Древняя Суздальская земля. Старинное село, известное с XVII в., ныне же – имеющее население… 12 человек, и то по переписи 11-летней давности. Уже почти в чистом поле до недавнего времени высились здесь остатки колокольни бывшего храма – само его здание уже в руинах. А может быть, правильнее сказать – ещё!
До революции рядом стояли два села – Быково Старое, село сперва дворцовое, затем, с XVII в., частновладельческое, и Быково-Погост, образовавшееся, видимо с начала XVIII в. тогда же, когда здесь усердием прихожан возведена однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение». Точно известен год строительства – 1777. Видимо, по освящении храма какое-то время продолжались работы по росписи. А иконостас, вид которого сохранили старые фото, относится к 1794 г. На тех же фотографиях видно, что стены церкви к тому времени были покрыты фресками.
Ныне сказать об архитектурном стиле храма что бы то ни было затруднительно – понятно лишь, что сохранившаяся колокольня возведена по канонам, близким к русской архитектуре XVII в. – у нее характерная шатровая крыша, которая завершается луковичной главкой.
Приход включал чуть более 1000 человек из пяти деревень. Известно, что с 1875 г. здесь была небольшая школа. «По штату» небольшому храму положены были священник и псаломщик.
Как все селяне, Знаменский причт занимался хозяйством: храму принадлежало 33 десятины, или чуть более 30 гектаров. Сохранились также данные, что священник и псаломщик получали хоть не большое, но казенное содержание – около 60 рублей в год, кроме того, священника содержали также сами прихожане, заказывавшие требы.
Духовная жизнь прихожан, очевидно, была налаженной, размеренной – благодаря служившим здесь пастырям, о которых скупые строки старых документов все же доносят некоторые сведения, относящиеся, правда, уже ко 2 пол. XIX в.
Иван Шумиловский, служивший при храме, остался в истории благодаря дочери, Татьяне, родившейся здесь (1868 г.) Впоследствии она окончила епархиальное училище, стала преподавать. В 1923 г. она признана лучшим учителем, а всего отдала сельской школе 42 года.
Отец Михаил служил при Знаменском храме с 1871 г., видимо, сменив на настоятельстве отца Иоанна. К тому времени это был маститый иерей, прослуживший во священническом сане 29 лет. Еще 24 суждено было ему служить при Знаменском храме, а всего на селе он прожил 28 лет. По сохранившимся воспоминаниям, отца Михаила отличала глубокая любовь к церковной службе: он служил литургию не только по воскресным дням, как то было в большинстве сельских церквей, но нередко совершал богослужения по другим дням недели.
Однажды во время службы отцу Михаилу сообщили, что горит его дом. Но пастырь не прервал богослужение до тех пор, пока не совершил всего по Уставу. Дом, как говорили, к концу службы сгорел совсем, впрочем, прихожане немедленно же оказали помощь своему священнику. Немало сделал батюшка для благолепия храма; за время его настоятельства удалось обновить росписи, приобрести новые богослужебные сосуды. Немало пожертвовал священник для церкви собственных сбережений – при этом, кстати, частенько не брал денег за требы, если видел, что семья бедна, нуждается. Прихожане так любили отца Михаила, его службы, что даже после того, как он стал заштатным иереем, уйдя на покой по возрасту, его постоянно просили отслужить молебен, сорокоуст, прийти к больному или умирающему; случаев, когда уже 80-летний батюшка кому-либо отказал, просто не было.
Кроме того, об отце Михаиле сохранилось множество воспоминаний как о добрейшей души пастыре, никого никогда не осудившем. Бывало, если его обидят, только скажет: «Бог с ним, одумается сам…» Так тихо, мирно священник пришел к концу своего земного пути – преставился он в 1899 г., а погребен своими духовными чадами близ храма. Говорили, что, несмотря на летнюю страду (хоронили о. Михаила 29 июня 1899 г.) церковь была полна молящимися, пришедшими проститься с любимым батюшкой.
Доподлинно не известно, что в начале XX в. случилось с православным селом, любившим молебны, крестные ходы. Только документы свидетельствуют: именно здесь уже осенью 1917 г. был создан первый отряд «красной гвардии» во всем Суздальском уезде. А уже через несколько месяцев идейные революционеры проявили себя, разогнав в Суздале крестный ход: его устроили верующие, поддержавшие воззвание Патриарха Тихона, обличившего советскую власть за гонения на Церковь. Надо полагать, накалилась обстановка также среди самих селян. Но все же церковь продолжала действовать до 1929 г. Лишь тогда ее закрыли, а последнего настоятеля, священника Алексия Дмитриевского – репрессировали. С тех пор на месте храма появился клуб. Некоторое время, как говорят документы, на селе «выводили» православных, не пожелавших смириться, образовавших даже церковный совет. Например, 4 июня 1935 г. Суздальский райфинотдел потребовал от православных 1200 р. за два креста, которые кто-то (возможно, пытаясь спасти хоть часть святынь от поругания) вынес из храма. Клубом храм «работал» до 1950-х, пока Быково не вошло в состав колхоза имени Маленкова (впоследствии «Заря»). Тогда здание заняла машино-тракторная станция, а в алтаре поставили пункт сепарации молока…
Между тем, с 1960 г. церковь стала памятником архитектуры. Так что со следующего года колхозные структуры здание покинули – ну а ремонт, разумеется, не начался. Так стоял старый храм – памятник как благочестию жителей, так их неразумию. Он дожил до начала 1990-х. А потом на церковь напали вандалы – потомки безбожников, когда-то яростно разгонявших крестные ходы, истово уничтожавших иконы, росписи. Так церковь стала грудой кирпича: сломали одну стену, так, шутки ради. А там пошло… К 2010-м осталась одна колокольня.
Кажется, при совершенно исчезнувших деревнях бывшего прихода, продолжающемся засилье безбожия, бездуховности, быть их просто не может. Немного времени, вслед за Быковым исчезнет и церковь. Но, видимо, не попускает Господь погибнуть Своему дому – по молитвам ли пастырей, покоящихся на этой земле, или ради верующих, которых здесь все же немало. В июле 2020 г. православная молодежь древнего Владимира, объединенная движением «Соборяне» решила взяться за восстановление поруганных святынь своей земли. Так возник проект «Наши древние храмы». Сейчас он включает 22 церкви – разрушающихся, или почти совсем разрушенных, как Знаменская. На сайте епархии она значится под номером 12.
Совсем недавнее фото от 27 июля 2021 г., размещенное на портале Соборы.ру, демонстрирует… чудо. Колокольню с полностью восстановленной шатровой крышей, оштукатуренными стенами. И начавшуюся уже побелку! Даже руинированные остатки рядом не кажутся уже такими страшными – все еще сохранна кладка стен. Да вообще ведь она не так велика, эта церковь – объем работ не ужасает огромностью, все по силам человеческим.
Стоит сказать – ныне храм числится за Суздальским монастырским благочинием. Он – подворье местного Ризоположенского женского монастыря, кстати, самого старого в этих местах (начала XIII в.). Может быть, через несколько лет здесь будет скит. Тогда храм снова будет жить.
Источник: статья Натальи Сазоновой «Знаменская церковь на погосте Быково ещё в руинах, но скоро здесь будет скит» на сайте православной онлайн энциклопедии Православие.вики: https://pravoslavie.wiki/
Знаменская церковь в Быково: на погосте, будет скит и жизнь
Комментарии и обсуждение
Погост Быково. Церковь иконы Божией Матери "Знамение"
У памятника архитектуры местной категории государственной охраны "Знаменская церковь" села Погост Быково местными вандалами уничтожена восточная стена четверика основного объёма. Восстановить точную высоту храма, угол наклона кровель можно только по фотографии https://sobory.ru/photo/index.html?photo=4890 . По фотографии 2005 года https://sobory.ru/photo/index.html?photo=4897 последняя возможность восстановить точную форму и высоту кровельного покрытия апсиды. В конце 2008г. в активную стадию разрушения перешла и южная стена основного объема.
26 июня 1935 г. (повторно 4 сентября и 8 октября) церковный совет с. Погост-Быково сообщил во ВЦИК, что Суздальский райфинотдел требует с верующих 1200 рублей за 2 украденных креста. На этот раз ВЦИК ограничился лишь тем, что 29 июля поручил областному финуправлению перепроверить вес похищенных крестов. В 1940 г. храм закрыт.
(ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 697. Л. 59-61) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 101-102, 112.