ПОГОСТ ДОЛОЦКО В ГДОВСКОМ УЕЗДЕ, ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ. ОЧЕРК РУГОДИВЦЕВА С.-Петербург Типография Ю. Штауфа (И. Фишона), по Невскому, дом № 88 1873. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 29-го ноября 1872 г.
Наша Гдовско-Ямбургская окраина, как известно, не имеет монастырей. Правда, в прежнее время и на пространстве нашей окраине находилось несколько монастырей; но с тех пор как упразднен последний монастырь, бывший в городе Гдове, прошло уже много десятков лет. Между тем, не смотря на отсутствие монастырей,— в пределах наших двух уездов находится два места, которыя по числу богомольцев, собирающихся в известное время года, поспорят со многими монастырями. Я говорю о селе Ямбургскаго уезда — Ильешах и о погосте Гдовскаго уезда — Долоцко. Но с. Ильеши, нельзя сравнивать в п. Долоцко, которое, по своему положению, не имеет ничего общаго в Ильешами.
Погост Долоцко, находясь в той части Гдовскаго уезда, которая известна под именем «Сомра», занимает одну из живописных местностей всего уезда. В то время, когда село Ильеши стоит на не большой возвышенности, вдали от речки или озерка, погост Долоцко находится на довольно высокой горе, над озером «Долгое», близь, истока речки Долгой, впадающей в р. Лугу около деревни Ямбургскаго уезда Сторонье, где и поныне торчат сваи, оставшияся от моста петровских времен. Озеро Долгое не велико: в длину верст девять или десять, а в ширину не более полуверсты; оно имеет довольно гористые берега. Кроме собственных заметок, сделанных во время поездок в погост Долоцко, и собранных на месте преданий, материалами для моего очерка послужили: 1) Историческия записки и предания о погосте Доложском, Гдовскаго уезда. Крестьянина Е. Андреева. 2) Торжество освящения храма в Доложском погосте см. журнал «Духов. Беседа», 1865 год, № 8.
Погост Долоцко или Михайловский, как он назывался прежде, и как называют его и ныне сомряки и сомрячки, стоит на северо-восточной части озера. Но было время, когда Михайловский погост, Залеской половины Шелонской пятины великаго Новагорода, находился в восьми верстах от настоящего места, а именно, на юговосточной части озера, на месте нынешней деревни Филеве. Около этой деревни, над самым берегом озера, и по ныне возвышается холмик, который усеян могильными камнями и древними крестами. Эти немые свидетели былаго времени ясно указывают на существование храма, а предание народа, переходящее из рода в род, из поколения в поколение, — говорит о деревне Филеве, как о первоначальном месте Михайловскаго погоста, с деревянною церковью во имя св. архангела Михаила. Убогая деревенская часовня, стоящая в настоящее время на месте бывшей древней Михайловской церкви, и по ныне хранит одну половинку царских дверей от древняго иконостаса. Вблизи этого первоначальнаго Михайловскаго погоста, на конце озера, возвышается каменистый холм. Предание указывает на него, как на кладбище литовских времен; притом оно говорит, что во время нападений Литвы на эти места михайловская церковь была разграблена и обращена в конюшню; но за такое поругание святыни враги были, будто бы поражены слепотою и блуждали по домам и лесам. На другой-же стороне озера, близь его конца, стоит высокий холм, в котораго видны окресности на довольно дальнее разстояние. По местному преданию, на этом холме, в былое время, жил знаменитый воин, владелец лежащих в окружности земель. Против холмика, где стоял в прежнее время погост Долоцко, на другой стороне озера, близь деревни Зажупанье, на открытом поле, находится крошечная деревянная часовня. В этой часовне и по ныне сохраняется несколько древних цельных каменных крестов и один с отбитою частию. Народное предание поэтому случаю говорит: при одном опустошении Литовцами этой местности, лошадь начальника их нечаянно оступилась на каменном кресте. Начальник упал с лошади. Разсерженный таким обстоятельством, он бросил упомянутый крест в озеро Долгое; но, пораженный вскоре после этого тяжкою болезнию, начальник разкаялся в своем поступке, велел достать крест из озера и поставил его с честию на прежнее место. Жители окрестных деревень — до настоящаго дня благоговеют пред этим крестом и ежегодно, 26 октября, служат пред ним общий молебен. Таковы окрестности древняго погоста Долоцко! Эти окрестности полны исторических воспоминаний, как переполнены воспоминаниями и другия местности долоцкаго прихода: сопки и кладбища — встречаются во многих его местах, а близь деревни Хрель находится холм, который у местных жителей известен под именем «Доломановой могилы». По разсказам стариков, Доломан был страшный разбойник и кудесник; он жил в XVII столетии; в глубоком овраге, простирающемся на несколько верст, шайка Доломана имела приют... По речке Долгой, близ нынешняго Долоцкаго погоста, также можно встретить многие памятники былаго времени.
Начало настоящаго погоста Долоцка в точностию весьма трудно определить. Во время самозванцев, когда Гдовско-Ямбургская окраина явилась местом подвигов различных проходимцев и шведских войск, древний Михайловский погост со своими деревнями был разграблен и раззорен. Вскоре-ли был устроен новый погост Долоцко на нынешнем месте, или — спустя много лет после раззорения, — об этом нет исторических данных. Правда, в писцовых книгах XVII столетия упоминается об угодьях Михайловской церкви, но и только. Историческия свидетельства о существовании нынешняго погоста Долоцка с малым деревянным храмом во имя св. архангела Михаила начинаются только с 1710 года. Из церковных бумаг видно, что крестьяне Михайловскаго погоста, Сомерской волости, до 1710 года принадлежали Новгородскому Софийскому собору, а с 1710 до 1763 года — Александро-невскому монастырю. Во время владельческих прав Невскаго монастыря, в погосте Долоцком было устроено монастырское правление. В деревне-же Заручье (Себеж), которая отделена от погоста ручейком, находилась какое-то каменное здание, ибо еще в недавнее время, во время копания канав, была найдена подземная труба, которая, конечно, принадлежала какому нибудь большому каменному зданию; но предание народа говорит, что на этом месте находился дворец (?!). Известность погоста Долоцка среди окрестных населенных местностей, судя по некоторым данным, начинается с половины прошедшаго столетия. В Михайловской церкви Долоцкаго погоста, вместе в другими древними иконами, которыя и по ныне еще сохраняются, находилась древняя икона Успения Богоматери. Например: икона страшнаго суда, на которой немцы изображены в древнем своем костюме, икона Покрова пресвятой Богородицы, икона Господа Вседержителя и припадающих пред ним св. Иоанна и св. Никиты Новгородских и некоторыя другия. Эта икона, по преданию народа, издавна была в особенном уважении местных прихожан и считалась за «чудотворную». Поэтому, долоцкие прихожане, при содействии посторонних лиц, в 1754 году заложили на погосте новый деревянный храм в честь Успения Богоматери. По прошествии восьми лет, успенский храм был ими выстроен и освящен. Одновременно с освящением новаго успенскаго храма на Михайловском погосте быль установлен и крестный ход с иконою Успения Богоматери 15-е числа августа к пещере, находящейся на левом берегу речки Долгой, в верстах двух от погоста.
Берега речки Долгой окоймлены раскошными холмами и холмиками, которые на полутора верстах от истока заканчиваются горою. Сосны и ели вместе с мелким кустарником покрывают эту гору, которая возвышается над берегом речки стеною. По правому берегу речки Долгой, против горы, растилается довольно обширная долина. Около этого-то места речки Долгой, внутри упомянутой горы, находится пещера. Пещера эта самородное явление; внутри пещеры, не далеко от входа в нее, с правой стороны, находится родник чистой, приятной воды. Вслед за родником «пещера расходится крестообразно в три стороны; в точке пресечения ея ветвей, как-бы под сводом, стоит озеро в чистою водою, которая почитается народом за целебную». Местное народное предание об этой пещере говорит, что еще до нашествия литовцев и шведов, около этой пещеры находился монастырь в честь Успения Божией матери; после раззорения этого монастыря Литвою — чудотворный образ монастыря — Успение Богоматери был перенесен в церковь прежняго Михайловскаго погоста, а после разрушения этой последней церкви, на новое место Михайловскаго погоста, в церкви котораго он и по ныне сохраняется. По другому местному преданию, в упомянутой пещере, в половине XVII столетия спасался какой-то пустынник... Нет никакого сомнения, что пещера в глазах прадедов настоящих долоцких прихожан имела большее значение, чем ныне, ибо предание о бывшем когда-то успенском монастыре и о неизвестном отшельнике, спасавшемся в этой пещере,— указывают на какую-то связь упомянутой пещеры с пог. Долоцко, в церкви котораго находится древняя икона Успения Богоматери. Эта связь, конечно, была: установление крестнаго хода из Долоцка в пещеру не могло-же возникнуть из одного только сходства долоцкой пещеры с пещерами Киева и Пскова, как пытаются объяснить некоторые местные жители. При означенном объяснении, невольно рождается вопрос: почему прадеды долоцких прихожан избрали для крестнаго хода именно эту, а не другую какую нибудь пещеру на речке Долгой? Поэтому, нужно думать, что крестный ход из Долоцка в пещеру был установлен, вследствие каких нибудь особенных причин, воспоминания о которых уже изгладились в памяти народа...
Выше я сказал, что известность Долоцкаго погоста, среди окрестных населенных мест, началась с половины прошлаго столетия, то есть с постройкой на погосте успенской церкви, в 1779 г. деревянная церковь св. архангела Михаила, за ветхостию, была разобрана, а в память ея — был устроен придел в успенской церкви во имя св. архангела Михаила. Таким образом, из Михайловскаго погоста сделался успенский погост. Правда, сомряки и сомрячки по прежнему Долоцкий погост продолжали называть — Михайловским; но, тем не менее, в каждым годом в Долоцком, на «Успенов день», число богомольцев, стало увеличиваться. В пятидесятых и в шестидесятых годах настоящаго столетия — на 15 августа в Долоцком уже собиралось до 15 и 20 тысяч богомольцев, пришедших иногда из дальних мест. Особенностей в Долоцком празднике нет ни каких. Правда, сравнивая празднество села Ильеш в празднеством Долоцкаго погоста, можно найдти некоторое различие, но в общем — они одинаковы. Образ св. Параскевы Пятницы, находящийся в Ильешах, представляет собою с лицевой стороны вырезанную из дерева женщину; поэтому, мужички, как нам лично приходилось убедиться, почитают этот образ за мощи... Долоцкий образ Успения Богоматери, кроме древняго письма, ничем особенным не отличается. Крестный ход с образом в Ильешах отправляется из церкви, после литургии, к часовне, которая находится на некоторой возвышенности. В Долоцком крестный ход также, после литургии, идет к часовне, которая находится у пещеры. В Ильешах, около часовни, находится камень, на котором, по народному разсказу, будто-бы, явился образ св. Параскевы. Этот камень имеет на своей поверхности некоторыя углубления, которыя, по понятиям простаго народа, постоянно наполняются водою, имеющую целебную силу. Поэтому, простой народ с благоговением относится к этой воды и запасается ею. Но так как, при тысячных массах богомольцев, желающих иметь капли воды, обретающейся на камне, бывает много; то камень в это время поливается водою, капли которой и собираются простыми женщинами, в Долоцком погосте — воды много в пещере, около которой стоит часовня, находится целое озеро. Поэтому, когда крестный ход доходит до часовни, где в это время начинают служить молебны, тогда простой народ с бутылочками и кувшинчиками является у входа пещеры, где его и снабжают водою с большим избытком...
Конец праздника кончается одинаково как в Ильешах, так и в Долоцком: пляскою, пьянством, песнями, бранью и даже дракою. Все различие состоят в том, что в Ильешах после обеденныя картины праздничных лиц совершаются у ограды церковной, а в Долоцком — сцены из праздничной жизни более обнаруживаются в деревне Себеже, чем на самом погосте. В погосте Долоцком четыре раза в год бывает ярмарка. Успенская ярмарка — в Долоцком одна из больших ярмарок в уезде; но, тем не менее, на эту ярмарку привозится товару менее, чем на сборную, которая бывает в Долоцком в первое воскресенье великаго поста. Покровская и Благовещенская ярмарки Долоцкаго погоста, по своим оборотам, сравнительно с первыми двумя,— незначительны. В начале шестидесятых годов была устроена в Долоцком погосте новая каменная церковь, с этого времени Долоцко все более и более стало застраиваться. Кроме домов местнаго приходскаго причта, на погосте появилось уже несколько посторонних домов, из которых один занимается волостным училищем *). Со временем, погост Долоцко с деревнею Себежем, где ныне находится волостное правление, составят большое село. Не даром местные погостские жители уже не называют Долоцко — погостом, а селом Долоцким, или селом Доложский-погост... Разширению своему погост Долоцко во многом обязан крестьянину и долоцкому прихожанину С. Лебедеву, который в 1857 был избран церковным старостою... В 1863 году, из Долоцкаго прихода, в котором находится до 5000 прихожан, была образована «Доложская волость»; но в 1864 году означенная волость, по имени владельца земли Е.И.В. Великаго князя Константина Николаевича, была переименована в «Константиновскую».