ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Горки. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь с оградой и воротами


Горки. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Корсунской иконы Божией Матери, Димитрия Солунского
Год постройки:1801.
Адрес:
Владимирская область, Камешковский район, с. Горки

Координаты: 56.298, 41.0057
Проезд:5 км на юг от райцентра Камешково. Асфальтированная дорога



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, , Горки, Камешковский район, Владимирская область
Алексей Кротов
27 ноября 2021
Церковь Троицы Живоначальной, , Горки, Камешковский район, Владимирская область
Алексей Кротов
17 ноября 2021
Церковь Троицы Живоначальной, Вербное Воскресенье<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Вербное Воскресенье
Вероника
9 апреля 2017
Церковь Троицы Живоначальной, весна <br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
весна
Вероника
2 апреля 2016
Церковь Троицы Живоначальной, лето 2015<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
лето 2015
Вероника
26 июля 2015
Церковь Троицы Живоначальной, , Горки, Камешковский район, Владимирская область
Геннадий.
22 мая 2010
Церковь Троицы Живоначальной, Летнее утро<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Летнее утро
Вероника
??
Церковь Троицы Живоначальной, , Горки, Камешковский район, Владимирская область
Алексей Кротов
17 ноября 2021
Церковь Троицы Живоначальной, , Горки, Камешковский район, Владимирская область
Алексей Кротов
17 ноября 2021
Церковь Троицы Живоначальной, , Горки, Камешковский район, Владимирская область
Алексей Кротов
17 ноября 2021
Церковь Троицы Живоначальной, , Горки, Камешковский район, Владимирская область
Алексей Кротов
17 ноября 2021
Церковь Троицы Живоначальной, , Горки, Камешковский район, Владимирская область
Алексей Кротов
17 ноября 2021
Церковь Троицы Живоначальной, Общий вид с севера<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Общий вид с севера
Jelics
31 марта 2018
Церковь Троицы Живоначальной, Общий вид с северо-востока<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Общий вид с северо-востока
Jelics
31 марта 2018
Церковь Троицы Живоначальной, Общий вид с юго-запада<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Общий вид с юго-запада
Jelics
22 октября 2017
Церковь Троицы Живоначальной, Вид с юго-востока<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Вид с юго-востока
Василий Балашов
5 августа 2016
Церковь Троицы Живоначальной, Основной объем. Вид с востока<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Основной объем. Вид с востока
Jelics
3 июня 2016
Церковь Троицы Живоначальной, Общий вид с северо-запада<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Общий вид с северо-запада
Jelics
3 июня 2016
Церковь Троицы Живоначальной, , Горки, Камешковский район, Владимирская область
Вероника
1 января 2013
Церковь Троицы Живоначальной, , Горки, Камешковский район, Владимирская область
Геннадий.
11 августа 2009
Церковь Троицы Живоначальной, , Горки, Камешковский район, Владимирская область
Геннадий.
11 августа 2009
Церковь Троицы Живоначальной, Вид с юго-востока<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Вид с юго-востока
Олег Щёлоков
31 июля 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Панорама с севера<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Панорама с севера
Олег Щёлоков
31 июля 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Ворота северной части ограды<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Ворота северной части ограды
Василий Балашов
5 августа 2016
Церковь Троицы Живоначальной, Фрески восточной стены апсиды<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Фрески восточной стены апсиды
Jelics
3 июня 2016
Церковь Троицы Живоначальной, , Горки, Камешковский район, Владимирская область
Вероника
1 августа 2014
Церковь Троицы Живоначальной, Деталь ворот<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Деталь ворот
Олег Щёлоков
31 июля 2005
Церковь Троицы Живоначальной, , Горки, Камешковский район, Владимирская область
Алексей Кротов
17 ноября 2021
Церковь Троицы Живоначальной, , Горки, Камешковский район, Владимирская область
Алексей Кротов
17 ноября 2021
Церковь Троицы Живоначальной, Северные ворота церковной ограды<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Северные ворота церковной ограды
Jelics
31 марта 2018
Церковь Троицы Живоначальной, Восточные ворота церковной ограды<br>, Горки, Камешковский район, Владимирская область
Восточные ворота церковной ограды
Jelics
31 марта 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  30 сентября 2006

Село Горки, при пруде, располагалось в 45 верстах от Владимира и в 20 верстах от Коврова. Еще в начале XVII столетия сельцо (тогда еще не село) Горки было пожаловано царем Василием IV Ивановичем Шуйским «за московское осадное сидение» в вотчину дворянину Тихону Ивановичу Траханиотову. Предки его выехали на Русь из Греции в 1472 г. и занимали видное положение при великокняжеском и царском дворе. После Т. И. Траханиотова Горки унаследовал его старший сын окольничий Петр Тихонович. Будучи шурином всесильного фаворита царя Алексея Михайловича – боярина Бориса Ивановича Морозова, П. Т. Траханиотов возглавил Пушкарский приказ. Во время московского бунта 1648 г. окольничий Траханиотов был казнен чернью 5 июня на Красной площади. Его вотчины, в том числе Горки, перешли к брату - стольнику Ивану Тихоновичу Траханиотову. Тогда в сельце находились «двор вотчинников, двор прикащиков, четыре двора крестьянских и двор бобыльский». И. Т. Траханиотов в 1645 -1647 гг. находился воеводой в Муроме, позже служил при царском дворе. В 1659 г. была «Иванова вотчина сельцо Горки дана сыну его Александру». А. И. Траханиотов имел, как и отец, придворное звание стольника. В 1676 г. он состоял воеводой в Торопце, а в 1679 г. его «тщанием» в сельце Горки была построена деревянная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. С того времени сельцо (т. е. деревня с барской усадьбой) Горки стало селом.

Первоначально приход храма состоял из 35 дворов, а к 1703 г. - из 48 дворов. В 1694 г. вотчина А. И. Траханиотова досталась его детям Роману и Петру. По «полюбовному» разделу село отошло стряпчему Петру Александровичу Траханиотову. В 1704 г. он заложил село майору Иеву Мисюреву. Выкупил родовую вотчину стольник Роман Петрович Траханиотов. Он же в 1720 г. купил соседние деревни Берково и Остров у княгини Марфы Степановны Черкасской, урожденной княжны Ромодановской. В 1719 г. в селе Горках значилось: «в помещиковом дворе дворовых деловых людей, которые своей пашни не имеют, а пашут на помещика и берут месячину 18 мужского пола душ, да крестьян, кои имеют свою пашню 60 мужского пола душ». В 1724 г. карьера Романа Траханиотова неожиданно закончилась: он был сослан, а недвижимое имение опального «за его вины» было отписано на «Великого государя». Возможно, что произошло это в связи с делом камергера Вильяма Монса, который в 1724 г. потерял голову (в буквальном смысле) из-за чрезмерной благосклонности к нему императрицы Екатерины Алексеевны. Заподозрив супругу в неверности, Петр I сурово покарал всех причастных к этому делу. Среди них оказался и Р. А. Траханиотов. В том же 1724 г. по именному повелению Петра I село Горки было пожаловано капитан-командору флота Никите Петровичу Вильбоа, ко¬торый участвовал в петровских войнах со шведами и в персидском по¬ходе. В начале царствования императрицы Елизаветы Петровны Н. В. Вильбоа получил назначение командиром кронштадтского военного порта. В 1760 г. после смерти старого моряка в возрасте 82-х лет его имения разделили сыновья Александр и Даниил. Горки унаследовал Александр Никитич Вильбоа. Он в молодости был близок к «молодому двору» великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны, при которых состоял в звании камер-юнкера. В 1747 г. А. Н. Вильбоа из-за придворных интриг перевели полковником в армию. Там он дослужился до генерал-аншефа и в мае 1762 г. стал членом Совета императора Петра III. Пришедшей к власти в результате дворцового переворота императрицей Екатериной II А. Н. Вильбоа был назначен на пост генерал-фельдцейхмейстера — начальника артиллерии всей русской армии. В 1763 г. он продал село Горки жене ротмистра лейб-гвардии Конного полка А. Б. Челищева — Варваре Ивановне. К этому времени в селе Горки насчитывалось 158 мужского и 152 женского пола душ. К 1782 г. от бригадирши В. И. Челишевой Горки перешли к дочери генерал-поручика Ивана Васильевича Левашева - Елизавете Ивановне. Население села за 20 лет изменилось количественно мало и к 1782 г. составляло 152 мужского и 153 женского пола душ крестьян соответственно.

В начале XIX века Горки унаследовал племянник Е. И. Левашевой статский советник Иван Александрович Левашев. В 1811 г. в Горках при помещичьей усадьбе «обреталось 12 мужеска полу дворовых и 190 таковых же душ крестьян». Всего же в вотчине И. А. Левашева в Горках и соседних деревнях Толезино, Берково, Остров и Мишнево насчитывалось 693 ревизских души. В августе 1812 г. бурмистр И. А. Левашева Авдей Тимофеев препроводил в Ковров «для принятия в земское ополчение» четырех человек «без платья и оружия». Крестьяне села Горок Никифор Иванов. Ефим Яковлев и Семен Ефремов, а также крестьянин деревни Мишнево Илья Авраамов вступили в ряды 3-го пешего казачьего полка Владимирского ополчения, где и прослужили более двух лет.

За 1836 г. сохранилось подробное описание имения И. А. Левашова в селе Горки. При нем имелось земли: пахотной 744 десятины (1 дес. равнялась 2800 кв. саженям или 1.09 га), сенокосной - 186 дес. и неудобной - 4 дес.; лесу строевого соснового и ольхового 140 дес., леса дровяного 185 десятин. Крестьян имелось 185 ревизских душ, на оброке находилось 92 тягла, с которых ежегодно взималось оброка по 50 рублей ассигнациями - всего на 4600 рублей. Количество ежегодного крестьянского посева во всех полях при селе Горки составляло 930 четвертей. Часть крестьян промышляла торговлей, ходили коробейниками продавать товар в отдаленных местах. Хлеб местные крестьяне возили во Владимир и Ковров. Находящиеся рядом с селом пять озер Урдах, Каменное, Вохнал, Старица, Пронино были богаты рыбой и приносили помещику ежегодный доход в 300 рублей ассигнациями. В Горках размещалась помещичья усадьба Левашевых: «деревянный дом о 17-ти комнатах и еще два флигеля жилых новых, два флигеля старых, деревянных и надворного строения - каретный сарай, амбар и конюшня». Имелось также три господских фруктовых сада, доход от которых составлял 200 рублей в год, три пруда с рыбой и одна крестьянская ветряная мельница. После И. А. Левашева Горки перешли к полковнику Александру Александровичу и майору Николаю Александровичу Левашевым. Центром села являлась церковь.

Первый по времени храм, построенный в 1679 г. А. И. Траханиотовым, простоял почти 60 лет. Одним из первых священников там служил Петр Федотов, а его преемником стал иерей Иван Михайлов. Отец Иоанн в июле 1738 г. писал в Синодальный казенный приказ, что Троицкая церковь в Горках «ныне весьма имеется ветха и божественной службы отправлять никак не возможно». Преосвященный епископ Коломенский и Каширский Вениамин предписал дать храмозданную грамоту для строительства новой церкви, которая была освящена, как и прежняя, - в честь «Пресвятыя Троицы». Эта церковь простояла в селе до 1801 года. После строителя деревянной церкви о. Ивана Михайлова в Троицкой церкви в Горках во второй половине XVIII века священствовал Степан Иванов (ум. в 1811 г.). В 1801 г. вместо деревянной в Горках построили каменную холодную Троицкую церковь, при которой в 1864 г. был устроен теплый придельный храм с двумя престольными в честь Корсунской иконы Божией Матери и во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского.

В 1811 - 1844 гг. в горкинском храме служил священник Григорий Иванов, затем в 1844 - 1862 гг. - священник Парфений Иванович Воскресенский и в 1862 - 1867 гг. - священник Иван Петрович Альбицкий. После кончины последнего в Троицкую церковь села Горки был назначен молодой священник Николай Леонтьевич Любимов. В этом храме он вел службу в течение 45 лет, длительное время исполняя должность благочинного 2-го округа Ковровского уезда. За отлично-усердную деятельность получил множество наград: набедренник (1875 г.), скуфью, камилавку (1881 г.), наперсный крест, сан протоиерея, ордена Св. Анны II ст. (1905 г.) и Св. Владимира IV ст. (1909 г.). Скончался Н. Л. Любимов 5 июня 1912 г. Его преемником в Горках стал священник Николай Вознесенский, переведенный туда из села Кузминского Юрьевского уезда. После реформы 1861 г. временнообязанные горкинские крестьяне еще долго платили оброк по 10 рублей серебром с ревизской души. К 1895 г. население села составляло 506 человек, из них 85 жили заработками как плотники, столяры, кровельщики, маляры и каменщики. С 1864 по 1896 гг. Горки являлись центром одноименной Горкинской волости, которая была затем объединена с Эдемской волостью Ковровского уезда. К началу XX столетия в Эдемской волости появились первые крупные ткацкие фабрики Ремезова и Дербеневых. За счет рабочих население почти всех сел и деревень этого района значительно увеличилось.

В Горках к 1904 г. проживало 986 человек в 158 дворах. На рубеже XIX - XX столетий это село являлось и довольно значительным торговым центром. На трех ежегодных ярмарках там продавалось мануфактурных, щепных, железных, бакалейных и кожевенных товаров на сумму до 16 тысяч рублей. Некоторые из местных крестьян вели крупное дело. Так, например, Ефим Иванович Шухов в 1901 г. владел в Коврове кирпичным заводиком с выработкой по 200 тысяч кирпичей в год на 2000 рублей. К 1913 г. он уже имел в Коврове на Павловской улице лавку по продаже лесных материалов и дров на 7000 рублей в год.

В 1882 г. в Горках открылось земское начальное народное училище. Обязанности законоучителя там выполняли священники местной Троицкой церкви. Учительницей до 1885 г. была выпускница Владимирского епархиального женского училища Татьяна Ивановна Доброхотова, а с 1885 г. - получившая свидетельство на звание учительницы во Владимирской женской гимназии Варвара Николаевна Островзорова. Первоначально число учеников колебалось около 60, а к 1915 г. увеличилось до 74 человек. Учителей тоже стало двое: Аполинария Петровна Миртова из «епархиалок» и Владимир Иванович Ставровский, выпускник Владимирской духовной семинарии. В 1932 г. в Горках был образован колхоз им. Свердлова. Сегодня стоящая на возвышенном месте Троицкая церковь, как раньше, хорошо видна издалека, неразоренная, в отличие от многих соседних. Служит там священник о. Анатолий Бутряков и уважают этого достойнейшего пастыря не только односельчане, но и жители соседних районов. Именно храм, а также старые пруды напротив, напоминают о четырехвековой истории старинного села.


Анонимный участник  13 апреля 2019

Существует предание, что до XVII в. в окрестностях была явлена икона Троицы, и позже возник храм, сначала деревянный, а с 1801 г. - каменный.

Православный храм представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Именно поэтому смысл и значение архитектурных форм христианского храма можно уяснить, рассматривая храм в его идее – как плод домостроительства Божия на основании предания, бережно хранимого Церковью. В царствование императоров Павла I и Александра I было построено больше храмов, чем в XVIII в. и второй трети XIX в. Чуть ли не каждый год возводились и освящались новые храмы. Начало XIX в. — время культурного и духовного подъёма России. Главенствующий стиль этого времени – зрелый, или высокий классицизм. Александровский классицизм - историко-региональный стиль русского искусства начала XIX в. Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Многое решает цвет, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи – белые, фон – желтый или серый. В начале XIX в. не столько под влиянием русских традиций, сколько под влиянием представлений о гармонии классицизма, предпочтение стало отдаваться квадратным крестово-купольным храмам.

Сельская церковь даже в полузабытом селении устремляется вверх. Колокольня являлась ориентиром для человека. До середины XIX в.  архитектура усадебного храма должна была не только воздействовать на эмоции человека, сколько показывать ему истину, критерием которой провозглашалась красота. Но чтобы каждый мог поверить в эту небесную красоту, она должна была быть особой земной красотой, ярко выраженной как в местоположении храма, так и в его художественном образе.

В настоящее время на территории современного Камешковского района сохранилось множество храмов в честь Троицы Живоначальной. Почти все храмы в честь Троицы Живоначальной построены в XIXв.

Как и во многих других сёлах, церковь в с. Горки была построена на возвышенности. Храм в с. Горки неразрывно связан с ландшафтом и суровым лесным пейзажем, характерна устойчивая обозримость храма с определённых и предпочтительных направлений. Епископом во Владимире в начале XIX в. был Ксенофонт Троепольский (1801-1821). Именно тогда в Ковровском уезде чуть ли не каждый год возводились и освящались каменные храмы. Архиепископ Ксенофонт был из числа самых просвещенных и добрых пастырей на Владимирской кафедре. Человек всесторонне образованный, он пользовался особенным уважением и любовью своей паствы. Характерной чертой его деятельности служит постоянная, в полном смысле слова неусыпная забота о духовном просвещении. Предание говорит, что его так и называли многие — "радетель духовного просвещения".

В здании храма Троицы Живоначальной в с. Горки романтическое направление было тесно связано с эстетикой сентиментализма и культом «естественного» человека, живущего в единстве с природой и свободного от угнетения. Фасадный декор лаконичен и строг. Силуэт здания поражает гармоничностью и изяществом. Портики придают торжественный вид. Меланхоличные мечтательные пропорции колокольни утяжелены вертикальной устремлённостью архитектурных форм, подчёркнутых остриём венчающего шпиля. У храма Троицы Живоначальной луковичная глава. Луковичные главы – наиболее характерная отличительная особенность древнерусских храмов. В храме одна глава – в честь одной главы Церкви – Господа Иисуса Христа. Крест - четырёхконечный с полукружием в виде полумесяца внизу, где концы полумесяца обращены вверх, очень древний вид креста. Крест и полукружие означает якорь спасения, якорь успокоения в небесном царстве, что соответствует понятию о храме как о корабле, плывущем в царство Божие. Полумесяц - это Евхаристическая чаша. Можно истолковать полумесяц и как Богородичную символику.

Храм является многопрестольным, имеет как большое пространство перед главным алтарем, так и достаточно замкнутые приделы. Этого требует повседневная жизнь приходского храма. Первый придел посвящён Корсунской иконы Богородицы. Она считается одной из икон Божьей Матери, написанных святым евангелистом Лукой. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Корсунская» молятся об исцелении душевных и телесных страданий верующих. Второй придел посвящён великомученику Димитрию Солунскому, обращавшему язычников к христианской вере.

Иконы подчинены архитектурному замыслу храма. Иконостас храма состоит из пяти ярусов, украшен тонкой золотой резьбой и лепниной. Письмо икон тонкое, но лики потемнели от времени. Возможно, многие из созданы в период с 1800 по 1850 гг. Царские врата украшены золотым кружевом. Стены храма - зелёного цвета, отделанные зелёным мрамором. В притворе, возле дверей - два ангела с выразительными ликами. Композиции строго уравновешены, колористическое решение - приглушённые коричневые, красные, голубые тона. Прослеживается идея торжества Православия.



Комментарии и обсуждение


Действующий храм. Состояние удовлетворительное. Храм огорожен каменной оградой с башенками и воротами, вне часов службы территория закрыта для посторонних.

27 августа 2005, Олег Щёлоков.