ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старополье. Церковь Рождества Христова.


Старополье. Церковь Рождества Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова, Илии Пророка
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1878 и 1888.
Архитектор:И.Б. Слупский
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Ленинградская область, Сланцевский район, с. Старополье

Координаты: 59.047219, 28.599327



Сортировка:

Церковь Рождества Христова, Вид с запада<br>, Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
6 октября 2023
Церковь Рождества Христова, Вид с юго-запада<br>, Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
6 октября 2023
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
6 октября 2023
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
6 октября 2023
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
30 сентября 2020
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
30 сентября 2020
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Галина Букина
11 июля 2015
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Галина Букина
11 июля 2015
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Mura1895
7 октября 2012
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Mura1895
7 октября 2012
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Андрей Гапон
24 июля 2006
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
30 ноября 2005
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Андрей Гапон
3 июля 2005
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
30 сентября 2020
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Александр Смирнов
27 августа 2022
Церковь Рождества Христова, , Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Галина Букина
11 июля 2015
Церковь Рождества Христова, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
4 сентября 1941
Церковь Рождества Христова, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 сентября 1941
Церковь Рождества Христова, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 сентября 1941
Церковь Рождества Христова, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старополье, Сланцевский район, Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 сентября 1941



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 декабря 2005
Приделы иконы Божией Матери "Всех скорбящих радости" и свт. Николая. Закрыта в 1938. В 1990 г. передана епархии, к 1998 г. в колокольне освящен придел св. пр. Илии, остальное здание в ремонте.

Старополье Средняя Рогатка. №1(5). 09.1998. В ста шестидесяти пяти километрах к юго-западу от С.-Петербурга, у отрогов Моклочных высот, окружающих берега озера Самро и Долгого озера, посреди большой долины, в обрамлении полей многочисленных окрестных деревень, лежит село Старополье. В восточной части его, на холме, возвышается величественный пятиглавый храм с высокой, 45-метровой колокольней, видной издали. Это - главный приходской храм села, посвященный Рождеству Христову. Основным же престольным праздником Старопольского прихода с давних пор считается день св. Илии пророка, в честь которого был освящен старый храм. День этот до сих пор празднуют жители. Земли Старопольского погоста издавна были заселены финскими народами - чудью (до сих пор о тех временах напоминает название дер. Чудская Гора близ Старополья) и славянами, пришедшими сюда по Луге и Плюссе из Новгорода. К Сумерскому погосту Шелонской пятины Господина Великого Новгорода и относились эти места.

Первое упоминание Старополья (в XVI - XVII вв. именовавшегося погостом Валово) содержится в Писцовой книге Шелонской пятины под 1498 годом и, следовательно, в 1998 г. селу исполняется 500 лет. Вероятно, на самом деле селение это гораздо древнее, хотя документальных летописных свидетельств об этом не сохранилось. Первоначальная церковь в окрестностях Старополья, еще до постройки первой церкви в самом селе, находилась около нынешней дер. Куреши, в одной версте к югу от современного храма. Посвящена она была св. великомученику Георгию Победоносцу. Первое упоминание о ней относится к XVI веку (поставлена она была не позднее 1576 - 1577 гг.). По разорении ее литовцами, очевидно, в Смутное время, в начале XVII в., она была возобновлена на новом месте в селе (погосте) Валовом, нынешнем Старополье.

Деревянная, "рубленная клецки" церковь Страстотерпца Христова Георгия отмечена там впервые под 1622 -1623 г. В Курешах же, бывшей церковной деревне, где прежде жил церковный причт и бил "Попов ключ" - св. источник, со временем был возобновлен храм св. Георгия, сохранявшийся до XIX века. Неподалеку от него сохранялись возвышенности в виде могил-курганов, напоминавших о бывших здесь событиях. Еще до 1970-х годов сохранялся старый алтарный камень, бывший престолом деревянной Георгиевской Курешской церкви. В XIX в, и первой половине нынешнего века жители дер. Куреши и Чудской Горы, провожая усопших односельчан на погост, прощались с ними на этом камне. В память о святыне рядом с ним, у места древней церкви, была устроена, действовавшая до 1940-х годов, домовая часовня, в которой было много образов. Она погибла во время боевых действий в 1944 г. При прокладке шоссе рядом с местом храма в 1970-х годах дорожниками алтарный камень был сдвинут со своего места и употреблен ими на строительство дороги.

В XVII в., по возобновлении храма в с. Валовом (Старополье) церковному причту было указано перейти на жительство из Курешей в с. Валовое. Писцовая книга Осьминской управы, составленная в 1676 г., свидетельствует также: "что когда перейдут на погост в село Валовое, то два солдата, жившие на погосте, должны перейти в деревню Курешу". Это указывает на то, что прежде Старополье (Валово) было военным поселением, где жили вольные служилые люди, поселенные сюда, очевидно, во времена царя Иоанна Грозного или ранее, при укреплении обороны северо-западных границ Русского государства со Швецией. Со временем оборонное значение местности, видимо, снизилось и Валовому определено было стать церковным погостом.

В писцовой книге 1676 г. подробно описывается деревянный шатровый храм Великомученика Христова Георгия в селе Валовом, Старопольской сотни: «а в церкви Божия милосердия двери царския, сень и столбцы писаны на краске; по правую сторону царских дверей образ местной: огненное восхождение св. Пророка Илии во облаце, Спасов образ писано на золоте; перед тем образом свеча поставная восковая, писаная красками, насвешник оловянной резной, да образ Рождества Пресвятыя Богородицы и иные святые, писаны на краске... на северных дверях благоразумен разбойник Pax, образ местной Николая Чудотворца в деянии, по сторонам Спасов образ да Пресвятыя Богородицы во облаце, писан на золоте"... Среди иных образов в храме были: Спас Нерукотворный, Собор Пресвятой Богородицы, Воскрешение Лазаря, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Вход Господень в Иерусалим, св. Троица. Иконостас был трехъярусным и включал местный, праздничный и Деисусный ряд с изображением Божией Матери и 12 пророков. В храме было медное паникадило в 12 свечей, в алтаре хранились выносной крест, печатное Евангелие с басменными золочеными изображениями Евагелистов, два креста напрестольные, потир и блюда оловянные, а также достаточное количество богослужебных книг. То, что многие из них указаны как ветхие, указывает на существование церкви и погоста задолго до составления акта.

При храме была "колокольница в два колокола, один в два пуда, а другой - в пуд". Из описи мы узнаем и имена первых известных нам служителей храма: "...церковных причетников поп Логин Прокофьев, дьячок Васка Петров, пономарь Самуил Тарасов, проскурница Авдотьица Артемьева дочь". В 1711 г. вместо описанной церкви, вероятно, сгоревшей от пожара, на погосте была выстроена новая, освященная 7 октября 1711 г., также деревянная и однопрестольная, простоявшая более века и разобранная за ветхостью около 1827 г., уже после сооружения каменной Ильинской церкви.

В царствование Императора Александра I, в 1817 г. причт храма во главе со священником Евфимием Евсевиевым и прихожане испросили у епархиального начальства разрешение на постройку новой каменной церкви, которое было дано 16 апреля того же года. Каменный храм св. Илии, выстроенный в связи с каменной же колокольней, был заложен в праздник Рождества Иоанна Предтечи 24 июня 1817 г. и освящен в праздник чуда св. Архистратига Михаила в Хонех 6 сентября 1820 года. Инициатива сооружения храма принадлежала местному священнику о. Евфимию Евсевиеву, он же был в числе первых храмоздателей, наряду с церковным старостой, крестьянином дер. Замошье Афанасием Егоровым и петербургским купцом Вуколом Поляковым. Спустя четыре года к каменному храму была пристроена каменная же придельная церковь (придел) во имя св. Георгия, в ознаменование существующего издревле почитания этого святого в местности Старополья и его окрестностей. (Вспомним, что все прежде стоявшие здесь церкви были посвящены святому Георгию).

Храм был выстроен за два года из местной плиты. Освящение придела состоялось 10 мая 1826 г., при Императоре Николае I. Старостой храма в это время был Патрикий Федоров. На все строительство (вместе с приделом) было употреблено 15013 рублей 75 копеек, собранных тщанием церковного прихода. Антиминс в храме св. Илии был освящен епископом Христофором 19 июля 1853 г. и подписан митрополитом С.-Петербургским Никанором; антиминс же Георгиевского придела был старше, - он был освящен Преосвященным Григорием, епископом Ревельским 28 октября 1824 г. и подписан митрополитом С.-Петербургским Серафимом. Этот каменный храм более полувека был единственным для жителей Старополья. Поскольку его строили без архитектора, он не отличался удобством или изяществом. В праздники зачастую половина молящихся стояла вне храма. Особенно теснота его стала сказываться во второй половине века, когда население села и прихода весьма выросло. Тогда, в 1870-х годах, при священнике Валентине Михайловиче Кедрове, решено было выстроить в селе новый, просторный и обширный каменный храм. Место для него было выбрано в двухстах метрах к северу от прежнего погоста (при каменном Ильинском храме существовало и древнее кладбище, служившее местом последнего пристанища жителей Старополья и его окрестностей).

Место новой церкви располагалось на холме и было отделено от старого храма небольшим оврагом, по которому теперь проходит шоссейная дорога из Старополья на Овсище и Осьмино. Храм решено было выстроить трехпрестольным, посвятив центральный придел Рождеству Христову, а боковые - свт. Николаю Чудотворцу и Божией Матери "Всех Скорбящих радосте". Проект архитектора Ивана Власьевича Слупского предусматривал сооружение величественного пятиглавого храма в русско-византийском стиле, с высокой, видной отовсюду пятиярусной колокольней. По праву сооружаемый храм был достоин считаться украшением даже столичного города. Средства для сооружения церкви были отчисляемы в течение девяти лет строительства, начиная с 1878 г., местными крестьянами, жителями прихода, первоначально - по одному рублю с каждой ревизской души в год, а впоследствии - по два рубля.

К 1887 г. на строительство была употреблена сборная церковная сумма в 7348 руб. 21 коп. Кроме того, в этой поистине всенародной стройке многие лица участвовали подвозом материалов и другими способами. Императором Александром II, - царем освободителем, освободившим крестьян от крепостной зависимости в 1861 г., и Императрицей Марией Александровной лично было пожертвовано на сооружение храма 6000 рублей. От Департамента Уделов, которому до 1861 г. принадлежало село, для строительства было отпущено 700 штук бревен и 350 кубических сажен дров - для обжигания кирпичей. Крестьянин д. Овсище Николай Пантелеев пожертвовал разных священных предметов в храм на 3000 руб. Крестьяне Иван Евдокимов из д. Замошье и Даниил Галактионов из д. Засосье пожертвовали сумму на устройство в храме железной кровли. Всего сумма, употребленная на строительство, составила 71372 руб. 10 коп. Вместительный, светлый и просторный храм (длина его составила 46,5, ширина 31,7 и высота до креста 31,7 метра при колокольне 45 м) был освящен в 1888 году. При нем было открыто новое приходское кладбище, вследствие малости и тесноты прежнего. Старая приходская Ильинская церковь с 1893 г. была обращена в церковь-школу.

Среди святынь храма следует назвать древнюю икону Тихвинской Божией Матери, точную копию (список) с чудотворной, хранившейся в Тихвинском монастыре. Писана она была в 7184 (1676) году 1 августа при царе Феодоре Алексеевиче и Патриархе Иоакиме и при митрополите Новгородском Корнилии. Внизу на образе была надпись: "многогрешный раб Парфенище". Икона была украшена ризой и цветными камнями в венце Божией Матери. Кроме того, в церкви были старинные оловянные ковчег и дароносица, старинные же венцы из белой жести и древнее, обложенное бархатом, Евангелие 1748 г. Из колоколов (они помещались в трех ярусах звона) был особо примечательный большой колокол, столь могучий и звонкий, что слышен был даже в Осьмине, за 25 километров. Доставка его волоком и поднятие на колокольню хорошо запомнились прихожанам. На колокольне старого храма из колоколов были замечательны два, - первый, весом в пуд, с надписью "Gloria in excellsis Deo. Anno 1645", другой - в 30 фунтов, 1763 г., работы Алексея Кузьмина.

Все время до постройки каменного Христорождественского храма приход был очень небогат. Содержался он ругой и платой за требы. Священники и причетники жили, главным образом, от земли, питаясь плодами собственного труда, да и дома причта не отличались от крестьянских. Зачастую бывало так, что рясу священник одевал только по праздникам. В конце прошлого - начале нынешнего века положение несколько улучшилось. Школа при церкви первоначально открылась в 1847 г., при священниках Матфее Соколове и Иоанне Беляеве. Однако число учащихся в ней было очень мало. С 1870-х гг. в церковной сторожке при храме до шестидесяти мальчиков и девочек обучались Закону Божию и грамоте. (Учила детей вдова местного священника Мария Михайловна Молчанова). С 1892 г. в Старополье была открыта церковно-приходская школа, с 1905 г. утвержденная двухклассной (двухлетней). В 1896 г. были открыты церковно-приходские школы в деревнях Овсище и Рудница, с 1908 г. - в д. Дубоем. Кроме того, в приходе действовали две министерских, из них одна двухклассная, и три земских школы. Перед революцией в Старопольской церковно-приходской школе обучались 62 мальчика и 57 девочек. В 1910 г. на церковной земле было учреждено новое приходское кладбище (под него была отдана 1 десятина 600 кв. саженей земли).

Причт храма составляли в начале века, перед революцией, 3 священника, диакон, 3 псаломщика и просфорня. Среди священников, служивших в храме, известны: Логин Прокофьев (1676), Тимофей Егоров, Иоанн Феоктистов, Игнатий Тимофеев, Иоанн Игнатьев, Евсевий Афиногенов (+1797), диакон Алексий Иванов. Добрую память сохранили прихожане о священнике Евфимии Евсевиеве (+1841), выстроившем в 1817 - 1824 гг. каменный Ильинский храм и много содействовавшем духовному развитию прихожан. Позднее в храме служили священники о. Василий Филиппов (+ 1836), о. Иоанн Саввич Беляев, перемещенный в храм с. Ям-Ижора в 1847 г., о. Иоанн Петрович Верольский, постригшийся в 1849 г. в монахи. Затем служили о. Матфей Петрович Соколов и Иоанн Васильевич Молчанов, оба выпускники С.-Петербургской Духовной семинарии. По смерти о. Соколова в 1870 г. настоятелем стал священник, позднее - протоиерей Валентин Михайлович Кедров, построивший величественный Христорождественский храм, и скончавшийся в 1910-х гг. По кончине о. Иоанна Молчанова, в 1868 г. поступил в храм о. Петр Лабецкий, по переходе которого в Рель его сменил свящ. Григорий Петрович Певцов. Перед революцией, с февраля 1911 г." настоятелем храма служил священник Александр Дмитриевич Ласкеев (1881 - ?), сын псаломщика Спасской-Чирковицкой церкви Ямбургского уезда. Выпускник Петербургской Духовной семинарии, в 1902 -1904 гг. он был учителем церковно-приходских школ, затем - законоучителем Валовского (Старопольского) двухклассного министерского училища, учителем Засосской земской школы. Впоследствии, став священником и будучи настоятелем храма, он был духовником всего духовенства благочиния.

Вторым священником храма служил священник Алексий Владимирович Тихомиров (1879 - ?), сын священника Красногорской Знаменской церкви Лужского уезда (с. Красные Горы). По окончании также Петербургской Духовной семинарии был учителем и законоучителем Доложской церковно-приходской школы, затем Доложского двухклассного министерского училища, учителем Старопольской двухклассной церковно-приходской школы, а затем - диаконом и священником Старопольского храма (с 1906 г.). Одновременно с пастырскими обязанностями он заведовал и преподавал в Старопольской, Овсищенской, Рудницкой и Дубоемской церковно-приходских школах, Менюшской и Засосской земских школах. В связи с этим о. Алексию приходилось много ездить по приходу, по преимуществу на нем лежали обязанности воспитания и образования детей его прихожан. Кроме того, добрый, отзывчивый и по молодости исполненный сил батюшка состоял уполномоченным от крестьян Старопольской волости по делам об устройстве больницы в с. Старополье, был почетным попечителем местной пожарной дружины, председателем попечительского совета прихода и депутатом Думы от духовенства благочиния. В годы Первой мировой войны с 1915 г. он состоял членом, а затем и председателем Старопольской подкомиссии (отделения) особого Петроградского комитета Великой княжны Ольги Николаевны по оказанию помощи раненым русским воинам.

Диаконом в это время служил о. Герасим Диомидович Лебедев, псаломщиками - Алексий Успенский и Симеон Орлов, просфорней была Серафима Мефодиевна Недремская, дочь псаломщика Алексеевской Воскресенской (близ Осьмина) церкви Гдовского уезда, сестра диакона о. Иоанна и тетушка последнего настоятеля Ложголовской церкви о, Николая Недремского. Старостой (с 1911 г.) был крестьянин дер. Морди Косьма Елеазарович Михеев. Приход села Старополья, обширный и густонаселенный, составлял 6200 человек и включал само село Валово (Старополье), а также деревни Куреши, Чудская Гора, Заклепье, Шакицы, Собольцы, Менюши, Рудицы, Засосье, Хотило, Межники, Замошье, Корино, Марино, Морди, Дубок, Круте, Овсище, Дубоем, Велетово и Чудка. Прихожане регулярно посещали храм Божий, жители этих мест были очень религиозны и богобоязненны. Зимой в праздники в церкви молилось до тысячи человек. Жители много благотворили на храм, среди них многие имели мелкие подряды в С.-Петербурге, занимались кирпичным делом, летом - устройством мостовых в столице, торговали. Наиболее чтились в народе праздники пророка Илии, мч. Флора и Лавра, вмч. Георгия Победоносца, мч. Анастасии, свв. Апостолов Петра и Павла, свт. Николая Чудотворца.

Крестные ходы по приходу устраивались в праздник св. пророка Илии - по с. Валовому (Старополью) и в Менюши, на Флора и Лавра - в Замошье, в Рождество Христово и Рождество Богородицы - в Корино, на свв. Петра и Павла - в Рудницу, на праздник Спаса Нерукотворного -16/29 августа - в Овсище (последние два были установлены в память избавления от эпидемии тифа в XIX в.). После революции и ухода Белой армии в 1920-х г. церковная земля (180 десятин) была конфискована, после были закрыты церковноприходские школы - они стали государственными, а преподавание в них Закона Божия было запрещено. Храмы продолжали действовать до 1930-х годов, когда осенью 1936 г. обманным путем был закрыт, а затем обращен в колхозный клуб Свято-Ильинский храм. С тех пор он уже более не открывался, древнее кладбище при нем было уничтожено (сейчас оно частично заросло бурьяном, а частью используется под картофельное поле).

В 1960-х годах во время "хрущевских" гонений был уничтожен и сам храм. Ныне лишь остатки его фундаментов да старинная, вымощенная булыжником дорога на Осьмино напоминают об этом старинном уголке Старополья. Храм Рождества Христова действовал до 1938 г., когда был закрыт, а затем разграблен и обращен в машинно-тракторную станцию. Кресты и верхние луковки с куполов были сброшены, в 1939 -1940 гг. были сброшены и колокола, включая самый большой. Перед закрытием в храме служили один священник и один диакон, о. Алексий. При закрытии церкви диакон Алексий был арестован и о судьбе его ничего более неизвестно. В годы войны, в 1942 г. храм был вновь открыт и в нем служили. Над куполами вновь были установлены кресты. Священник не жил в Старополье, а приезжал откуда-то, но имени его старожилы, к сожалению, не помнят. Закрыт храм был в 1944 году и вновь стал использоваться как гараж для машин, тракторов, а затем даже комбайнов. Позднее в нем был устроен склад, а затем он, полуразрушенный и оскверненный, пустовал и разрушался безвременьем. Лишь после 1000-летия Крещения Руси, в мае 1990 г. по инициативе местных жителей была воссоздана православная община верующих с. Старополье. Возглавляемая жительницей Сланцев Марией Семеновной Крючковой и ее мужем Михаилом Никифоровичем она добилась регистрации и возвращения церкви православным. Решением сланцевских властей храм был передан верующим 14 июня 1990 г. (В С.-Петербурге община была зарегистрирована 2 августа 1990 г.).

В феврале 1991 г. в Старополье по просьбе общины направляется священник Владимир Глушак, некоторое время окормлявший прихожан храма. Рядом с местом старого храма, в деревянном доме, приобретенном общиной, был открыт домовый храм, освященный во имя св. Пророка Илии, по имени древней церкви и заветного праздника прихода. Однако службы в нем до 1996 г. совершались нечасто, ибо община не имела постоянного священника, а на Пасху 1996 г. две тысячи прихожан даже остались без службы. С 4 октября 1996 г. у общины появился свой пастырь - теперь в храме постоянно служит священник Тимофей Иванченко, назначенный настоятелем Старопольского прихода. Богослужения в скромной домовой церкви в приходском доме (в нем же, в соседней комнате, живет и батюшка) стали регулярными. Рядом сооружена звонница, по бедности прихода - из пустых газовых баллонов разной длины, дающих при ударе в них ноты разного тона - вот такой колокольный звон! Летом 1998 г. при активном участии храма вмч. Георгия Победоносца на Средней Рогатке и фонда "Средняя Рогатка" начата реставрация величественного Старопольского храма. Была расчищена территория возле церкви, срублены выросшие на кровле и на колокольне деревья. В краткий срок отреставрированы св. врата и нижний ярус колокольни и в нем оборудован придел во имя св. пророка Божия Илии, ставший четвертым по счету в этом храме, кроме трех, исторически существовавших до закрытия. В краткий срок резчиком А.Е. Свириденко по образцовому проекту (B.C. Артемов, А. Е. Свириденко) был вырезан двухъярусный иконостас с ажурными царскими вратами и установлен в приделе. Местные образа Спаса, Казанской Божией Матери и св. Илии пророка украсили его. Из домового храма вернулась сюда икона Рождества Христова, происходящая, по всей видимости, из Христорождественского храма.

Освящение придела состоялось в день престольного праздника св. пророка Илии 2 августа 1998 г. После Божественной литургии в прежнем домовом храме и крестного хода святыни оттуда были перенесены во вновь устроенный придельный храм. К этому дню была закончена установка иконостаса, воздвигнуты престол и жертвенник. В четыре часа пополудни при огромном стечении людей - на праздник собралось более четырехсот человек, многие приехали не только из близлежащих окрестностей, но и из Сланцев и С.-Петербурга, состоялось освящение храма. Богослужение совершалось настоятелем церкви св. вмч. Георгия Победоносца на Средней Рогатке протоиереем Адрианом Должиковым в сослужении местного настоятеля свящ. Тимофея Иванченко и настоятеля церкви св. Архангела Михаила с. Сижно свящ. Сергия Кутузова. Затем был освящен крест, который будет поднят и установлен на колокольне храма.


Анонимный участник  7 сентября 2015

О церкви в Старополье священником Евфимием Евсевиевым в церковной описи, составленной в 1827 г., сказано: « в означенном погосте церковь деревянная, однопрестольная, освящена 1711 г. октября 7 дня; оная церковь назначена к разобранию».

В 1817 г. причт и прихожане просили у начальства дозволения построить новую каменную церковь и на это получили разрешение 16 апреля, за № 726. В упомянутой выше церковной описи сказано: « церковь каменная во имя св. пророка Илии, с таковою же колокольнею, заложена 1817 г. июня 24 дня, а освящена 1820 г. сентября 6 дня». В числе храмоздателей указаны: священник Евфимий Евсевиев, староста крестьянин деревни Замошья Афанасий Егоров и петербургский купец Вукол Поляков.

Придельная же каменная церковь св. Георгия выстроена 1824 г. и освящена 1826 г. мая 10, при церковном старосте Патрикии Федорове. На построение каменное употреблено 15 013 руб. 75 коп. Под построением каменным разумеется плита, из которой выстроен главный храм и придел. Антиминс в храме св. Илии освящен епископом Христофором в 1853 г. июля 19 и подписан митрополитом Никанором; антиминс Георгиевской церкви освящен Григорием, епископом Ревельским, 1824 г. октября 28 и подписан митрополитом Серафимом. Храм строили без архитектора и потому он не отличался ни удобствами, ни изяществом. В праздники половина молящихся стояла вне храма.

С 1878 г. начат новый каменный храм на следующие средства: с каждой ревизской души назначено снимать сперва по 1, а потом по 2 руб., до 1887 г.; церковной суммы употреблено 7 348 руб. 21 коп.; кроме того, многие лица участвовали подвозом материалов и др. способами. От государя императора Александра Николаевича и императрицы Марии Александровны пожертвовано было 6000 руб.; от Департамента Уделов отпущено 700 штук бревен и 350 куб. саж. дров для обжигания кирпичей; крестьянин деревни Овсищ Николай Пантелеев пожертвовал разных предметов на 3000 руб.; крестьяне дер. Замошье Иван Евдокимов и дер. Засосья Даниил Галактионов пожертвовали на устройство железной кровли.

Церковь строится по проекту архитектора Ивана Благиевича Слупского, и ценность постройки определена в 71 372 руб. 10 коп. Храм строится пятиглавый, в 3 престола. Длина его с притвором 22 саж., ширина 15 саж., высота до креста 15 саж. Высота колокольни до креста 21 саж. Из колоколов замечательны два: один весом около 6 пуд., датируется 1645 г.; другой в 30 фунт., 1763 г., работы Алексея Кузмина. Документы церковные существуют с 1720 г.; описи церковного имущества имеются от 1780, 1794 и 1809 гг.; метрические книги с 1811 г.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 марта 2023

По преданию, церковь находилась сперва в версте отсюда у деревни Куреши. По разорении ее литовцами построена другая церковь во имя вмч. Георгия. Предания эти подтверждают писцовые книги, в которых говорится, что причетники жили в церковной деревне Куреши, а ныне им велено перейти жить на погост в село Валовое…

В писцовой книге, находящейся в Осминском управлении, написано: «Сотня Старопольская, село Валовое, в нем церковь великомученика Христова Георгия древянна, шатровая, а в церкви Божия милосердия двери царкие, сень и столбцы писаны на краске… на колокольнице два колокола, один в два пуда, а другой – в пуд; да церковных причетников поп Логин Прокофьев, дьячок Васка Петров, пономарь Самуил Тарасов, проскурница Авдотьица, Артемьева дочь».

В церковной описи, составленной в 1827 г. священником Евфимием Евсевиевым, о церкви сказано: «в означенном погосте церковь деревянная, однопрестольная, освящена 1711 года, октября 7 дня; оная церковь назначена к разобранию».

В 1817 г. причт и прихожане просили у начальства дозволения построить новую каменную церковь и на это получили разрешение 16 апреля за № 726. В упомянутой выше церковной описи сказано: «церковь каменная во имя св. Пророка Илии, с таковою же колокольнею, заложена 1817 года, июня 24 дня, а освящена 1820 года сентября 6 дня». В числе храмоздателей указаны: священник Евфимий Евсевиев, староста крестьянин дер. Замошья Афанасий Егоров и петербургский купец Вукол Поляков. Придельная же каменная церковь св. Георгия выстроена 1824 г. и освящена 1826 г. 10 мая при церковном старосте Патрикии Федорове.

На построение каменное употреблено 15 013 руб. 75 коп. Под построением каменным разумеется плита, из которой выстроен главный храм и придел. Антиминс во храме св. Илии освящен епископом Христофором в 1853 г. июля 19 и подписан митрополитом Никанором; антиминс Георгиевской церкви освящен Григорием, епископом Ревельским, 1824 г. октября 28 и подписан митрополитом Серафимом. Храм строили без архитектора, и потому он не отличался ни удобствами, ни изяществом. В праздники половина молящихся стояла вне храма.

С 1878 г. начат новый каменный храм на следующие средства: с каждой ревизской души назначено взимать сперва по 1, а потом по 2 руб. до 1887 г.; церковной суммы употреблено 7 348 руб. 21 коп.; кроме того многие лица участвовали подвозом материалов и др. способами. От Государя Императора Александра Николаевича и Императрицы Марии Александровны пожертвовано было 6000 руб.; от Департамента Уделов отпущено 700 шт. бревен и 350 куб. саж. дров для обжигания кирпичей; крестьянин дер. Овсищ Николай Пантелеев пожертвовал разных предметов на 3000 руб.; крестьяне дер. Замошья Иван Евдокимов и дер. Засосья Даниил Галактионов пожертвовали на устройство железной кровли.

Церковь строится по проекту архитектора Ивана Власьевича Слупского и ценность постройки определена в 71 372 руб. 10 коп. Храм строится пятиглавый, в 3 престола. Длина его с притвором 22 саж., ширина 15 саж., высота до креста 15 саж. Высота колокольни до креста 21 саж.

К достопримечательностям храма принадлежат: древняя икона Тихвинской Божией Матери, точная копия с Чудотворной, писанная, как показано на иконе, 7184 г. августа 1, при Федоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме, при митрополите Новгородском Корнилии. Икона украшена ризою с цветными камнями в венце; оловянные ковчег и дароносица; древнее Евангелие 1748 г., обложенное бархатом. Из колоколов замечательны два. Один весом около 6 пуд., другой – в 30 фунтов, 1763 г. работы Алексея Кузмина.

Документы церковные существуют с 1720 г. Описи церковного имущества имеются от 1780, 1794 и 1809 гг., метрические книги с 1811 г. Причт составляют два священника, диакон, 2 дьячка, 2 пономаря и просвирня.

До штатов причт содержался ругою и платою за требы. Руга в размере четверика хлеба с 2-х душ собиралась осенью. Плата за требы была ничтожной: за молебен в доме платилось 5 коп. меди, доходы свечной и кошельковый были не свыше 8 руб. асс. в месяц. Священники и причетники жили, главным образом, от земли; дома причта не отличались от крестьянских. Рясу священник одевал только по праздникам. В 1844 г. священникам положено по 156 руб. 80 коп. в год, диакону – 78 руб. 40 коп., дьячку – 54 руб. 48 коп., пономарю – 47 руб. 2 коп., просвирне – 23 руб. 52 коп. Жалование платилось в уменьшенном размере потому, что делался вычет за лишнюю пропорцию земли, но этот вычет был для причта весьма стеснителен, потому что лишняя земля находилась в 15 верстах от церкви и мало приносит дохода. Церковной земли 150 дес. 1342 саж., вблизи церкви находится до 70 дес.

В приходе 18 деревень; всех прихожан по клировым ведомостям 1883 г. 2 314 душ муж. пола и 2 717 душ жен. пола. Прихожане торгуют скотом, занимаются мелкими подрядами по городам, обделкою кирпича, устройством мостовых в столице. Уходя из дома в конце апреля, они возвращаются ко дню Анастасии 29 октября; сельские работы здесь производятся исключительно жен. полом.

Грамотных в приходе немного. В школе, открытой в 1847 г. священниками М. Соколовым и И. Беляевым, сперва было до 40 учащихся, но из-за разных неудобств их число уменьшилось до 15. В 70-х гг. заведена здесь приходская школа, в церковной сторожке, в ней училось до 60 мальчиков и девочек; учила детей вдова здешнего священника Мария Михайловна Молчанова.

Кладбище приходское находится в версте от церкви, а другое – в Овсищах. В числе погребенных на кладбище замечательны могилы: священника Е. Евсевиева и подполковника Ивана Макарова, выслужившегося из здешних крестьян и умершего в 1857 г. Часовни все выстроены по одному рисунку, данному от начальства…

Попечительство учреждено 7 ноября 1871 г.; членов в нем 34 человека. В течение 12 лет оно устроило каменную ограду на новом кладбище, уплатило за вдову священника Матрену Соколову долга 150 руб., давало пособия учащимся и собирало средство на постройку нового храма.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 10, 1885 г.



Комментарии и обсуждение


Старополье. Варварство. http://fotki.yandex.ru/users/budko-vowa/album/101455/ Старополье. Подъем креста на колокольню. 26.09.2003. http://fotki.yandex.ru/users/budko-vowa/album/101444/
18 июня 2010.

На сегодняшний день в храме разруха, была начата реставрация, но по каким-то причинам приостановлена.
6 октября 2013.