«На берегу Истры, или Иордана, на северо-западе от монастыря, патриарх Никон устроил себе скит или пустыню. Этот скит имеет вид восточных жилых башен. Это каменное четырехэтажное здание; в первом этаже находится место для церкви и четыре комнаты с одной печкой; во второй этаж ведет узкая каменная лестница; здесь небольшая трапеза и две кельи с чуланом и печкой из древних изразцов; из трапезы ведет небольшая лестница в третий этаж, где устроены хлебная и просфорная печи; налево от них находится жилая келья, направо - приемная, а рядом с ней собственная келья святейшего патриарха Никона, в которой до сих пор хранится его круглый липовый стол и висит портрет его. В том же этаже помещается церковь во имя Богоявления Господня. В четвертом этаже, на верхней, почти плоской крыше, обведенной кругом перилами, находится особая келья патриарха Никона с коротким каменным ложем. На той же площадке имеется небольшая церковь во имя свв. Петра и Павла, а позади ее колокольня с одним колоколом. Этот скит устроен в первый же год по переселении святейшего патриарха из Москвы в Воскресенский монастырь в 1658 году. Сюда-то он удалялся во время постов из своей обители и проводил время среди избранных учеников в самых строгих молитвенных подвигах. В настоящее время это здание стоит совершенно пустым».
Цитата из публикации «Ставропигиальный Воскресенский, «Новый Иерусалим» именуемый, монастырь. Историческое описание. М. 1903. Глава IX» - в книге «Крестный путь патриарха Никона», М. 2000, стр. 55-56.
«Кажущаяся симметрия применена и в архитектуре скита патриарха Никона. Скит находится в 300 метрах к северо-западу от монастыря. Построен скит был в 1658 году. Первый этаж здания был хозяйственным, на втором этаже в небольших кельях размещались келейники патриарха. На третьем этаже находились: церковь Богоявления с трапезной, келья Патриарха и приемная с небольшой прихожей. На плоской крыше находятся – восьмигранная церковь Петра и Павла, маленькая колоколенка и крошечная келья с каменным сидением, в которой можно поместиться лишь сидя и согнувшись. Скит ориентирован длинной осью по линии восток-запад, что связано с тем, что в нем находятся церкви. В то же время, дорога, идущая к скиту из Ново-Иерусалимского монастыря, идет по линии юго-восток-северо-запад. Поэтому с дороги от монастыря видны сразу две стороны здания – южная и восточная. Обе эти стороны архитектурно организованы таким образом, что с дороги, идущей от монастыря, они образуют как бы единый «фасад», на котором третий этаж и постройки на крыше объединены друг с другом при помощи переплетающихся симметричных группировок ... Симметричные группировки образованы проемами построек, расположенных на крыше, и окнами третьего этажа. Проемы построек оказываются как раз посередине между окнами третьего этажа. Южная сторона скита (при фронтальной проекции) не обладает подобными группировками – постройки на крыше и окна третьего этажа оказываются не связанными друг с другом...
Дорога, идущая от Воскресенского монастыря, огибает скит и далее продолжается до реки Истры в том же направлении юго-восток-северо-запад. Если смотреть с того места, где дорога упирается в реку, то также, как и со стороны монастыря, северная и западная стороны здания «разворачиваются», образуя единый «фасад». При этом так же, как и с предыдущей точки зрения, архитектурные элементы крыши и третьего этажа образуют симметричные группировки. Вернее, наблюдателю кажется (возникает иллюзия), что эти элементы образуют симметричные группировки. Поэтому совершенно неожиданным оказывается вид северной стороны здания, снятый фронтально. Так же как и при наблюдении с первой точки зрения, наблюдатель ожидает симметричного расположения проемов третьего этажа и проемов сооружений, находящихся на крыше, и ... обманывается из-за того, что более углубленные постройки, расположенные на крыше, «уплывают» в сторону от места предполагаемого их расположения. Это .... пример того, что наблюдатель, глядя на здание сбоку, «воображает» его симметричным, исходя из того, каким образом обычно искажается симметричное здание, если на него смотреть сбоку. И найдя, что все элементы наблюдаемого сооружения искажены так, как должны быть искажены элементы симметричного здания при боковом виде, восстанавливает в своем воображении вид здания из точки, расположенной на линии, идущей перпендикулярно фасаду. При этом восстанавливается вид, исходя из априорной посылки о том, что все элементы фасада лежат в одной плоскости».
Цитата из книги: Федоров А.Е. «Симметрия в русской традиционной архитектуре», М. 1997, стр. 67-68.