Село Котлы находится в 110 верстах от Петербурга, в 30 - от Ямбурга. Название села производят или от «котлов», т. е. ям, в которых когда-то выделывалась смола, или от местности, имеющей вид котловины.
По народному преданию первоначальная церковь была деревянною, в 5 верстах отсюда, в дер. Монастырьки. На месте ее теперь находится часовня с небольшим вокруг нее кладбищем. В Котлы церковь перенесена бывшим помещиком графом Разумовским… Церковь устроена была на ровном месте, на помещичьей земле. Против церкви, на западе, находился помещичий сад, огороженный каменною оградою и примыкающий к дому помещика. В 20 саж. на юго-запад от церкви находится каменная помещичья «катакомба» или попросту – погреб, склеп для тел помещиков лютеран, принадлежащих к фамилии Альбрехт. За катакомбою находится лютеранская кирка с кладбищем. На севере от церкви расположены дома и огороды причта, а потом и само село Котлы.
Бывший храм деревянный, на каменном фундаменте, построен, как видно из записи на кресте, при Анне Иоанновне в 1730 г. и освящен 17 января. В 1837 и 1854 гг. храм был исправляем, а иконы возобновлены в 1850 г. усердием помещицы Александры Александровны Альбрехт. Длина храма 15 саж., ширина – 7 саж., высота до кровли - 3 саж. Храм имеет три главы с белыми железными крестами. Солея возвышается на одну ступень и обведена деревянною решеткою. Крыша железная, выкрашена медянкою; стены снаружи обиты тесом и окрашены желтой краской. У церкви три входа, с деревянными площадками, а над ними крыши, покрытые железом. Престол сосновый. Антиминс подписан митроп. Серафимом, а освящен еписк. Никанором, викарием Петербургской епархии 11 февраля 1830 г.
Ныне храм пришел в ветхость и с 1881 г. начата постройка нового каменного храма. В церкви находятся исповедные росписи с 1802 г., брачные документы с 1795 г., копии с указов и др. предписаний – с 1795 г., метрические записи с 1804 г. и копия с ингерманладского плана писцовой земли церковной, отведенной в 1748 г. С 1876 г. причт составляют священник и псаломщик. Причт помещается в трех церковных домах. Прежние священники следующие: Стефан Савельев (до 1800 г.); Иоанн Марков (1788-1819 гг.); Иаков Дивов (1802-1829 гг.); Петр Добронравов, переведенный в 1828 г. на Московскую Славянку; Иоанн Яковлев, переведенный в село Вруду; Максим Пашский (ум. 1814 г.); Иоанн Лукианов (ум. 1847 г.); Иоанн Тихомиров (ум. 1859 г.); Иоанн Покровский, переведенный в 1862 г. в Сойкино; Алексей Сахаров (ум. 1865 г.); после А. Сахарова (с 1867 г.) служили Василий Малоземов. Алексей Смирницкий и Иоанн Каменев.
Прихожан муж. пола 1268, жен. пола 1320. Прихожане занимаются земледелием, ловлею рыбы и сбытом произведений молочного хозяйства. Школ в приходе две, в обеих учатся до 70 мальчиков и до 30 девочек. В трех школах воспитательного дома за преподаванием Закона Божия наблюдает священник. Часовни находятся в деревнях Пиллове – во имя Анастасии Римской, в Васакаре - во имя пр. Илии и в Монастырьках - во имя Рождества Богородицы.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.