Богоявленскую церковь можно часто увидеть на фотографиях с видами подмосковной Вереи. Этот храм неизбежно попадает в поле зрения туристов благодаря своему удачному расположению в Заречье. С высокого холма Верейского кремля, где расположены главные достопримечательности – древнейший в городе собор Рождества Христова и памятник герою Отечественной войны 1812 года И.С. Дорохову, открывается живописный вид на низкий противоположный берег реки Протвы. Именно там издавна располагалась Заречная слобода с церковью Богоявления Господня. Об этой церкви, ставшей узнаваемым символом Вереи, пойдет речь в этой статье.
В 1862 году некий гражданин, С. Яковлев записал актуальные и по сей день слова о Верее и заречной части этого города в своих «Подмосковных дорожных заметках»: «Местоположение Вереи живописно; город раскинулся на вершинах крутой горы, внизу которой журчит река; по ту сторону реки тянутся сады и среди их веселенькие домики; куда ни взглянешь, везде встречаешь веселый, приветливый пейзаж…»
Каменная церковь Богоявления Господня с приделом бессребреников Космы и Дамиана была построена в 1777-1786 гг. на средства местного купца Михаила Егоровича Седельникова. В архитектурном отношении церковь относится к стилю провинциального барокко, о котором свидетельствуют композиция «восьмерик на четверике» и общий, как сказано в справочнике «Памятники архитектуры Московской области», «вертикализм сооружения». При этом колокольня, соединенная с храмом трапезной частью, отражает архаичные для конца XVIII века черты русского зодчества допетровской эпохи.
Важные перемены произошли в жизни города Вереи именно в XVIII веке. Петровские преобразования, победа в войне со Швецией и строительство новой столицы открыли стране западные рынки. Это дало новый импульс к развитию тех подмосковных городов, которые находились на больших торговых путях, связывавших центральную Россию и европейские страны. Верея в этом смысле располагалась очень удачно: с одной стороны, через нее шел водный путь через Протву и Оку. С другой стороны, неподалеку пролегал Смоленский тракт, связанный с Гжатской пристанью (современный город Гагарин), откуда товары отправлялись непосредственно в Санкт-Петербург и Ригу. Уже в 1720-е гг. число купцов в Верее достигло небывалой для небольшого города цифры – 1500 человек.
Из статистических описаний 1811 года мы узнаем, что Верея в экономическом отношении входила тогда в тройку лучших городов Московской губернии: «Местоположение оных городов [Московской губернии] не столь выгодно, исключая Коломны и Серпухова… и потому сии два и третий к ним должно присоединить Верею, суть лучшие города в губернии; прочие же… могут почесться маловажными». Верейские купцы торговали хлебом, пенькой, маслом не только с Москвой и Петербургом, но и с немецкими городами: Лейпцигом, Кенигсбергом и Данцигом.
Экономический подъем Вереи неизбежно повлиял на облик города: именно в XVIII веке богатые купцы построили почти все ныне существующие в городе каменные храмы. Вот что писал об этом известный верейский краевед и педагог С.А. Поспелов: «С первых десятилетий XVIII века богатое верейское купечество приступило к сооружению в городе крупных зданий и в первую очередь церквей. Были завершены работы по перестройке на городище Рождественской соборной церкви. К западной ее стороне была пристроена высокая многоярусная колокольня с колоннами, в северо-западной части города выросла пятиглавая Ильинская церковь, в Заречье – Космодемьянская церковь».
Церковь Богоявления Заречной слободы называлась Космодемьянской по приделу, устроенному в память о первом деревянном храме, который стоял на этом месте в древности. В XVI столетии в Верее насчитывалось17 церквей и только одна Космодемьянская располагалась на противоположном от кремлевского вала берегу реки Протвы. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа встречается первое упоминание тогда еще деревянной «церкви Козмы и Дамиана на посаде», которая была построена в 1673 году на месте разрушенного в Смутное время одноименного храма.
Собиратель материалов для летописей церквей Московской епархии В.И. Холмогоров приводил примечательный случай, отразившийся в документах начала XVIII века и связанный с приходом верейской церкви Космы и Дамиана «на нижнем посаде». В 1717 году молодой диакон Евфим Кириллов, рукоположенный знаменитым церковным деятелем петровской эпохи Стефаном Яворским, жаловался на притеснения со стороны двух местных священников Василия Харитонова и Никиты Иванова, которые лишали служителя денежного и хлебного дохода. Этот диакон, согласно документу, поданному в патриарший Казенный приказ, в 1710 году занял место священнослужителя в Космодемьянской церкви вместо рано скончавшегося тестя. На попечении Евфима Кириллова были не только его собственные дети, но также теща и малолетние сироты – сестры жены. Духовное ведомство встало на сторону обиженного собратьями по служению дьякона и велело священникам церкви Космы и Дамиана впредь выделять ему третью часть дохода.
Храм Богоявления Господня стоит недалеко от реки Протвы, символизирующей, быть может, по замыслу основателей этой церкви, библейский Иордан. Для западной части Подмосковья и ближайших окрестностей Протва имела большое религиозное значение. В ее водах, по преданию была обретена почитавшаяся в Верее чудотворная икона Владимирской Божией Матери с ликом Николая Чудотворца на обратной стороне. Также в Протве у села Вышгород (нынешнего Наро-Фоминского городского округа) был чудесно обретен резной образ Параскевы Пятницы, хранящийся сегодня в каменной часовне в центре Вереи. На Протве великий русский святой преподобный Пафнутий основал знаменитый Богородице-Рождественский монастырь в Боровске. Отсюда же вышел не менее знаменитый ученик святого Пафнутия – основатель собственной обители под Волоколамском преподобный Иосиф Волоцкий.
Об истории Вереи, казалось бы, написано немало. Но всё же о святынях города много ещё «белых пятен», ждущих своих разгадок и описания. Например, в своей книге «г. Верея и храмы Наро-Фоминского района» протоиерей Олег Пэнэжко пишет, что в XVI веке в Верее было семнадцать церквей. Может быть, это ошибка или опечатка, т.к. в «Верейской десятине» братьев Холмогоровых упоминаются всего лишь 6 храмов. При этом речи о седьмой старообрядческой церкви в Верее тогда ещё не было, поскольку на этом месте в прошлом была всего лишь часовня. Может быть, другие были сожжены в Смутное время, поскольку были деревянными и ввиду этого не были упомянуты Холмогоровыми. Но из сохранившихся до настоящего времени верейских храмов наш рассказ пойдёт о церкви Богоявления. Прежде ныне существующего каменного храма на этом месте сначала стояла деревянная церковь «Козьмы и Дамiана». Братья Холмогоровы, ведя своё повествование о ней, писали: «7199 г. (1691) марта въ 30 день, по благославенной грамоте, данъ антиминсъ ко освященiю церкви Козьмы и Дамiана города Вереи, что на посаде, подъ росписку попа той же церкви Тимофея Ефимова (Патр. пр. кн. 138, л.11)».
Современная каменная церковь Богоявления (с приделом святых бессребреников Косьмы и Дамиана), была построена на месте деревянной только в 1777 г. на средства верейских купцов Михаила и Алексея Седельниковых. В 1903 году настоятелем верейской Богоявленской церкви был назначен Леонид Александрович Прендкович. Он был канонизирован в 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной церкви как священномученик.
В конце 1930-х гг. храм был закрыт, в его помещениях располагался магазин со складом. Ущерб зданию был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Пол храма был разобран. Постановлением Совета Министров СССР за № 1327, прил. 2 от 30 августа 1960 года церковь признана памятником архитектуры регионального значения. Реставрационные работы по этому памятнику проводились в 1967-1969 гг. специалистами треста «Мособлстройреставрация» под руководством архитектора-реставратора Н. Н. Свешникова. К сожалению, Богоявленскую церковь отреставрировали не до конца. Что послужило тому, чтобы отреставрировать храм полностью и открыть в нём, хотя бы музей или выставочный зал, мы, к сожелению не знаем. К 2000-м гг., без должного ремонта и косметических работ, церковное здание, вновь обветшало, крыша и главки проржавели, гидроизоляция тоже оставляла желать лучшего...
В 2004 году здание передано в пользование религиозной общине, после чего памятник архитектуры - Богоявленская церковь города Вереи, была основательно отреставрирована и ныне радует глаз каждого туриста и паломника, побывавшего в этом самом маленьком городе Московской области. В период 2004-2007 гг. храм был оштукатурен внутри и снаружи, и по¬белен. Привлечённые прихожанами специалисты-рабочие полностью заменили кровлю, установили новые главки и кресты. Заменили оконные рамы и установлены новые двери. В трапезной сделали новый пол, который выложили плиткой. Проведено электричество, газ и отопление. Закрывающие храм старые деревья удалили, а территорию огородили металлической оградой. На колокольню подняли 7 колоколов. Придел святых Косьмы и Дамиана обрел новый иконостас, также облагородили иконостас центрального Богоявленского алтаря.
На Богоявленской церкви повешены 2 таблички. Одна табличка гласит:«Богоявленская церковь (что в Заречье) с приделом святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших. Построена на средства купца М.Е. Седельникова в 1777 году. Освящена в 1781 году». На второй табличке следующая надпись: «В этом храме служили священномученик Леонид Прендкович и мученик Алексий Серебрянников, принявшие смерть за Христа в годы гонений на православную веру (Память святых совершается 13 октября)».
Церковь Святого Богоявления является образцом церковного зодчества последней четверти XVIII века. Она представляет собой бесстолпный храм типа" восьмерик на четверике" с ярко выраженной ярусной композицией. Завершенный фронтонами двусветный четверик расчленен на два яруса профилированным поясом, проходящим в уровне венчающих карнизов алтаря и трапезной. Сомкнутый свод храма несет массивный световой восьмигранник барабана с миниатюрным глухим постаментом и фигурной главкой. Архитектурные и декоративные формы храма - спаренные пилястры на углах, фронтоны, абрис кровли - подчёркивают вертикализм здания. Небольшая низкая трапезная связывает четверик с трехъярусной колокольней. Два её нижних яруса, квадратные в плане, несут прорезанный арками восьмерик звонницы, увенчанный каркасным шатром.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Богоявленская церковь на реке Протве и сайта: Богоявленская церковь - Религия - Информационный ресурс по городу Верея (vereya.su)