен. Внутренняя отделка церкви была завершена только в 1847 году. Росписи были выполнены на средства московского мещанина П.И. Щеглова. Официальное открытие монастыря Иоанн завещал осуществить Евфимии Моргачёвой.

В 1845 году матушка Евфимия подала в Святейший Синод прошение об учреждении в Сезёново монашеской обители, но Синод тогда отказал ей по причине необеспеченности материальным подтверждением. 1 октября 1849 года здесь зарегистрирована Сезёновская Иоанновская женская община. Приток богомольцев поклониться преподобному Иоанну, с каждым годов увеличивался. Люди жертовали образовавшейся общине за многочисленные исцеления, происходившие возле мощей затворника. Вскоре появились средства для того, чтобы выстроить рядом с Казанской церковью, новый храм. Так, в 1853 году строится храм в честь Преображения Господня на месте келии затворника. Гроб подвижника был вынут и поставлен с левой стороны от иконостаса. Над ним был сделан кирпичный свод с металлическим надгробием.

11 апреля 1853 года решением Святейшего Синода Сезёновская община была переименована в третьеклассный заштатный Иоанно-Казанский женский монастырь, а первой настоятельницей по общему желанию сестёр и старицы Дарии была избрана Евфимия Моргачёва, которая приняла постриг с именем Серафимы, в 1855 году награждена саном игумении. Официальное открытие состоялось 12 июля 1853 года. В 1860 году был построен очередной каменный храм - Христорождественский. В 1864 году Преображенская церковь была разобрана и на её месте выстроен величественный кирпичный собор в честь Святой Троицы, сохранившийся до наших дней.

К концу ХIХ века в Сезёновском Иоанно-Казанском монастыре было три каменных храма: Казанской иконы Божией Матери, Святой Живоначальной Троицы и Рождества Христова. При Казанском храме, с западной стороны была пристроена трёхъярусная колокольня со шпилем. Сохранилась литография монастыря, выполненная в нач. ХХ столетия. У левого алтаря Троицкого храма находился колодезь, устроенный ещё старицей Дарией, по пророчеству Иоанна Сезёновского, что сей колодезь будет целительным. Обитель окружала кирпичная ограда с башенками и высокими арками въездных ворот.

Согласно сведениям, на 1914 год в обители числилось 543 насельницы, проживавших в 112 келиях. Монастырь владел 685 десятинами 1200 саженями земли. Имелись свои поля, огороды, монастырский лес, два сада, мельница, силами сестёр вырыт пруд. В обители сёстры занимались рукоделием: вышивали церковные облачения, плели кружева, ткали ковры, сыскавшие славу даже в Санкт-Петербурге. В иконописной мастерской сёстры учились иконописи и технике золочения.

Революция 1917 года стала началом разорения процветающей обители. В 1920 и 1922 годах с монашествующими были оформлены договоры аренды на монастырские церкви и постройки. Спустя некоторое время на территории пока действующего монастыря расположился по соседству, детский дом. В июне 1930 года Президиум исполкома Центрально-Чернозёмной области принял решение "о закрытии 2-х женских монастырей - Сезёновского Иоанно-Казанского и Троекуровского-Иларионовского в селе Троекурово Лебедянского района Елецкого округа, в связи с чем расторгнуть договор с верующими, после чего монастыри ликвидировать. Использовать здания для местных общественных нужд". После этого постановления монастыри официально закрыли, монахинь выслали, имущество распродали с торгов.

В июне 1932 года Казанская церковь с колокольней была варварски взорвана, монастырская ограда разобрана на кирпич. Местами сохранились только фрагменты южной стены и южные монастырские ворота, часть северной стены длиной около 50 метров и 110 метров восточной стены, Святой колодезь завалили мусором и землёй. Помещения Троицкого и Христорождественского храмов приспособили для хозяйственных нужд. Так, в большом Троицком соборе долгое время содержался скот, что привело храм в плачевное состояние. Предвидя это, сёстры обители заблаговременно вывезли мощи затворника Иоанна в село Мечнянка Ефремовского уезда Тульской губернии и перезахоронили в часовне возле Свято-Никольского храма.

В монастырской церкви Рождества Христова при советской власти было оборудовано овощехранилище. В соборе Святой Троицы в 1930 - 65-е гг. в нижнем храме были оборудованы мастерские, а потом помещение приспособоли под склад минеральных удобрений, вредными парами которых были пропитаны все кирпичные своды храма. К началу 2000-х годов сохранились в полуразрушенном состоянии Христорождественский и Троицкий храмы, арка монастырских ворот, фрагменты стены и несколько келейных построек.

С июля 2005 года в Сезёново проводилась расчистка Троицкого храма и исследование мест захоронений старицы Дарии и игумении Евфимии, считавшиеся до этого утерянными. Но случилось чудо! В процессе этих работ случайно были найдены частично сохранившиеся останки сезёновских подвижниц преподобных Дарии и Серафимы Сезёновских. 3 октября 2005 года по благословению Высокопреосвященнейшего Никона архиепископа Липецкого и Елецкого (ныне митрополита Липецкого и Задонского) начато восстановление монастыря. К началу 2008 года была окончена отделка нижнего храма Троицкой церкви для проведения Богослужений. В 2007 году на прошение епископа Никона о возвращении в Сезёновскую обитель мощей затворника и юродивого Иоанна было получено благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В июле 2008 года в Иоанно-Казанский монастырь были доставлены мощи прп. Иоанна Сезёновского и помещены в нижний храм Троицкой церкви.

5 марта 2010 года решением Священного Синода РПЦ принято решение об открытии Сезёновского Иоанно-Казанского женского монастыря.

С сайта: www.sezenovo-mon.ru и из брошюры: "Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь"



Комментарии и обсуждение


Иоанно-Казанский монастырь, общежительный, в селе Сезенове, в 12 верстах от города Лебедяни. Основан в 1853 году из существовавшей с 1840 года женской общины. Здесь жил затворник Иоанн (+14 декабря 1839 года), который погребен в нижнем этаже Троицкого храма. В монастыре находится местно чтимая Казанская икона Божией Матери. При нем школа и приют.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Статья про возрождение Сезёновского монастыря на лебедянском интернет-сайте: http://lebedyan.com/php_history/uyezd.php
15 июня 2007.

Предлагаю вниманию некоторую информацию о самом селе Сезеново Лебедянского уезда (теперь района): http://www.lebedyan.com/php_foto/foto05/sezenovo/sezenovo.html
Кстати, там есть и фотографии монастырских храмов.
15 июня 2007.

Сезеновский женский общежительный монастырь. Образован в 1853 г. из общины, существовавшей с 1849 г. Монахинь и послушниц свыше 400. При монастыре приют и школа.
Ср. Н. Муравьев, "Сезеновский женский монастырь" (изд. 2-е, М., 1897).

5 июля 2008.


Спустя восемь с лишним десятилетий на территорию Липецкого края вернулись мощи основателя расположенного в Лебедянском районе Сезеновского монастыря во имя преподобного Иоанна Сезеновского, Христа ради юродивого. Мощи доставлены на временное хранение в Задонский Богородицкий мужской монастырь из села Мечнянка Ефремовского района Тульской области. Преподобный Иоанн основал Сезеновский монастырь в первой четверти XIX века, здесь он совершил много духовных подвигов и здесь же был похоронен в возрасте 47 лет. В начале 1920-х годов, когда в стране начались гонения на Церковь и массовое разрушение православных святынь, сестры монастыря спрятали мощи святого Иоанна под полом в часовне одного из сел тогдашнего Ефремовского уезда Тульской области. Теперь, когда Сезеновский женский монастырь начал возрождаться, мощи его основателя по инициативе Липецкой и Елецкой епархии решено вернуть на место прежнего упокоения.

По материалам сайта Патриархия.RU

5 июля 2008.