ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ, кон. 18 в.
Расположена к юго-западу от города, на территории кладбища. Построена в 1797 г. из кирпича, имеет наружную известковую обмазку. Сохранилась каменная ограда вокруг кладбища и монументальные одноарочные ворота с аттиком и массивным венчающим фронтоном, построенные в 1-й трети 19 в. в стиле позднего классицизма. Церковь - один из наиболее оригинальных в районе памятников провинциального культового зодчества посл. четв. 18 в., отразивший переход от барокко к классицизму.
Композиция сооружения, при некоторой асимметричности, отличается цельностью и равновесием. Основной объем составляют два четверика: нижний - с выступающими боковыми портиками - и верхний - со срезанными углами, завершенный по-барочному изогнутой высокой восьмигранной кровлей с люкарнами на широких гранях. Над кровлей возвышается еще один световой четверик со срезанными и "вынутыми" углами, несущий луковичную главу с перехватом. Полукруглая апсида и смещенная к югу трапезная со скругленным юго-восточным углом имеют одинаковую высоту. К западному фасаду трапезной асимметрично (по оси основного четверика) примыкает трехъярусная колокольня. Над ее нижним квадратным в плане приземистым ярусом поднимаются еще два четверика, прорезанные арками звона. Верхний объем, подчеркнуто удлиненных пропорций, имеет срезанные углы и завершен восьмигранным куполом с люкарнами и шпилем на сквозном барабанчике.
В наружном убранстве обращают на себя внимание своеобразные колонные портики. Из пяти колонн на северном фасаде одна поставлена по центру, а остальные сдвоены по сторонам. На южном фасаде этот принцип нарушен: слева от центральной находится одна колонна, а равновесие достигается тем, что недостающую зрительно "восполняет" скругление угла трапезной. Срезанные углы верхнего четверика храма образуют диагональные грани, оформленные парами колонн, поддерживающих сильно вынесенные раскреповки антаблемента (этот прием повторен в верхнем ярусе колокольни - но здесь колонны не парные, а одинарные). В основных гранях верхнего яруса храма помещены итальянские окна (среднее арочное, боковые - прямоугольные), обрамленные четырьмя колоннами малого ордера; на западной и восточной стенах эти окна ложные. Декор первого и второго ярусов колокольни состоит из сгруппированных попарно на флангах тосканских пилястр; в нижнем четверике они объединены наложенным на стену фронтоном.
В интерьере основной объем, связанный широкими арками с алтарем и трапезной, перекрыт сомкнутым сводом с распалубками над проемами люкарн. В алтаре - коробовый свод, переходящий в граненую конху, в трапезной - коробовый с распалубками. Освещенность нижней части собственно храма слабая (из-за портиков, затеняющих окна), но сильно возрастает кверху. Фрагментарно сохранились две композиции в лепных обрамлениях, выполненные маслом в нач. 20 в.: "Рождество Иоанна Предтечи" (северная стена) и "Успение" (южная стена).
Беляев, 1863, с. 203; ИАК. 1909, Вып. 31, с. 282; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 218. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 626-628